Введение
Глава I. Теоретическое исследование использования технологии сторителинга на уроках обществознания основной ступени
1.1 Особенности методики преподавания обществознания на основной ступени
1.2 Сущность технологии сторителлинг
Заключение к Главе I
Глава II. Практическое исследование технологии сторителинга на уроках обществознания в 7 классе
2.1 Анализ УМК, опытно-экспериментальной группы
2.2 Эмпирическое исследование применения технологии сторителинг на уроках обществознания
Заключение к Главе II
Глава III. Использование технологии сторителлинг в рамках курса обществознания 7го класса.
3.1 Анализ дополнительных возможностей реализации технологии сторителлинг на уроках обществознания.
3.2 Комплекс дополнительных заданий
Заключение к третьей главе
Заключение
Список литературы и источников
Приложения
В условиях современности, образовательные стандарты требуют от общеобразовательных учреждений выпуск обучающихся готовых к принятию самостоятельных решений, владеющих особым набором знаний, умений и навыков. Так, согласно ФГОС основного общего образования, к личностным результатам образования относится способность обучающегося к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивации и целенаправленности деятельности. Рассматривая предметные результаты, мы можем выделить способность адаптировать информацию и применять ее для достижения поставленных целей и задач. Таким образом, образовательный процесс должен быть направлен на способность к репрезентации информации и использованию ее для достижения цели.
Обществознание, как предмет школьного курса, позволяет развивать в первую очередь социальные навыки. Изучение общества как системы, поиск и интерпретация информации, связь с действительностью позволяют такому предмету как обществознание стать идеальным курсом для развития способностей к анализу и адаптации информации для ее последующей репрезентации. Однако, существует проблема восприятия информации и способности обучающихся к ее репрезентации. Многим обучающимся достаточно тяжело дается выступление перед классом. С одной стороны, проблему составляют психолого-педагогические особенности, страх выступления перед аудиторией. Другой, наиболее важной проблемой является неспособность обучающихся к адаптации материала. Большинство читает доклад, никак не изменяя информацию с учебника или из сети интернет. Мы полагаем, что такие ситуации возникают из-за отсутствия понимания требований и самой концепции выступления. Реализация современного подхода к выступлению на заданную тему может способствовать решению проблемы.
В рамках обществознания учитель может реализовать такую технику как «Сторителинг». Суть сторителинга состоит в создании и применении поучительной истории на различные темы. Мы полагаем что, исходя из концепции сторителинга, обучающиеся смогут адаптировать необходимый материал по теме, провести работу с источниками, применить историю для обучения своих же сверстников. Таким образом, реализация техники сторителинга позволит реализовать ФГОС, а также повысить интерес к изучению предмета, и как следствие, повысить эффективность образовательного процесса и усвоения знаний.
Степень научной разработанности темы. Исследования, посвященные использованию технологии сторителлинг в образовании, появились сравнительно недавно. Изначально, само понятие сторителлинга пришло из менеджмента, далее стало использоваться в сфере рекламы и продаж. Основоположником технологии считается Дэвид Армстронг, выпустивший книгу в 1992 году «MBSA: Managing by Storying Around».
В отечественной науке сторителлинг начал активно изучаться с 2010го года. К исследователям, рассматривающим проблему реализации технологии на уроках обществознания мы можем отнести О.В. Третьякову, Е.А. Широков и др. Способы реализации технологии сторителлинг на других предметах основного общего образования исследовали Е.В. Валеева, Е.Ж. Ермолаева, О.В. Лапухова, С.Б. Забелина и др.
Таким образом, использование технологии сторителлинг достаточно мало изучено в отечественной науке. Наше исследование может способствовать расширению трудов по данной тематике.
В соответствии с темой, актуальностью и проблемой исследования, мы выделили следующие предмет и объект работы
Объектом исследования является образовательный процесс на уроке обществознания.
Предметом исследования является процесс формирования навыков устного выступления на уроках обществознания посредством реализации технологии «сторителлинга».
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически подтвердить эффективность использования технологии сторителинг на уроках обществознания в 7м классе.
