ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СИНДРОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ КАК
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 8
1.1. Теоретические основы синдрома эмоционального выгорания 8
1.2. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у
педагогов образовательных учреждений 20
1.3. Приемы профилактики профессионального выгорания у педагогов 28
Выводы по Главе 1 43
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ 46
2.1. Методическая организация исследования. Результаты констатирующего
эксперимента и их обсуждение 46
2.2. Организация и проведение формирующего эксперимента 106
2.3. Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 115
Выводы по Главе II 139
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 112
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 144
ПРИЛОЖЕНИЕ
В настоящее время получило распространение обсуждение в научной литературе вопроса профессионального выгорания работников, в первую очередь, «коммуникативных» и «социальных» профессий, специфика работы которых заключается в постоянном взаимодействии и общении с другими людьми. Профессия учителя образовательных учреждений одна из таких профессий, где на специалисте лежит огромный груз ответственности за обучение и воспитание подрастающего поколения.
В течение последних десятилетий проблема сохранения психического здоровья учителя в образовательном учреждении стала особенно острой. Высокая эмоциональная включенность в деятельность, жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год), организационные моменты педагогической деятельности (нагрузка, расписание, кабинет) и ответственность перед администрацией, родителями и обществом в целом за результат своего труда провоцирует возникновение невротических расстройств и психосоматических заболеваний.
А ведь психологическое самочувствие учителя оказывает непосредственное влияние на всю атмосферу образовательного учреждения. Многие исследования доказывают, что для значительного числа педагогов характерны эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, напряженность. По мнению Е.С. Асмаковец, отрицательно окрашенные психологические состояния педагога снижают эффективность воспитания и обучения детей, повышают конфликтность во взаимоотношениях с учащимися, родителями, коллегами, способствуют возникновению и закреплению в структуре характера и профессиональных качеств негативных черт, разрушают психическое здоровье, обуславливают высокую
напряженность, агрессивную самозащиту, подавляют творческую активность. [44]
Одним из показателей профессиональной дезадаптации педагога является так называемый «синдром эмоционального выгорания». В зарубежной литературе синдром выгорания обозначают термином burnout (англ.) - сгорание, выгорание, затухание горения.
По мнению К. Маслач, одной из основоположников теории, описывающей данное явление, профессиональное выгорание - это эмоциональное истощение, возникшее как следствие стресса на работе. Дальнейшее развитие синдрома может привести к формальному, лишенному чувства заинтересованности профессиональному поведению, что, в конечном счете, ухудшает качество работы учителя. Следует отметить, что эмоциональное выгорание более опасно в начале своего развития, т.к. «страдающий» от «выгорания» профессионал не осознает его симптомов.
Исследованием синдрома эмоционального выгорания занимались Г.С. Абрамов, Н.В. Водопьянова, Г.С. Никифоров, Е.В. Орел, Г.А. Робертс, Т.И. Ронгинская, Е.С. Старченкова, Д.Г. Трунов, А.М. Хатагурова и др. Саморегуляция является предметом исследования в работах Л.П. Гримак, О.А. Конопкина, Н.Д. Линде, Х. Линдемана, В.Л. Марищука, В.И. Моросановой, И.В. Плахотниковой, О.А. Прохорова и др.
Для того чтобы эффективно работать и взаимодействовать с детьми, учитель должен быть способен преодолевать те психологические трудности, с которым связана его профессиональная деятельность и общение, только тогда у него будет возможность защитить себя от развития синдрома эмоционального выгорания .
Для профилактики и борьбы с синдромом используют действия, предполагающие как самопомощь , так и оказание внешней профессиональной помощи. Соединить в одно эти два критерия может программированное обучение, так как оно предполагает обучение необходимым ЗУНам для борьбы и профилактики СЭВ по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как обучающегося (т.е. самопомощь), так и обучающего (т.е. оказание внешней профессиональной помощи (подбор информации, заданий для программы).
Цель исследования - составить и апробировать на основе программированного обучения самоучитель для педагогов, направленный на формирование психологических знаний о проблеме эмоционального выгорания, умений и навыков самозащиты от синдрома и его профилактики .
Объектом нашего исследования является процесс формирования умений и навыков самозащиты учителя, который находится под влиянием СЭВ.
