ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВОЗРАСНЫЕ ОСОБЕНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-ЫХ КЛАССОВ
1.1 Анатомо-физиологическая характеристика обучающихся 5-ых классов 6
1.2 Ловкость как физическое качество 18
1.3 Средства и методы развития ловкости 26
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования 31
2.2 Организация исследования 32
ГЛАВА 3 РАЗВИТИЕ ЛОВКОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-ЫХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ И МЕТОДАМИ БАСКЕТБОЛА
3.1 Внедрение на уроки физической культуры обучающихся 5-ых классов средств и
методов баскетбола направленных на развитее ловкости 34
3.2 Выявление результативности внедренных средств и методов баскетбола направленных на развитие ловкости 38
ВЫВОДЫ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
Баскетбол в России заслужил особую популярность, и особенно среди детей, подростков и юношей. Баскетбол — это командная игра с мячом, в которой игроки одной команды, пасуя друг другу мяч руками или продвигаясь с ним с помощью ведения, стремятся наибольшее количество раз забросить мяч в корзину команды соперника. Одновременно с этим игроки противоположной команды противодействуют этому, стремятся оставить свою корзину неприкосновенной и в то же время перехватить мяч для нападения на корзину соперника. Наличие постоянной борьбы, которая ведется с помощью естественных движений (бега, ходьбы, прыжков, метаний), которые сопровождаются волевыми усилиями, оказывает самое разностороннее воздействие на психическую, физиологическую и двигательную функции человека. Выполняя большое количество разнообразных движений в разном темпе, направлениях, с различными скоростями и напряжением, человек получает благоприятное воздействие на все системы организма. Постоянное изменение обстановки и ситуации в процессе игры обусловливает высокую анализаторную деятельность человека и необходимость выбора и быстрого принятия решения. К сознанию постоянно предъявляются высокие требования. В процессе игры человек получает высокую эмоциональную и психическую нагрузку и испытывает большую радость и удовлетворение (иногда и наоборот).
В процессе обучения, у обучаемых формируются двигательные умения и навыки, и одновременно происходит развитие физических (двигательных) качеств. Эти явления взаимосвязаны, но каждому присущи определенные средства и методы. Кроме этого, существуют средства и методы интегрального воздействия, которые способствуют целостному проявлению навыков, качеств, знаний, умений.
В современных условиях значительно увеличился объем деятельности, осуществляемой в вероятностных и неожиданно возникающих условиях, которая требует от человека проявления быстроты реакции, находчивости, способности к концентрации и переключению внимания, пространственной, временной, динамической точности движений и их биомеханической рациональности. Все эти качества или способности в теории физического воспитания связывают с понятием «ловкость» - способностью человека быстро, оперативно, рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях.
Ловкость - это сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого, определяется многими различными факторами.
Основным средством развития ловкости являются: физические упражнения повышенной координационной сложности, содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок опоры или увеличения ее подвижности в упражнениях на равновесие и т.п., совмещая двигательные навыки, сочетая ходьбу или бег с прыжками или за ограниченный промежуток времени.
Темой данной работы является развитие ловкости у обучающихся 5-ых классов на уроках физической культуры средствами и методами баскетбола
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс обучающихся 5-ых классов.
Предмет исследования: Средства и методы баскетбола влияющие на развитие ловкости.
Цель исследования: Обоснование и внедрение в учебно
воспитательный процесс обучающихся 5-ых классов средств и методов баскетбола влияющих на развитие ловкости.
Гипотеза исследования: Процесс развития ловкости у обучающихся 5-ых классов будет результативным, если:
- обоснованы и внедрены в учебно-воспитательный процесс обучающихся 5-ых классов средства и методы баскетбола влияющие на развитие ловкости;
- доказана результативности внедрённых в учебно-воспитательный процесс обучающихся 5-ых классов средств и методов баскетбола влияющих на развитие ловкости.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-педагогическую литература по избранной теме;
2. Выявить и обосновать наиболее результативные средства и методы баскетбола влияющие на развитие ловкости и внедрить их в учебновоспитательный процесс обучающихся 5-ых классов;
3. Выявить результативность средств и методов баскетбола влияющих на развитие ловкости обучающихся 5-ых классов.
1. Возрастной период обучающихся 5-ых классов характеризуется повышенной возбудимостью и нестабильностью в работе головного мозга. В этот период ухудшается формирование двигательных навыков, резко замедляется рост мышечной силы и массы. Разносторонняя физическая и функциональная подготовка в этот период помогает обучающимся успешно преодолеть переходный период.
