ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО
ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Теоретические основы понятия «координация», координационные
способности и их классификация 6
1.2. Анатомо-физиологические особенности обучающихся 11-12 лет 18
1.3. Педагогические предпосылки использования подвижных игр для
развития координационных способностей 24
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 48
2.1. Методы исследования 48
2.2. Организация исследования 51
2.2.1. Комплекс средств и методов развития координационных способностей у обучающихся 11-12 лет с использованием подвижных игр
с элементами единоборств 52
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТА 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 69
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
Образовательный процесс в современной школе становится все более сложным и продолжительным. В связи с этим внимание специалистов обращено на необходимость комплексного развития не только умственных способностей обучающихся, но и комплекса основных двигательных способностей, одним из которых являются координационные способности. В современной научно-методической литературе отмечается важное значение развития координационных способностей для успешного освоения программного материала, в том числе по предмету «Физическая культура».
Помимо урока по физической культуре, где ставится целью комплексное развитие двигательных способностей, эта задача может с успехом решаться в процессе привлечения обучающихся к регулярным внеурочным занятиям. Организация и проведение таких занятий часто требуют изменения в привычных методах и средствах процесса обучения, более углубленного индивидуального подхода, основанного на комплексном изучении способностей обучающегося, что в дальнейшем будет способствовать эффективному решению поставленных задач. Однако содержание таких занятий, как правило, ограничивается изучением популярных игровых видов спорта. Виды единоборств и их элементы практически не используются из-за опасения получения травм, сложностей с подготовкой мест занятий и отсутствия доступной методической литературы.
В связи с этим становится актуальным научное обоснование целесообразности комплексного применения средств и методов развития координационных способностей с использованием элементов спортивных единоборств у обучающихся 11-12 лет в процессе внеурочной деятельности.
Цель работы: определение средств и методов развития
координационных способностей у обучающихся 11-12 лет с преимущественным использованием элементов спортивных единоборств и проверка эффективности их использования в процессе внеурочных занятий спортивной борьбой.
Задачи:
1. Проанализировать имеющуюся научно-методическую
литературу по проблеме исследования;
2. Выявить уровень развития координационных способностей обучающихся 11-12 лет;
3. Определить и экспериментальным путем проверить эффективность комплекса средств и методов развития координационных способностей у обучающихся 11-12 лет, с использованием элементов спортивных единоборств, используемых на внеурочных занятиях спортивной борьбой.
Объект исследования: процесс развития координационных
способностей у обучающихся 11-12 лет с использованием элементов спортивных единоборств.
Предмет исследования: комплекс средств и методов развития координационных способностей у обучающихся 11-12 лет с использованием элементов спортивных единоборств.
Гипотеза: использование в процессе внеурочных занятий
предложенного комплекса средств и методов, позволит повысить эффективность педагогического процесса развития координационных способностей у обучающихся 11-12 лет.
Практическая значимость: рассматриваемый комплекс средств и методов может быть использован в практической деятельности для совершенствования педагогического процесса комплексного развития двигательных способностей и эффективного освоения программного материала.
По результатам исследования были сделаны следующие выводы:
1. На основании анализа научной и методической литературы выявлены три координационных способности, влияющих на усвоение техники сложных двигательных действий: статическое равновесие, динамическое равновесие, быстрота двигательной реакции. В методической литературе недостаточно разработаны и представлены особенности воспитания координационных способностей обучающихся 11-12 лет в процессе внеурочной деятельности. Это потребовало поиска средств, методов и форм организации педагогического процесса развития координационных способностей в процессе внеурочной деятельности.
2. Педагогический процесс у детей 11-12 лет был направлен на повышение уровня координационной подготовленности на основе игровой деятельности. Учебные занятия имели комплексный характер и были направлены на повышение уровня здоровья, физической подготовленности, функциональных возможностей организма и формирование интереса к внеурочным занятиям вольной борьбой.
3. Установлено, использование предложенного комплекса средств и методов позволило повысить эффективность педагогического процесса развития координационных способностей у обучающихся 11-12 лет в процессе внеурочной деятельности, а значит можно говорить о том, что гипотеза нашего исследования подтвердилась.
1. Алиханов И.И. Техника и тактика вольной борьбы. - Изд.2-е, перераб., доп. -М.: Физкультура и спорт, 2006. - 65с.
2. Аулик И.В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте Москва «Медицина», 2009. - 234с.
3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого / В.К. Бальсевич. - М.: ФиС, 1988. - 208с.
4. Блудов Ю.М. Экспериментальное исследование надежности некоторых психофизиологических качеств высококлассных спортсменов в экстремальных условиях ответственных соревнований: М., 1999. - 112с.
5. Бойко В.Ф., Данько Г.В. Физическая подготовка борцов. - Киев, Олимпийская литература, 2004. - 43с.
6. Бутенко Б.И. Воспитание волевых усилий в конкретных спортивных движениях //Проблемы психологии спорта. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 73с.
7. Буйнов Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема / Л.Г, Буйнов, Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 4. - С. 242
8. Волков В.М. К проблеме спортивных способностей // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 5.
9. Волков Л.В. Обучение и воспитание юного спортсмена. Киев «Здоровье», 2004 г. - 88с.
10. Галковский Н.М. Опыт тактического мастерства - молодым борцам //Спортивная борьба: Ежегодник. - М., 2005. - 23с.
11. Галковский Н.М. Принципы технико-тактического мастерства в вольной борьбе. // Братство богатырей. - М.,2006. - 19с.
12. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. - Минск: Нар. асвета, 2002. - 204с.
13. Гусов Ю.С., Пилоян Р.А. Некоторые особенности тактикотехнического арсенала борцов высокого класса // Теория и практика физической культуры. - 2003. - 55с.
14. Донской Д.Д. Биомеханика с основами спортивной техники / М.: ФиС, 1968 - 264с.
15. . Железняк, Ю.Д. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, П.К. Петров. - М.: Академия, 2010. - 264с.
... всего 35 источников