Только Word
Введение 3
Глава 1.Теоретические аспекты сенсорного развития детей с интеллектуальной недостаточностью
1.1. Сенсорное развитие как предмет научного познания 5
1.2.Общая характеристика сенсорной сферы детей старшего дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью 13
1.3. Дидактическая игра как основной метод работы с детьми с интеллекту
альной недостаточностью 20
Вывод по главе 1 25
Глава 2. Экспериментальная индивидуальная психолого-педагогическая работа по сенсорному развитию детей с интеллектуальной недостаточностью
2.1. Диагностика сенсорного развития детей с интеллектуальной недостаточ-
ностью 27
2.2. Индивидуально-развивающая программы по сенсорному развитию детей
с интеллектуальной недостаточностью 37
2.3. Анализ и интерпретация результатов опытно экспериментальной работы
по сенсорному развитию детей с интеллектуальной недостаточностью 42
Вывод по главе 2 47
Заключение 48
Список использованных источников 50
Приложения 54
Сенсорное развитие - это развитие восприятие и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их величине, форме, цвете и положении в пространстве.
Дошкольный возраст является базовой составляющей сенсорного развития ребенка, а так же самый плодотворный возраст для развития деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
У детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью отмечаются грубые нарушения познавательной деятельности. Восприятие таких детей неполное, хаотичное, фрагментарное, выделяя часть, они не замечают, самого объекта, испытывают затруднения при выделении объекта из фона.
Наглядное, чувственное знакомство с предметами и их свойствами составляет область сенсорного воспитания. Многие сенсорные недостатки, свойственные детям с интеллектуальной недостаточностью преодолеваются лишь в ходе обучения, при котором сенсорные упражнения включаются в упрощённые виды деятельности.
Одним из основных методов работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, является дидактическая игра. В игре создаются специальные условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный, действенный и чувственный опыт. Это особенно важно для детей с интеллектуальной недостаточностью, у которых опыт действий с предметами очень беден.
Гипотеза: дидактическая игра как метод индивидуальной психологопедагогической работы позволяет повысить уровень сенсорного развития детей с интеллектуальной недостаточностью.
Объект: сенсорное развитие детей с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет: дидактическая игра как метод индивидуальной психологопедагогической работы по сенсорному развитию детей с интеллектуальной недостаточностью.
Цель: определить эффективность дидактической игры как метода индивидуальной психолого-педагогической работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи:
1. Проанализировать понятие и содержание сенсорного развития у детей с интеллектуальной недостаточностью;
2. Рассмотреть особенности сенсорного развития детей с интеллектуальной недостаточностью;
3. Разработка и реализация индивидуальной психолого-педагогической программы по сенсорному развитию детей с интеллектуальной недостаточностью.
Методы исследования:
1. Методика диагностики уровня и оценки сенсорного развития. Автор: Николаева Т.В.
2. Тест программа достижений детей.
Практическая значимость работы: результаты экспериментальной работы диагностической программы и программы сенсорного развития, могут быть применены в учреждениях социального обслуживания осуществляющих работу с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Таким образом, опираясь на исследования зарубежных и отечественных ученых (Ф. Фребель, М. Монтессори, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, и др.) можно сделать вывод, что сенсорное развитие - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное обучение, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, которое является одной из основных сторон дошкольного обучение. Сенсорное развития в дошкольном возрасте является базовой составляющей. Это наиболее благотворный возраст для совершенствования функционирования органов чувств, накопления представлений об окружающей среде. От полноценного сенсорного развития ребенка зависит его готовность к школьному обучению.
Сенсорно-перцептивная сфера ребенка с интеллектуальным недоразвитием отличается качественным своеобразием всех ее структурных элементом. Исследователи отмечают, что слабость потребностей более высокого уровня познавательной деятельности, резко понижается активностью ориентировочных действий. Большинство детей при сохраненных анализаторах, не умеют ими пользоваться. У детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью сенсорное развитие совершается по основным общим закономерностям: от восприятия к представлению и далее к наглядно-действенному, наглядно-образному мышлению и элементам понятийного мышления.
