Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сюжет «о дорогом госте» в русской литературной традиции (материалы для учебной и научно-исследовательской деятельности учащихся средней и старшей школы)

Работа №154508

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы77
Год сдачи2017
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Сюжет о «дорогом госте» в культурно-исторической перспективе..5
1.1 Мотив и сюжет как ключевые категории исследования: методологический аспект 5
1.2 Мифологическая основа сюжета о «дорогом госте» 15
1.3. Реализация мотивов ожидания, прихода и ухода в других «бродячих сюжетах»: общее и различное 19
Глава 2. Сюжет о «дорогом госте» в русской литературе: традиции и эволюция 34
2.1. Ранний этап реализации сюжета о «дорогом госте» в русской литературе 34
2.2. Сюжет о «дорогом госте» в русской литературе второй половины XIX века 43
2.3. Сюжет о «дорогом госте» в русской литературе начала XX века 51
2.4. Сюжет о «дорогом госте» в русской литературе середины - второй половины XX века 57
2.5. Сюжет «о дорогом госте» в текстах XXI века (на примере рок-поэзии
группы «Мельница») 61
Заключение 67
Список литературы 70
Приложение А 75
Приложение Б


Проблема трансформации традиционных (в том числе мировых, «бродячих») сюжетов начала активно исследоваться еще в XIX веке и по сей день не утратила своей актуальности. Традиционные сюжеты и мотивы являются теми элементами, которые в наибольшей мере скрепляют единое целое мировой литературы, связывая между собой разновременные эпохи и разнонациональные культуры. В разное время различными культурами эксплуатировался определенный сюжетный репертуар: сюжет о «мертвых душах», о «бунтующих вещах», о гордом царе, о Ковчеге, некоторые другие.
В рамках настоящей дипломной работы нас интересует один из сюжетов, который по справедливости может быть назван мировым - сюжет о «дорогом госте», некогда бывший самостоятельным, но с течением времени ставший частью более сложных сюжетно-образных систем, другими словами - прочно соединившийся с некоторыми другими сюжетами.
Актуальность данного исследования обусловлена повышенным интересом современной филологической науки к изучению мотивов и сюжетов, ставших сквозными в мировой литературе разных периодов.
Цель исследования: попытка комплексного исследования сюжета о «дорогом госте» как самостоятельной поэтической формы и целостной системы мотивов, функционирующей в русской литературной традиции.
Для решения заявленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. установить мифологическую природу сюжета о «дорогом госте»;
2. проведя структурный анализ произведений русского фольклора, выявить ряд сюжетообразующих мотивов;
3. определить принципиальные различия между данным сюжетом и другими «бродячими сюжетами», имеющими сходные мотивы;
4. реконструировать структурную блок-схему сюжета «о дорогом госте», состоящую из ряда мотивных блоков;
5. охарактеризовать специфику реализации инварианта сюжетной схемы в произведениях русской литературы, принадлежащих разным этапам её развития.
Объектом исследования данной дипломной работы является изучение сюжетно-образного материала русской литературной традиции.
Предмет исследования - специфика репрезентации сюжета о «дорогом госте» как целостной системы мотивов в литературных произведениях, принадлежащих разным этапам развития русской литературы - от древнерусской литературы до современных текстов.
Материал нашего исследования репрезентирован произведениями древнерусской литературы («Слово о полку Игореве» в переводе В.А. Жуковского), русской литературы XVIII в. (В.К. Тредиаковский), начала XIX в. (В.А. Жуковский, М.Ю. Лермонтов), второй половины XIX в. (И.С. Тургенев, А.А. Фет, А.Н. Островский), начала XX в. (А. Блок, М. Цветаева, A. Ахматова, Н. Гумилев), середины XX в. (К. Симонов) и второй половины XX в. (А. Вознесенский), а также поэтическими текстами авторов современной рок-культуры, в творчестве которых нередко варьируется классический сюжетно-образный материал (репертуар гр. «Мельница»).
Для раскрытия темы нами используются следующие методы: культурно-исторический, описательный, структурно-типологический, а также элементы метода мотивного анализа и реферативного метода.
