ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ .. 7
1.1. Методологические и теоретические подходы к определению
понятия «профессиональные деформации» субъекта труда 7
1.2. Основания и классификации профессиональных деформаций
личности специалиста помогающих профессий 13
1.3. Содержание понятия «предиктор» 20
1.4. Предикторы профессиональных деформаций педагогов-психологов
в период адаптации к профессии 22
Выводы по главе 1 28
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДИКТОРОВ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ ПЕДАГОГОВ-ПСИХОЛОГОВ 30
2.1. Организация и методы исследования 30
2.2. Результаты изучения предикторов профессиональных деформаций
педагогов-психологов в период адаптации к профессии 33
2.3. Рекомендации по профилактике профессиональных деформаций
педагогов-психологов 38
Выводы по Главе 2 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 46
Профессиональный стандарт предъявляет требования к осуществлению педагогами-психологами трудовых функций по сопровождению образовательного процесса в образовательных организациях разного типа и оказанию психолого-педагогической помощи всем его субъектам [1]. Молодому специалисту требуется время, чтобы адаптироваться к своей профессии, на это у него может уйти от 5 до 7 лет.
А.К. Маркова отмечает, что профессиональная адаптация выступает в качестве одной из стадий профессионализации как процесса становления профессионала, который включает: выбор человеком профессии с учетом своих собственных возможностей и способностей; освоение правил и норм профессии; формирование и осознание себя как профессионала, обогащение опыта профессии за счет личного вклада, развитие своей личности средствами профессии и др. В то же время автор указывает, что профессионализация является одной из сторон социализации, становление профессионала представляет собой один из аспектов развития личности [26].
Профессионализм имеет две стороны: состояние мотивационной сферы профессиональной деятельности человека (какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, каких целей он лично стремится достичь, насколько он удовлетворен трудом и т.д.) и состояние операционной сферы профессиональной деятельности человека (какие технологии использует, какие средства - знания, мыслительные операции, способности - применяет). В этом плане адаптация является одной из характеристик мотивационной сферы профессиональной деятельности [7].
В процессе выполнения профессиональной деятельности специалист повторяет одни и те же действия и операции. В типичных условиях труда становится неизбежным образование стереотипов осуществления профессиональных умений, знаний, навыков. Они упрощают выполнение профессиональной деятельности, повышают работоспособность, упрощают общение с коллегами.
Стереотипы позволяют человеку выполнять действия
автоматизировано. Благодаря стереотипам человек быстрее адаптируется в профессиональной деятельности. Формируются профессиональные навыки, которые помогают в профессионализации специалиста.
Профессиональные деформации формируются у людей по закрепленным в сообществе шаблонам. Желание продвинуться по «служебной лестнице» мотивирует человека использовать сразу всю свою энергию и силы в стремлении получить новую должность. Или, выполняя монотонную работу, субъект не стремится к развитию, что приводит к профессиональному застою. Большую часть своего времени человек проводит на работе, что приводит к неосознанному переносу профессиональных привычек в повседневную жизнь. Привычки, связанные с работой, становятся частью поведения.
Эмоциональное выгорание - одна из распространенных профессиональных деформаций представителей помогающих профессий. Например, употребление профессиональных терминов, действий, операций вне работы приводит к трудностям в обычной жизни. Человек плохо различает грань между работой и жизнью вне ее. Становится более отчужденным, замкнутым и угнетенным. Многие вещи не замечаются и принимаются как норма.
Анализируя негативные последствия воздействия профессии на субъекта труда, психологическая наука с необходимостью направляет внимание на своевременное выявление предикторов профессиональных деформаций, проявляющихся на этапе адаптации профессии. Своевременное выявление предикторов у молодых специалистов поможет избежать таких последствий, как деформирование профессиональной личности специалиста, которое с неизбежностью отражается во взаимодействии участников образовательного процесса.
...
