ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВОЗРАСНЫЕ ОСОБЕНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-ЫХ КЛАССОВ
1.1 Анатомо-физиологическая характеристика обучающихся 5-ых классов 6
1.2 Ловкость как физическое качество 18
1.3 Средства и методы развития ловкости 26
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования 31
2.2 Организация исследования 32
ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-ЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ И МЕТОДАМИ БАСКЕТБОЛА
3.1 Внедрение на уроки физической культуры обучающихся 5-ых классов средств и
методов баскетбола направленных на развитее ловкости 34
3.2 Выявление результативности внедренных средств и методов баскетбола направленных на развитие ловкости 38
ВЫВОДЫ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Баскетбол в России заслужил особую популярность, и особенно среди детей, подростков и юношей. Баскетбол — это командная игра с мячом, в которой игроки одной команды, пасуя друг другу мяч руками или продвигаясь с ним с помощью ведения, стремятся наибольшее количество раз забросить мяч в корзину команды соперника. Одновременно с этим игроки противоположной команды противодействуют этому, стремятся оставить свою корзину неприкосновенной и в то же время перехватить мяч для нападения на корзину соперника. Наличие постоянной борьбы, которая ведется с помощью естественных движений (бега, ходьбы, прыжков, метаний), которые сопровождаются волевыми усилиями, оказывает самое разностороннее воздействие на психическую, физиологическую и двигательную функции человека. Выполняя большое количество разнообразных движений в разном темпе, направлениях, с различными скоростями и напряжением, человек получает благоприятное воздействие на все системы организма. Постоянное изменение обстановки и ситуации в процессе игры обусловливает высокую анализаторную деятельность человека и необходимость выбора и быстрого принятия решения. К сознанию постоянно предъявляются высокие требования. В процессе игры человек получает высокую эмоциональную и психическую нагрузку и испытывает большую радость и удовлетворение (иногда и наоборот).
В процессе обучения, у обучаемых формируются двигательные умения и навыки, и одновременно происходит развитие физических (двигательных) качеств. Эти явления взаимосвязаны, но каждому присущи определенные средства и методы. Кроме этого, существуют средства и методы интегрального воздействия, которые способствуют целостному проявлению навыков, качеств, знаний, умений.
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих условиях, которая требует от человека проявления быстроты реакции, находчивости, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием «ловкость» - способностью человека быстро, оперативно, рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.
Ловкость - это сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого, определяется многими различными факторами.
Основным средством развития ловкости являются: физические упражнения повышенной координационной сложности, содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок опоры или увеличения ее подвижности в упражнениях на равновесие и т.п., совмещая двигательные навыки, сочетая ходьбу или бег с прыжками или за ограниченный промежуток времени.
Темой данной работы является развитие ловкости у обучающихся 5-ых классов на уроках физической культуры средствами и методами баскетбола
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс обучающихся 5-ых классов.
Предмет исследования: Средства и методы баскетбола влияющие на развитие ловкости.
Цель исследования: Обоснование и внедрение в учебно
воспитательный процесс обучающихся 5-ых классов средств и методов баскетбола влияющих на развитие ловкости.
Гипотеза исследования: Процесс развития ловкости у обучающихся 5-ых классов будет результативным, если:
- обоснованы и внедрены в учебно-воспитательный процесс обучающихся 5-ых классов средства и методы баскетбола влияющие на развитие ловкости;
- доказана результативности внедрённых в учебно-воспитательный процесс обучающихся 5-ых классов средств и методов баскетбола влияющих на развитие ловкости.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-педагогическую литература по избранной теме;
2. Выявить и обосновать наиболее результативные средства и методы баскетбола влияющие на развитие ловкости и внедрить их в учебновоспитательный процесс обучающихся 5-ых классов;
3. Выявить результативность средств и методов баскетбола влияющих на развитие ловкости обучающихся 5-ых классов.
1. Возрастной период обучающихся 5-ых классов характеризуется повышенной возбудимостью и нестабильностью в работе головного мозга. В этот период ухудшается формирование двигательных навыков, резко замедляется рост мышечной силы и массы. Разносторонняя физическая и функциональная подготовка в этот период помогает обучающимся успешно преодолеть переходный период.
2. При развитии ловкости у обучающихся 5-ых классов нужно разнообразить занятия, систематически вводить в них новые физические упражнения, различные формы их сочетания. Далее
достигать рационального расслабления мышц с помощью самых разных упражнений на ловкость, выполняемых без напряжения, свободно, расслаблено и развивать чувства пространства и времени достигается с помощью упражнений на точность движений.
3. Выявленные нами средства и методы баскетбола направленные на развитие ловкости обучающихся 5-ых классов в ходе экспериментальной проверки показали свою эффективность и могут быть рекомендованы для широкого использования в практической работе.