2. При развитии ловкости у обучающихся 5-ых классов нужно разнообразить занятия, систематически вводить в них новые физические упражнения, различные формы их сочетания. Далее
достигать рационального расслабления мышц с помощью самых разных упражнений на ловкость, выполняемых без напряжения, свободно, расслаблено и развивать чувства пространства и времени достигается с помощью упражнений на точность движений.
3. Выявленные нами средства и методы баскетбола направленные на развитие ловкости обучающихся 5-ых классов в ходе экспериментальной проверки показали свою эффективность и могут быть рекомендованы для широкого использования в практической работе.
1. Абрамова, Г.И. Применение игровой технологии на уроках физической культуры как средство формирования УУД в начальной школе / Г.И. Абрамова / Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики: сборник научных статей международной научно-практической конференции; отв. ред. А.А. Сукиасян. - М. : 2015. - С. 3-6.
2. Алексеева, Л.Л. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева [и др.] / под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. -М.: Просвещение, 2009. - 128 с.
3. Андреева, З.А. Коммуникативная компетентность обучающихся на этапе перехода от младшего школьного к подростковому периоду развития / З.А. Андреева // Евразийский Союз Ученых (ЕСУ) - 2018 - 5 (50), Часть 4. - С. 5962.
4. Андрианова, Н.В. Спортивные игры как средство формирования УУД на уроках физической культуры // Человек, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: сборник научных статей XXVI международной научнопрактической конференции по проблемам физического воспитания учащихся. -М., 2016. - С. 463-466.
5. Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников / О.М. Арефьева // Начальная школа плюс до и после. - 2012. - № 2. - С. 74-78.
6. Асмолов, А.Г. Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к
мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов [и др.]. - 2-изд. - М.:
Просвещение, 2010. - 152 с.
7. Баранова, О.Г. Формирование коммуникативных умений младших подростков во внеучебной деятельности [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2015. - № 6. - С. 566-569. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/86/16228/ (дата обращения: 25.02.2022).
8. Бим-Бад, Б.М. Законы воспитывающей и обучающей педагогической среды [Электронный ресурс] / Б.М. Бим-Бад. - Режим доступа:
http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_flill. php? aid =308&binn_rubrik_
pl_articles (дата обращения: 14.05.2021).
9. Булыга, Л.А. Возможность повышения мотивации младших школьников посредством парной работы / Л.А. Булыга // Bulletin almanac science association france Kazakhstan. - 2016. - № 2. - С. 31-38.
10. Бунеев, Р.Н. Развитие общеучебных умений - путь к функциональнограмотной личности / Р.Н. Бунеев [и др.] // «Школа 2100» как образовательная система: сборник материалов. - Вып. 8. - М.: Баласс; Издательский дом РАО, 2005. - С.62-73.
11. Выдрин, К.Д. Формирование УУД в процессе выполнения домашних заданий на уроках физической культуры / К.Д. Выдрин, А.В. Поспелов, М.Н. Кадочникова // Вестник ПГГПУ. - 2015. - Серия № 1. Психологические и педагогические науки. - С. 151-159.
12. Головин, Н.Н. Формирование УУД на уроках физической культуры в средних классах / Н.Н. Головин / Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Нижневартовск: Нижневартовский гос. ун-т, 2016. - С. 135-136.
13. Голяков, И.П. Проблемы учебно-методического обеспечения предмета «Физическая культура» / И.П. Голяков, Н.Ю. Пичугина // Национальный вестник ПГГПУ. - Серия № 1. Психологические и педагогические науки (к 95-летию Пермского университета): материалы международной научнопрактической конференции (Пермь, Перм. ун-т, 12-13 октября 2011 г.). - Пермь: Перм. гос. нац. исслед. ун-т, 2011. - С. 264-265.
14. Голяков, И.П. Теоретический анализ учебников и программ по физической культуре // XXI век - время молодых: материалы четвертой открытой научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (19 мая 2011 г., г. Пермь) / ред. кол.: Е.Л. Лычагина; Д.С. Корниенко; Пермь : Перм. гос. пед. ун-т, 2011. - С. 30-34.
15. Гржебина, Л.М. Социально-педагогический анализ учебновоспитательного процесса младших школьников на уроках физической культуры в условиях частного учреждения общеобразовательной организации / Л.М. Гржебина, С.С. Фролова // Теория и практика физической культуры. - 2018. -№ 5. - С. 79.
... всего 49 источников