В данной работе раскрыты методологические и теоретические подходы к определению понятия «профессиональные деформации» и «предикторы». Выяснено, что развитие и становление личности происходит в процессе профессиональной деятельности. Профессиональные деформации - это своеобразное приспособление, адаптация к труду, где труд влияет на индивидуально-личностные особенности специалиста, которые могут иметь и положительный, и отрицательный характер влияния. Предикторы - совокупность зависящих друг от друга признаков, прогнозирующих негативные последствия.
В работе выявлены основания и классификации профессиональных деформаций личности; определены предикторы профессиональных деформаций педагогов-психологов: симптомов загнанности в клетку и психосоматических и психовегетативных нарушений, - в качестве которых выступают: снижение или изначально низкие показатели самооценки
(самопринятия, самоуважения), представлений о природе человека.
Проявление профессиональных деформаций педагоги-психологи имеют уже на этапе адаптации к профессии, что обусловлено требованиями деятельности, предъявляемыми к субъекту труда, и особенностями формирования их профессиональной идентичности.
Опираясь на выявленные предикторы, можно спрогнозировать появление профессиональных деформаций, а также скорректировать уже развивающие деформации. Педагоги-психологи, работающие в образовательной среде в большей степени подвержены эмоциональному выгоранию, так как находятся в постоянном взаимодействии с обучающимися и участниками образовательного процесса. Деформирующая личность педагога или педагога-психолога может травмировать личность ребенка, возможны появления конфликтов педагогическом коллективе, а также проявление неподобающего поведения.
Своевременное выявление и прогнозирование профессиональных деформаций у молодых специалистов поможет избежать многих проблем в их личностно-профессиональном развитии. Для того, чтобы этого избежать, рекомендуются индивидуальный и/или групповой тренинг, либо иные мероприятия по профилактике профессиональных деформаций педагогов- психологов.
1. Профессиональный стандарт Педагог-психолог (психолог в сфере
образования) [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. URL:
http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy- reestr-professionalnykh-standartov/reestr-professionalnykh- standartov/index.php?ELEMENT_ID=57963(дата обращения: 10.04.2019).
2. Айснер Л.Ю., Богдан О.В. Профессиональная деформация как психологическая категория // Теоретические и практические аспекты психологии и педагогики: коллективная монография. Уфа: Аэтерна, 2015. С. 3-19.
3. Алфимова М.В., Трубников В.И. Генетико-математический подход к построению критериев прогноза психологических свойств // Школа здоровья. 1996. Т. 3. № 1. С. 14-23.
4. Баженова А.Н. Профессиональная деформация личности психолога // Интеграция образования. 2003. № 2. С. 145-150.
5. Барабанщикова В.В. Профессиональные деформации в профессиях инновационной сферы: дис. докт. псих. наук: 19.00.03.М., 2016. 359 с.
6. Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2004. 271 с.
7. Безюлёва Г.В. Психолого-педагогическое сопровождение
профессиональной адаптации учащихся и студентов. М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2008. 320 с.
8. Борисова С.Е. Профессиональная деформация личности сотрудника милиции и ее профилактика: Монография. Орел: Орловский юридический институт МВД России, 2005. С. 19-20.
9. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. СПб.: Питер, 2008. 336 с.
10. Воробьева М. А. Профессиональная деформация специалистов и ее профилактика // Педагогическое образование в России. 2015. № 2. С. 22-26.
11. Дрейпер Н.Р., Смит Г. Прикладной регрессионный анализ. М. 1986. 336 с.
12. Дружилов С.А. Профессиональные деформации и деструкции как следствие искажения психологических моделей профессии и деятельности // Журнал прикладной психологии. 2004. № 2. С. 56-62.
13. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. С. 106-115 с.
14. Зеер Э.Ф., Павлова А.М. Прикладные аспекты общепсихологической теории деятельности А.Н. Леонтьева (100-летию со дня рождения А.Н. Леонтьева) // Образование и наука. 2003. № 1 (19). С. 92-103.
15. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Психология профессиональных деструкций. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005. 336 с.
...
45 источников