ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР- ЭСТАФЕТ В РАЗВИТИИ ЛОВКОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ 6
1.1. Развитие физических качеств детей шестого года жизни 6
1.2. Ловкость и средства ее развития у детей старшей группы
ДОО 14
1.3. Игры-эстафеты для развития ловкости 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГР-ЭСТАФЕТ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ 33
2.1 Организация исследования программы игр-эстафет на
прогулке 33
2.2 Методы исследования программы игр - эстафет на прогулке 35
2.3 Разработка программы исследования игр-эстафет для развития
ловкости у детей старшей группы на прогулке в ДОО 37
2.4 Оценка эффективности использования экспериментальной
программы 51
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность. У детей дошкольного возраста ловкость считается высоким показателем сформированности двигательного навыка. В последние годы показатели физического развития детей дошкольного возраста свидетельствуют о низком уровне двигательного развития примерно у 30% дошкольников, что указывает на пробелы в развитии ловкости у детей.
По анализу календарно-тематических планов деятельности педагогов, из проведенных бесед актуальным становится вопрос проведения игр- эстафет на прогулке как средства развития ловкости. Педагоги недостаточно уделяют внимание проведению игр-эстафет в группе, на прогулках, полагая, что таковые должны проводиться на занятиях по физическому воспитанию. Представляется, что это может быть связано с отсутствием методических рекомендаций по развитию ловкости у дошкольников.
Таким образом, выделяется противоречие между необходимостью развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, с одной стороны, и недостаточной разработанностью методик развития данного психофизического качества в играх-эстафетах на прогулке - с другой.
Цель работы состоит в разработке программы использования игр- эстафет для развития ловкости у детей старшей группы ДОО и создать условия их реализации на прогулке.
Объект исследования - развитие ловкости у детей старшей группы детского сада.
Предмет - развитие ловкости у детей старшей группы посредством игр-эстафет на прогулке.
Гипотеза исследования. Предполагается, что игры-эстафеты на прогулке будут способствовать развитию ловкости у детей старшей группы детского сада если:
- игры-эстафеты соответствуют возрастным особенностям ловкости у детей;
• учитывается состояние работы по использованию игр-эстафет для развития ловкости у дошкольников;
• разработана программа игр-эстафет для развития ловкости.
Задачи для реализации цели работы:
1. Изучить теоретические основы влияния игр-эстафет на развитие ловкости у детей старшей группы ДОО
2. Разработать программу их использования и создать условия для их проведения на прогулке
3. Оценить эффективность предложенной программы и условий ее внедрения на прогулке в ДОО.
Методы исследования: В качестве методов исследования были использованы методики и экспериментальные методы получения данных (тест, наблюдение, сравнение).
Оптимальный путь развития ловкости у детей старшего дошкольного возраста, когда у них уже сформировался запас двигательных навыков,- это использование игр и игровых заданий, где движения выполняются в сложных, часто меняющихся условиях. Этому требованию и отвечают игры- эстафеты, они относятся к группе несюжетных подвижных игр с правилами и выступают наиболее увлекательной формой двигательной активности для детей, так как их ориентируют на достижение определенной цели. Игры - эстафеты оказывают эффективное влияние на развитие таких свойств ловкости, как точность, быстрота, согласованность (координация) движений, находчивость, способствуют развитию функции равновесия.
Одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников является разработка и использование таких методов и средств, которые способствовали бы функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, вырабатывали ловкость и координационные способности детей. Является, что особой значимостью могут обладать упражнения, направленные на развитие качества выносливости, такие, как подвижные
игры - эстафеты, проводимые на прогулке, которые как раз и способствуют повышению ловкости, а также и расширению функциональных возможностей сердечно-сосудистой, дыхательной систем,
совершенствованию деятельности центральной нервной системы и тем самым общему укреплению здоровья и увеличению работоспособности организма.
Теоретическая основа исследования. Проблема воспитания ловкости у детей дошкольного возраста - одна из наиболее значимых и наименее разработанных в теории и методике физического воспитания, нашла отражение в трудах Е.П. Ильина, В.И. Ляха, Н.А. Бернштейна, В.М. Зациорского, В.С. Фарфеля, Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. Использование подвижных игр как средство воспитания ловкости отражено в трудах Т.В. Артамоновой, А.И. Быковой, Е.Н. Вавиловой, В.И. Лях, Н.А. Ноткиной, И.М. Туревского. Также основой исследования послужили труды Е.А. Аркина, А.И. Быковой, Е.Н. Вавиловой, Е.В. Гориневского, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Т.И. Осокиной, Э.Я. Степаненковой, Е.А. Тимофеевой о роли подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста.
Исследование было посвящено изучению проблемы использования игр-эстафет на прогулке в качестве средства развития ловкости у детей старшей группы детского сада.
Экспериментальная работа была проведена в ДОО Флажок в двух старших группах: 1- экспериментальная группа и № 2 - контрольная. Всего для исследования было обследовано 40 детей, возрастной диапазон: 5 л. 4 мес.- 6 л. 5 мес. Эксперимент проводился в период с сентября 2016 по май 2017 года.
Констатирующий эксперимент был посвящен оценке уровня развития ловкости в старших группах - экспериментальной и контрольной. Для проведения исследования были использованы: методика исследования ловкости, тестирование на определение уровня развития ловкости; оценена регулярность проведения игр-эстафет в группах и их виды, проведено анкетирование родителей по проблеме развития ловкости у детей в старшем дошкольном возрасте, проведена беседа - опрос с детьми о проведении игр- соревнований в детском саду, оценено поведение детей во время игр- эстафет.
