ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ В СОВРЕМЕННЫХ
УСЛОВИЯХ
1.1. Экономическая культура как ресурс социально - экономического
развития современного общества 8
1.2. Состояние экономического образования в современной российской
школе 33
1.3. Зарубежный опыт формирования экономической культуры личности 51
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МОЛОДЕЖНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
2.1. Требования ФГОС к формированию экономических компетенций
выпускника общеобразовательной школы 60
2.2. Разработка модели формирования экономической культуры
учащихся 66
2.3. Эксперимент по определению уровня экономической культуры учащихся
лицея № 7 г. Красноярска 74
2.4. Методические рекомендации повышения уровня развития молодежного
предпринимательства 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 105
Актуальность: В настоящее время, когда весь мир и Российская Федерация совершают переход в принципиально новое качество состояния экономики, основанной на знаниях, чрезвычайно выросли требования к подготовке специалистов всех сфер экономики. Инновационная экономика предъявляет счет не только к качеству профессиональной подготовки сотрудников предприятий и фирм, но и к уровню их экономической компетентности и культуры.
В 90-е годы ХХ века в нашей стране появились проблемы, ранее не известные гражданам Советского Союза: безработица, проблемы
трудоустройства, конкуренция на рынке труда, различия в оплате труда специалистов одной и той же квалификации на государственных и частных предприятиях и учреждениях. Поэтому переход к инновационной экономике требует совершенствования экономической подготовки школьников.
Современный специалист должен иметь большой багаж
профессиональных знаний, грамотно применять эти знания на практике, демонстрируя при этом свою компетентность в профессиональной деятельности. Необходимо воспитывать и обучать ''новых'' людей, которые могли бы свободно ориентироваться в мире высоких технологий и больших потоков информации. Современный человек должен представлять себе в общих чертах, какие материалы и технологии существуют, в каких направлениях развиваются современная наука и техника. Таким образом, сегодня необходимо воспитывать креативно мыслящую, активно действующую и легко адаптирующуюся к различным переменам личность.
Развитие науки, формирование информационного общества на передний план в качестве составляющих сложного интенсивного фактора развития -человеческого капитала - выдвинули знания, образование, здоровье, качество жизни населения и самих ведущих специалистов, определяющих креативность и инновационность национальных экономик.
Мировой опыт показывает, что на современном этапе решающим фактором экономического развития государства являются инвестиции, связанные с формированием и развитием человеческого капитала. По данным Всемирного банка, полученным на основе изучения экономики 192 стран мира, экономический рост на 16% обусловлен физическим капиталом, на 20% - природным и на 64 %- человеческим капиталом.
Мировой опыт показывает, что образование, наука и основанные на них инновационные технологии являются ключом ко всем экономическим успехам предприятий и организаций, росту их эффективности и конкурентоспособности.
В условиях перехода мирового сообщества к инновационной экономике чрезвычайно выросла роль и значение теоретического знания, развития высокотехнологичных отраслей, процесса увеличения доли сферы услуг и сетевых технологий. Поэтому инновационную экономику называют экономикой знаний, или экономикой, основанной на знаниях.
Экономика, основанная на знаниях - это экономика, которая создает, распространяет и использует знания для обеспечения экономического роста. Это экономика, которая широко использует знания в различной форме. Знания создаются в форме научной и высокотехнологичной продукции, высококвалифицированных услуг и образования. В экономике, основанной на знаниях, обучение играет чрезвычайно важную роль в определении судьбы отдельных людей, фирм и национальных экономик. Что еще раз подтверждает высокую значимость экономической культуры.
Человек с рождения и, независимо от его желания, всю жизнь находится в центре социально-экономических отношений. Чем раньше индивид начнет вникать в экономические проблемы семьи, предприятия, тем осознаннее пойдет осмысление его экономического поведения и деятельности в целом. Следовательно, процесс формирования экономических компетенций личности в качестве элементов ее экономической культуры необходимо осуществлять в период школьного обучения и воспитания.
...
Формирование экономической культуры учащихся - одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой.