Задачи исследования:
1. На основе научной литературы определить методику преподавания обществознания на ступени основного общего образования;
2. Вывить особенности устных выступлений на уроках обществознания;
3. Проанализировать особенности применения
технологии сторителинг в образовательном процессе ;
4. Провести анализ УМК на предмет содержания заданий, направленных на развитие навыков публичного выступления;
5. Разработать методический комплекс, направленный на развитие навыков публичного выступления ;
6. Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанного комплекса.
Методы исследования:
• теоретические методы исследования анализ литературы и обобщение результатов исследований, касающихся темы исследования
• эмпирические методы: мониторинг за учебным процессом с целью выявления индивидуальных особенностей, уровня навыков и умений обучающихся в навыках устных речевых высказываний; моделирование процесса обучения с применением новых подходов к образованию;
• диагностические методы: анкетирование
обучающихся для сбора фактической информации по проблеме исследования, проведения диагностики усвоения изучаемого материала;
• методы статистической обработки данных опытного обучения.
Источниковая база исследования. В работе задействованы такие источники как: нормативно-правовые акты и документы, в частности, ФГОС ООО третьего поколения, позволяющий исследовать актуальные требования в образовании; Учебно-методические комплексы, в частности Обществознание. 7 класс, Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая, Л. Ф. Иванова и др. необходимые для исследования образовательного процесса в 7м классе; Видео материалы сети интернет, посвященные использованию технологии сторителлинг, необходимые для создания комплекса авторских упражнений.
Практическая база исследования. Практической базой исследования выступил МБОУ СШ №27, 7А класс в составе 28 человек.
Гипотеза исследования. Мы полагаем, что использование технологии сторителинг вместе с наглядностью и ориентированностью образовательного процесса на психолого-педагогические способности позволит более эффективно развить у обучающихся навыки публичного выступления.
Новизна исследования. Будет дана методическая характеристика техники сторителинг в обучении; определены средства обучения, которые будут способствовать развитию навыков публичного выступления; представлены результаты диагностирования обучающихся по окончании апробации эксперимента. Также будет разработан ряд рекомендаций для преподавателей основной школы, которые помогут при организации учебного процесса на уроке обществознания.
Научно-практическая значимость может состоять в возможности использования результатов исследования при обучении в основной школе, а также разработке рекомендаций по внедрению методического комплекса, направленного на развитие навыков говорения.
Структура работы. Работа состоит из введения, теоретической и практической главы, заключения, списка литературы и источников, приложений.
В процессе исследования, нам удалось реализовать цель - теоретически обосновать и эмпирически подтвердить эффективность использования технологии сторителинг на уроках обществознания в 7м классе. Для этого мы провели теоретическое и практическое исследование.
В рамках теоретического исследования мы рассмотрели особенности обществознания как предмета школьного курса и технологию сторителлинг в системе образования.
Курс обществознания содержит знания о обществе и человеке как субъекте общества. Согласно требованиям, выдвигаемым ФГОС и составом государственных экзаменов, обучающиеся должны усвоить следующие предметные результаты:
• Владеть знаниями об обществе как системе, понятиями социальных наук, умениями и навыками в выявлении причинно-следственных связей и работы с информацией;
• Иметь представления о тенденциях и развитии мирового сообщества;
• Владеть навыками применения материала в повседневной жизни, критического анализа получаемой информации.
Не смотря на достаточно объемную базу практических работ в курсе обществознания, мы полагаем что для успешного владения всеми представленными компетенциями необходимо интегрировать новые педагогические технологии, заимствованные из других дисциплин, в рамках наиболее актуальных тем для обучающихся. Такой темой мы считаем финансовую грамотность. Формирование навыков финансовой грамотности в рамках базового курса обществознания требует времени, что может нарушить учебно-методический план. Поэтому, мы предлагаем развитие навыков финансовой грамотности в рамках серии занятий посредством современных технологий, которые могут способствовать усвоению темы без потери занятий по другим темам.
Технология сторителлинга - способ предоставления информации аудитории с целью погружения ее в исследуемые события. Существует как устный, письменный и цифровой. Структура:
• Введение - описание ситуации, героя, проблемы;
• Основная часть - развитие событий, решение проблемы;
• Заключение - итоги, планы на будущее, мотивация к деятельности.
