Введение 2
Реферат 13
Глава I. Сибирская литература: динамические процессы, школьная регионалистика
1.1. Становление литературы в Сибири 16
1.2. Концепция областничества и тенденция развития сибирской
литературы 28
1.3. Возможности реализации НРК на уроках чтения 45
1.4. Методический комплекс по курсу ЛКК для подростков-читателей 56
Глава II. Организация внеурочных занятий по курсу «Я и моя Сибирь (литературный образ Сибири)» для современного подростка- читателя
2.1. Культурно-исторический процесс становления внеурочных форм работы
со школьниками 67
2.2. Цикл «Сибирь поэтическая и сказочная» (5 класс) 93
2.3. Цикл «Душа сибиряка» (6 класс) 137
Заключение 159
Библиографический список
Российский литературовед и культуролог Д. С. Лихачев писал, что понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Действительно, традиционно русскую литературу изучают в контексте вечности и конкретного времени как историю литературного процесса. В последние десятилетия учеными активно решается задача осмысления фактора пространственной характеристики литературы. В таком контексте изучается оригинальная литература Сибири, которая имеет почти 400-летнюю биографию. Литература как вид искусства всегда составляла важный компонент духовного развития народа.
Сибирь (Красноярский край) - это земля, становление которой заметно отличается от становления любого другого региона страны. Жителей её постигли суровые испытания, да и сами они - люди во многом необычные, смелые, стойкие, способные противостоять невзгодам - именно они образовали тот самый «сибирский» характер, полный загадок. Этот самый «сибирский» характер отразился в сибирской литературе, её регионализме.
В первое десятилетие XXI века в российском образовании заметно усилилась тенденция к воспитанию, становлению гражданина своей страны, формирования у него патриотических чувств к своей малой родине. Социализация школьника в настоящее время обозначена в качестве одной из главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать подростка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом(ФГОС) нового поколения. Современное образование же представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, в соответствии с установленными нормами. Федеральный государственный образовательный стандарт, является совокупностью требований, обязательных при реализации основных образовательных программ общего образования. Более развёрнуто: ФГОС ОО - это три вида требований к «Основной образовательной программе образовательного учреждения», т.е. к планируемым результатам, структуре и к условиям реализации. «Основная образовательная программа ОУ» является тем документом, который описывает образовательную среду конкретной школы. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности учащихся является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет эффективно решать задачи воспитания и социализации детей. Современный культурно-исторический этап требует «погружения» жителей края в жизнь своего региона во всей полноте его многоаспектных проявлений. Одним из таких аспектов является культура региона, в частности его литературно-художественное пространство. На определённом этапе (1997-2010) ученики школ имели возможность приобщаться к данному пространству. Однако современные программы исключили подобную возможность. Очевидно, что необходим комплекс действий, усилий педагогического сообщества, который поможет обеспечить формирование самосознания жителя родного края. Таким образом, укрепление патриотической составляющей образования становится особенно значимым, что подразумевает актуальность данного исследования.
В настоящее время уже изданы на территории нашего региона программа («Литература Красноярского края» для 5-7 классов Т.А. Хоробровой, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедевой, М.З. Федюниной) и пособия для школьников (хрестоматия «Слово родного края» (1997) В.К. Размахниной, А.И. Алёхина для начальных классов; пособия для чтения «Мой край - мой дом» (2006-2008) под редакцией Т.А. Хоробровой и Е.М. Гардер для 5-7 классов по предмету «Литература Красноярского края».
В 2010-2011 учебном году дисциплины ЛКК и ХККК были исключены из школьного компонента, но на данный момент предприняты попытки вернуть такие дисциплины как ХККК и ИКК в школьный компонент, так как это является патриотической составляющей образования. Но это происходит не во всех регионах страны, поэтому возникает проблема, как осуществить эти задачи при отсутствии программ, специальных предметов и учебных часов. С нашей точки зрения необходимо системно и последовательно обращаться к региональной литературе вместе со школьниками.
Цель диссертационного исследования - в соответствии с требованиями ФГОС об организации внеурочных занятий со школьниками обосновать концепцию специального курса и создать авторскую программу «Я и моя Сибирь» (тематический план, методические рекомендации для учителей региона). В связи с этим необходимо решить следующие задачи:
1. Проследить историю развития литературы Сибири; обозначить признаки понятия «регионализм» в сибирской литературе;
2. Дать анализ методических пособий по курсу НРК и определить возможности и перспективы организации внеурочных занятий по сибирской литературе;
3. Рассмотреть историю формирования внеурочной деятельности в отечественной школе;
4. Организовать апробацию внеурочных занятий в 5, 6 классах;
5. Предложить учителям края методические рекомендации.
Объектом нашего исследования являются поэтические и прозаические тексты сибирских авторов.
Предмет исследования - процесс организации внеурочных занятий по теме «Я и моя Сибирь (литературный образ Сибири)».
Практическая значимость нашего диссертационного исследования состоит в разработке оригинального авторского курса для внеурочных занятий по сибирской литературе с современными подростками.
Материалом для исследования послужили монографии, пособия, периодика по проблемам изучения региональной литературы; пособия по проведению внеурочных занятий в школе; программа и пособия по курсу НРК; тексты поэтических и прозаических произведений сибирских авторов.
В качестве ведущих методов исследования нами были использованы аксиологический, историко-сравнительный, культурно-исторический, биографический, сравнительно-сопоставительный методы.