Предметом исследования стали возможности применения программированного обучения для формирования психологических знаний о проблеме СЭВ, умений и навыков самозащиты (на примере самоучителя «Как не сгореть на работе?»)
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) изучить имеющуюся психолого-педагогическую, научную периодическую литературу по теме исследования;
2) подобрать диагностический комплекс для выявления особенностей проявления синдрома профессионального выгорания у учителей образовательных учреждений;
3) проанализировать особенности развития СЭВ у учителей образовательных учреждений;
4) составить и реализовать программу эксперимента по формированию психологических знаний о проблеме СЭВ, умений и навыков самозащиты от синдрома и его профилактики;
5) проследить динамику уровня СЭВ у учителей до и после формирующего эксперимента;
6) проверить гипотезу с помощью методов математической статистики.
Основная гипотеза исследования состоит в том что, процесс формирования психологических знаний о проблеме эмоционального выгорания, умений и навыков самозащиты от синдрома и его профилактики будет успешным, если:
1) программа самообучения педагогов будет построена на основе принципов программированного обучения;
2) в самоучителе будут раскрыты стратегии и тактики борьбы с синдромом профессионального выгорания и его профилактики на основе освоения психологической информации и выработки практических умений;
3) процесс самообучения будет сопровождаться рефлексивными встречами с разработчиком программы.
В работе были применены следующие методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Анкетирование.
3. Тестирование.
4. Методы количественного и качественного анализа.
5. Методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: исследование проводилось на базе МБОУ «СОШ № 98», МБОУ «СОШ № 10», МБОУ «Новоалександровская СОШ». В нем принимали участие 44 учителя разного стажа, разных ступеней обучения и разных специальностей. В качестве экспериментальной группы были выбраны учителя в составе 22 человек из МБОУ «СОШ № 98» и МБОУ «Новоалександровская СОШ». В качестве контрольной группы - 22 учителя из МБОУ «СОШ № 98», МБОУ «СОШ № 10».
Работа апробирована на Х Юбилейной Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 80-летию образования Красноярского края «Молодежь и наука», СФУ, г. Красноярск, на XXI Международной научно-практической конференции психологических и педагогических наук «Теоретические и практические исследования психологии и педагогики», Московский научный центр психологии и педагогики, г. Москва.
По теме исследования имеются две публикации.
В последующих главах изложены результаты нашей работы по реализации поставленной цели и задач исследования.
В последнее время изучение проблемы синдрома эмоционального выгорания стало едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. Научный и практический интерес к синдрому обусловлен тем, что этот синдром - непосредственное проявление всевозрастающих проблем, связанных с самочувствием работников, эффективностью их труда.
В ходе теоретического анализа литературы нами были изучены различные теоретические аспекты проблемы: это собственно понятие «синдрома эмоционального выгорания», составляющие синдрома, симптомы, фазы развития, факторы, влияющие на возникновение и развитие СЭВ, методы профилактики.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс для выявления особенностей проявления синдрома эмоционального выгорания у учителей образовательных учреждений. В ходе исследования были проанализированы особенности проявления синдрома эмоционального выгорания, симптомы: соматические, социальные и психические. Результаты исследования показали, что учителям, страдающим синдромом эмоционального выгорания, присущи следующие черты : низкая рабочая мотивация, стремление к экономии эмоций, неудовлетворенность собой как профессионалом, душевное беспокойство, чувство тревожности, низкая социальная поддержка, недовольство своими профессиональными достижениями.
Для того чтобы снизить уровень развития синдрома эмоционального выгорания у учителей, научить их методам профилактики, которые позволят повысить устойчивость учителя к данной проблеме, мы разработали пособие «Как не сгореть на работе?». Данное пособие поможет учителям овладеть и психологической информацией по данной проблеме и умениями и навыками для преодоления и профилактики синдрома. Планируемая нами работа по реализации, апробации эффективности данной программы прошла весьма успешно, о чем свидетельствуют полученные результаты. Анализ данных формирующего эксперимента показал положительную динамику изменений в направлении понижения уровня выраженности СЭВ у учителей экспериментальной группы.
Таким образом, мы экспериментально доказали, что самостоятельная работа учителей со специально разработанным пособием «Как не сгореть на работе?» создает благоприятные условия для формирования знаний, умений и навыков профилактики и борьбы с синдромом эмоционального выгорания.