Методологическую базу дипломной работы составили труды B. Я. Проппа, Е.М. Мелетинского, А.Н. Афанасьева, Ю. Лотмана, посвященные вопросам истории и типологии культуры; труды А.Н. Веселовского, В.И. Тюпы, Б. Путилова, О.Б. Журавель, И.В. Силантьева и других исследователей, посвященные вопросам сюжетосложения и мотивологии. Для более полного анализа литературных текстов мы обратились к научным и критическим работам М.Н. Мендельсона, В.Э. Вацуро, В.Г Белинского, в которых освещаются сюжеты и тематика стихотворений М.Ю. Лермонтова, известному труду Б.М. Гаспарова «Поэтика «Слова о полку Игореве»» монографии Е.О. Айзенштейн, посвященной творчеству М. Цветаевой, а также работам И.В. Гречаник, Н.Ю. Грякаловой, В.М. Жирмунского, Д.Е. Максимова и З.Г. Минц, в которых раскрываются вопросы поэтики и символики произведений А. Блока.
Практическое значение данной работы видится в возможности использовать имеющиеся материалы, наблюдения и выводы при разработке элективных курсов в средней и старшей школе, при организации научно - исследовательской работы учащихся, а также при разработке отдельных тем в историко-литературных курсах в высшей школе.
Структура дипломной работы включает следующие разделы: введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список использованной литературы и приложения, включающие в себя задания для элективного курса и фрагмент урока по теме «Особенности баллады как жанра. Баллада Жуковского “Светлана”».


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Рассмотрев необходимые научно-исследовательские работы и проанализировав тексты произведений русской литературы, мы можем подвести итоги нашего исследования.
Мифологической основой сюжета о «дорогом госте» становится ряд произведений устного народного творчества (гадания, песни-заговоры, сказки, причитания по рекруту). Однако мы практически не встречаем фольклорных текстов, в которых представлены все мотивы, формирующие данный сюжет. Как правило, реализуется какой-либо один из следующих мотивов: ожидание, приход «гостя», гостевание и уход «гостя», благодаря которому может быть вновь актуализирован мотив ожидания. Так, в плачах по рекруту, причитаниях раскрывается только мотив ухода, в то время как в гаданиях и заговорах акцентируется ожидание «дорогого гостя». Стоит отметить, что один мотив подразумевает возникновение другого (например, мотив ожидания - мотив прихода), что позволяет воссоздать структуру сюжета в тех случаях, когда он редуцирован до одного-двух мотивов.
Обращая внимание на другие «бродячие сюжеты», в которых имеются сходные с сюжетом «о дорогом госте» мотивы (сюжет «о блудном сыне», сюжет о матери, ожидающей сына с войны, «свидание»), выделяем ряд концептуальных и структурных особенностей:
• сюжет «о дорогом госте» основан на следующей последовательности сюжетообразующих мотивов: мотив ожидания - мотив прихода - мотив гостевания - мотив ухода - (мотив повторного ожидания); встречая в тексте реализацию тех же самых мотивов в другой последовательности или отмечая в качестве начальной точки развития вместо мотива ожидания иной из предложенных мотивов, мы можем восстановить структуру сюжета в соответствии с логикой его построения;
• исследуемый сюжет встречается только в текстах с любовной тематикой (девушка, невеста ждет своего возлюбленного, жениха);
• в текстах, построенных на основе сюжета «о дорогом госте», обязательно присутствует или подразумевается в затекстовой реальности мотив гостевания; в тех случаях, когда уходящий и возвращающийся герой не является «гостем», мы не можем говорить о реализации именно данного сюжета;
• сюжет «о дорогом госте» напоминает по структуре «докучную» сказку (мотив ожидания - мотив встречи - мотив гостевания - мотив ухода - мотив повторного ожидания - мотив повторной встречи и т.д.) - если герой приходит в дом героини и остается там навсегда, он также не является «гостем» по определению.
