Введение 4
1 Теоретические основы развития координационных способностей юных конькобежцев 6
1.1 Анатомо-физиологические особенности конькобежцев 11-12 лет 6
1.2 Координационные способности в конькобежном спорте 9
1.3 Развитие координационных способностей в конькобежном спорте 14
2 Организация и методы исследования 21
2.1 Организация исследования 21
2.2 Методы исследования 22
3 Анализ результатов исследования 25
3.1 Анализ анкетирования 25
3.2 Разработка комплекса упражнений 31
3.3 Результаты эксперимента 33
Заключение 36
Список использованных источников 38
Приложение А Форма Анкеты 44
Конькобежный спорт является высокотехничным видом спорта, без правильной техники бега на коньках спортсмен не добьется существенных спортивных результатов. Основа техники закладывается на начальном этапе подготовки спортсмена и совершенствуется на протяжении многих лет. Основой для овладения технических элементов являются координационные способности.
В последние десятилетия значительно усовершенствовались средства и методы подготовки конькобежцев, используемые для развития силы, быстроты, выносливости и других способностей.
В настоящее время большинство научных работ по конькобежному спорту посвящено развитию и совершенствованию физической подготовки спортсменов, при этом методическая литература и исследовательские публикации по развитию координационных способностей конькобежцев 11-12 лет практически отсутствуют.
Объект исследования: процесс развития координационных способностей конькобежцев.
Предмет исследования: комплексы упражнений для развития координационных способностей девочек конькобежцев 11-12 лет.
Цель исследования: разработка и экспериментальная проверка эффективности комплексов упражнений для развития координационных способностей девочек конькобежцев 11-12 лет.
Задачи:
1. Рассмотреть координационные способности в конькобежном спорте.
2. Выявить особенности развития координационных способностей конькобежцев 11-12 лет.
3. Разработать и экспериментально проверить эффективность комплексов упражнений для развития координационных способностей девочек конькобежцев 11-12 лет.
Гипотеза исследования: мы предположили, что развитие координационных способностей девочек конькобежцев 11-12 лет возможно с помощью специально подобранных комплексов упражнений, основанных на использовании упражнений на равновесие, балансировку, на координационной дорожке.
Методы научного исследования: анализ научно-методической и специальной литературы, анкетирование, тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.
1. Были рассмотрены координационные способности в конькобежном спорте. Они характеризуются, как способности точно соизмерять и регулировать пространственные, временные и динамические параметры движений, поддерживать статическое (позу) и динамическое равновесие и выполнять двигательные действия без излишней мышечной напряженности (скованности). Для развития координационных способностей применяются упражнения, предъявляющие повышенные требования к согласованию, упорядочиванию движений, организации их в единое целое. Упражнения на развитие координации движений проводятся до основной тренировки, когда организм не устал, а координация не снизилась.
2. Для выявления особенностей координационных способностей конькобежцев 11-12 лет была разработана анкета и проведено анкетирование. Перед которой стояло две задачи: 1 - выявить роль координационных способностей в процессе обучения технике конькобежцев на этапе начальной подготовки, 2 - определить средства и методы, используемые для развития координационных способностей. Анкета состояла из 10 вопросов, разделенных на три блока.
3. В результате анкетирования нам удалось выяснить, что координационные способности являются наиболее важными среди двигательных способностей в процессе обучения технике катания конькобежцев. Большинство тренеров уделяют развитию координационных способностей 40-50% времени от общей продолжительности занятий преимущественно с применением сложно-координационных упражнений, а также физических упражнений с элементами новизны и на специальных снарядах. Все тренеры используют упражнения-тесты для оценки координационных способностей в группе начальной подготовки на суше и на коньках. Большинство используют такие упражнения, как прыжки через барьеры и прокат на одной ноге по прямой.
4. По результатам тестирования был рассчитан прирост показателей. В результате удалось установить, что показатель прироста у экспериментальной группы выше, чем у контрольной группы. Наибольший прирост в экспериментальной группе, наблюдается в тесте «Балансирование на гимнастической полусфере»- 29,4%, наименьший - 19,7% в тесте «Прокат на 2х ногах стоя». В контрольной группе так же наблюдается наибольший прирост в тесте «Прокат на 2х ногах стоя»-9,8%, наименьший-9,3% в тесте «Балансирование на гимнастической полусфере».
5. После проведения педагогического эксперимента отмечены изменения как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Однако по всем показателям результаты экспериментальной группы достоверно выше по отношению к результатам контрольной. Это говорит об эффективности разработанными нами комплексами упражнений, направленных на развитие координационных способностей девочек конькобежцев 11-12 лет.
1. Абзалов, Р. А. Теория и методика физической культуры и спорта : учеб. Пособие / Р. А. Абзалов. - Казань : Вестфалика, 2013. - 202с.
2. Абрамова, Т. А., Коньков А. Ф., Озолин Н. Н. Оценка средств текущей неспецифической адаптационной реакции органов в циклических видах спорта предприятия факторов / Т. А. Абрамова, А.Ф. Коньков, Н.Н. Озолин //Научно-спортивный вестник. - 2014. - № 3. - С. 3-7.
3. Ашмарин, Б. А. Теория факторов и методика средств физического управления факторов воспитания/ А.Б. Ашмарин - М; ФИС, 2013 - 150 с.
4. Барышников, Ю. А., Подарь Г. А. Поурочная различных программа деятельности для жизни ДЮСШ и ДЮСШОР, Конькобежный спорт / Ю. А. Барышников, Г.А. Подарь - М: ГЦОЛИФК, 2014 - 80 с.
5. Богданова, Л.А. Соотношение тренировочных нагрузок юных конькобежцев на начальной специализации : автореф. дис. канд. пед. наук / Богданова Л.А. ; Рос. гос.акад. физ. культуры. - М., 1994. - 24 с.
6. Боген, М. М. Физическое воспитание и спортивная тренировка: обучение двигательным действиям/ М.М. Боген. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 200 с.
7. Болячкина, Н.В. Способ определения уровня развития координационных способностей у студентов техникума физической культуры / Н.В. Болячкина // ФОН-НАУКА. - 2012.- №11. - С. 41-43
8. Бондарь, А.А. Методики совершенствования координационных способностей баскетболистов на основе моделирования условий соревновательной деятельности / А.А Бондарь // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 9.- С. 17-19
9. Братковский В.К., Лысенко Г.И. Техническая подготовка спортсменов в циклических видах спорта / В.К. Братковский, Г.И. Лысенко. - К.: Здоровья, 1991. - 135 с.
10. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания / А.А. Васильков.- Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 381с.
11. Васильковский, Б. М. Управление уровня анализа тренировкой конькобежца / Б.М. Васильковский // Конькобежный спорт. - 2015. - Вып.№ 1. - С. 27-32.
12. Вашляев, Б.Ф. Опитимизация тренировочных воздействий в подготовке квалифицированных конькобежцев многоборцев : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Вашляев Б.Ф. - Тюмень, 2000. - 26 с.
13. Верхошанский, Ю. В. Программирование уровня анализа тренировочного управления факторов процесса / Ю.В. Верхошанский- М.:. ФИС, 2014 - 176 с.
14. Гелецкий, В. М. Теория физической культуры и спорта: учеб. пособие / В.М. Гелецкий. - Красноярск: ИПК СФУ, 2008.- 342 с.
15. Гордон, С.М. Спортивная тренировка : науч.-метод. пособие / С.М. Гордон.- М. : Физическая культура, 2008. - 256 с...(51)