Одним из основных методов работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью, является дидактическая игра в которой создаются специальные условия, для самостоятельной деятельности ребенка . Тем самым игровой процесс обучения ребенка становится эмоциональным, действенным и позволяет ребенку получить собственный опыт.
Исследование сенсорного развития у детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью проводилось на базе психоневрологического интерната «Солнышко».
Нами были разработаны критерии исследования сенсорного развития детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. Мы получили такие результаты исследования, уровня сформированности сенсорного развития детей, у 5 детей низкий уровень сенсорного развития, средней уровень у одного ребенка, высокий уровень не наблюдается ни одного ребенка.
В условиях психоневрологического интерната, нами была разработана индивидуально-развивающая программа по сенсорному развитию детей, в которой предусмотрено использование различных видов дидактических игр, таких как игры на восприятие формы; целенаправленное развитие восприятия цвета; восприятие качеств величины; игры на количество предметов.
После проведения формирующего этапа исследования, нами была проведена повторная диагностика сенсорного развития детей с интеллектуальной недостаточностью. Были получены следующие результаты исследования, у одного ребенка экспериментальной группы повысился уровень сенсорного развития. Низкий уровень наблюдается у 4 детей, средний уровень у 2, и высокий уровень у 0 детей
Мы сделали вывод, что при применении индивидуально-развивающей программы, нами был достигнут качественный результат изменений индивидуально каждого ребенка.
Из этого следует, что выдвинутая нами гипотеза подтверждена, задачи решены, цель достигнута.
1. Безделева М.А. Сенсомоторное развитие детей с интеллектуальными нарушениями // Дошкольное воспитание. -2012. -№ 6. -С. 53-59.
2. Белякова И.В. Психология умственно отсталых дошкольников. М., -
2012. -160 с.
3. Бондаренко Н.Н. Сенсорное развитие детей раннего возраста // Ребенок в детском саду. -2012. -№ 4. -С. 39-45.
4. Буянова Р.Г. Сенсорное развитие детей/ /Социальная работа. -2011. - №12. -С.12-17.
5. Войлокова Е.Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. СПб.: КАРО, -2013. -304 с.
6. Володина Т.В. Сенсорное воспитание детей 2-х лет с особенностями развития // Воспитатель дошкольное образовательное учреждения. - 2011. -№ 7. -С. 120-122.
7. Волкова Т. И. Игра и сенсорное развитие старшего дошкольника // Молодой ученый. -2014. -№ 14. -С. 279-281
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдва. - М.: Педагогика - Пресс, -2009. -456с.
9. Ендовицкая Т.В. Некоторые вопросы психологии сенсорного воспитания. // Дошкольное воспитание. -2008. -№ 10. -С.4-9.
10. Запорожец А.В, Лисина М.И. Развитие восприятия в раннем и дошкольном детстве. М., -1966. -356 с.
11. Захарова Ю.В. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста с множественными нарушениями развития (интеллекта и движений) // Дефектология, -2010. -№ 2. -С. 42 - 44.
12. Кравец О.Ю., Иванова А.Е., Рыбкина И.А. Коррекционно - развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. СПб.: КАРО, -2014. -112 с.: ил. - (Серия «Коррекционная педагогика»).
13. Кириченко Л.Н. Развитие сенсорного воспитания у дошкольников с ЗПР методом проектирования // Развитие современного образования: теория, методика и практика: материалы международной научнопрактической конференции. Чебоксары, -2014. -С. 180-181.
14. Кирпичникова Н.Б. Развиваем сенсорику и мелкую моторику // Дошкольное воспитание. -2005. -№ 2. -С. 76-78.
15. Курашова Р.А. Сенсорное развитие дошкольников. М.: Юрайт, -2013. - 345с....40