Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ БУЛЛИНГА В
СТАРШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 6
1.1. Понятие буллинга и его характеристика 6
1.2. Психологическая характеристика подросткового возраста 15
1.3. Профилактика буллинга в условиях образовательной организации 23
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ БУЛЛИНГА В
ПОДРОСТКОВОЙ СРЕДЕ 34
2.1. Организация и методы исследования 34
2.2. Анализ результатов исследования 40
2.3. Программа профилактики буллинга 45
Выводы по главе 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС ООО), одним из условий реализации образовательной деятельности является создание психологически безопасной среды, которая бы отвечала всем необходимым требованиям и способствовала укреплению психологического здоровья обучающихся.
Поддержание психологически безопасной среды зависит не только от усилий администрации и всего коллектива в целом, но и от особенностей поведения и межличностного взаимодействия обучающихся. Согласно планируемым образовательным результатам, зафиксированным во ФГОС ООО, обучающийся должен обладать развитыми коммуникативными навыками и достаточным уровнем конфликтной компетентности. Такие результаты должны способствовать формированию психологически безопасной среды, но на практике это реализуется не всегда. Все чаще в школах отмечается явление буллинга - сознательной травли одного или нескольких детей. Буллинг в значительной мере влияет на образовательный процесс и нарушает психологическую безопасность среды, что касается не только тех, кто подвержен буллингу, но и других обучающихся. Актуальность исследования состоит в том, что несмотря на многочисленный попытки исследователей педагогической и психологической отраслей выявить причины буллинга и определить способы профилактики, проблема буллинга до сих пор остается нерешенной и требует дополнительной разработки. Изучением буллинга активно занимаются многие исследователи. Активное изучение началось с работ зарубежных авторов. Значительный вклад внесли Д. Олвеус, Д. Дэйн, П. Хайнеманн и другие. Позже проблема начала изучаться отечественными учеными. Большой вклад в изучение буллинга внесли И.С. Кон, О.Л. Глазман, А.А. Бочавер.
Решением данной проблемы станет организованная и направленная на выявление и реагирование ситуаций буллинга профилактическая деятельность педагога-психолога со старшими подростками.
Таким образом целью нашей работы является изучить возможности профилактики буллинга в старшем подростковом возрасте.
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия буллинг.
2. Представить психологическую характеристику подросткового возраста и подростковых коллективов.
3. Проанализировать методы, средства профилактики буллинга в старшем подростковом возрасте.
4. Установить особенности риска буллинга, буллинг-структуры, деструктивных установок в межличностных отношениях обучающихся подросткового возраста.
5. Разработать и апробировать программу профилактики буллинга в старшем подростковом возрасте и оценить ее эффективность.
Объект исследования: буллинга в старшем подростковом возрасте.
Предмет исследования: профилактика буллинга в старшем
подростковом возрасте.
Гипотеза: Мы предполагаем, что программа профилактики,
включающая мероприятия по просвещению, формированию негативного эмоционального отношения к явлению буллинга и представлений о стратегиях поведения в ситуациях буллинга будет эффективна.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ, обобщение психологической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: анкетирование, опросный метод (Опросник риска буллинга (А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецова и др.). Опросник Е.Г. Норкиной на выявление «буллинг-структуры». Определение деструктивных установок в межличностных отношениях (В.В. Бойко).
3. Методы количественной и качественной обработки данных: сопоставление процентных долей, критерий сравнения Т-Вилкоксона.
База исследования и выборка: исследование проводилось на базе одной из общеобразовательных школ города Красноярска. В исследовании приняло участие 43 обучающихся девятых классов (16-ти лет).
Практическая значимость: данной работы заключается в том, что полученные данные и разработанная программа мероприятий по профилактике буллинга представляет интерес для педагогов и психологов, которые работают с обучающимися старшего подросткового возраста, и могут быть использованы для снижения рисков подросткового буллинга в образовательной организации.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованных источников, состоящего из 50 источников.
В ходе теоретического анализа литературы было установлено, что под буллингом понимается «проявление агрессии одних детей против других, когда имеют место неравенство сил агрессора и жертвы, агрессия имеет тенденцию повторяться, при этом ответ жертвы показывает, как сильно она задета происходящим». Буллинг является формой деструктивного межличностного взаимодействия в сочетании трех существенных признаков, а именно неравенство сил, повторяемость и неадекватно высокая чувствительность жертвы (С.В. Кривцова).