В рамках курса обществознания, возможно реализовывать истории различного плана и направленности, в том числе с опорой на личный опыт обучающихся.
В практической части нашего исследования мы провели опытно- экспериментальную работу по реализации технологии сторителлинга в рамках курса обществознания 7го класса.
Проведя анализ класса и УМК, мы определили необходимые критерии для опытно-экспериментальной работы и оценки эффективности ее проведения. Перед проведением практического эксперимента, класс изучил «Глава II. Человек в экономических отношениях». Таким образом, опытно - экспериментальная работа имела закрепляющий характер.
Мы можем сделать вывод, что реализация технологии сторителлинг в рамках обществознания достаточно эффективна. Мы предлагаем использовать в рамках обучения обществознанию в 7м классе комплект заданий, построенных на основе использования технологии сторителлинг. В основу каждого из упражнений положен принцип работы с социальными источниками, благодаря которому обучающийся может осознать связь предмета и результатов его освоения с жизнью в обществе. К сложностям применения данных заданий можно отнести то, что задания требуют дополнительной нагрузки на педагога, класс необходимо подготавливать к новым для них формам работы.
В третьей главе нами были исследованы способы применения технологии сторителлинг на основе материалов сети интернет.
На основе анализа, мы выделили три подхода альтернативного использования технологии сторителлинга. Каждый подход имеет свои особенности, благодаря которым его можно применить на различных этапах урока.
Нами представлен список адаптивных заданий, позволяющий реализовать технологию сторителлинг в рамках каждой темы курса обществознания в 7 классе. Каждое задание возможно изменить в зависимости от особенностей класса. Все задания рекомендуется использовать для закрепления материала по теме.
1. Абуков, А.Ф. Методологические аспекты использования игры (игрового метода) в педагогике и психологии. // «Знание».-. 2016. №11 - с 51-57.
2. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г.И. Щукиной. М.: Просвещение, 2007. С. 34.
3. Алексеева, Л.Н. Инновационные технологии как ресурс эксперимента// Учитель. - 2004. — №3. 4. Анатова Н.Я. Информационные технологии в школьном образовании. М. 1994
4. Антонова А.В. Интерактивная игра на уроках истории как средство развития познавательного интереса к предмету // Формирование ценностного отношения к историческому прошлому - основа гражданско- патриотического и духовно-нравственного воспитания. Сборник научных и учебно-методических трудов по материалам международной научно¬практической конференции //ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2015 г. - С. 377.
5. Бабанский, Ю.К. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, Н.А. Сорокин и др.; Под ред. Ю.К. Бабанского. - 2-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 1988. - 479 с.;
6. Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания / Л.С. Бахмутова. - М. «Факел»,2001. - 157 с.
7. Бахмутова, Л.С. Методика преподавания обществознания: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Л.С. Бахмутова, Е.К. Калуцкая. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 274 с.
8. Безрукова, В.С. Педагогика: Учебное пособие / В.С. Безрукова. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 381 с. 63
9. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике // Школьные технологии. - 2005. - № 1. - С.39-42
10. Боголюбов, Л. Н. Обществознание в современной школе: актуальные вопросы теории и методики : монография /Л. Н. Боголюбов. — М.; СПб.: Нестор-История, 2013.
11. Бордовская, Н.В. Образовательные технологии: монография / Н.В.Бордовская.- М.: Кнорус, 2011.- 269 с
12. Бордовская, Н.В. Педагогика: Учебное пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. - СПб.: Питер, 2018. - 304 с.
13. Боровских, А.В. Игра: деятельность или мышление? ./
А.В.Боровских// Педагогика. - 2015. №7 - с.51.
14. Бородина, Н.А. Социально-философский анализ информатизации образования / Н.А. Бородина, Л.С. Николаева, О.В. Загорская, С.А. Бочан. Новочеркасск, 2012. 164 с.
15. Валеева Е. В. Образовательный сторителлинг на уроках литературы и русского языка / Е. В. Валеева // Школьные технологии. - 2020. - № 4. - С. 94 - 98.
16. Е.С. Полат. Как реализовать компетентностный подход в обучении. “Преподавание истории и обществознания в школе”. - 2013. - №3.