Теоретическая значимость работы заключается в сопоставлении различных точек зрения на понятие синдрома эмоционального выгорания, в выявлении его составляющих, факторов, динамики развития, в описании приёмов профилактики и борьбы.
Практическая значимость исследования заключается в изучении особенностей взаимосвязи СЭВ и работы учителя, а также учителя с разным стажем работы и разной ступенью обучения. Разработанное на основе программированного обучения пособие «Как не сгореть на работе?» является эффективным способом повышения знаний, умений и навыков профилактики и борьбы.
Представленные нами разработки будут интересны психологам и учителям различных образовательных учреждений, а также студентам психологических и педагогических факультетов и вузов. Данное пособие может быть рекомендовано для практики
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М.: ИКАР, 2009.
2. Акиндинова И.А., Баканова А.А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика. //Педагогические вести. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003. - № 25.
3. Аникеева Н.П. Психологический климат в коллективе. - М., Просвещение, 1989.
4. Барабанова М.В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания. //Вестник МГУ, 1995. — № 1. - (серия 14).
5. Баранов А.А. Стресс-толерантность педагога: теория и практика. - М.: ACT. - Ижевск: Изд-во УдГУ, 2002.
6. Баранов А.А., Сагитова Д.Р. Синдром профессионального «выгорания» как показатель зависимости специалиста от его профессиональной деятельности. //Зависимость, ответственность, доверие: Материалы науч.-практ. конф. - Ижевск: Изд-во УдГУ, 2004. - С. 54.
7. Баранов С.П. Принципы обучения. - М.: Просвещение, 1981.
8. Баринова А.А. Не сгорите на работе. //Природа и человек (Свет), 2003. - №3.
9. Безносов С.П. Теоретические основы изучения профессиональной деформации личности. СПб., 1995. - С. 167.
10. Безюлева Г.В. Толерантность в педагогике. М.: АПО, 2002.
11. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. - М.: 1995.
12. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. //Учеб. пособие. - М.: Педагогика, 1989.
13. Бойко В.В. Охрана психического здоровья. - М.: Академия, 2004.
14. Бойко В.В. Правила эмоционального поведения. СПб.: Речь, 1997. - С . 286.
15. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - Москва : Филинъ, 1996.
16. Водопьянова Н.Е., Серебрякова А.Б., Старченкова Е.С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности. //Вести. С- Петерб. ун-та. Сер. 6. - 1997. - Вып. 2 (№ 13).
17. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. - СПб.: Питер, 2005.
18. Вяткин Б. А. Хрусталев Т.М. Специальные способности в структуре индивидуальности учителя. //Вопросы психологии, 1994. - № 4.
19. Гальперин П.Я. К теории программированного обучения. //Материалы лекции, прочитанной на факультете ПО при Политехническом музее в 1966 г. - М.: "Знание", 1967.
20. Гнездилов А.В. Психология и психотерапия потерь. СПб.:
Издательство «Речь», 2004.
21. Гоголева А.В., Смурова Т.В. Особенности «эмоционального
выгорания» учителей классов компенсирующего обучения. //
Психолого-педагогические условия сохранения здоровья учащихся . Материалы научно-практической конференции 22-24 октября 2002. /отв. ред. - Н.И. Леонов, С.Ф.Сироткин. - Ижевск: УдГУ, 2002.
22. Гореть или жить - тренинг для профилактики синдрома
эмоционального выгорания . //Ресурсы образования.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://www.resobr.ru/
23. Зборовская И.В. Саморегуляция психической устойчивости учителя.// Прикладная психология, 2001. - № 6. - С.55-65.
24. Ильин В.П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001. ил. - (Серия «Мастера психологии»).
25. Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека./ Е.П. Ильин. // СПб.: Питер, 2005. - С. 233.
26. Климов Е.А. Психология профессионала: Избранные психологические труды. - М., 1996.
27. Косолапова Н.А., Липкина Н.Г. Учитель. Книга о профессоре Израиле Ефремовиче Шварце. - Пермь: книжный мир, 2009.
28. Котова Е.В. Профилактика синдрома эмоционального выгорания. //Учебное пособие. - Красноярск, 2013.
