ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретическое обоснование развития координационных способностей у обучающихся 6 класса на уроках физической культуры 6
1.1 Понятие и классификация координационных способностей 6
1.3. Средства и методы развития координационных способностей 13
Выводы по 1 главе 18
2. Организация и методы исследования 20
2.1 Организация исследования 20
2.2 Методы исследования 20
3. Результаты исследования и их обсуждение 24
3.1 Комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей 24
3.2. Оценка эффективности комплекса упражнений, направленного на развитие координационных способностей 29
Заключение и выводы 35
Список использованных источников 38
Приложение 41
Современная образовательная система нацелена на всестороннее развитие личности учащегося, включая физическое, интеллектуальное и эмоциональное воспитание. Важным аспектом физического воспитания является развитие координационных способностей, которые играют ключевую роль в формировании двигательной культуры и физической подготовленности детей. Координационные способности включают в себя способность точно и экономично выполнять разнообразные двигательные действия, а также быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и новым задачам.
Особое внимание следует уделять обучающимся младшего подросткового возраста, так как именно в этот период происходит активное развитие моторики и двигательных навыков. Ученики 6 классов находятся в возрасте, когда координационные способности особенно поддаются улучшению и совершенствованию. Эффективное развитие этих способностей способствует улучшению общей физической подготовленности, повышению интереса к занятиям физической культурой и формированию здорового образа жизни .
Проблема развития координационных способностей у школьников имеет многогранный характер. Важно учитывать возрастные и физиологические особенности детей, уровень их физической подготовки, а также мотивацию к занятиям спортом. Учителя физической культуры играют ключевую роль в этом процессе, так как они должны не только предоставлять учащимся необходимые знания и навыки, но и способствовать развитию их интереса и любви к физической активности
Важную роль в организации физического воспитания школьников играет соблюдение Федеральных государственных образовательных стандартов Российской Федерации (ФГОС РФ). Согласно ФГОС РФ, физическое воспитание является обязательной частью образовательного процесса, направленной на всестороннее развитие личности учащихся. Стандарты подчеркивают необходимость формирования у школьников устойчивого интереса к физической активности и здоровому образу жизни, а также развитие физических качеств, включая координационные способности
ФГОС РФ определяет конкретные цели и задачи физического воспитания, среди которых особое внимание уделяется развитию координационных способностей. Это включает в себя:
• Развитие способности точно и координированно выполнять разнообразные двигательные действия;
• Улучшение быстроты реакции и ловкости;
• Формирование навыков равновесия и ориентировки в пространстве;
• Адаптацию к изменяющимся условиям и новым задачам .
Для достижения этих целей ФГОС РФ рекомендует использование различных методик и подходов, включая игровые формы занятий, комплексные упражнения, а также занятия на свежем воздухе .
Объект: образовательный процесс по физической культуре в основной школе.
Предмет: комплекс упражнений, направленный на развитие
координационных способностей на уроках физической культуры.
Цель: обосновать и оценить результативность комплекса, направленный на развитие координационных способностей у обучающихся 6 класса на уроках физической культуры.
Задачи:
1. Выявить на основе анализа литературных источников характерные особенности проявления координационных способностей у обучающихся на уроках физической культуры;
2. Разработать комплекс упражнений для развития координационных способностей у обучающихся 6 классов;
...
В ходе данной выпускной квалификационной работы была проведена оценка эффективности комплекса упражнений, направленных на развитие координационных способностей у обучающихся 6 класса на уроках физической культуры. Результаты исследования подтвердили важность и необходимость развития координационных способностей у учащихся, учитывая их анатомофизиологические и психолого-педагогические особенности.
Комплекс упражнений, предложенный в рамках данной работы, включал разнообразные методики и подходы, ориентированные на всестороннее развитие координационных навыков. Упражнения были разработаны с учетом возрастных и физиологических особенностей учеников 6 класса, что позволило добиться значительных улучшений в их координационных способностях.
Исследование проводилось в несколько этапов: от теоретического обоснования и разработки комплекса упражнений до их практического применения, и оценки эффективности. Результаты тестирования показали, что ученики экспериментальной группы, занимавшиеся по предложенному комплексу упражнений, продемонстрировали значительное улучшение в показателях координационных способностей по сравнению с контрольной группой.
Выводы.
