Реферат 2
Введение 5
1 Теоретические основы формирования навыков здорового образа жизни у
младших школьников в системе дополнительного образования 8
1.1 Сущность понятия «здоровый образ жизни» 8
1.2 Возможности системы дополнительного образования в формировании
представлений у младшего школьника о здоровом образе жизни 14
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию основ здорового
образа жизни у младших школьников в системе дополнительного образования 19
2.1 Диагностика основ здорового образа жизни у младших школьников на
констатирующем этапе 19
2.2 Методическая разработка комплекса игр направленных на формирование
основ здорового образа жизни у младших школьников в условиях дополнительного образования 26
Заключение 30
Список использованных источников 33
Приложение А 39
Приложение Б 43
Приложение В 46
В связи с ухудшающейся ситуацией здоровья у младших школьников перед государственными структурами поставлены конкретные задачи, которые должны обеспечить условия по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Данная проблема отражена в государственных образовательных документах. В статье 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников». В соответствии с требованиями ФГОС НОО у младшего школьника должны быть сформированы системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни. Важным этапом на пути формирования основ здорового образа жизни стало принятие Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в котором отмечается, что формирование здорового образа жизни у граждан, начиная с детского возраста, обеспечивается путем проведения мероприятий, направленных на создание условий для ведения здорового образа жизни [35], [36].
Формирование основ здорового образа жизни необходимо начинать с начальной ступени основной школы, о чем свидетельствуют многочисленные исследования (Иванов В. Д., Макеева А. Г., Науменко Ю. В., Науменко О. А., Павлова Е. П, Популо Г. М., Сергеева Б. В., Скоморохова М. И., Федорова О. А., Чиркова В. М. и др.). Авторы на обширном аналитическом и эмпирическом материале убедительно доказывают, что при формировании основ здорового образа жизни, особое внимание уделяется младшему школьному возрасту, поскольку именно в этот период формируются не только физические основы будущего развития организма, но и закладываются привычки поддерживать здоровый образ жизни [17], [20], [21], [22], [27], [29], [32], [34], [38], [42].
Значительным потенциалом в формировании основ здорового образа жизни обладает система дополнительного образования. Исследователи этого направления (Аслаханов С. А., Ашунина С. Ю., Баянова Г. Ш., Баянова Г. Ш., Галынская Е. Н., Енокаева С. С., Жмыхова И. И., Заржевская И. А., Куженова О. А., Мардеев Р. Ю., Якимова М. С. и др.) утверждают, что система дополнительного образования имеет обширные возможности в формировании основ здорового образа жизни у младших школьников. Расширяя возможности школы, дополнительное образование позволяет комплексно проводить работу по представлению о основах здорового образа жизни, которые включают в себя гигиену, активные образ жизни, отказ от вредных привычек и т.д. Комплексная работа, поможет лучше овладеть материалом, изучаемом в школе [5], [6], [7], [11], [14], [15], [16], [18], [19], [45].
Все это актуализирует выбор темы исследования «Формирование основ здорового образа жизни у младшего школьника в системе дополнительного образования».
Цель исследования - охарактеризовать процесс формирования основ здорового образа жизни у младших школьников в системе дополнительного образования.
Объект исследования: формирование основ здорового образа жизни у младшего школьника.
Предмет исследования: формирование основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования.
Задачи исследования:
1. Определить сущность понятия «здоровый образ жизни»
2. Выявить возможности системы дополнительного образования в формировании представлений у детей младшего школьного возраста о здоровом образе жизни.
3. Организовать и провести опытно-экспериментальную работу по определению уровня сформированности здорового образа жизни у младших школьников.
4. Разработать методические рекомендации по формированию основ здорового образа жизни у младших школьников в системе дополнительного образования.
Методы исследования: анализ научной педагогической литературы, обобщение систематизация и классификация; педагогический эксперимент; анализ и систематизация полученных результатов.
Практическая значимость нашей работы заключается в том, что разработанные методические рекомендации по формированию основ здорового образа жизни могут помочь педагогам дополнительного образования в процессе их педагогической деятельности, а теоретические сведения из данной работы могут быть использованы студентами при написании научных работ и в ходе подготовки к семинарским и практическим занятиям по педагогике.
База исследования: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 г. Лесосибирска».
Выпускная квалификационная работа по теме «Формирование основ здорового образа жизни у младших школьников в системе дополнительного образования» содержит 52 страниц текстового документа, 45 использованных источников, 23 рисунков, 5 таблиц, 3 приложения.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы сделали вывод, что здоровый образ жизни формируется на протяжении всего жизненного пути человека, но начинать его формирование нужно с младшего возраста. Он включает в себя как личную гигиену, занятие спортом и правильное питание, так и психологическое здоровье человека. Исходя их того, что единого подхода к определению понятия «здоровый образ жизни» не принято, в нашем исследовании мы придерживаемся определения Андреевой Т. Н., «здоровый образ жизни - поведение, способствующее сохранению, укреплению и восстановлению здоровья, связанное с выбором личностью позитивного в отношении здоровья стиля жизни, что предполагает высокий уровень гигиенической культуры.»
