Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения межличностных отношений детей дошкольного возраста.
1.1. Сущность и особенности межличностных отношений 7
1.2. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по
вопросу исследования 9
1.3. Связь отношений и общения 14
Выводы по 1 главе 16
Глава 2. Психолого-педагогические особенности построения межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
2.1. Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста 18
2.2. Динамика и особенности формирования межличностных отношений в
дошкольном возрасте 21
2.3. Роль художественной литературы в формировании межличностных
отношений детей старшего дошкольного возраста 26
Выводы по 2 главе 27
Глава 3. Исследовательская деятельность по изучению и формированию межличностных отношений старших дошкольников.
3.1. Методы исследования межличностных отношений дошкольников... 29
3.2. Изучение межличностных отношений детей старшего дошкольного
возраста 35
3.3. Разработка и реализация цикла занятий, направленного на развитие межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста
средствами художественной литературы 39
3.4. Результаты исследовательской работы 46
Заключение 61
Список использованных источников 62
Приложение 64
Человек не может жить в обществе, не имея контактов с людьми, он постоянно нуждается в общении. Общение и межличностные отношения с другими людьми придают смысл жизни. Общаясь с другими людьми, человек испытывает эмоции, он радуется или огорчается, получает удовольствие от общения, или переживает. Отношения могут быть не только положительные, но и отрицательные. И те и другие отношения сказываются на нашей жизни, без них не было бы смысла в наших поступках и действиях.
Основы всесторонне-развитой личности закладывается в дошкольном возрасте. Именно в этот период перестраивается психика ребенка, меняется отношение к миру людей, устанавливаются первые взаимоотношения с людьми. Ребенок начинает понимать и осознавать, что он не один, вокруг есть другие дети, с которыми интересно играть, разговаривать, узнавать много интересного в общении с ними. И уже к старшему дошкольному возрасту ребенок предпочитает общаться больше со сверстниками.
Первый опыт общения для ребенка очень важен. Он становится основой, на которой будет строиться дальнейшее развитие личности. Отрицательный опыт общения может на всю жизнь наложить отпечаток, сформировать комплексы, страх быть не принятым. Положительный опыт, напротив, придает уверенность, желание строить отношения со сверстниками. Следовательно, как будет развиваться дальнейшая судьба ребенка, его развитие в социуме, зависит от того, как сложатся его отношения в группе сверстников, в группе детского сада.
Детям очень важны эти новые ощущения, когда можно своими наблюдениями, открытиями или секретами поделиться с другим ребенком, а еще важнее, когда тебя замечают и ценят. Дети узнают друг от друга много нового, делятся впечатлениями, активно общаются, интересуются друг другом, вступают в межличностные отношения, познают окружающий мир. Эти отношения являются своеобразной школой социальных отношений.
Значение такого общения велико: обогащаются образы себя и другого человека, развивается самосознание ребенка, формируется его самооценка.
Проблема межличностных отношений одна из наиболее важных проблем современного мира. Несмотря на то, что педагогами и психологами немало сделано в этой области, многие вопросы остаются недостаточно исследованными. Педагоги школ и воспитатели детских садов сталкиваются с такими проблемами детей как неумение взаимодействовать, общаться, договариваться. Дети все чаще играют в виртуальные игры, проводят свободное время у экранов телевизоров и мониторов компьютеров и испытывают острый дефицит общения.
Кандидат педагогических наук С. С. Прищепа говорит о необходимости формирования положительного опыта общения и отношения детей друг с другом, так как отсутствие такого опыта приводит к возникновению негативных форм поведения, к ненужным конфликтам и ссорам .
Поэтому тема зарождения и становление межличностных отношений чрезвычайно актуальна в наше время. В век технического прогресса молодежь перестала общаться, отсюда множество негативных явлений, которые общество наблюдает в последнее время - жестокость, повышенная агрессивность, отчужденность и пр. Все эти явления имеют свое начало в раннем и дошкольном детстве. Это побуждает обратиться к рассмотрению развития отношений детей друг с другом в этот период, с тем, чтобы понять причину и психологическую природу возникающих на этом пути деформаций.
...
Проблема межличностных отношений достаточно актуальна на сегодняшний день. Общество сталкивается с такими проблемами, как неумение договариваться, общаться, сострадать, сочувствовать. Анализ психолого - педагогической литературы показывает, что данная тема активно была исследована зарубежными и отечественными педагогами и психологами, они рассматривали разные подходы и доказали, что трудности в межличностном общении взрослых людей начинаются с детства. Именно в старшем дошкольном возрасте происходит перестройка не только всего организма, но и психики детей, ребенок начинает осознавать себя, развивается самооценка, в общении предпочитает общество сверстников обществу взрослых. Дошкольник учится ставить себя на место другого человека, считаться с другой точкой зрения. Общаясь со сверстниками, старший дошкольник имеет возможность решать различные коммуникативные задачи, учится выстраивать отношения с окружающими по определенным правилам. Этот возрастной период благоприятный для развития нравственных качеств. Поэтому так важно именно в этом возрасте использовать по максимуму все способы и средства, чтобы дать знания детям об основах нравственности, на основе этих знаний сформировать у дошкольников нравственные качества и нравственное поведение.
