ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 11
1.1. Понятие конфликта: сущность, структура, стили 111
1.2. Особенности конфликтов в педагогическом коллективе 22
1.3. Условия управления конфликтами в педагогических коллективах
дошкольной образовательной организации 28
Выводы по главе 1 37
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 39
2.1. Исследование конфликтов в коллективах дошкольных образовательных
организаций 39
2.2 Реализация условий управления конфликтами в педагогическом
коллективе дошкольной образовательной организации 52
2.3 Анализ и интерпретация результатов исследования 70
Вывод по главе 2 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 90
ПРИЛОЖЕНИЯ 93
Актуальность исследования. В повседневной среде человек сталкивается с самыми разнообразными жизненными ситуациями. Среди этих ситуаций особо выделяются те, которые требуют от человека поиска новых решений, энергетических затрат. Типичными жизненными ситуациями такого рода являются и конфликты. За последние годы в нашей стране чрезвычайно вырос интерес к проблеме разрешения конфликтов любого уровня, начиная от конфликтов в области международных отношений и до внутриличностных конфликтов, а профессионалы -конфликтологи создали обширную базу знаний, как для практического разрешения конфликтов, так и их теоретического осмысления.
Конфликт является доминирующей ячейкой социальных отношений. Он присутствует как в явной, так и в латентной формах. Чаще всего конфликт есть там, где существуют сотрудничество и согласие. Как правило, он проявляется в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и играет ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива.
Риск конфликтов на рабочем месте особенно высок, так как работа обычно предполагает контакт со многими людьми, а также столкновение со многими проблемами и интересами.
В любом коллективе, даже в самом сплоченном и дружном, рано или поздно могут возникнуть конфликты. Не является исключением и преподавательский состав, в силу специфики трудового процесса, порождающего множество поводов для конфликтов.
Специфика конфликтов между педагогами связана еще с тем, что коллектив преимущественно женский. В условиях доминирования женщин в педагогических коллективах заметное влияние оказывает эмоциональность в оценках и поступках. Поэтому противоречия возникают не только на личностном уровне, но и в процессе совместной педагогической деятельности.
Для эффективного решения возникающих проблем в педагогическом коллективе каждый член должен обладать теоретическими знаниями и практическими навыками поведения в конфликтных ситуациях, а также ориентироваться в причинах и способах разрешения конфликтов. Главный вопрос поэтому не в том, чтобы вернуться в бесконфликтное состояние, а в том, чтобы научиться жить с конфликтом, осознавая его стимулирующее действие, когда он развивается в определенных пределах, и осознавая его деструктивный характер, когда он перерастает эти пределы, границы.
Исследованием конфликтов занимались многие зарубежные и отечественные ученые, такие как: К. Левина, К. Лоренца, А. Смита, Л.А. Петровская, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Н.Ф. Антиповой, Ф.М. Бородкина, В.Е. Журавлева, A.M. Лебедев, В.О. Рукавишниковой, Р. Дарендорф, А. Козер, М. Шерифа, Д. Рапопорта, Р. Доза, Л. Томпсона, К. Томаса, М. Дойча, Д. Скотт, Л.И. Лазор, В.В. Лазор, О. В. Смирнов, М.О. Буянова, А. Я. Кибанов, И. Е Ворожейкин, Д. К. Захаров, В. Г. Коновалова, Л. В. Галицин, М. И. Иншин, В.И. Щербина, А.В. Яресько, Л. В. Беззубко, П. Д. Пилипенко, А. В. Смирнов, М. А. Робер и Ф. Тильман, Дж. Ф. Неймана, У. Ф. Линкольн, 3. Фрейд, А. Адлер, К. Хорни, Д. Креч, Л. Линдсей, Н. Миллер, Ф. Хайдер, М. Дойч, Р. Блейк, Д. Рубин, Р. Фишер, У. Юри, Л. Козер, У. Мастенбрук, Д. Тьёсволд, Х. Бродаль, Э.Мэйо, М. Вебера, Н.В. Гришина, Е. Б. Пряжникова, Н.С. Пряжников, В. А. Петровский, Х. У. Оден, Э. Берн и др.
Исследование конфликтов в педагогических коллективах сегодня происходит в двух основных направления. Во-первых, выявление сущности и причин конфликта в педагогических коллективах, изучаются конфликты между педагогами, администрацией и педагогами (С.В. Баныкина, В. Ольшанский, В. Волжская). Во-вторых, исследование уровня подготовленности педагогов к разрешению конфликтов; разрабатываются основы управления организационными конфликтами в педагогических коллективах (А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов, В.В. Базелюк)....
Проведенный теоретический анализ, позволяет утверждать, что конфликт - конфликт - это многогранный, обширный, всегда сложный и многоплановый социальный феномен. Конфликт — это естественное проявление социальных связей и отношений между людьми, способ взаимодействия при столкновении несовместимых взглядов, позиций и интересов, противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон. Для описания конфликтов учеными выделяются: структура, функции, виды, факторы, причины и стратегии поведения в конфликте.
Для педагогического коллектива как особого вида трудового коллектива со своими особенностями и признаками в большем случае характерны межличностные конфликты. Причины, которые вызывают конфликты в педагогических коллективах, очень разнообразны, начиная от перекладывания на педагогов «чужих» обязанностей, заканчивая частой сменой руководства и состава самого педагогического коллектива в целом. В педагогическом коллективе конфликт представляет собой открытую форму существования противоречий интересов, которые появляются в процессе взаимодействия коллег при решении профессионально-педагогических задач. Конфликт в педагогическом коллективе может выполнять как негативные, так и позитивные функции. С целью минимизации негативных функций конфликта необходимо грамотное управление им.
