Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
СТАРШИХ КЛАССОВ НА СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО МИНИФУТБОЛУ
1.1. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности
обучающихся старших классов 6
1.2. Координационные способности и особенности их развития в старших
классах 14
1.3. Средства и методы развития координационных способностей
обучающихся старших классов 22
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования 36
2.2. Организация исследования 39
ГЛАВА 3. ВЫЯВЛЕНИЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
СРЕДСТВ И МЕТОДОВ НАПРАВЛЕННЫХ НА РАЗВИТИЕ
КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
СТАРШИХ КЛАССОВ
3.1. Выявление, обоснование и внедрение на секционные занятия по мини
футболу средств и методов направленных на развитие координационных способностей обучающихся старших классов 41
3.2. Проверка эффективности средств и методов направленных на развитие
координационных способностей обучающихся старших классов 43
Выводы 48
Список использованных источников 50
Важной задачей физического воспитания считается развитие двигательной функции и умение управлять своими движениями. Для обучающихся, занимающихся в школьной секции по мини - футболу необходимо развивать координационные способности для того, чтобы им было легко управлять своими движениями, согласовывать разнообразные двигательные действия в единое целое в соответствии с поставленной игровой задачей.
Необходимость развития координационных способностей у юных футболистов, являются основными предпосылками для положительного и эффективного обучения физическим упражнениям. Сформировавшиеся координационные способности у обучающихся, занимающихся в школьной секции по мини - футболу влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Развитые
координационные способности ведут к больше плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта обучающегося.
На текущий момент, учеными разработаны разнообразные варианты упражнений, которые необходимы для развития координационных способностей обучающихся, однако, данных недостаточно, для полноценной практической подготовки занимающихся на секционных занятиях, особенно, в старших классах.
В мини - футболе часто возникают игровые ситуации, которые происходят в вероятностных и неожиданно возникающих обстоятельствах, требующие проявления находчивости, быстроты реакции, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности, именно по этому необходимо развивать координационные способности у обучающихся, занимающихся в секции по мини - футболу с учетом всех особенностей.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс обучающихся старших классов.
Предмет исследования: средства и методы развития
координационных способностей обучающихся 10 классов на секционных занятиях по мини-футболу.
Цель исследования: теоретическое обоснование и опытноэкспериментальная проверка эффективности средств и методов направленных на развитие координационных способностей обучающихся старших классов на секционных занятиях по мини-футболу.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие
координационных способностей у обучающихся старших классов, занимающихся в школьной секции по мини - футболу будет эффективным если:
• в учебно-тренировочном процессе будут учтены анатомофизиологические и психолого-педагогические особенности обучающихся старших классов;
• на секционные занятия по мини-футболу будут внедрены средства и методы, направленные на развитие координационных способностей обучающихся старших классов.
В связи с поставленной целью нами были определены следующие задачи исследования:
1) Проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2) Выявить анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности обучающихся старших классов на секционных занятиях по мини-футболу.
3) Обосновать средства и методы направленные на развитие координационных способностей обучающихся старших классов на секционных занятиях.
4) Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность выявленных средств и методов, направленных на развитие координационных способностей обучающихся старших классов на секционных занятиях по мини-футболу.
Понятие «координационные способности» выделяется из общего и менее определенного понятия «ловкость», широко распространенного в обиходе и в литературе по физическому воспитанию. Под координационными способностями следует понимать, во-первых, способность целесообразно строить целостные двигательные акты, во- вторых, способность преобразовывать выработанные формы действий или переключаться от одних к другим, соответственно, требованиям меняющихся условий. Эти особенности в значительной мере совпадают, но имеют и свою специфику. Нетрудно представить себе, допустим, ученика, который успешно справляется с разучиванием новой комбинации движений, но оказывается не в состоянии качественно продемонстрировать ее, как только внезапно меняется условие выполнения.
Анализ научно-методической литературы и результаты педагогического эксперимента позволяют сделать следующие выводы:
1) Возраст 15-17 лет является благоприятным для развития координационных способностей обучающихся.
2) Составленный комплекс упражнений, направленный на развитие координационных способностей юных футболистов, оказал положительное влияние:
-в тесте «бег с мячом по прямой» прирост результата в экспериментальной группе составил - 3,1% в контрольной результат остался стабильным.
-в тесте «ведение мяча с хода» прирост результата в экспериментальной группе составил - 9,6% в контрольной группе показатели не изменились.
-в тесте «обводка 10 стоек» прирост результата в экспериментальной группе составил - 3,3% в контрольной группе результат не изменился.
-в тесте «удары по воротам» прирост результата в экспериментальной группе составил - 13,1%, в контрольной - 12,1%.
Применение дополнительных средств развития координационных способностей на занятиях с юными футболистами 11-12 лет оказалось эффективным, что подтверждается результатами педагогического эксперимента.
Разработанный комплекс игровых упражнений может быть использован в учебно- тренировочном процессе подготовки обучающихся старших классов, занимающихся в секции мини-футбола.
1. Аверьянов, И. В. Методика совершенствования кинестетических координационных способностей футболистов 10-11 лет: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / И. В. Аверьянов. - Тюмень, 2018. - 24с.
2. Алёшина Т.Е., Наумова А.А., Наумова Т.А. Зависимость работоспособности от соблюдения режима дня // Инновационная наука. - 2016. - № 10-3. - С. 28-30.
3. Андреев, С. Н. Играй в мини-футбол / С. Н. Андреев. - Москва: Книга по требованию, 2016. - 50 с.
4. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания: учебник / Б. А. Ашмарин. - Москва: Просвещение, 2015. - 287с.
5. Белич, А. Футбол: методика / А. Белич // Спорт в школе. - 2017. - №13.
• С. 3 - 4.
6. Бернштейн, Н. А. О ловкости и ее развитии / А. Н. Бернштейн. - Москва: «ФиС», 2018. - 228 с.
7. Бернштейн, Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности / А. Н. Бернштейн. - Москва: Медицина, 2016. - 146 с.
8. Бишаева, А.А. Физическая культура: Учебник для учреждений нач. и сред. проф. образования / А.А. Бишаева. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 304 с.
9. Бородай С.С., Шлемова М.В., Чернышева И.В. Использование физических упражнений для улучшения работоспособности человека в ре-жиме дня // Международный студенческий научный вестник. - 2015.
• № 5-4. - С. 486-487.
10.Замятина, М. Р. Проблемы и перспективы развития физической культуры в России [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 108-110
11. Ивайлов, А. В. Соревнования и тренировка спортсмена / А. В. Ивайлов.
• Минск: Высшая школа, 1982. - 144 с.
12. Ильин, Е. П. Ловкость - миф или реальность? / Е. П. Ильин // Теория и практика физической культуры. -1992. - № 3. - С. 51-53.
13. Каинов, А.Н. Физическая культура 1-11классы: комплексная
программа физического воспитания учащихся В.И. Ляха, А.А. Зданевича. / А.Н. Каинов, Г.И. Курьерова. - М.: Советский спорт, 2013. - 171 с.
14. Калин, А. В. Футбол: методика тренировки / А. В. Калин. - Москва: Физкультура и спорт, 2015. - 162 с.
15. Карпеев, А. Г. Методологические аспекты изучения координационных способностей / А. Г. Карпеев // Вопросы биомеханики физических упражнений: Сб. научн. трудов, 1992 / Омск, 1992. - С. 24-32.
... всего 51 источников