Травля бывает разных форм - прямая и косвенная. Прямой буллинг: прямые оскорбления, избиения, отбирание материальных вещей и др. Косвенный буллинг выражается в распространении клеветы и слухов, отвержении и др. Прямая травля представлена в среде младших школьников, а косвенная - в подростковой среде. При этом мальчики участвуют в прямой травле: избиения, принудительные действия, унижающие достоинство
человека, кражи денег, порча вещей, в то время как девочки чаще становятся жертвами сплетен, непристойных высказываний и жестов. Также следует выделить такое явление как кибербуллинг (травля в интернет пространстве), который в свою очередь, не зависит от возраста, подразумевает распространение слухов и ложной информации, взлом страниц, отправку негативных сообщений и комментариев, похищение и распространение фотографий, личных данных. Отличительной особенностью буллинга является желание обидчиков контролировать ситуацию и поведение жертвы. В отличие от ситуативного проявления агрессии, буллинг - это устойчивый способ утверждения статуса и доминирования в подростковой группе. Таким образом, от ситуативной агрессии буллинг отличается неоднократностью, намеренностью унижений и желанием обидчика доминировать, чтобы укрепить свое положение в группе. Как и в других видах насилия, жертва оказывается бессильна сопротивляться и плохо контролирует ситуацию.
Выявлена также следующая особенность буллинга: существует четкое распределение ролей - буллинг-структура: жертва, агрессор, наблюдатель, защитник и помощник.
Именно в подростковом возрасте буллинг проявляется как деструктивное межличностное общение в виде продолжительного агрессивноконфликтного взаимодействия, проявляющегося в форме физического, психологического или эмоционального насилия (травли, запугивания, насмешек и издевательств) не только в школьной среде, но и в интернет - пространстве через разные средства коммуникации (кибербуллинг). Таким образом в ходе работы были решены следующие задачи:
1. Раскрыть содержание понятия буллинг.
2. Представить психологическую характеристику подросткового возраста и подростковых коллективов.
3. Проанализировать методы, средства профилактики буллинга в старшем подростковом возрасте.
4. Установить особенности риска буллинга, буллинг-структуры, деструктивных установок в межличностных отношениях обучающихся подросткового возраста.
5. Разработать и апробировать программу профилактики буллинга в старшем подростковом возрасте и оценить ее эффективность.
На основе теоретического анализа было спланировано эмпирическое исследование, которое позволили получить следующие результаты: наличие разобщенности в коллективе отсутствие ощущение среды как небезопасной, наличие завуалированной жестокости в отношении к людям, в суждениях о них, а также наличие брюзжания и негативного опыта в общении с окружающими.
В эмпирическом исследовании мы использовали ряд методик, которые отражают:
Негативные коммуникативные виды установок личности по отношению к другим людям...
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Министерство образования и науки Российской Федерации. Документы. URL: https://rg.ru/documents/2012/12/30/obrazovanie- dok.html (дата обращения: 03.12.2021).
2. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» 323 от 21.11.2011, редакция от 31.07.2020 г // КонсультантПлюс. Документы.URL: http: //www.consultant.ru/document/cons_d oc_LAW_121895/ (дата обращения: 10.11.2021).
3. Бoчавeр А.А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. 2013. №3. С. 149-159.
4. Бердышев И.С. Лекарство против ненависти // Первое сентября. 2005. №18. С. 3-5.
5. Бобровникова Н.С. Теоретические основы становления психолого-педагогической работы по преодолению и профилактики буллинга в современной подростковой среде. Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2020. С. 251-255.
6. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: ПРЕСС, 1983. 96 с.
7. Бутенко В.Н., Сидоренко О.А. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «Обидчиков» и «Жертв» // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. Красноярск: 2015. 148 с.
8. Быкова Е.А. Проблема профилактики буллинга в образовательной организации. М.: Апрель-Пресс, 2016. 76 с.
9. Бэрон Р. Агрессия. СПб.: Питер, 2001. 352 с.
10. Воликова С.В., Калинкина Е.А. Детско-родительские отношения как фактор школьного буллинга // Консультативная психология и психотерапия. 2015. №4 (88). С. 138-161.
11. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001. 576 с.
12. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1996. 318 с.
13. Глазман О.Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2009. №105. С. 159-165.
14. Гребенникова О.А., Добролюбова М.И. Буллинг в образовательной среде как угроза здоровью школьников / О.А. Гребенникова, М.И. Добролюбова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. №59. С. 1-6.
15. Гришина Т.Г. Исследование буллинга среди школьников: обзор
зарубежных исследований. М.: Московский государственный областной
университет, 2017. Т. 2. С. 14-17....50