ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНОШЕЙ 11-12 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА 6
1.1. Характеристика координационных способностей, критерии
оценки и показатели развития 6
1.2. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические
особенности развития координационных способностей юношей 11-12 лет 12
1.3 Особенности занятия настольным теннисом 19
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 26
2.1. Методы исследования 26
2.2. Организация исследования 31
Глава 3. РАЗРАБОТКА КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ
ДЛЯ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЮНОШЕЙ 1112 ЛЕТ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ В СЕКЦИИ НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА И ПРОВЕРКА ЕГО РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ 33
3.1. Разработка комплекса упражнений для развития
координационных способностей юношей 11-12 лет, занимающихся в секции настольного тенниса 33
3.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по
развитию координационных способностей юношей 11-12 лет, занимающихся в секции настольного тенниса 36
ВЫВОДЫ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
Координация характеризуется возможностью людей управлять своими движениями. Сложность управления опорно-двигательным аппаратом заключается в том, что тело человека состоит из значительного количества биозвеньев, которые имеют более ста степеней свободы. По точному выражению Н. А. Бернштейна (1947), «координация движений есть не что иное, как преодоление чрезмерных степеней свободы наших органов движения, т.е. превращение их в управляемые системы. Если координация человека развита недостаточно, он стремится осуществить управление движениями звеньев тела путём фиксации значительного количества суставов» .
Настольный теннис является массовым, увлекательным и зрелищным видом спорта. Благодаря этому виду спорта развивается скорость реакции, меткость, точность, глазомер, аккуратность, способность оценивать игровую ситуацию, просчитывать ходы. Этот вид спорта доступен для любого возраста, несмотря на сложность игровых комбинаций. Настольный теннис является малотравмоопасным видом спорта, что привлекает родителей для того, чтобы отдать своего ребёнка в данный вид спорта. Настольный теннис является доступным видом спорта, так как можно подобрать недорогой качественный инвентарь.
Для развития координационных способностей используются комплексы упражнений, опубликованные в работах Команова В. В., Серовой Л. К. и Барчуковой Г. В. Для нас наибольший интерес представляет исследование Барчуковой Г.В. , так как у данного автора упражнения соответствуют нашей теме ВКР, так как в них учтены возрастные, анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности юношей. Также у Барчуковой Г. В. отражены упражнения направленные на укрепление сердечно-сосудистой системы и развитие координации движений, что необходимо для нашей дипломной работы.
Этот вид спорта является сложно-координационным. Также настольный теннис является Олимпийским видом спорта. На данный момент уровень настольного тенниса в Красноярске низок, на наш взгляд это связано с тем, что в нашем городе выделяют очень маленькое количество средств для данного вида спорта. Также еще одной немаловажной проблемой в Красноярске, является то, что маленьких спортсменов практически не вывозят на соревнования, за счёт этого у них мало практики соревновательной деятельности с игроками различного уровня игры.
Актуальность выбранной нами темы обоснована тем, что возраст 11-12 лет у юношей отличается высокой способностью усвоения сложных двигательных координационных движений.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс юношей 11-12 лет занимающихся в секции настольного тенниса
Предмет исследования: комплекс упражнений направленный на развитие координационных способностей юношей 11-12 лет, занимающихся в секции настольного тенниса
Цель: проверить влияние комплекса упражнений, направленного на развитие координационных способностей юношей 11-12 лет, занимающихся в секции настольного тенниса
Задачи:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования;
2. Разработать комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей юношей 11 -12 лет, занимающихся в секции настольного тенниса;
3. Проверить результативность составленного комплекса упражнений, направленного на развитие координационных способностей юношей 1112 лет, занимающихся в секции настольного тенниса.
...
Таким образом, в выпускной квалификационной работе мы раскрыли поставленную перед нами цель. Проведя исследования, и получив определённые результаты, мы выяснили, что координационные способности на учебно-тренировочных занятиях в настольном теннисе можно воспитывать через предложенный нами комплекс упражнений, так как в этом комплексе имеются все необходимые параметры движений, а именно: пространственные, временные и динамические, которые необходимы для спортсменов, занимающихся настольным теннисом.