Рассматривая вопрос о возможностях дополнительного образования в формировании здорового образа жизни у младших школьников можно сказать, что дополнительное образование расширяет культурное пространство и предлагает дополнительные возможности для развития личности. Оно помогает целенаправленно и комплексно провести работу по формированию здорового образа жизни, что способствует самоопределению школьников, позволяя им активно участвовать в различных формах творческой деятельности. Также, оно помогает комплексно и целенаправленно сформировать у младших школьников основы. Дополнительное образование в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, обладая самоценностью, ориентирована, в первую очередь, на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира; на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности. Дополнительное образование расширяет воспитательные возможности школы и ее культурное пространство, способствует самоопределению школьников, включению их в различные виды творческой деятельности. Работа по формированию основ здорового образа жизни является комплексной педагогической задачей, в связи с чем деятельности по развитию представлений младших школьников о своем организме, привычках, правилах гигиены осуществляется в рамках образовательной деятельности на различных предметах - окружающий мир, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, литература и т.д. Включение в образовательную программу соответствующей информации об основах здорового образа жизни призвано обеспечить целостное восприятие ребенком своего организма, сформировать ценностное отношение к своему здоровью.
В начале опытно-экспериментальная работы по формированию здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования нами были проведены диагностические мероприятия, направленные на выявление общего уровня сформированности представлений и навыков сохранения и укрепления здоровья у младших школьников. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного образовательного учреждения №2 г. Лесосибирск. В исследовании принимали участие 21 ребенок в возрасте 8-9 лет. Нами был подобран методический инструментарий для проведения диагностики в рамках текущего исследований.
1. Н. С. Гаркуша «Гармоничность образа жизни школьников» в рамках которой мы выявили отношение учащихся к собственному здоровью [12].
На основании полученных данных, мы сделали вывод, что у большей части анализируемой группы детей уровень сформированности культуры здоровья находится на низком уровне, а у некоторых из них на среднем.
В целом отмечается недостаточность работы в части развития представлений детей младшего школьного возраста о необходимости соблюдения режима дня, нормирования двигательной активности, правильных и вредных привычках.
На констатирующем этапе, при анализе диагностик, нами были выделены основные группы проблем, для решения которых нами был разработан сборник игр, направленный на формирование основ здорового образа жизни у младших школьников в системе дополнительного образования. При разработке комплекса игр нами были использованы различные методы, приемы и формы организации процесса. Для занятий был разработан комплекс игр, используя которые закладываются основы формирования здорового образа жизни среди младших школьников.
Мы предполагаем, что систематическое использование педагогом дополнительного образования в процессе учебной деятельности помогут в формировании у учащихся основ здорового образа жизни.
1. Айзман, Р. И. Здоровьесберегающие технологии в образовании : учебное пособие для вузов / Р. И. Айзман, М. М. Мельникова, Л. В. Косованова // Москва : Издательство Юрайт, - 2023. - 282 с.
2. Андреева, И. Г. Теоретические основы формирования культуры здоровья младших школьников / И. Г. Андреева // Вестник Академии детскоюношеского туризма и краеведения. - 2017. - № 4. - С. 64 - 74.
3. Андреева, И. Г. Федеральный государственный образовательный
стандарт как теоретическая основа формирования культуры
здоровья / И. Г. Андреева // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения. - 2017. - № 2. - С. 84 - 94.
4. Андреева, Т. Н. Формирование культуры здорового образа жизни у младших школьников на основе системно-деятельностного подхода / Т. Н. Андреева // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения - 2013 - C. 28 - 29.
5. Аслаханов, С. А. Формирование основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в системе дополнительного образования / С. А. Аслаханов, Р. З. Джабраилов // Олимпийская идея сегодня. - 2016. - С. 53 - 60.
6. Ашунина, Ю. С. Изучение мотивации к здоровому образу жизни
младших подростков в системе дополнительного
образования / Ю. С. Ашунина // Молодые исследователи. Сборник материалов III Всероссийской студенческой научно - практической конференции. - Грозный, - 2023. - С. 51 - 57.
7. Баянова, Г. Ш. Проблемы формирования культуры здорового образа жизни детей в системе дополнительного образования / Г. Ш. Баянова // Педагогика искусства. - 2013. - № 1. - С. 40 - 45.
8. Безруких, М. М. Разговор о здоровье и правильном питании / М. М. Безруких, А. Г. Макеева, Т. А. Филиппова // Методическое пособие. - Москва : Абрис, 2019. - C. 80 - 83.
9. Бишаева, А. А. Физическая культура : учебник / А. А. Бишаева, В. В. Малков // Москва : КноРус, 2022. - 379 с.
10. Бочкарева, С. И. Физическая культура как фундамент здорового образа жизни / С. И. Бочкарева, Т. В. Буянова, Н. Е. Копылова // Гуманитарное образование в экономическом вузе. - Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, - 2017. - С. 113 - 116.
11. Галынская, Е. Н. Формирование основ культуры здоровья
школьников в учреждениях дополнительного образования
детей / Е. Н. Галынская // Москва : 2015. - C. 29 - 32.
12. Гаркуша, Н. С. Мониторинг показателей здоровья обучающихся : метод. пособие для классных руководителей / Н. С. Гаркуша // Старый Оскол : ИПК «Квадрат», 2004. - C. 72 - 77.
13. Глушанко, В. С. Здоровый образ жизни и его составляющие : учебно-методическое пособие / В. С. Глушанко, А. П. Тимофеева, А. А. Герберг, Р. Ш. Шефиев. - Витебск : ВГМУ, 2017. - 301 с.
14. Енокаева, С. С. Интегративный подход к формированию культуры здоровья школьников / С. С. Енокаева // Вестник Адыгейского государственного университета : Педагогика и психология. - 2016. - № 4. - С. 160 - 165.
15. Жмыхова, И. И. Формирование здорового образа жизни детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности. / И. И. Жмыхова //- URL: https: //пзрог1а1. ги/пасйа1пауазЬко1а/7ЙогоуууоЬга77Й17п1/2017/08/14/formirov ап1е-7Йогоуодо-оЬга2а-/й17п1-бе1еу (дата обращения: 16.04.2023)...45