29. Ланда Л.Н. Алгоритмизация в обучении. - М.: Просвещение, 1966.
30. Лешукова Е.А. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики. //Вестник РАТЭПП, 1995. - № 1. - С. 36-47.
31. Липкина А.И. Рыбак Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. - М., 1968.
32. Львова Ю.Л.Творческая лаборатория учителя : Книга для учителя / Ю. Л. Львова. - 3-е издание, переработанное и дополненное. - Москва.: Просвещение, 1992.
33. Маслач К. Профессиональное выгорание. Как люди справляются. // Psihovo.ru- сайт помощи психологам, педагогам, студентам и родителям. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://psinovo.ru/
34. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. М.: Академия, 1998.
35. Мерзлякова Д.Р. Синдром эмоционального «выгорания» как фактор, препятствующий развитию социального партнерства в образовательной системе. //Социальные инициативы детское движение : Материалы междунар. науч.-практ. конф./ Отв. ред. Э.А. Мальцева, О.А. Фиофанова. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2005.
36. Мерзлякова Д.Р. Социальные коммуникации и профессиональное «выгорание». //Коммуникативная природа человека: Материалы Росс, науч.-теор. конф. - Ижевск: Изд-во Удм. ун-та, 2006.
37. Никифоров Г.С. Психология профессионального здоровья. Учебное пособие / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. - СПб: Речь, 2006.
38. Определение психического выгорания (А.А. Рукавишников). //Online
Test Pad. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://onlinetestpad.com/
39. Опросник поведения и переживания, связанного с работой (AVEM).
//Психологическая лаборатория [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://xn—7sbbaeiowbgqig8abjbc7acdh6a9czc6mla.xn--p1ai/
40. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии. //Проблемы общей и организационной психологии. - Ярославль, 1999 .
41. Орел В.Е. Психологическое изучение влияния профессии на личность. //Реферативный сборник избранных работ по грантам в области гуманитарных наук. - Екатеринбург, 1996. - С. 113-115.
42. Осипова А.А. Общая психокоррекция. - М.: Сфера, 2001.
43. Программированное обучение. //Детская психология [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.childpsy.ru.
44. Профессиональное выгорание педагогов: сущность, диагностика, профилактика. //Психологи на b17.ru. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.b17.ru/article/3458/
45. Профилактика синдрома эмоционального выгорания. Тренинг для педагогов «Люби себя». //Маамти. Международный образовательный портал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.maam.ru/
46. Селье Г. Стресс без дистресса. М.: Академия, 1979. - С. 123.
47. Синдром выгорания, Водопьянова Н.Е. MBI опросник
профессионального (эмоционального) выгорания. Методика К. Маслач и С. Джексон. Тесты для диагностики синдрома ПВ. //Психология счастливой жизни. [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
http://psycabi.net/ testy
48. Синдром профессионального выгорания. Как сохранить себя ?
//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://festival.1september/ru
49. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания. //
Медицинские новости, 2002. - №7.
50. Субботин С.В. Устойчивость к психическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя: Канд. дис. Пермь, 1992.
51. Талызина Н.Ф. Теоретические проблемы программированного обучения. - М.: «Знание», 1969.
52. Тренинг «Профилактики эмоционального выгорания педагогов». //Планета детства. Интернет журнал. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http ://planetadetstva.net/
53. Трунов Д.Г. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме. // Журнал практического психолога, 1998. - № 8.
54. Федорова Л.А. Тренинг стрессоустойчивости. //Институт
психологического консультирования «Новый век».
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nvppl.ru/
55. Федорова Н.С. Тренинг «Профилактика стрессоустойчивости
педагога». //Социальная сеть работников образования.
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: / / nsportal. ru/detskiy- sad/raznoe/2013/09/19/trening-profilaktika-stressoustoychivosti-pedagoga.
56. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя. //Вопросы психологии, 1994. - № 6.
57. Щуркова Н.Е. Классное руководство. М., 2000. - С. 23.
58. Эмоциональное выгорание педагогов . Диагностика.
Профилактика.//Золотая психея. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://www.psy.su/
59. Эмоциональное выгорание. Методы профилактики и
//Психолог 24. [Электронный ресурс]. -
доступа: http://www.psy24.ru/