Введение 3
1. Геополитическое значение Ближнего Востока
6
1.1. Современные угрозы безопасности на Ближнем Востоке 6
1.2. Влияние внешних акторов на безопасность в регионе 12
2. Российско-иранское взаимодействие в области безопасности на Ближнем
Востоке на современном этапе 20
2.1. Позиции России и Ирана по вопросам безопасности на Ближнем Востоке.20
2.2. Перспективы российско-иранских отношений в сфере региональной
безопасности 31
Заключение 42
Список использованных источников 44
Ближневосточный регион по праву является стратегически важным регионом по многим параметрам: энергетическая база региональных стран, торговые пути, перспективные направления в торгово-экономической сфере, инновационные технологии в разных областях, рост политических позиций стран Ближнего Востока на мировой арене и т.д.
Вместе с тем для ближневосточного региона характерна конфликтогенность, в которую в той или иной мере вовлечены все региональные страны. На Ближнем Востоке существует большое количество противоречий, в основе которых лежит борьба за природные ресурсы, территориальные споры, этно-территориальные конфликты,
внутригосударственные кризисы, межконфессиональные споры, а также борьба за региональное лидерство.
Такой уровень напряженности, с одной стороны, лишает регион возможности развития и процветания, с другой - дает основания внерегиональным державам вмешиваться в дела региональных стран. Исходя из соображений региональной и международной безопасности, внерегиональные акторы играют роль гарантов безопасности для Ближнего Востока.
В системе межгосударственных отношений на Ближнем Востоке одна из главных ролей отводится Ирану. Сегодня Иран принимает участие в разрешении многих конфликтов как дипломатическими, так и военными методами, тем самым стремясь распространить свое влияние в регионе.
Россия, для которой Ближний Восток особенно за последние несколько лет стал одним из самых приоритетных по экономическим и военно-политическим соображениям, также стремится занять свое место в ближневосточном регионе, оказывая на региональные процессы то или иное влияние.
В свете развития и углубления двухсторонних отношений России и Ирана необходимо определить, какие у сторон есть общие позиции по конкретным кризисным ситуациям региона, а где российская и иранская сторона все-таки расходятся. Более того, необходимо выяснить, есть ли у России и Ирана перспективы в военно-политической сфере и в разрешении конфликтов на Ближнем Востоке...
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Ближний Восток является одной из самых «горячих точек» в мире, поскольку борьба за природные ресурсы, пограничные споры, внутриполитические кризисы в ряде ближневосточных стран, религиозные противоречия, террористическая угроза, а также соперничество за региональное лидерство оказывают деструктивное влияние на общее состояние региона и ведут к нестабильности и снижению уровня безопасности. Наибольшую значимость для региона имеют внутригосударственные кризисы, этно- территориальные конфликты и угроза террористической деятельности на Ближнем Востоке, решить которые страны региона самостоятельно не в силах ввиду недостатка ресурсов и наличия противоречий между ними. По этой причине, а также ввиду своих собственных стратегических интересов, значительную роль в ближневосточных процессах играют внешние акторы.
На сегодняшний день нерегиональные страны для продвижения своих интересов на Ближнем Востоке используют большой спектр инструментов - от экономического и гуманитарного сотрудничества до экономического давления и военных операций. Основываясь на количественный и качественный анализ, можно сделать вывод, что наибольшим влиянием в регионе среди рассмотренных внерегиональных акторов являются США и Китай за счет использования ими различных и эффективных механизмов.
Проведя сравнительный анализ позиций России и Ирана в области региональной безопасности на Ближнем Востоке, можно сделать вывод, что государства выражают необходимость создания региональной системы безопасности на Ближнем Востоке, где у двух стран видение ее будущего формата практически совпадает. Кроме того, Россию и Иран объединяет совместная антитеррористическая деятельность в регионе, в частности на территории Сирии, урегулирование сирийского конфликта и мнение о возобновлении переговоров по СВПД.
С другой стороны, между Россией и Ираном существуют противоречия, которые связаны с будущей системой региональной безопасности, постконфликтным сирийским урегулированием и с последствиями возобновления СВПД.
Исходя из проведённой исследовательской работы, можно выделить основные направления двухстороннего взаимодействия.