Результаты констатирующего эксперимента показали следующее:
Проведенная методика исследования мышечной ловкости в беге на дистанцию 10 метров выявила низкие показатели в экспериментальной группе в сравнении с контрольной. Тестирование на определение уровня развития ловкости (челночный бег, подбрасывание и ловля мяча и прыжки через скакалку) показало более низкие результаты по изучаемым показателям в экспериментальной группе, чем в контрольной группе. Результаты говорят о достаточно среднем уровне развитии у детей ловкости, а в целом представленные показатели свидетельствуют о необходимости проведения дополнительной работы по развитию ловкости.
Результаты исследования по итогам беседы с воспитателями о проведении игр-эстафет позволили заключить, что игры-эстафеты в обеих старших группах проводятся, но не системно, а от случая к случаю. На прогулке эстафеты практически не проводятся, а если и проводятся, то только в теплое время года. В спортивном зале проводится игры-эстафеты малой подвижности со следующими движениями: ходьба и бег с подлезанием, перелезанием, пролезанием, перешагиванием, ползанием, влезанием и спрыгиванием.
Результаты анкетирования родителей показали актуальность для них развития ловкости у детей. Проведенная беседа с детьми позволила определить, что игры соревновательного характера особо интересны для детей в обеих группах.
В ходе проведенного наблюдения во время нескольких занятий за общей двигательной активностью и уровнем выполнения основных движений, была выявлена более высокая двигательная активность при проведении эстафет у детей в контрольной группе, нежели в экспериментальной. Наблюдение за детьми во время эстафет дало возможность отметить сложности в выполнении отдельных заданий, с которыми дети сталкиваются во время эстафет, определить основные проблемные вопросы для детей и наметить направления разработки формирующего эксперимента.
По результатам констатирующего эксперимента было выяснено, что развитие ловкости при проведении игр-эстафет у детей старшего дошкольного возраста остается без должного внимания педагогов. Не уделяется внимания вариативному проведению игр-эстафет и сознательному использованию приемов ловкости в играх двигательного опыта детей.
На основании полученных результатов констатирующего эксперимента был построен эксперимент формирующий, целью которого была разработка и проведение системы проведения игр-эстафет на прогулке для детей в экспериментальной группе с целью развития ловкости в условиях дошкольного образовательного учреждения. В контрольной группе специальной системы игр-эстафет не проводилось. Предложенная система проведения игр-эстафет была разработана на год (в зависимости от времени года) и отличалась системностью, с включением обязательного еженедельного проведения игр-эстафет на прогулке различного содержания. Помимо этого, во время реализации программы проводилась дополнительная работа с родителями по разъяснению целесообразности такого рода игр в развитии ловкости у детей и их проведения на прогулке.
По итогам реализации программы игр-эстафет в мае были повторно проведены тесты на определение развития уровня ловкости, результаты которые показали значительное повышение в экспериментальной группе практически всех анализируемых показателей, уровней развития ловкости. В контрольной группе также было отмечено повышение показателей, но незначительное.
Таким образом, была доказана гипотеза исследования о том, что игры- эстафеты на прогулке будут способствовать развитию ловкости у детей старшей группы детского сада, если используемые эстафеты соответствуют возрастным особенностям ловкости у детей, учитывается состояние работы по использованию игр-эстафет для развития ловкости у дошкольников и используется система игр-эстафет для развития ловкости.
1. Адашкявичене Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М.: Просвещение, 1998. 90 с.
2. Артамонова А. План реализации проекта «Игры-эстафеты, как средство формирования основных движений» // Здоровье дошкольника.
2012. № 7. с. 21-23.
3. Безруких М.М. Здоровье, формирующее физическое развитие, М.: Мир детства, 2013. 208 с.
4. Бердыхова Я. Мама, папа, позанимайтесь со мной. М.: Детство, 1990.
5. Вавилова Р.И. Сборник инструктивно - методических материалов по физической культуре. М.: Просвещение, 2003. 245 с.
6. Вильчковский Э.С. Физическое воспитание дошкольников в семье. М.: Аквариум, 2009. 128 с., ил.
7. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. М.: ТД Парус, 2011. 145 с.
8. Демчишин А. А. Спортивные и подвижные игры в физическом воспитании детей и подростков: пособие для воспитателя детского сада / А. А. Демчишин, В. Н. Мухин, Р. С. Мозола. К.: 2009. 168 с.
9. Дергунов Н.И. Учебное издание. г. Новосибирск. 245с.
10. Доронина М. А. Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста / М. А. Доронина // Дошкольная педагогика. 2012. № 4. С.10-14.
11. Дети с проблемами в обучении и воспитании, научно-практический журнал СПб., 2011. с. 5-7.
12. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным: пер. с англ. М.: Аквариум, 2013. 333 с.
13. Занятия физической культурой в ДОУ: основные виды, сценарии занятий. / Л.Г. Горькова, Л.А. Обухова. М.: 5 за знания, 2012. 112 с.
14. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена (основы теории и методика воспитания). М.: Спринт, 1996. 325 с.
15. Иванова Л.Ю. Актуальность развития ловкости детей шестого года
жизни // Современные научные исследования и инновации. 2014. № 5
[Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2014/05/34461 (дата обращения 5.05.17)...53