Методологическую базу нашего исследования составили труды Г.Н. Потанина «Областническая тенденция в Сибири», Н.М. Ядринцева «Судьба сибирской поэзии и старинные поэты Сибири», М.К. Азадовского «Поэтика «гиблого места»: (из истории сибирского пейзажа в русской литературе)»,Б.И. Жеребцова «Заметки о сибирской литературе», Б. А. Чмыхало «Литературный регионализм», «Литература Сибири XVII—XVIII вв.», Ю. С. Постнова «Русская литература Сибири первой половины XIX века, К.В. Анисимова «Вопросы поэтики литературы Сибири», «Вопросы поэтики литературы Сибири 20-30-х годов XIX столетия», Е. Н. Медынского «Энциклопедия внешкольного образования», Шацкого С. Т. «Педагогические сочинения», Егоровой А.В. «Становление и развитие системы дополнительного образования детей в России».
Анализ вышеобозначенных трудов позволяет сделать вывод, что литература Сибири имеет богатую историю, которая отмечена как годам «немоты», так и бурным взлётом.
В истории развития литературы Сибири мы выделили 4 этапа: XVII век - возникновение литературы, которое связано с деятельностью Тобольской архиепископии (основана в 1621 г.). На основе древнерусской традиции появляется своя местная литература, где особая роль принадлежит сибирскому летописанию. Наряду с летописанием, в Сибири появляются и другие жанры литературы, например, повести (воинские; о чудесах, связанные с культом местных сибирских святых; предания и др.). В XVII в. Сибирь предстала в произведениях писателей, часть которых - побывавшие там «опальные» и ссыльные. Свою «лепту» в развитие сибирской литературы внесли и возглавлявшие тобольскую кафедру иерархи (архиепископ Нектарий, митрополит Игнатий Римский-Корсаков), которым принадлежит ряд посланий поучительного характера и произведений других жанров. Особняком в ряду сибирских писателей конца века стоит С. У. Ремезов, который в «Истории Сибирской» (1689-90) соединил традиции летописи, воинской повести и агиографии, большое число местных преданий, сообщающих тексту поэтичность стиля и демократизм содержания. Мастерски осуществленный Ремезовым сплав разных жанровых традиций древнерусской книжной культуры — от лицевой летописи до жития при очевидной «народности» главного героя и его подвига — выводит «Историю Сибирскую» за эстетические рамки региональной словесности и позволяет рассматривать ее как одно из ярких произведений русской литературы переходного времени. Почвой, которая питала литературу Сибири было устное народное творчество. Литература Сибири в XVII веке складывается на основе древнерусской традиции, фольклора, но уже имеет свои особенности и ценности.
В XVIII веке появляется фундаментальный памятник сибирского городового летописания - Черепановская летопись, созданная И.Л. Черепановым, где отразились ранние этапы становления областного самосознания Сибири. Летописные рассказы описывают облик, уклад, вероисповедание татар, остяков и вогуличей, рассказывает о калмыках и якутах, мунгалах, о Братском народе. А к концу XVIII века стали появляться первые местные журналы, где уже описывается местная сибирская природа, быт. Это было важнейшим этапом в развитии сибирской литературы.
Системным звеном развития литературы Сибири в начале XIX в. стала формирующаяся сибирская интеллигенция, привносившая экзотические сведения в столичную литературу и участвовавшая в формировании значительного числа «сибирских» по тематике произведений первой половины XIX в. Оригинальность сибирской областной словесности складывалась из описаний экзотической природы, ботанических и климатологических подробностей. П.А. Словцов не связывает самобытность Сибири с особым типом героя, не показывает проблемы сибирского социума, а уделяет лишь внимание природе, объясняя это тем, что история Сибири - это всего лишь «добавка к русской».
В середине XIX века начинается новый подъём литературы Сибири, который был связан с зарождающимся сибирским областничеством (Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев, Н.С. Щукин, С.С. Шашков, А.В. Адрианов и д.р.). Основой их мировоззрения становится разработка концепции областного «патриотизма» как с идейно - экономическим, так и художественно-поэтическим аспектом. Потанин пришёл к выводу о необходимости местной беллетристики. Вместе с Н.М. Ядринцевы они начинают работу над романом - проектом, который получил название «Тайжане» - это ценнейший источник по истории областнического самосознания. Каждый персонаж в романе выражает собой тот или иной тип «местной» жизни, что являлось новым шагом в истории сибирской словесности. Во второй половине XIX столетия благодаря деятельности областнически настроенной интеллигенции идея сибирской словесности обрела несколько более рельефный вид. В 1867 году выходит статья Г.Н. Потанина «Роман и рассказ Сибири», которая стала программным текстом областнической литературной критики. Основная проблема, занимающая Потанина, является одновременно и проблемой филологической, и культурологической: что такое, собственно, региональная литература, каковы критерии её выделения из общероссийского литературного процесса. С его точки зрения, сибирской литературой может быть названа только литература, во-первых, созданная сибиряком по происхождению; во-вторых, основанная на сибирском материале; в-третьих, посвященная специфическим проблемам края.
Основной проблемой писательского сообщества востока России на протяжении XVIII — первой половины XIX вв. была разрозненность культурных усилий отдельных энтузиастов и, как следствие, атомизация литературного процесса, который в территориальном отношении локализовался в рамках небольших «культурных гнезд», а в хронологическом - напоминал последовательность случайных взлетов падений, после которых следовали годы, а то и десятилетия литературной немоты.