Так, Россия и Иран имеют большие перспективы в практических средствах обеспечения безопасности в регионе, например, скоординированная работа в противодействии террористической угрозы, реконструкция экономики и государственности Сирии.
Потенциальные возможности у иранской и российской стороны существуют в политико-дипломатической сфере, где Россия могла бы играть роль посредника переговоров, например, по йеменскому конфликту, или совместно с Ираном проводить линию политического урегулирования таких ближневосточных проблем, как курдский вопрос, иракский и сирийский кризис.
Также в российско-иранском взаимодействии в будущем могут возникнуть противоречия в вопросах постконфликтоного урегулирования Сирии, создания региональной системы безопасности на Ближнем Востоке, также уровень двухсторонних отношений может снизиться за счет возобновления ирано-европейского сотрудничества при подписании СВПД.
И другим направлением, по которому у российско-иранских отношений нет на сегодняшний день перспектив, является палестино-израильский конфликт по причине непримиримости иранской и израильской сторон.
1. О’Делл, М. Ближний Восток: ветер перемен государственности и демократии (опыт для России и стран СНГ) [электронный ресурс] / М. О’ Делл // Материалы международной научно-практической конференции «Государство, Конституция, Родина». Москва: Изд-во Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, 2013. - С. 112-129.
2. Концепция внешней политики Российской Федерации // МИД РФ: [сайт]. - URL: https://www.mid.ru/ru/detail-material-page/1860586/ (Дата обращения: 01.04.2023).
3. Statistical Review of World Energy 2022 // BP: [сайт]. - 2022. - URL: https://www.bp.com/en/global/corporate/energy-economics/statistical-review-of- world-energy.html (дата обращения: 19.03.2023).
4. The United Nations World Water Development Report 2022: groundwater: making the invisible visible // UNESCO. - 2022 - 246 p. - ISBN 978¬92-3-100507-7
5. Вода на Ближнем Востоке стала дороже нефти // Независимая газета: [сайт]. - 2017. - 22 марта. - URL: https://www.ng.ru/ideas/2017-03- 22/5_6954_water.html (дата обращения: 18.03.2023).
6. Анцупов, А. Я. Словарь конфликтолога: 2-е изд.: [словарь] / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов; // СПб.: Питер, 2006. - 527 с. - ISBN 5-469-01216-6
7. Ханалиев, Н.У. Курский вопрос: исторический экскурс / Н.У. Ханалиев // Власть. - 2017. - №4. - С. 150 - 154.
8. Ирак сообщил о почти полном исчезновении ИГИЛ на своей территории // Федеральное агентство новостей: [сайт]. - 2023. - 18 февраля. - URL:https://riafan.ru/23901468irak_soobschil_o_pochti_polnom_ischeznovenii_igil _na_svoei_territorii (дата обращения: 20.03.2023).
9. Хазанов, А.М. Роль «шиитского полумесяца» в нынешней ситуации на Ближнем Востоке (2000-2020) / А.М. Хазанов, С.М. Гастратян // Россия и мусульманский мир. - 2021. - №4 (322). - С. 111-119.
10. OIC Convention to Combat Terrorism // Organisation of Islamic
Cooperation: [официальный сайт]. - 1999. - URL: https://www.oic-
oci.org/page/?p_id=40&p_ref=16&lan=en (дата обращения: 20.03.2023).
11. Global Terrorism Index 2023: Measuring the Impact of Terrorism // Institute for Economics & Peace., 2023. - 95 p.
12. Этапы и инструменты внешней политики США на Ближнем
Востоке // Международная жизнь: [официальный сайт]. - 2016. - URL:
https://interaffairs.ru/jauthor/material/1765 (дата обращения: 27.03.2023).
13. Кириченко, В.П. Совет Сотрудничества Арабских Государств Персидского залива: история и современность (обзор) / В.П. Кириченко // Социальные новации и социальные науки. - 2022. - №2. - С. 67-82.
14. The Jerusalem U.S.-Israel Strategic Partnership Joint Declaration // The
White House: [официальный сайт]. - 2022. - URL:
https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releases/2022/07/14/the- jerusalem-u-s-israel-strategic-partnership-joint-declaration/ (дата обращения: 27.03.2023).
15. Global Terrorism Index: measuring and understanding the impact of terrorism // Institute for Economics and Peace., 2016. - 108 p...52