Понятие «Экономическая культура» представляет собой целостное личностное образование, характеризующееся высоким уровнем овладения экономическими знаниями и умениями; сформированным ценностным отношением к экономике, ее предмету, средствам и результатам; развитыми качествами личности, позволяющими ей наиболее полно реализовать себя в познавательной и социально - ориентированной экономической деятельности.
Объективная необходимость формирования экономической культуры заключается в том, что она не может существовать вне пространственных и конкретно-исторических условий. Она связана непосредственно с деятельностью людей по поддержанию жизни и деятельности их, с нормами права и обычаями, сложившихся образцов хозяйствования.
Структура экономической культуры состоит из компонентов: экономическое знание, экономическое мышление, экономические ценности, которые составляют единое целое и формируются во многом на основе прикладных экономических знаний.
Экономическая культура отражает экономическую жизнь общества и экономические отношения, существующие в этом обществе. Она является частью культуры в целом, но вместе с тем и сама представляет собой сложную систему.
Переход Российской Федерации к инновационной экономике требует совершенствования экономической подготовки не только специалистов системы народного хозяйства, но и учащейся молодежи.
В настоящее время в РФ экономическая подготовка школьников осуществляется при изучении уже имеющихся в учебном плане образовательной организации предметов и может быть усилена за счет адаптации их содержания к изменяющимся условиям жизнедеятельности общества.
В рамках диссертационного исследования нами была проведена экспериментально-исследовательская работа по определению уровня экономической культуры учащихся 9-х, 10-х и 11-х классов МАОУ
общеобразовательного лицея № 7 г. Красноярска.
Для осуществления эксперимента мы разработали модель формирования экономической культуры школьников, провели анкетирование и интервьюирование учителей-предметников, анкетирование и тестирование ста учащихся лицея. Анализ полученных результатов позволил составить представление об уровне экономической культуры респондентов и разработать рекомендации ее повышения.
Разработанная нами программа повышения уровня экономической культуры учащихся общеобразовательной школы позволяет шире использовать образовательные ресурсы школьных дисциплин, в той или иной степени связанных с экономикой.
...
1. Абдрахманова А. М. Формирование экономической культуры у студентов
• залог развития государства / А. М. Абдрахманова, А. К. Досмуханова // Экономика, управление, финансы: материалы III междунар. науч. конф. (г. Пермь, февраль 2014 г.). — Пермь: Меркурий, 2014. — С. 14-16.
2. Абрасимов В.Н. Время требует перемен.// Управление школой. - 1999 -№29. - с.6.
3. Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. Сп.Б.: Экономическая школа, 2005. - 230 с.
4. Агапова И.И. История экономической мысли. Курс лекций по экономической теории.- М:. 2010.
5. Азрилян А.Н.- Экономический и юридический словарь / М.: Институт новой экономики, 2004.-1088с.
6. Аллеев Г.М., Беляева Е.В. Человек. Общество. Государство. Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений. Кн. 4. Человек в мире культуры. Минск: Нарасвета, 2002. - 191 с.
7. Ахметов Р.Г. Экономическое мышление: содержание и пути формирования.
• М.: Луч. - 2008. - с. 122.
8. Багдасарян Н.Г. Культурология: Учебник для студентов технических вузов под ред. Н.Г. Багдасарян. - М.: Высшая школа, 1999 г. - 500 с.
9. Баканов М.И. Экономический анализ и торговля. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 340 с.
10. Бек У. Общество риска. На пути к другому модернизму. М.: Прогресс - традиция, 2000. - 384 с.
11. Беккер Г. Экономический анализ и человеческое поведение // Тезис, 1993. Т.1., вып. 1. с. 24-40.
12. Беспалько В.П. Не пора ли менять стратегию образования? / В.П. Беспалько // Педагогика. №9, 2011. - с. 87-95.
13. Боровитина Н. М. Значение экономического образования школьников для формирования экономической культуры общества / Н. М. Боровитина // Молодой ученый. — 2011. — №10. Т.1. — с. 119-121.
14. Блау П. Различные точки зрения на социальную структуру и их общие знаменатели//Американская социологическая мысль. - М., 1994 г.
15. Бобков В.Н., Кощеева Н.А., Меньшикова О.Н., Шадрина М.А. Экономическое образование как фактор качества жизни населения // Уровень жизни населения. - 2009 г. - №2.
... всего 57 источников