Анализ текстов русской литературы, отражающих особенности различных культурно-исторических эпох в жизни нашей страны и актуализирующих различные методы художественного изображения, помогает реконструировать инвариантную сюжетную схему, состоящую из ряда мотивных блоков (ожидание «гостя», приход «гостя» (встреча/возвращение), гостевание (отдых, спокойствие/ тоска, стремление на волю), уход «гостя» (девушка отпускает «дорогого гостя»/девушка страдает из-за ухода «гостя») и повторное ожидание). Мы наблюдаем несколько вариантов реализации сюжета «о дорогом госте», который, будучи взятым за основу художественного произведения , переживает различные трансформации и усложняется за счёт внешней и психологической характеристик лирической героини и «гостя», раскрытия их взаимоотношений и прочего. В то же самое время авторы классических и современных текстов обращаются к фольклорной символике, проводят параллели с историческим прошлым России.
Таким образом, исследование, проведенное в рамках дипломной работы, позволило нам сделать вывод о том, что данный, фольклорный в своей основе, сюжет успешно продолжает свое функционирование в разные периоды развития русской литературы, видоизменяется, трансформируется. Некоторые художественные методы (барокко, классицизм, сентиментализм, соцреализм) и культурно-исторические эпохи не предполагают возвращения к мифологическим истокам народного сознания. Однако в большинстве случаев сознательно или подсознательно авторы обращаются к древним пластам культуры, воскрешают их, на их основе создают свои произведения, которые зачастую не прочитываются правильно и глубоко без культурного кода, в данном случае - мифологического сюжетопорождающего механизма. Очевидно, что сюжет о «дорогом госте», пережив ряд культурно-исторических эпох, продолжает быть открытым для многочисленных творческих интерпретаций, сохраняя при этом некоторые узнаваемые черты.
Данная работа, безусловно, имеет перспективу дальнейшего исследования, в частности, мы планируем расширить корпус анализируемых текстов произведениями зарубежной литературы и новыми художественными текстами, которыми регулярно пополняется современная отечественная литература.



1. Айзенштейн Е.О. Стенограф жизни. Марина Цветаева в жизни, творчестве, образах, мифах и символах. - М.: Издательские решения, 2014. - 370 с.
2. Аникин В.П. Русское устное народное творчество: Хрестоматия.
Учеб.пособие/ Сост., вст. ст., коммент. В.П. Аникина. - М.: Высш. шк., 2006. — 1127 с.
3. Ахматова А. «Я научилась просто, мудро жить...»: - [режим доступа: http: //slova.org.ru/ahmatova/j anauchilas].
4. Белинский В. Г. Стихотворения М. Лермонтова: [Статья]. СПб., 1840. 168 с // Белинский В. Г. М. Ю. Лермонтов: Статьи и рецензии. — Л.: ОГИЗ: Гос. изд-во. худож. лит., 1941. — С. 132—205.
5. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - М.: Российское Библейское общество, 2013. - 1376 с.
6. Блок А. Стихотворения. - М.: Издательство «Правда», 1989. - С. 281.
7. Брюсов В. Блудный сын: - [режим доступа: http://www.world-
art.ru/lyric/lyric.php?id=11119] .
8. Буслаев Ф.И. Перехожие повести и рассказы// Мои досуги : Собр. из
период. изд. мелкие соч. Федора Буслаева : В 2 ч. Ч. 2. - М.: В Синод. тип.,1886. - 480 с.
9. Вацуро В. Э. М.Ю. Лермонтов <и фольклор>// О Лермонтове: Работы разных лет. - М.: Новое издательство, 2008. - 1253 с.
10. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. - М.: Художественная литература, 1989. - С. 200-383 .
11. Веселовский А.Н. Из истории литературного общения Запада и Востока. Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе и западные легенды о Морольфе и Мерлине. - СПб.: Издательство «Санкт-Петербург», 1872. - 373 с.
12. Вознесенский А. Авось: - [режим доступа:
http://lib.ru/POEZIQ/WOZNESENSKIJ/avos.txt].
