Реферат 2
Введение 5
1 Теоретические основы формирования мотивации к учебной деятельности
в старшей школе 8
1.1 Проблема учебной мотивации в научно-образовательных трудах
исследователей 8
1.2 Классификация основных мотивов учебной деятельности 16
2 Практическая работа по формированию мотивации к учебной
деятельности у одиннадцатиклассников 28
2.1 Дидактические методы и приемы формирования мотивации
обучающихся в старшей школе на уроках истории 28
2.2 Описание практической работы по формированию учебной мотивации
одиннадцатиклассников на уроках истории и в внеурочное время 39
Заключение 53
Список использованных источников 56
Приложение А План реализации мотивационной системы в 11-м классе 61
В условиях реализации учебного процесса в средней и старшей школы, наблюдается тенденция выборности предметов. Зачастую выбор ложится на те уроки, которые обучающиеся будут сдавать на ЕГЭ. Обучающиеся прикладывают основные силы на подготовку предметов, от которых будет зависеть их поступление в образовательное учреждение. Ни для кого не секрет, что историческую дисциплину сдают далеко не все, более того, знают его на среднем и низком уровнях. Кроме этого, наблюдается общая тенденция снижения интереса изучения исторического курса, так как современный школьник не до конца осознает всю ее значимость в современном мире.
В рамках ФГОС, системно-деятельностный подход является основой преподавания. Данный «документ» устанавливает требования, при которых обучающийся должен стремиться к саморазвитию и личностному самоопределению. Необходима сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме. Другими словами, системно деятельностный подход способствует к созданию всесторонне развитого человека, хорошо знающего все аспекты теоретической части предметного содержания. Перед педагогом стоит задача объяснить обучающимся всю значимость изучения истории. Для этого и необходимо разобраться в эффективных методах и приемах мотивирования.
Опираясь на современные образовательные стандарты, необходимо не только мотивировать обучающегося на получение исторических знаний, но и на мотивацию к учению в целом. Процесс изучения данной проблемы происходит в таких науках как «психология», и в ее отраслях (возрастная психология и т.д.), а также «педагогика». Исследуемые положения, по вопросу мотивации, будут детально разобраны в дипломной работе. Безусловно, что проблему мотивации нужно рассматривать с разных точек зрения. С одной стороны, исходя из многих исследований, можно предположить, что не существует необучаемых школьников, есть учителя, которые не могут найти подход к ребенку, не могут заинтересовать его, преподнести информацию так, чтобы обучающемуся хотелось слушать и запоминать слова учителя. Но с другой стороны, проблему мотивации изучения истории нельзя перекладывать только на учителя, необходимо учитывать все «переменные», все обстоятельства.
Безусловно, что проблематика выбранной темы актуальна в современном образовательном процессе, так как обучающиеся не всегда понимают, зачем им исторические знания, где они им пригодятся. В результате повышения уровня мотивации: социальной или познавательной, внутренней или внешней, произойдет системное понимание значимости исторической дисциплины, а также понимания современного общества, через «призму прошлого».
Цель исследования - изучить на теоретическом уровне особенности формирования мотивов учебной деятельности и апробировать на практике комплекс приемов, которые способствуют формированию мотивов учебной деятельности у старшеклассников на уроках истории.
Объект исследования - процесс формирования мотивов учебной деятельности у обучающихся в старших классах.
Предмет исследования - методы и приёмы, направленные на формирование мотивации обучающихся на уроках истории в старших классах.
Гипотеза исследования - применение мотивационных приёмов и методов, будет способствовать повышению уровня мотивации, а также глубокого познавательного интереса к историческому материалу...
Мотивация обучения истории в старшей школе является актуальной проблемой современной педагогической психологии. Мотивация является одной из фундаментальных проблем преподавании истории, как в отечественной, так и в зарубежной психологии. В структуру мотивации обучения истории входят такие компоненты как: мотивы, потребности, интерес, стремления, цели, влечения, мотивационные установки, стимулы, эмоции, ценности, идеалы. Данные компоненты взаимосвязаны друг с другом. Следовательно, для повышения уровня мотивации необходимо учитывать каждый из них.
Существует множество определений мотивации, но в нашей работе, мы опирались на определение В. Г. Асеева: мотивация - это сложнейший механизм, в котором соотносятся как внутренние, так и внешние факторы поведения личности, обуславливающие создание, направленность, а также приемы выполнения определенных форм деятельности. Можно сделать вывод, что мотивационную «сферу» личности составляют потребности, мотивы и цели, формирующиеся и развивающиеся на протяжении всей жизни.