Можно сделать следующие выводы:
1. На основании изучения литературных источников, по данному направлению работы установлено, что вопросы по воспитанию координационных способностей в настольном теннисе требует своего дальнейшего обоснования.
2. Мы разработали комплекс упражнений напраленный на развитие
координационных способностей юношей 11-12 лет занимающихся в секции настольного тенниса. В него вошли 10 упражнений, которые в данном сочетании ранее
не применялись на тренировочных занятиях юных теннисистов.
3. В результате проведенного исследования произошел прирост показателей физических качеств экспериментальной группы. В контрольноизмерительном тесте: челночный бег 3х10, относительный прирост в экспериментальной группе составил: 6,5%.
В следующем тесте: приседания с набиванием мяча ракеткой в экспериментальной группе прирост составил:12,6%. В последнем, проведённом нами тесте: бег вокруг стола с, удерживая мяч на ракетке, относительный прирост в экспериментальной группе был следующим: 37,3 %.
Во всех тестах результаты проведённого нами тестирования экспериментальной группы выше, чем до его применения. Таким образом, гипотеза нашего исследования полностью подтверждена.
1. Барчукова Г.В. Настольный теннис: Примерная программа
спортивной подготовки для детско - юношеских спортивных школ, специализированных детско - юношеских школ олимпийского резерва (этапы спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства. - М.: Советский спорт, 2009. - 144 с.
2. Барчукова Г.В. Теория и методика настольного тенниса: учебник для ВУЗов / Г. В. Барчукова, В. М. М. Богушас, О.В. Матыцин; под ред. Г.В. Барчуковой. - М.: Академия, 2006. - 528 с.
3. Безруких М.М. Возрастная физиология: (Физиология развития ребёнка): Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер. - М.: Академия, 2002. - 416 с.
4. Германов, Г. Н. Двигательные способности и физические качества. Разделы теории физической культуры : учебное пособие для вузов / Г. Н. Германов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 224 с.
5. Германов, Г. Н. Начальное физкультурное образование : учебное пособие для вузов / Г. Н. Германов, Е. Г. Цуканова, Г. А. Васенин. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 426 с.
6. Григорьев Д. В., Степанов П. В. Внеурочная деятельность
школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. — М.:
Просвещение, 2011. — 223 с.
7. Дробинская А. О. Анатомия и физиология человека: учебник для СПО. - 2-е изд., пер. и доп. - М.: Юрайт, 2018. - 414 с. - (Серия: Профобр).
8. Железняк Ю. Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте : учебник для студ. учреждений высш. образования / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. - 7-е изд., стер. - М. : Издательский центр «Академия», 2014. - 288 с.
9. Лощенкова Н. А. Возрастная психология. Шпаргалка / Н. А. Лощенкова - 2-е изд. - Саратов: Научная книга, 2020. - 32 с.
10. Матяш Н. В. Возрастная психология : учебное пособие / Н. В. Матяш, Т А. Павлова. - Москва ; Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 268 с.
11. Лях, В. И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте // Физическая культура в школе. - 2018. - № 3. - с. 20 - 25.
12. Наскалов В. М. Теория и методика физического воспитания : учеб.- метод. Комплекс для студентов спец. 1-03 02 01, магистрантов спец. 1-08 80 04 и слушателей ИПК УО «ПГУ» спец. 1-89 02 75. В 2 ч. Ч. 1 / В. М. Наскалов. - Новополоцк : ПГУ, 2008. - 228 с.
13. Начальная подготовка в настольном теннисе. / В. В. Команов, Г. В. Барчукова - М. : Информпечать, 2017, - 224 с.
14. Никитушкин, В. Г. Основы научно-методической деятельности в области физической культуры и спор : учебное пособие для вузов / В. Г. Никитушкин. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 232 с.
15. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: учебник для вузов. - М.: Юрайт. - [Б. м.]: МГППУ, 2016. - 460 с.
... всего 37 источников