13. Гайдукова Е.Б. Сюжет о царе-старце в русской литературной традиции (император Александр I Благословенный и святой праведный старец Федор Кузьмич): Монография. - Красноярск, 2012.
14. Гаспаров Б.М. Поэтика «Слова о полку Игореве». - М.: Аграф, 2000. - 680 с.
15. Гаспаров Б.М. Литературные лейтмотивы. Очерки по русской литературе XX века. - М.: Наука. Издательская фирма «Восточная литература», 1993. - 304 с.
16. Гречаник И.В. Особенности лирики Александра Блока: религиозно-философские основы, стиль// Религиозно-философские мотивы русской лирики рубежа XIX - XX столетий: Монография. - М.: 2003. - 170 с.
17. Грякалова Н. Ю. О фольклорных истоках поэтической образности Блока// Александр Блок. Исследования и материалы. - Л.: Издательство «Наука», Ленинградское отделение, 1987. - С. 37-58.
18. Гумилёв Н. «С тобой я буду до зари...»: - [режим доступа:
https://gumilev.ru/verses/367].
19. Гумилёв Н. Свидание: - [режим доступа: https://gumilev.ru/verses/373].
20. Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. - 364 с.
21. Дементьев А. Баллада о матери - [режим доступа: http://stalingrad65.vstu.ru/songs/ballade-about-mother]
22. Жекулина В.И., А.Н. Розов. Обрядовая поэзия /Сост., предисл., примеч.,подгот. текстов В. И. Жекулиной, А. Н. Розова. - М.: Современник, 1989. - 735 с.
23. Жирмунский В.М. Поэтика Александра Блока //Теория литературы. Поэтика. Стилистика. - Издательство «Наука». - Л.: Издательство «Наука», Ленинградское отделение, 1977. - С. 205-244.
24. Жуковский В.А. Собрание сочинений в 4 т. Т. 2. Баллады. Поэмы и
повести. - М.; Л.: Государственное издательство художественной
литературы, 1959. - 451 с.
25. Краснов Г.В. Сюжет, сюжетная ситуация // Литературоведческие термины.
- Коломна: КПИ, 1997. - 120 с.
26. Кукулин И. Легализованное заклинание в интерьере советского бидермайера: о возможных жанровых, стилистических и социокультурных истоках стихотворения К. Симонова «Жди меня» // «Уроки истории. XX век», 2014. - С.6.
27. Лавинский С.П. Технология литературного образования. - М.: Прогресс- Традиция, 2003. — 384 с.
28. Лермонтов М. Стихотворения. Поэмы. - М.: Профиздат, 2008. - 240 с.
29. Литературная энциклопедия. Том 11/ Главный редактор. А.В. Луначарский.
- М.: Государственное издательство «Художественная литература», 1989. - С. 151-152.
30. Литературная энциклопедия терминов и понятий / Главный редактор и составитель. А.Н. Николюкин. - М.: НПК «Интелвак», 2001. - 320 с.
31. Лотман Ю.М. Происхождение сюжета в типологическом освещении // Избранные статьи в трех томах. Том I. Статьи по семиотике и топологии культуры. - Талин: Александра, 1992. - С. 34.
32. Максимов Д. Е. Поэзия и проза А. Блока. Л.: Издательство «Советский писатель», Ленинградское отделение, 1981. - С. 273-386.
33. Мелетинский Е. Поэтика мифа. М.: Наука, 1995. - 399 с.
34. Мендельсон Н. М. Народные мотивы в поэзии Лермонтова // «Венок Лермонтову». - М.- Пг.: издание Т-ва «В.В.Думнов, Наследники Бр. Салаевых», 1914. - 384 с.
35. Минц З.Г. Александр Блок // История русской литературы. Т. 4. Литература конца XIX - начала XX века (1881-1917). - Л.: 1983. С. 520-548.
36. Минц З.Г. Блок и русский символизм// Избранные труды в трех книгах. Книга 1: Поэтика Александра Блока. - СПб.: Искусство, 1999. - 727 с.
37. Народные русские сказки А.Н. Афанасьева: В 5 т. Т 1/ Предисл. А. Афанасьева. - М.: Терра - Книжный клуб, 2008. - 320 с.