Управление конфликтами в педагогическом коллективе представляет собой первичную профилактику психологической содержательной направленности, т.е. направлена на становление вида управленческой деятельности, который состоит в распознании, устранении или ослаблении конфликтогенных факторов и ограничении таким путем возможности их возникновения или деструктивного развития в будущем. Обеспечить эффективное управление конфликтами в педагогическом коллективе может
совокупность следующих условий: выстраивание деятельности
администрации, ориентированной на распознание, устранение или ослабление конфликтогенных факторов; развитие готовности членов педагогического коллектива к всестороннему обсуждению возникших противоречий и созданию атмосферы взаимного доверия.
Анализ и обобщение данных опытно-экспериментальной работы позволили нам сделать вывод об эффективности реализации организационно - управленческих условий, способствующих предупреждению и разрешению конфликтов в педагогическом коллективе ДОО.
В ходе исследования было доказано, что разработка и реализация программы опытно-экспериментальной работы по каждому из выделенных организационно-управленческих условий: выстраивание деятельности
администрации, ориентированной на распознание, устранение или ослабление конфликтогенных факторов; развитие готовности членов педагогического коллектива к всестороннему обсуждению возникших противоречий и созданию атмосферы взаимного доверия - в течение восьми месяцев позволила снизить количество конфликтов в педагогическом коллективе и увеличить количество педагогов, использующих наиболее продуктивные стратегии поведения в конфликте.
В рамках реализации первого условия - выстраивание деятельности администрации, ориентированной на распознание, устранение или ослабление конфликтогенных факторов - осуществлялась работа по созданию службы восстановительной медиации. Служба восстановительной медиации представляет собой форму деятельности по проведению медиации (программы примирения участников конфликтных ситуаций), где педагог- медиатор создает необходимые условия для восстановления способности людей слышать друг друга и понимать, договариваться о приемлемых вариантах разрешения имеющихся разногласий и противоречий, возникших в результате конфликта. В создании службы восстановительной медиации мы ссылаемся на такие правовые документы, как: Конституция РФ;
Гражданский кодекс РФ и законы об основных гарантиях прав ребенка РФ; об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника процедуры медиации; об образовании в РФ и так далее.
Создание службы восстановительной медиации в ДОО осуществлялось в логике следующего разработанного нами алгоритма: разработка и принятие документов, обеспечивающих функционирование и развитие службы медиации; разработка и реализация проекта по созданию службы медиации; формирование команды службы медиации (куратора и педагогов- медиаторов) и освоение ими содержания и способов реализации программ примирения на базе службы восстановительной медиации; разработка форм для сбора информации, мониторинга и оценке деятельности службы медиации; анализ деятельности службы медиации, определение путей ее дальнейшего развития.
Для успешного существования службы восстановительной медиации нами были разработаны документы о Положении службы восстановительной медиации, Порядок и регламент деятельности службы восстановительной медиации.
В состав службы восстановительной медиации входят педагог-куратор и педагог-медиатор. Педагог-куратор службы восстановительной медиации назначается приказом руководителя дошкольного образовательного учреждения из числа педагогических работников. Как правило, педагогом- медиатором назначается человек, заинтересованный в развитии восстановительных практик в организации и разделяющий их ценности; готов освоить деятельность ведущего практикующего специалиста по оздоровлению и проводить восстановительные программы. Куратор службы восстановительной медиации работает в тесном взаимодействии с педагогическим коллективом образовательной организации, и в первую очередь с заместителем начальника воспитательного отдела и педагогом- психологом ДОУ, который также входит в состав группы службы восстановительной медиации....
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социальнопсихологические проблемы. М.: Издательство Московского
университета,1990. 240 с.
2. Амелин В.Н. Сущность, структура, типология и способы разрешения социальных конфликтов. Вестник МГУ. Серия 12. Социально-политическое исследование. 1991. №6. С. 64-74.
3. Анцупов А.Я. Конфликтология: междисциплинарный подход: учебное пособие. М.: 2018. 448 с.
4. Бородкин Ф. М., Коряк Н. М. Внимание: конфликт. Новосибирск, 1989. 189 с.
5. Бодалев А. А. Особенности межличностного общения как фактора возможного возникновения конфликтов // Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения. М.: Аграф, 1986. 126 с.
6. Воронин Г.Л. Конфликты в школе // Социологические исследования. 1994. С. 94-98.
7. Гусейнова Л.А. Особенности конфликтов в педагогическом
коллективе // Феномены и тенденции развития современной психологии, педагогики: психологическая и методическая поддержка субъектов
образования в современных реалиях: материалы научно-практической конференции школьников, студентов, молодых ученых. Красноярск, 20 апреля 2022г. / отв.ред. О.В. Груздева. Красноярск: Красноярск.гос.пед. ун- тим. В.П. Астафьева, 2022. С.13-14.
8. Гришина Н.В. Психология социального конфликта. СПб: Питер. 2000. 236 с.
9. Гришина Н.В. Психология конфликта. СПб: Питер 2000. 464 с.
10. Гуляева, М.И. Управление конфликтами в образовательной организации // Инновационная наука. 2015. № 10-3. С. 95-97.
11. Гришина Н.В. Производственные конфликты и их регулирование М.: Наука, 2005. 350 с.
12. Гумплович Л. Основы социологии. Социология: история и современность. СПб.: Лань, 1899. 192 с.
13. Гришина. Н.В. Психология конфликта. СПБ.: Лань, 2013. 467 с.
14. Дмитриев А.В. Конфликтология. М.: АСТ, 2014. 321 с.
15. Давыдов В.В., А.В. Запорожца, Психологический словарь, М.: Педагогика-Пресс, 1998. 440 с....50