Экономический подъем, а также революционные события начала XX в. способствовали становлению в Сибири писательской среды — кружков, объединений (особую известность получил художественно-музыкальный и литературный кружок Г.Н. Потанина в Томске), газетных и журнальных коллективов. Фундаментальное отличие новой эпохи от предшествующих периодов заключалось в том, что отныне местная интеллигентская среда могла воспитывать «своего» литератора, которому для развития способностей не требовалось пребывание в столице. В сибирских городах начала XX в. появилась возможность систематически публиковаться как местным литераторам, так и приезжим, которые, подобно В.Я. Шишкову, стали писателями именно в Сибири.
В 20-е годы XX века имела место полемика о том, существует ли литература Сибири как таковая или это всего лишь отражения литературы «центра». Вопрос об идентификации региональной словесности является принципиальным для изучения её поэтики. Поэтому в данной главе мы раскрываем термин «сибирская литература» с точки зрения Г.Н. Потанина, М.К. Азадовского и Б.И. Жеребцова. С точки зрения Потанина, сибирской литературой может быть названа только литература, во-первых, созданная сибиряком по происхождению; во-вторых, основанная на сибирском материале; в-третьих, посвященная специфическим проблемах края. М.К. Азадовский указал на три фактора, играющих главную роль в формировании областной литературы: язык, местный колорит и региональное самосознание.
Идея связи автора с культурной жизнью края. Термин "сибирская литература", - пишет Б.И. Жеребцов, - можно понимать в двояком смысле: как литература о Сибири и как произведения, созданные писателями-сибиряками, хотя бы и не посвященные Сибири. Мы, рассмотрев все три определения термина «сибирская литература» увидели, что в основе лежит тот факт, что автор непременно должен быть связан с культурной жизнью края. В нашем исследовании мы будем пользоваться определением, которое дано Азадовским, и мы будем опираться на него при проведении внеурочных занятий для учащихся 5-8 классов.
Историография работы. Внеурочная деятельность существовала на протяжении 300 лет и всегда была значима для учителей и учащихся. Первые её формы появляются ещё в XVIII столетии, когда в Петербурге создаётся литературный кружок и с этого времени начинает свой отчет история создания детских парков, созданный Екатериной II для внука Александра III.
В середине XIX века появляются идеи, предложения по развитию внешкольной деятельности детей. Сначала это были кружки по ликвидации безграмотности молодёжи, а затем уже и кружки, объединения, спортивные площадки, летние оздоровительные колонии, способствующие развитию личности. Далее эти прогрессивные идеи проникают и в область воспитания, открываются различные детские клубы, каждый из которых имел своё название и самоуправление. Юные дарования учились ремеслу, пению, танцам, занимались театральным творчеством и т.д. Педагог Шацкий вместе с сотрудниками проверяли идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношений воспитателей и воспитанников, просматривали динамику развития детского сообщества. Творческому развитию способностей воспитанников содействовала разумная организация и планирование досуга детей по их желанию, что было очень важно.
В последние годы развернулась серьезная научно-методическая работа, благодаря которой дополнительное образование получило теоритическое обоснование. Таким образом мы говорим о том, что дополнительное образование школьников играет важную роль в формировании личности подростка, помогает в профессиональном самоопределении, способствует реализации знаний, их применение на практике, развитии творческих способностей каждого. Ведь внеурочная деятельность не осуществляется отдельно от урочной деятельности, одна как бы является продолжением другой, но внеурочная деятельность-это одна из форм организации свободного времени учащегося, которая объединяет молодое поколение по интересам. Поэтому занятия могут проходить и чаще всего проходят вне школы (музеи, экскурсии, театр и т.д.). В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая частью образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.
В соответствии с вышесказанным научная новизна исследования состоит в следующем: определены теоретические и методологические основы специального курса внеурочных занятий «Я и моя Сибирь (литературный образ Сибири)» в формате авторской программы для современного подростка.
Научно-практическая значимость диссертации обусловлена возможностью апробации внеурочных занятий как в общеобразовательном учреждении, так и в учреждении дополнительного образования, библиотеке, музее и т.д.
Структура работы: классическая - введение, две главы, заключение, список литературы.
В первой главе исследована история Сибири, когда появляются первые упоминания о Сибири, как происходило её становление. Также в данной главе мы проследили становление сибирской литературы, выделили 4 этапа её становления, её непростой путь; рассмотрели труды филологов- сибириведов; определили понятие «сибирская литература». С точки зрения Г.Н. Потанина, сибирская литература - это «только литература, во-первых, созданная сибиряком по происхождению; во-вторых, основанная на сибирском материале; в-третьих, посвященная специфическим проблемах края». М.К. Азадовский указал на три фактора, играющих главную роль в формировании областной литературы: язык, местный колорит и региональное самосознание. Термин «сибирская литература», - пишет Б.И. Жеребцов, - можно понимать в двояком смысле: как литература о Сибири и как произведения, созданные писателями-сибиряками, хотя бы и не посвященные Сибири. Мы берем этот термин в самом широком его понимании, т.е. произведения о Сибири, написанные авторами-сибиряками, проживающими на территории своей Родины и теми, кто не проживает в Сибири. Под сибирской литературой в настоящем исследовании понимаются произведения писателей-сибиряков, посвященные художественному описанию сибирского быта, характера человека-сибиряка, природы и вообще национально-бытовых, культурных и социально-экономических особенностей Сибири.
Во второй главе представлен анализ разноплановых материалов по вопросам современного состояния методики обучения региональной литературы в школе. Далее - понятие «внеурочная деятельность» в современной школе в соответствии с требования ФГОС. Представлено тематическое планирование для 5 и 6 класса, фрагменты разработанных и апробированных авторских внеурочных занятий по сибирской литературе по теме «Я и моя Сибирь (литературный образ Сибири)».