38. Островский А.Н. Бесприданница. - М.: Азбука-классика, 2008. - 192 с.
39. Официальный сайт группы «Мельница»: - [режим доступа:
http://www.melnitsa.net/] .
40. Пляцковский М. Мама сына ждет с войны: - [режим доступа: http: //www.sovmusic .ru/text.php?fname=mamasina]
41. Прозоров В.В. Мотивы в сюжете // Мотивы и сюжеты русской литературы. От Жуковского до Чехова. - Томск: Знамя мира, 1997. - С. 10, 180.
42. Пропп В.Я. Морфология сказки. - Ленинград: Академия, 1928. - С. 9 - 129.
43. Путилов Б.Н. Мотив как сюжетообразующий элемент // Типологические исследования по фольклору. - М., 1975. - С. 149.
44. Пушкин А.С. Повести Белкина. - М.: Азбука-Аттикус, 2016. - 320 с.
45. Пыпин А.Н. Очерк литературной истории старинных повестей и сказок русских. - СПб.: Императорская академия наук, 1857. - С.2-22.
46. Ребрина Л., Борисова Е. О богах и героях // FUZZ. — 2007. — № 2.
47. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. - М.: Аграф, 1999. - С. 180.
48. Руднев В.П. Структурная поэтика и мотивный анализ // Даугава. - 1990, №1. - С. 100.
49. Русова Н.Ю. От аллегории до ямба: Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению. - М.: Флинта: Наука, 2004. - 304 с.
50. Силантьев И.В. Теория мотива в отечественном литературоведении и фольклористике: - [режим доступа: http://www.ruthenia.ru/folklore/silantiev].
51. Силантьев И. В. Поэтика мотива. - М.: Языки славянской культуры , 2004. - 296 с.
52. Симонов К. «Жди меня»: - [режим доступа: http://www.shhi-
rus.ru/ 1/simonov/9. htm].
53. Словарь русского языка: около 57000 слов/ С. И. Ожегов; ред. Н. Ю. Шведова . - 18 изд., стереотип. - М.: Русский язык, 1986. - 797 с.
54. Слово о полку Игореве. Перевод Д.С. Лихачева: - [режим доступа:
http://gramma.ru/LIT/?id=2.1]. 
http: //megalyrics.ru/lyric/mielnitsa/chuzhoi.html].
56. Текст песни «А если бы он...»: - [режим доступа: http://rock-
chords.ru/melnitsa/track/a_esli_by_on].
57. Тимофеев Л.И. Словарь литературоведческих терминов. - М.:
Просвещение, 1985. - 208 с.
58. Толковый словарь живого великорусского языка/ Владимир Даль. - М.: ТЕРРА, 1989. - 779 с.
59. Тредиаковский В.К. Тоска любовницына в разлучении с любовником: - [режим доступа: http://rvb.ru/18vek/trediakovsky/01text/01versus/01varia/025].
60. Тургенев И. Записки охотника. Муму. - М.: АСТ, 2016. - 480 с.
61. Тургенев И. Три встречи: - [режим доступа:
http://ilibrary.ru/text/1524/p.1/index.html]
62. Тюпа В.И. Художественность литературного произведения. Вопросы типологии. - Красноярск: Издательство Красноярского университета, 1987. - С. 224.
63. Фет А.А. «Только станет смеркаться немножко»: - [режим доступа: https://stihi-russkih-poetov.ru/poems/afanasiy-afanasevich-fet-tolko-stanet- smerkatsya-nemnozhko...]
64. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. - М.: Лабиринт, 1997. - С. 448.
65. Цветаева М. Избранные произведения. - М.-Л.: Советская литература, 1965. - С. 166.
66. Чудакова М.О. «Военное» стихотворение Симонова «Жди меня.» (июль
1941 г.) в литературном процессе советского времени // «Новое
литературное обозрение», 2002. — № 58.
67. Энциклопедический словарь юного литературоведа // Составитель В.И. Новиков. - М.: Издательство «Педагогика», 1988. - 424 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