В настоящее время, существует многообразие мотивов обучения истории. В своей работе мы опирались на классификации, которые раскрывали мотивацию с разных сторон; познавательные и социальные; внешние и внутренние; мотивы достижения успеха и мотивы избегания неудач и т.д. Данные классификации, были учтены при создании системы мотивирования обучения истории. В зависимости от различных условий и ситуаций педагогу рекомендуется задействовать различные группы мотивов. Упомянутые в работе группы мотивации, необходимо взаимодействовать с учетом возрастных особенностей старшеклассников, у которых наблюдается: стремление к аналитическому мышлению, выстраиванию собственных гипотез, предположений.
Особенность данного возраста в аспекте получения новых знаний, заключается не в усвоении точечных исторических фактов, а в понимание полной картины, целостной концепции выбранного теоретического аспекта в истории, кроме этого важно личностное осмысление проделанных этапов достижения поставленной учебной задачи. Можно сказать, что старшеклассник заинтересован в синтезе части и целого, частного и общего.
Исходя из этого, для обучающегося, необходимо подбирать те формы работы, которые соответствуют его интересам, тем самым на уроках истории возрастает не только желание изучать предмет, но и урок становится более продуктивным. Грамотный выбор приемов и методов, их обоснованное сочетание, а также учет методических особенностей будут способствовать формированию учебной мотивации старшеклассников. На наш взгляд, наиболее универсальными приемами на уроках истории в старших классах является мотивирование через: эксперимент, жизненный опыт, современную обстановку в мире, местные достопримечательности, аудиовизуальные средства, изучение исторических личностей, осмысление влияния истории на жизнь современного человека, и др. В своей практической работе, мы использовали следующие методы обучения: методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, стимулирования, контроля и самоконтроля, эмоциональные, познавательные, волевые, социальные, освоения способов исторического познания...
1. Аргайл, М. Психология межличностного поведения / М. Аргайл. - Москва : Эксмо, 2000. - 336 с.
2. Асеев, В. Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. - Москва : Мысль, 1976. - 158 с.
3. Асеев, В. Г. Возрастная психология : учебное пособие / В. Г. Асеев. - Иркутск : ИГПИ, 1989. - 215 с.
4. Бабанский, Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский - Москва : Просвещение, 1983. - 185 с.
5. Бабкина, Н. В. Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики» / Н. В. Бабкина // Психологическое обозрение. - 1996. - № 2 (3). - 13 с.
6. Бадмаева, Н. Ц. Мотивационная основа развития общих умственных способностей : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.01. / Н. Ц. Бадмаева. - Новосибирск, 2006. - 87 с.
7. Барабанов, В. В. Методика обучения истории: учебник для студ. учреждений высшего образования / В. В. Барабанова, Н. Н. Лазукова // Москва, 2014. - 150 с., 299-300 с.
8. Божович, Л. И. Изучение мотивации поведения детей и подростков. / Л. И. Божович; под. ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной. - Москва : Педагогика, 1972. - 352 с.
9. Вилюнас, В. К. Психология развития мотивации / В. К. Вилюнас. - Санкт-Петербург : Речь, 2006. - 458 с.
10. Выготский, Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский. - Москва : Эксмо, 2005. - 136 с.
11. Вяземский, Е. Е Теория и методика преподавания истории // Е. Е. Вяземский, О. Ю. Стрелова. - Москва : Владос, 2003. - 171 с.
12. Гликман, И. 3. Основы мотивации учения / И. 3. Гликман // Инновации в образовании. - 2007. - № 3. - С. 78 - 82.
13. Гордеева, Т. О. Внутренняя и внешняя учебная мотивация академически успешных школьников [Электронный ресурс] / Т. О. Гордеева, Е. А. Шепелева // Вестник Московского университета. Психология. - 2011. - № 14. - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/vnutrennyaya-i- vneshnyayauchebnaya-motivatsiya-akademicheski-uspeshnyh-shkolnikov
14. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: учеб. пособие / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. - 3-е изд., стереотип. - Москва : Академия, 2005. - 368 с.
15. Епифанова, С. Формирование учебной мотивации / С. Епифанова // Высшее образование в России. - 2006. - №3. - С. 106-107...45