Апробация работы. Внеурочные занятия были проведены в МОБУ «Русская школа» города Минусинска в 5 и 6 классах.
Отдельные результаты исследования изложены автором в форме докладов на IV Международной научно-практической конференции «Социализация и межкультурная коммуникация в современном мире для студентов, аспирантов, молодых учёных» (Красноярск 25-26 апреля 2014 г.) доклад отмечен почётной грамотой; III региональной научно-практической конференции в рамках III Международного научно-образовательного форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (Красноярск 17 ноября 2014 г.) выдан сертификат об участии.
Сибирская литература прошла сложный путь своего развития. Локализованный литературный процесс был напряжённым и прерывистым, но на данном этапе можно говорить о том, что сибирская литература - это литература особенная, отличающаяся от «литературы центра».
С нашей точки зрения в истории развития литературы Сибири следует выделить 4 этапа: XVII век - возникновение литературы, которое связано с деятельностью Тобольской архиепископии (основана в 1621 г.). На основе древнерусской традиции появляется своя местная литература, где особая роль принадлежит сибирскому летописанию. Наряду с летописанием, в Сибири появляются и другие жанры литературы, например, повести (воинские; о чудесах, связанные с культом местных сибирских святых; предания и др.). В XVII в. Сибирь предстала в произведениях писателей, часть которых - побывавшие там «опальные» и ссыльные. Свою «лепту» в развитие сибирской литературы внесли и возглавлявшие тобольскую кафедру иерархи (архиепископ Нектарий, митрополит Игнатий Римский-Корсаков), которым принадлежит ряд посланий поучительного характера и произведений других жанров. Особняком в ряду сибирских писателей конца века стоит С. У. Ремезов, который в «Истории Сибирской» (1689-90) соединил традиции летописи, воинской повести и агиографии, большое число местных преданий, сообщающих тексту поэтичность стиля и демократизм содержания. Мастерски осуществленный Ремезовым сплав разных жанровых традиций древнерусской книжной культуры — от лицевой летописи до жития при очевидной «народности» главного героя и его подвига — выводит «Историю Сибирскую» за эстетические рамки региональной словесности и позволяет рассматривать ее как одно из ярких произведений русской литературы переходного времени. Почвой, которая питала литературу Сибири было устное народное творчество. Литература Сибири в XVII веке складывается на
основе древнерусской традиции, фольклора, но уже имеет свои особенности и ценности.
В XVIII веке появляется фундаментальный памятник сибирского городового летописания - Черепановская летопись, созданная И.Л. Черепановым, где отразились ранние этапы становления областного самосознания Сибири. Летописные рассказы описывают облик, уклад, вероисповедание татар, остяков и вогуличей, рассказывает о калмыках и якутах, мунгалах, о Братском народе. А к концу XVIII века стали появляться первые местные журналы, где уже описывается местная сибирская природа, быт. Это было важнейшим этапом в развитии сибирской литературы.
Системным звеном развития литературы Сибири в начале XIX в. стала формирующаяся сибирская интеллигенция, привносившая экзотические сведения в столичную литературу и участвовавшая в формировании значительного числа «сибирских» по тематике произведений первой половины XIX в. Оригинальность сибирской областной словесности складывалась из описаний экзотической природы, ботанических и климатологических подробностей. П.А. Словцов не связывает самобытность Сибири с особым типом героя, не показывает проблемы сибирского социума, а уделяет лишь внимание природе, объясняя это тем, что история Сибири - это всего лишь «добавка к русской».
В середине XIX века начинается новый подъём литературы Сибири, который был связан с зарождающимся сибирским областничеством (Г.Н. Потанин, Н.М. Ядринцев, Н.С. Щукин, С.С. Шашков, А.В. Адрианов и д.р.). Основой их мировоззрения становится разработка концепции областного «патриотизма» как с идейно - экономическим, так и художественно-поэтическим аспектом. Потанин пришёл к выводу о необходимости местной беллетристики. Вместе с Н.М. Ядринцевы они начинают работу над романом - проектом, который получил название «Тайжане» - это ценнейший источник по истории областнического самосознания. Каждый персонаж в романе выражает собой тот или иной тип «местной» жизни, что являлось новым шагом в истории сибирской словесности. Во второй половине XIX столетия благодаря деятельности областнически настроенной интеллигенции идея сибирской словесности обрела несколько более рельефный вид. В 1867 году выходит статья Г.Н. Потанина «Роман и рассказ Сибири», которая стала программным текстом областнической литературной критики. Основная проблема, занимающая Потанина, является одновременно и проблемой филологической, и культурологической: что такое, собственно, региональная литература, каковы критерии её выделения из общероссийского литературного процесса. С его точки зрения, сибирской литературой может быть названа только литература, во-первых, созданная сибиряком по происхождению; во-вторых, основанная на сибирском материале; в-третьих, посвященная специфическим проблемам края.
Основной проблемой писательского сообщества востока России на протяжении XVIII — первой половины XIX вв. была разрозненность культурных усилий отдельных энтузиастов и, как следствие, атомизация литературного процесса, который в территориальном отношении локализовался в рамках небольших «культурных гнезд», а в хронологическом - напоминал последовательность случайных взлетов падений, после которых следовали годы, а то и десятилетия литературной немоты.