1. В ходе изучения научной литературы было выявлено, что в возрасте 11-12 лет, происходит значительное анатомо -физиологическое развитие. В этот период происходит интенсивный рост скелета и увеличение мышечной массы, что требует осторожного подхода к физическим нагрузкам. Сердечно-сосудистая система учеников этого возраста характеризуется сравнительно высоким пульсом и низким артериальным давлением, что требует внимательного контроля интенсивности физической нагрузки. Дыхательная система школьников развивается, но дыхательные мышцы еще недостаточно развиты для продолжительных аэробных нагрузок, что также нужно учитывать при планировании уроков физической культуры. Психолого-педагогические особенности включают когнитивное развитие, мотивацию и интересы к физическим занятиям, эмоциональное и социальное развитие, что требует создания комфортной психологической атмосферы на уроках. Возраст 11 -12 лет является критическим периодом для развития координационных способностей, поскольку в этом возрасте подростки обладают высокой пластичностью нервной системы и способностью к быстрому обучению новым движениям. Развитие координации в этот период способствует эффективному формированию сложных двигательных навыков, улучшает общую физическую подготовленность и снижает риск травматизма.
2. Нами был разработан комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей у обучающихся 6 классов. В состав комплекса входят упражнения: прыжки через скакалку, метание теннисного мяча партнеру, ходьбу по гимнастической скамье, выполнение упражнения "ласточка", броски баскетбольного мяча с движением вперед и челночный бег. При разработке комплекса учитывались физиологические и психологические особенности шестиклассников, а также сенситивные периоды развития координационных способностей. Все упражнения направлены на улучшение равновесия, координации движений, ловкости и быстроты реакции, что способствовало укреплению мышц и улучшению моторики учеников.
3. На начальном этапе эксперимента результаты тестирования координационных способностей в контрольной и экспериментальной группах были практически одинаковыми, что свидетельствует о равных условиях для проведения эксперимента. На заключительном этапе эксперимента в экспериментальной группе, занимавшейся по предложенному комплексу упражнений, наблюдались значительные улучшения в показателях координационных способностей. В тесте "Три кувырка вперед" время выполнения сократилось на 0.59 сек, что составляет прирост на 12.36%. В тесте "Метание теннисного мяча на дальность" результат улучшился на 1.12 м, что составляет прирост на 6.63%. В тесте "Ведение мяча рукой в беге с изменением направления движения" время выполнения сократилось на 1.71 сек, что составляет снижение на 14.08%. Разработанный комплекс упражнений продемонстрировал высокую эффективность в развитии координационных способностей учащихся 6 класса. Статистически достоверные улучшения в экспериментальной группе подтверждают, что комплекс упражнений является эффективным средством для развития координационных навыков у школьников.
1. Арефьев, В. Г. Возрастная анатомия и физиология с основами школьной гигиены: учебное пособие / В. Г. Арефьев. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Академия, 2019.
2. Белова, И. В. Методы физического воспитания в школе: теория и практика / И. В. Белова. — М.: Наука, 2020.
3. Блажевич Н. А. Общее понятие о координационных способностях //Электронный сборник трудов молодых специалистов Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой. Образование.
Педагогика. - 2021.
4. Блохин, А. В. Координационные способности у школьников. Москва: Просвещение, 2020.
5. Васильев, А. В. Упражнения для развития координации. Москва: Просвещение, 2020.
6. Дмитриев, О. В. Теория и методика физического воспитания школьников. Екатеринбург: Уральский университет, 2022.
7. Егоров, М. В. Физическая подготовка и здоровье школьников / М. В. Егоров. — М.: Юрайт, 2020.
8. Зайцев, А. Н. Основы теории и методики физической культуры / А. Н. Зайцев. — М.: Академия, 2019.
9. Захаров, П. М. Физическое воспитание школьников. Санкт- Петербург: Питер, 2021.
10. Иванов, Д. С., Петров, А. М. Развитие двигательных способностей у детей. Новосибирск: Наука, 2021.
11. Капустин, Н. А. Игры и упражнения для развития координации у детей. Москва: Академия, 2019.
12. Козлов, В. И. Физическое воспитание школьников: анатомофизиологические аспекты / В. И. Козлов. — М.: Просвещение, 2019.
13. Королева, Е. А. Физическое воспитание в школе: учебное пособие для студентов / Е. А. Королева. — М.: Просвещение, 2020.
14. Кузнецов, И. В. Основы физической подготовки школьников. Екатеринбург: Уральский университет, 2021.
15. Куликов, Г. И. Основы теории и методики физической культуры / Г. И. Куликов. — М.: Академия, 2020.
... всего 30 источников