17. Ермолаева Ж. Е., Лапухова О. В. Сторителлинг как педагогическая техника конструирования учебных задач в вузе [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № 6 (июнь).
- Режим доступа: http://e-kon-cept.ru/2016/16132.htm/(Дата обращения: 04.11.2021).
18. Забелина С. Б., Середа Т. Ю. Сторителлинг как эффективная техника дидактической коммуникации на уроках математики // Вестник Московского государственного областного университета. - 2020. - № 4. - С. 30 - 37.
19. Залесский М. Л. Формирование навыков правильного поведения на уроках ОБЖ средствами сторителлинга / М. Л. Залесский // Школьные технологии. - 2017. - № 6. - С. 25 - 29.
20. Инструментальная дидактика: перспективные средства, среды и технологии обучения / Под ред. Т.С. Назаровой. - М.: СПб.: НесторИстория, 2012. - 169 с. С.117-118.
21. Кларин, М. В. Интерактивное обучение - инструмент освоения нового опыта : / М. В. Кларин. // Педагогика.- 2000.- № 7.- С. 12-18
22. Кузнецов И.Н. “Настольная книга преподавателя”, М., 2005 г.
23. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть I: Научнопрактич. пособие для учителей, методистов, руководителей образователеных учреждений, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. - Ростов-н/Д: Изд-во "Учитель", 2004. - 288 с.
24. Луман Н. Общество как социальная система: пер. с нем. - М.: Логос, 2004. - C. 31-32
25. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя . /А.К. Маркова. М.: Просвещение, 2008. 96 с.
26. Методика обучения обществознанию: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 474 с.
27. Методические рекомендации по использованию информационно - коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. Пермь, ПРИПИТ. 2004 г.
28. Мухина В.С. Возрастная психология/В.С. Мухина. М.: Просвещение, 2012. С. 228.
29. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под. ред. Е.С. Полат - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 272 с.
30. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. - М.: Рефл-бук, 2001. - С. 16.
31. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от
31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 N 19644)
32. Применение техники сторителлинг на уроках русского языка как
средство формирования коммуникативной компетентности [Электронный ресурс] Режим доступа: https://pandia.ru/text/80/690/89537.php(Дата
обращения: 03.11.2021).
33. Прутченков, А.С. Технология "кейс-стади" в воспитании
школьников. // Школьные технологии . - 2009. - №1.
34. Современные образовательные технологии в изучении и преподавании предметов социально-гуманитарного цикла./ Под ред. Е. В. Афонина. - М.: ООО ТИД «Русское слово - РС»,2007.-136 с. (28-31)
35. Солсо Р. Л. Когнитивная психология. - М.: Тривола, 1996.
36. Электронный ресурс URL:
https://vk.com/im?peers=122245630_445035142&sel=64797189&z=video152046 95_456239047%2F6ff09baa8f31c05610 (дата обращения: 12.05.2022)
37. Электронный ресурс URL:
https://vk.com/im?peers=122245630_445035142&sel=64797189&z=video152046 95_456239048%2Fa2dffd214f9814de61 (дата обращения: 12.05.2022)
38. Электронный ресу URL:
https://vk.com/im?peers=122245630_445035142&sel=64797189&z=video152046 95_456239049%2F0fa243d2c608e70552 (дата обращения: 12.05.2022)
39. Широков Е.А. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. / Е. А. Широков // Молодой ученый.
- 2014. - №6.3. - С. 49-52.
40. Delgado-Ballester E., Fernandez-Sabiote E. ‘‘Once upon a brand’’: Storytelling practices by Spanish brands // SPANISH JOURNAL OF MARKETING
- ESIC. - 2016. - №20. - С. 115 - 131.
41. Hsiao K.-L., Lu H.-P., Lan W.-C. The influence of the components of storytelling blogs on readers’ travel intentions // Internet Research. - 2013. - №Vol. 23 No. 2. - С. 160 - 176.
42. Sadowsky J. Storytelling: Socialise the story // Admap. - 2011. - №10.
- С. 25-27.
43. Soat M. Digital Disruption and the Death of Storytelling // Marketing News. - 2015. - С. 36 - 47.