Экономический подъем, а также революционные события начала XX в. способствовали становлению в Сибири писательской среды — кружков, объединений (особую известность получил художественно-музыкальный и литературный кружок Г.Н. Потанина в Томске), газетных и журнальных коллективов. Фундаментальное отличие новой эпохи от предшествующих периодов заключалось в том, что отныне местная интеллигентская среда могла воспитывать «своего» литератора, которому для развития способностей не требовалось пребывание в столице. В сибирских городах начала XX в. появилась возможность систематически публиковаться как местным литераторам, так и приезжим, которые, подобно В.Я. Шишкову, стали писателями именно в Сибири.
В 20-е годы XX века имела место полемика о том, существует ли литература Сибири как таковая или это всего лишь отражения литературы «центра». Вопрос об идентификации региональной словесности является принципиальным для изучения её поэтики. Поэтому в данной главе мы раскрываем термин «сибирская литература» с точки зрения Г.Н. Потанина, М.К. Азадовского и Б.И. Жеребцова. С точки зрения Потанина, сибирской литературой может быть названа только литература, во-первых, созданная сибиряком по происхождению; во-вторых, основанная на сибирском материале; в-третьих, посвященная специфическим проблемах края. М.К. Азадовский указал на три фактора, играющих главную роль в формировании областной литературы: язык, местный колорит и региональное самосознание. Идея связи автора с культурной жизнью края. Термин "сибирская литература", - пишет Б.И. Жеребцов, - можно понимать в двояком смысле: как литература о Сибири и как произведения, созданные писателями-сибиряками, хотя бы и не посвященные Сибири. Мы, рассмотрев все три определения термина «сибирская литература» увидели, что в основе лежит тот факт, что автор непременно должен быть связан с культурной жизнью края.
Следует согласиться, что современная молодёжь, как показала практика, мало интересуется историей своего родного края, живя в той или иной местности, регионе, мы не знаем и не изучаем историю, культуру, литературу своего края. В нашем случае, живя в Сибири, мы не знаем сибирских поэтов и прозаиков, особенностей их творчества. А малая Родина, как известно, играет огромную роль в формировании и развитии личности. Незаинтересованность молодёжи своим краем напрямую связано с тем, что в школе нет таких предметов, которые бы позволили подростку поближе узнать свой край через историю, литературу. Конечно был период, когда создавались пособия и программы по курсу НРК. Изначально школьный курс НРК носил факультативный характер и занимал место в учебной программе начальных классов. Никаких нормативных актов, регламентирующих курс, первоначально не было создано, учебных часов для него не было предусмотрено. Однако первое учебное пособие по курсу всё же было создано. Пособие В.К. Размахниной и А.И. Алехина «Слово родного края», изданное в 1997 году. Данное учебное пособие отвечает всем задачам преподавания литературы в целом и региональной в частности. Оно составлено с учётом возраста и интересов учащихся, в занимательной форме для каждого возраста, позволяющей изучать произведения художественной литературы с учётом специфики региона. Иначе говоря, в пособии реализуется принцип доступности изучаемого материала. Герои произведений, как правило, ровесники учащихся или представители мира живой природы региона, что делает произведения интересными для юного читателя. Эти уроки помогают воспитывать и формировать сибиряка, патриота своей земли, малой родины. Так же в данном пособии ярко отражен географический фактор. За четыре года обучения ученики узнают, насколько большой наш край, как он красив и богат. Знакомятся с сибирскими поэтами и прозаиками, некоторые из которых не являются коренными сибиряками, но Сибирь стала их второй родиной. Этот факт тоже очень важен для школьника, так как он видит, что Сибирь своей особенностью смогла привлечь приезжего писателя, который не просто остался здесь, но и посвятил своей второй родине много произведений, которые отражают специфику нашего края.
Необходимо подчеркнуть, первой, и на данный момент единственной, стала программа курса НРК для 5-8 классов, созданная Т.А. Хоробовой, Н.В. Лебедевой, Е.М. Гардер, М.З. Федюниной. Пособие для восьмого класса не было закончено. Программа охватывает четыре года обучения, для каждого из которых предусмотрено отдельное учебное пособие. Пособие, на наш взгляд, составлено грамотно и логично с точки зрения психологии школьника, так как подбор произведений соответствует возрасту учащихся и их интересам. Региональная составляющая курса соблюдена. Подобранные произведения написаны, как авторами-сибиряками, так и приезжими, для которых Сибирь стала родным краем, содержат в себе местный колорит, посвящены проблемам края. Учащимся представлены образцы сибирских фольклорных произведений коренных народов, поэтические тексты о сибирской природе, о взаимоотношениях человека и природы, о становлении сибирского характера.
В первое десятилетие XXI века в российском образовании заметно усилилась тенденция к воспитанию, становлению гражданина своей страны, формирования у него патриотических чувств к своей малой родине. Социализация школьника в настоящее время обозначена в качестве одной из главных задач российского образования. А это означает, что важно вовремя сориентировать подростка в современной социокультурной среде, духовном и культурном наследии. Такая возможность общеобразовательным учреждениям предоставляется Федеральным государственным
образовательным стандартом(ФГОС) нового поколения. Современное образование же представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, в соответствии с установленными нормами. Федеральный государственный образовательный стандарт, является совокупностью требований, обязательных при реализации основных образовательных программ общего образования. Более развёрнуто: ФГОС ОО - это три вида требований к «Основной образовательной программе образовательного учреждения», т.е. к планируемым результатам, структуре и к условиям реализации. «Основная образовательная программа ОУ» является тем документом, который описывает образовательную среду конкретной школы. Согласно ФГОС организация внеурочной деятельности учащихся является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет эффективно решать задачи воспитания и социализации детей. Да, безусловно, важно знать, читать признанных классиков, но не стоит забывать и своих сибирских писателях, которые отражают быт и нравы нашего менталитета. Таким образом, укрепление патриотической составляющей образования становится особенно актуальным.