Целью нашего исследования было выявить особенности развития межличностных отношений старших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации посредством художественной литературы. Для достижения цели были использованы следующие методики: наблюдение, социометрический метод «Два домика». По результатам констатирующего эксперимента было выявлено, что в экспериментальной группе преобладающий позитивный эмоциональный фон присутствует у 10 человек (50%), в контрольной группе - у 8 человек (40%). Негативный фон в экспериментальной группе - у двух человек (10%), в контрольной - у трех человек (15%). Социометрическая методика «Два домика» подтвердила результаты наблюдения. В экспериментальной группе образовалась группа «лидеров» - 8 человек (40%) и соответственно в контрольной группе - 6 человек (30%), а так же «отвергнутые» - 2 чел (10%), 1чел (5%), «изолируемые» 2 чел (10%) - в той и другой группе. По результатам исследования можно говорить о тревожной обстановке в двух группах. «Отвергнутым» и «изолируемым» детям очень не комфортно в группе сверстником, их не замечают, а порой отвергают. Даже «предпочитаемые» дети находятся в некоторой зависимости от «лидеров», потому что переживают, что получат отрицательную оценку. Внутри группы лидеров напротив складываются дружеские отношения, иногда позволяют «предпочитаемым» детям играть вместе с ними и даже делятся игрушками вещами. В целом дети и той и другой группы не проявляли жестокости по отношению друг к другу, лидирующие смотрели на остальных детей свысока и не хотели замечать дискомфорт и одиночество отдельных детей.
С целью подтверждения гипотезы разработан и проведен цикл занятий по чтению художественной литературы. Работа проводилась в течение трех месяцев в экспериментальной группе. Подбирались художественные произведения в соответствии с возрастом, ярким акцентом которых были отношения между детьми. После чтения произведения в комплексе использовались разные формы работы, такие как, этические беседы с детьми, разбирались и инсценировались проблемные ситуации по содержанию произведения, производился анализ собственных поступков, придумывание начала или окончания истории, рассказывание из личного опыта подобных ситуаций. Все перечисленные формы включались в различные виды детской деятельности: игровую, трудовую, изобразительную, общение. В контрольном эксперименте использовались те же методики, что и в констатирующем эксперименте.
Результаты контрольного эксперимента показали, что негативный эмоциональный фон в экспериментальной группе снизился на 10%, в контрольной группе остался на прежнем уровне, по методике «Два домика» - изменились результаты в экспериментальной группе - не стало «отвергнутых» и «изолируемых», дети приняли их в свой коллектив и они перешли в группу «предпочитаемых», в контрольной группе результаты остались прежними. В целом все показатели в экспериментальной группе качественно изменились.
...
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Учебное пособие для студентов вузов. М.; Академический проект. Екатеринбург: Деловая книга, 2000.
2. Антонова Т. Особенности общения старших дошкольников со
сверстниками//Дошкольное воспитание.1975. N.10.
3. Антончик Н.М. Некоторые философские аспекты проблемы ценностных ориентаций: Проект Ахей//www.mmj.ru.
4. Бодалёв А.А. Личность и общение. М.; 1983.
5. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.; Мозаика-Синтез,2006.
6. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком литературного произведения: Тезисы докладов на Всесоюзном съезде по дошкольному воспитанию. М., 1948.
7. Исмагилова А. Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада// Вопросы психологии. — 2000. — № 5. — С. 65-72.
8. Кондрашова Н. В., Текаева А. С. Изучение представлений о дружбе у детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт».2015.Т.13. URL: http://e-koncept.ru/2015/85433.htm
9. Коломинский Я.А. О взаимоотношениях в группе детей//Дошкольное воспитание.1986. N1.
10. Марцинковская Т. Д. История детской психологии: Учебник для студентов педагогических вузов. М.: ВЛАДОС, 1998.
11. Мудрик А. В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.
12. Мухина В.С. Психология дошкольника. М., 1975.
13. Мясищев В.Н. Психология отношений. М., 1995.
14. Основы психологии: Практикум/под ред. Л. Д. Столяренко. Ростов-на-Дону. Феникс. 2005.
15. Отношения между сверстниками в группах детского сада /под ред. Репиной Т.А. М.: Педагогика. 1978.
16. Психология детей дошкольного возраста//под ред. Запорожца А.В.,
Эльконина Д.Б. М.,1964.
17. Психология педагогического взаимодействия: Учебное пособие/ под ред. Я. Л. Коломинского. СПб: Речь.2007.
... всего 29 источников