Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения координационных способностей 6 § 1. Характеристика координационных способностей 6
§2.Возрастные особенности развития координационных способностей обучающихся 6 классов 9
§ 3. Возможности физических упражнений в развитии координационных способностей 12
Глава 2. Применение комплекса физических упражнений в развитии координационных способностей обучающихся 6 классов 15
§ 1. Выявление уровня развития координационных способностей обучающихся 6 классов 15 §2. Комплекс физических упражнений направленных на развитие координа
ционных способностей обучающихся 6 классов 20
§3. Результаты развития координационных способностей обучающихся 6
классов после экспериментального воздействия 23
Заключение 27
Список литературы 29
Приложения 31
В настоящее время одной из основных задач физического воспитания детей среднего школьного возраста является обеспечение всесторонней физической подготовленности каждого ребёнка, приобретением запаса прочных знаний, умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни для труда и активного отдыха.Двигательную сферу школьника образуют физические качества, арсенал двигательных умений и навыков, которыми он владеет.Развитие физических качеств, способствует целенаправленному воздействию на комплекс естественных свойств организма детей, оказывает значительное воздействие на совершенствование регуляторных функций нервной системы, способствует преодолению или ослаблению недостатков физического развития, повышению общего уровня работоспособности, укреплению здоровья.
Координационные способности имеют важное значение в обогащении двигательного опыта учащихся. Чем большим объемом двигательных навыков владеет обучающийся, тем выше уровень его координационных способностей, тем быстрее он сможет овладеть новыми движениями. Показателями ловкости является координационная сложность движений, точность и время их выполнения, которые главным образом связаны с ориентировкой в пространстве. Целенаправленному развитию координационных способностей должно уделяться значительное внимание в процессе физического воспитания школьников. Уровень развития координационных способностей в значительной степени зависит от проявления свойств нервной системы, и особенно сенсорных систем человека.
В.И Лях в своих исследованиях писал, что дети 12-13 лет имеют проблемы с координационными способностями. Один из крупных дидактов в области физического воспитания школьников Г.Н Сатиров отмечал: «Не овладев этим комплексом качеств и способностей, нельзя научиться управлять собой, своим телом, своими движениями». Формирование названной интегральной способности составляет главную задачу и конечную цель общего среднего образования. Об этом определённо высказывался в своё время П.Ф Лесгафт. Не раз подчёркивали и обосновывали эту мысль многие отечественные и зарубежные учёные.
Тема: развитие координационных способностей обучающихся 6 классов на уроках физической культуры.
Объект: образовательный процесс в школе обучающихся 6 классов на уроках физической культуры.
Предмет: физические упражнения как средство развития координационных способностей у учащихся 6 класса на уроках физической культуры
Цель: обоснование потбора и применения физических упражнений для развития координационных способностей обучающихся 6 классов на уроках физической культуры.
Задачи:
^Проанализировать специальную и методическую литературу по теме исследования
2. Охарактеризовать возрастные особенности развития координационных способностей обучающихся 6 классов
3. Совершенствовать комплекс упражнений для развития координационных способностей обучающихся 6 классов и проверить эффективность его использования на уроках физической культуры.
Гипотеза. Мы предполагаем, что развитие координационных способностей обучающихся 6 классов будет эффективным, если на уроках физической культуры применять физические упражнения при соблюдении следующих условий:
• учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;
• систематичность применения упражнений на уроках физической культуры;
• создание благоприятной психологической атмосферы на уроках физической культуры
Методы исследования: анализ литературы, тестирование, педагогический эксперимент.
Практическая значимость: представленный комплекс физических упражнений, направленных на развитие координационных способностей может быть использован в практике учителя физической культуры.
Проанализировав научную и методическую литературу по данной теме, мы пришли к следующим выводам:
• Под координационными способностями мы понимаем способность быстро овладевать новыми движениями (способность быстро обучаться), быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
• К основным количественным показателям координационных способностей можно отнести: точность, скорость, экономичность, стабильность.
• Дети в возрасте 11-13 лет особенно чувствительны в развитии координационных способностей. К основным особенностям развития можно отнести: быстрое развитие сенсорных систем, развитие вестибулярного анализатора, увеличение точности дифференцировки мышечных усилий, рост опорно-двигательного аппарата.
• Развитие координационных способностей осуществляется через формирование умения управлять своими движениями, т.е. умения включать в работу только те мышцы, которые необходимы в данный момент, и выключать остальные, умения соизмерять напряжение с текущими потребностями.
• Диагностика уровня развития координационных способностей выявила проблемы развития отдельных показателей координационных способностей, что показывает необходимость специально организованной работы по развитию координационных способностей у обучающихся 6 класса.
• Нами был реализован комплекс физических упражнений, направленных на развитие координационных способностей, который включал: общеразвивающие упражнения для совершенствования координационных способностей, применительно к циклическим и ациклических локомоциям; общеразвивающие упражнения для совершенствования координационных способностей, применительно к метательным действиям; общеразвивающие упражнения спортивного характера.
Процесс развития координационных способностей длителен и не может в краткие сроки дать большой эффект. Однако результаты второго констатирующего эксперимента показали стабильную положительную динамику. Исходя из этого, можем сделать вывод, что эффективность представленного комплекса физических упражнений доказана экспериментально, а это значит, что гипотеза исследования подтверждена.
1. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: "Академия", 2000. Л.П Матвеев. «Физическая культура в школе», 1969, № 5,с.5
2. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под.ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Советский спорт, 2007. - 464 с.
3. Виноградов Г.П. Атлетизм: теория и методика тренировки: учебник для высших учебных заведений - М.: Советский спорт, 2009 - 328 с.: ил.
4. Раменская Т. И Техническая подготовка лыжника: учебно-практическое пособие. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 264 с., ил.
5. Таймазов В.А., Курамшин Ю.Ф., Марьянович А.Т. Петр Франциевич Лесгафт. История жизни и деятельности. - СПб.: ОАО "Печатный двор" им.А.М. Горького, 2006. - 480с., ил.
6. Попов Г.И. Биомеханика: учеб.для студ. высш. учеб. заведений - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр "Академия", 2007 - 256 с.
7. Григоревич В.В. Всобщая история физической культуры и спорта: учеб.пособие - М.: Советский спорт, 2008. - 288 с.
8. Биленко А.Г., Говорков Л.П., Ципин Л.Л. Практикум по спортивной метрологии II часть.: Учебно-методическое пособие / СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. - 62 с.
9. Физическое воспитание учащихся 5 - 7 классов: Пособие для учителя /Под ред.В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона. - М.: "Академия", 1997.
10. Физическая культура. Учебник для учащихся 10-х классов образовательных учреждений с углублённым изучением предмета "физическая культура" / Под общ.ред.А.Т. Паршикова, В.В. Кузина, М.Я. Виленского. - М.: "СпортА- кадемПресс", 2003.
11. Л.П Матвеев. «Физическая культура в школе», 1969, № 5,с.5
12. Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физической культуры / Под общей ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. - М.: Физкультура и спорт, 1976. - Т. II.
13. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников: пособие для учителя - М.: Издательство "АСТ", 1998.
14. Ашмарин Б.А., Виноградов Ю.А., Вяткина З.Н. и др. Теория и методика физического воспитания. - М.: Просвещение, 1990.
15. Координационные способности и методика их развития в процессе занятий ФК и спортивной тренировки. http://studall.org/all-159958.html
... всего 22 источников