Внеурочная деятельность существовала на протяжении 300 лет и всегда была значима для учителей и учащихся. Первые её формы появляются ещё в XVIII столетии, когда в Петербурге создаётся литературный кружок и с этого времени начинает свой отчет история создания детских парков, созданный Екатериной II для внука Александра III.
В середине XIX века появляются идеи, предложения по развитию внешкольной деятельности детей. Сначала это были кружки по ликвидации безграмотности молодёжи, а затем уже и кружки, объединения, спортивные площадки, летние оздоровительные колонии, способствующие развитию личности. Далее эти прогрессивные идеи проникают и в область воспитания, открываются различные детские клубы, каждый из которых имел своё название и самоуправление. Юные дарования учились ремеслу, пению, танцам, занимались театральным творчеством и т.д. Педагог Шацкий вместе с сотрудниками проверяли идеи связи трудовой, эстетической и умственной деятельности, взаимоотношений воспитателей и воспитанников, просматривали динамику развития детского сообщества. Творческому развитию способностей воспитанников содействовала разумная организация и планирование досуга детей по их желанию, что было очень важно. Новаторы пошли дальше и уже стали создаваться массовые игры в парках и скверах (с 1909 г.). В предвоенные годы стали делать упор не только на умственное развитие молодёжи, но и на их физическое развитие. Создавались детские и молодёжные спортивные клубы, и объединения.
Время расцвета внешкольного образования относится к первых годам октябрьской революции именно в это время появляются оригинальные формы организации детской жизни, велись всерьёз научные исследования и наблюдения за развитием творческих способностей личности. А уже после Октябрьской революции внешкольное образование вместе с дошкольным образованием было включено в общую систему народного просвещения.
Особую ценность в разработке теории внешкольного образования представляет «Энциклопедия внешкольного образования» профессора Е. Н. Медынского, изданная в 1932 году, где профессор определил цели и содержание внешкольного образования, определяя его как непрерывный процесс, сопровождающий развитие и формирование личности. Сформулированы принципы построения и организации образовательного процесса.
В последние годы развернулась серьезная научно-методическая работа, благодаря которой дополнительное образование получило теоритическое обоснование. Таким образом мы говорим о том, что дополнительное образование школьников играет важную роль в формировании личности подростка, помогает в профессиональном самоопределении, способствует реализации знаний, их применение на практике, развитии творческих способностей каждого. Ведь внеурочная деятельность не осуществляется отдельно от урочной деятельности, одна как бы является продолжением другой, но внеурочная деятельность-это одна из форм организации свободного времени учащегося, которая объединяет молодое поколение по интересам. Поэтому занятия могут проходить и чаще всего проходят вне школы (музеи, экскурсии, театр и т.д.). В материалах ФГОС понятие «внеурочная деятельность», рассматривается как неотъемлемая частью образовательного процесса, и характеризуется как образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной системы. При реализации своих задач, она одновременно направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения.
Предложенные нами внеурочные занятия по курсу «Я и моя Сибирь (литературный образ Сибири)» предусматривают планируемые результаты по освоению курса: устойчивый познавательный интерес к чтению своей региональной литературы, к ведению диалога с автором текста; потребность в самовыражении через слово и «рукомесло»; осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической группы, локальной и региональной общности; любовь и уважение к своему родному краю, его культуре; осознание и освоение сибирской литературы как части общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия; эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность.
Метапредметные: самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели занятия; способность к целеполаганию, включая постановку новых целей; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями; самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух; осуществлять анализ и синтез; строить рассуждения; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра; слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; - выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями; задавать вопросы.
Предметные: уметь работать с поэтическим и прозаическим текстами сибирских поэтов и прозаиков; адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения; воспринимать художественный текст как произведение искусства; определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения; определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями; создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах; сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину (стихотворение, синквейн) и/или придумывать сюжетные линии; уметь создавать проекты, литературные журналы, выставки, поэтические гостиные;
Нами составлено тематического планирования занятий для учащихся 5, 6 классов, разработано 4 апробированных занятия для 5 класса, 3 апробированных занятия для 6 класса. Созданы площадки сотрудничества с библиотекой, музеем имени Мартьянова, литературным объединением города Минусинска «Зелёная лампа». Перспектива:
1. Разработка авторской программы по изучению сибирской литературы;
2. Составление пояснительной записки и методических рекомендаций для учителей края;
3. Составление тематического планирования для 7, 8 классов;
4. Создание дополнительных площадок сотрудничества с ДОУ.
1. Аблажей Н.Н. Сибирское областничество в эмиграции. - Новосибирск, 2003
2. Адрианов А.В. Раскольничьи общины в Сибири // Восточное обозрение. - М., 1882. - № 37.
3. Адрианов А.В. К биографии Г.Н. Потанина // Сборник к 80-летию дня рождения Григория Николаевича Потанина. - Томск, 1915.
4. Азадовский М.К. Первая глава биографии Ершова // Азадовский М.К. Очерки литературы Сибири. - Иркутск, 1947.
5. Азадовский М.К. Поэтика «гиблого места» // Азадовский М.К. Очерки литературы и культуры в Сибири. - Иркутск, 1947.
6. Азадовский М.К. Сибирские страницы: Статьи, рецензии, письма. - Иркутск, 1988.
7. Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса.
- М., «Университет», 1990.
8. Андреев, А. И. Труды Г. Ф. Миллера о Сибири. Т 1. - М. - 1999.
9. Андреев, А. И. Очерки по источниковедению Сибири. - М. - 1965.
10. Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение. Хозяйство, быт, традиции, культура старожилов Енисейской губернии 19-н.20 вв. - Красноярск: РИО КГПУ, 2003.
11. Анисимов К.В. Вопросы поэтики литературы Сибири: Учебное пособие. - Красноярск: РИО КГПУ, 2001.
12. Анисимов К.В. Старообрядчество и областничество // Филологические страницы. Сб. ст. Вып. 1. Красноярск, 1999.
13. Антипин В. Гражданин Сибири // Русский Репортер. - М., 2011. № 07.
14. Асмолов А.Г. Дополнительное образование как зона ближайшего развития образования в России: от традиционной педагогики к педагогике развития // Внешкольник. - М., 1997. №9.
15. Березина В.А. Дополнительное образование как основа творческого развития и самоопределения ребенка // Материалы конференции «Образование и творчество». - М., 1998.
16. Боровиков Л.И. Педагогика дополнительного образования: Учеб.-метод. Пособие для руководителей детских творческих объединений. Новосибирск, 1999.
17. Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания. - М.: Просвещение. - 1983.
18. Гайдук Н.В. Волхитка. Красноярское книжное издательство. - Красноярск,
1994.
19. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования // Учебник пособия для студ. учреждений сред, проф. образования. - Просвещение. - 2004.
20. Голованов В.П. Ценности дополнительного образования детей на современном этапе // Воспитание школьников. - 2010. - №8.
21. Давыдов В.В. Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993-1999.
22. Дергачева-Скоп Е.И. Из истории литературы Урала и Сибири XVII века. - Свердловск, 1965.
23. Дмитриев В.В. Картина Сибири // Сибирский вестник. - 1818.
24. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н. Дополнительное образование детей // учебник для студентов пед. колледжа. Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС. - 2004.
25. Егорова А.В. Становление и развитие системы дополнительного образования детей в России // Воспитание школьников. - 2009. - №6.
26. Жеребцов Б.И. О сибирской литературной традиции. Наблюдения и заметки // Сибирский литературно-краеведческий сборник. - Иркутск, 1928.
27. История Сибири. Л., 1966. Т. 3.
28. Кандеева А.Г. Общественная и литературная деятельность Н.М. Ядринцева первой половины 60-х годов XIX в. // Вопросы русской и советской литературы Сибири. Материалы к «Истории русской литературы Сибири». - Новосибирск, 1971.
29. Кениг Г. Очерки русской литературы. СПб., 1862.
30. Круссер Г.И. Сибирские областники. - Новосибирск, 1931.
31. Кунгуров Г.Ф. Сибирь и литература. Изд. 2-е. Иркутск, 1975.
32. Ланина И.Я. Развитие интереса школьника к предмету. - М.: Просвещение, 2001.
33. Лихачев Д.С. Раздумья о Сибири. СПб., 1999.
34. ЛНС, IV - Литературное наследство Сибири. Т. 4. - Новосибирск, 1979.
35. Матвеев А.К. Географические названия Урала. Краткий топонимический словарь. Изд. 2-е, перераб. и доп. - Свердловск, 1987.
36. Меднис Н.Е. Поэтика литературно-критических статей Н.М. Ядринцева // Литературная критика в Сибири. - Новосибирск, 1988.
37. Меднис Н.Е. Тип мышления и особенности поэтики Потанина-критика // Критика и критики в литературном процессе Сибири. XIX-XX вв. - Новосибирск, 1990.
38. Методические рекомендации к проекту НРК государственного образовательного стандарта общего образования Красноярского края. Часть 2. Основная школа. - Красноярск: КК ИПК РО, 2003.
39. Методические рекомендации к урокам по сибирской литературе [Электронное издание]. - Красноярск: Красноярский литературный музей, 2007.
40. Миллер Г.Ф. История Сибири. Изд.2-е, доп.Т1.М. - 1999.
41. Мирзоев, В. Г. Историография Сибири. - М. - 1970.
42. Мисевич К. Н. География населения Сибири. - Иркутск, 1992.
43. Назарянц Т.М. К характеристике просветительских взглядов Н.М. Ядринцева (60-е - начало 70-х годов XIX в.) // Вопросы русской и советской литературы Сибири. Материалы к «Истории русской литературы Сибири». - Новосибирск, 1971.
44. Никишов А.М. Организация воспитания школьников. - М.: Просвещение,
1995.
45. О концепции национальной образовательной политики Российской Федерации: Приказ Министерства образования и науки РФ от 3 августа 2006г. №201 // Образовательная политика. - 2006.- №9.
46.Очерки русской литературы Сибири: В 2 т. Т 1. - Новосибирск, 1982.
47. Панчешникова Л.М. Методическое пособие для вузов. - М.: Просвещение, 1976.
48. Первый съезд писателей // Сибирские огни. - 1926. - № 3.
49. Педагогическая энциклопедия. / под ред. И.А. Каирова и Ф.Н. Петрова. - М., 1964.
50. Пиксанов Н.К. Областные культурные гнезда. - М.; Л., 1928.
51. Порохова О.Г. Лексика сибирских летописей XVII века. - Л.: Наука, 1969.
52. Постнов Ю.С. Литература Сибири 70-х годов XIX века в оценке Г.Н. Потанина. - Новосибирск, 1966. - № 5.
53. Постнов Ю.С. Русская литература Сибири первой половины XIX века. - Новосибирск, 1970.
54. Постнов Ю.С. Н.М. Ядринцев - литературовед и критик // Литературное наследство Сибири Т. 5. - Новосибирск, 1980.
55. Потанин Г.Н. Областническая тенденция в Сибири. - Томск, 1907.
56. Проблемы методики преподавания. / Верзилин Н.М. - М.: Просвещение, 1983.
57. Проект национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта общего образования Красноярского края. - Красноярск: КК ИПК РО. - 2003.
58. Ромодановская Е.К. Русская литература в Сибири первой половины XVII в. (Истоки русской сибирской литературы). - Новосибирск, 1973.
59. Руднева Т.И. Кочеткова В.Г. Педагог дополнительного образования. Психолого-педагогические проблемы: Учеб. пособие. - Самара, 1998.
60. Семенов Г.С. О проблемах модернизации системы дополнительного образования детей // Воспитание школьников. - 2011. - №2.
61. Серебренников Н.В. Потанин Г.Н. Тайжане. Историко-литературноые материалы. - Томск, 1997.
62. Серебренников Н.В. Опыт формирования областнической литературы. - Томск, 2004.
63. Сесюнина М.Г. Г.Н. Потанин и Н.М. Ядринцев - идеологи сибирского областничества (К вопросу о классовой сущности сибирского областничества второй половины XIX в.). - Томск, 1974.
64. Система воспитания и дополнительного образования детей: от идеи до внедрения // Педагогика, - 1999. - №6.
65. Словцов П. А. Историческое обозрение Сибири. — 2-е изд. — СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1886.
66. Словцов П.А. Письма из Сибири. - Тюмень, 1999.
67. Софронов, В.Ю., Сладкова, Л.Н. Откуда земля Сибирская пошла. - Екатеринбург: Урал. рабочий, 2001.
68. Степанов А.П. Енисейская губерния, - Красноярск: Горница, 1997.
69. Трофимова А.Л. «Взаимосвязь видов деятельности школьников и её влияние на информатизацию образования».
70. Трушкин В.П. Литературная жизнь Восточной Сибири // Литературная Сибирь: критико-библиограф. словарь писателей Восточной Сибири. — Иркутск: Вост.-Сиб. кн. изд., 1986.
71. Хангалов М. Н.Балаганский сборник. Сказки, поверия и некоторые обряды у северных бурят. - Томск, 1903.
72. Хороброва Т.А. Мой край - мой дом. / Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер. - Красноярск, 2006.
73. Хороброва Т.А. Авторская программа учебного предмета «Литература Красноярского края» для общеобразовательных учреждений (5-8 классы). / Т.А. Хороброва, Е.М. Гардер, Н.В. Лебедева, М.З. Федюнина. // Сборник примерных программ учебных предметов национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта Красноярского края. / Под общ. ред. С.Ю. Андреевой. - Красноярск: ККИПКРО: Издательство «Гротеск», 2007.
74. Чередниченко И.Г. Николай Михайлович Ядринцев - публицист, теоретик и организатор провинциальной печати. - Иркутск, 1999
75.Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе. - М.: Просвещение, 1988.
76.Чмыхало Б.А. Журнал «Сибирские записки» и вопросы литературы Сибири. Из истории литературы Сибири. Выпуск 2. / Отв. ред. Г.М. Шлёнская. - Красноярск: КГПИ, 1977.
77. Чмыхало Б.А. Н.М. Ядринцев и Г.Н. Потанин как теоретики «сибирской литературы» в 70-е годы XIX в. // Развитие литературно-критической мысли в Сибири. - Новосибирск, 1986.
78. Чмыхало Б.А. Н.М. Ядринцев и вопросы «сибирской литературы» // Очерки литературной критики Сибири. - Новосибирск, 1987.
79. Чмыхало Б.А. Молодая Сибирь: Регионализм в истории русской литературы. - Красноярск, 1992.
80.Чужак - Насимович Н. Сибирский мотив поэзии. - Чита, 1922.
81. Шиловский М.В. Сибирское областничество в общественно-политической жизни региона во второй половине XIX - первой четверти ХХ в. - Новосибирск, 2008.
82. Щеглов И.В. Хронологический перечень важнейших дат из истории Сибири: 1032-1882 гг. - Сургут, 1993.
83. Щербаков А.И. Деревянный всадник: Рассказы. Красноярское книжное издательство. - Красноярск, 1986.
84. Щербаков А.И., Душа мастера: рассказы, бывальщины, притчи. - Красноярск: ООО Издательство "Красноярский писатель". 2008.
85.Эртнер Е.Н. Образ Сибири в русской литературе XIX века / Е.Н. Эртнер. - Режим доступа: http://www.utmn.ru/frgf/No6/text16.htm. (загл. с экрана)
86. Ядринцев Н.М. Сибирские инородцы, их быт и современное положение. СПб., 1891.
87. Ядринцев Н.М. Сибирь как колония. Изд. 2-е, испр. и доп. СПб., 1892.
88. Яновский Н.Н. Голоса времени. Литературно - критические статьи. - Новосибирск, 1971.
Интернет ресурсы
1. [http://сибирь1.рф/viewtopic.php?f=129&t=22&sid=86766460458cd7d8073f59f985daa45b].
2. [http://www.sibheritagensc.ru].
3. [http://knowledge.allbest.ru/history/3c0a65625b3bc68a5c53a89521316d26_0.ht
ml].
4. [http://limej.ru/index.php.. .sistemadopolnitel nogo obrazovaniyadetev mos kve.html].
5. [http://limej.ru/index.php.. .sistemadopoln itel nogo obrazovaniyadetev mos kve.html].