Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, ПРИ РАЗНЫХ СТИЛЯХ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Работа №154507

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание



ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СТИЛЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ 6
1.1. Понятие тревожности, ее виды 6
1.2. Особенности социальной ситуации развития детей младшего
школьного возраста находящихся в трудной жизненной
ситуации 20
1.3. Стили педагогического общения: понятие, классификации,
подходы 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ ПРИ РАЗНЫХ СТИЛЯХ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ 33
2.1. Организация исследования 33
2.2. Анализ результатов 35
2.3. Рекомендации, разработанные с учетом данных о тревожности и
стилях педагогического общения 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
ПРИЛОЖЕНИЯ

В настоящее время увеличилось число тревожных детей, отличающихся повышенным беспокойством, неуверенностью,
эмоциональной неустойчивостью.
По мнению авторов (Л.И. Божович, А.А. Бодалев, В.С. Мухина, Т.И. Репина и др.) ребенок, как самая чувствительная часть социума подвержен разнообразным отрицательным явлениям. В последние годы, как свидетельствуют, специальные экспериментальные исследования, наиболее распространенным явлением являются тревожность у детей (И.В. Дубровина, В.И. Гарбузов, А.И. Захаров, Е.Б. Ковалева и др) [12].
Одним из условий, влияющих на проявление тревожности у детей, как указывают исследования (Н.Ф. Маслова, К. Левина), является стиль педагогического общения [15] .
Воспитатель становится для ребенка фигурой, определяющей его психическое состояние не только в группе, его влияние простираются и на отношения в семье. Очень важно, что личность воспитателя, его состояние, включенность в обучение младшего школьника полностью отражаются на состоянии, поведении, личностных проявлениях детей не только в период обучения, но и в последующие годы. Исследования показали, что стиль общения воспитателя серьезно влияет на климат в коллективе, на то, как часто возникают, как протекают и разрешаются конфликты в среде ребят и между воспитателям и воспитанником. От стиля во многом зависит эмоциональное самочувствие ребенка, психологический климат в коллективе. Стиль руководства влияет и на формирование определенных черт личности школьника [36].
Тревожность, по мнению Г.Г.Аракелова, Н.Е.Лысенко, Е.Е.Шотта - это многозначный психологический термин, который описывает как определенное состояние индивидов в ограниченный момент времени, так и устойчивое свойство любого человека. Повышенная тревожность возникает и реализуется в результате сложного взаимодействия когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, провоцируемых при воздействии на человека различными стрессами [3].
Проблема тревожности является одной из наиболее актуальных проблем в современной психологии. Среди негативных переживаний человека тревожность занимает особое место, часто она приводит к снижению работоспособности, продуктивности деятельности, к трудностям в общении. Человек с повышенной тревожностью впоследствии может столкнуться с различными соматическими заболеваниями [2].
Актуальность избранной темы исследования определяется задачами психолого-педагогической практики, поставленными перед ней в связи с современными требованиями общества к различным аспектам здоровья ребенка. Детский возраст, особенно младший школьный, является определяющим в становлении личности ребенка, так как в этот период жизни складываются и во многом определяют все его последующее развитие, основные свойства и личностные качества. От степени проявления тревожности зависит успешность обучения учащегося в школе, особенности его взаимоотношений со сверстниками, эффективность адаптации к новым условиям.
Цель: изучение особенностей тревожности младших школьников находящихся в трудной жизненной ситуации, при разных стилях педагогического общения.
Объект: тревожность учащихся младшего школьного возраста.
Предмет: особенности тревожности детей младшего школьного
возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации , при разных стилях педагогического общения.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что уровень тревожности детей младшего школьного возраста находящихся в трудной жизненной ситуации связан со стилем педагогического общения воспитателя социально­реабилитационного центра.
Проверка выдвинутой основной гипотезы предполагает выполнение следующих основных задач:
• изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
• выявить особенности проявлений видов и уровни тревожности детей младшего школьного возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации;
• изучить и определить стили педагогического общения воспитателей в группах, где прибывают дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
• составить рекомендации по коррекции тревожности младших школьников и оптимизации стилей педагогического общения.
Методологической основой исследования явились: работы зарубежных авторов (К. Хорни, Э.Фромм, С.Салливен), а также работы отечественных психологов (В.В.Суворов, В.А. Белоус, И.П.Павлов, В.А. Бакеев), а так же работы ученых, изучавших стили педагогического общения (А.А.Леонтьев, Н.В.Кузьмина, В.А. Петровский).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Стиль общения в существенной мере определяет эффективность обучения и воспитания, а также особенности развития личности и формирования межличностных отношений в группе.
Под стилем общения понимают индивидуально-типологические особенности социально-психологического взаимодействия педагога и его воспитанников. В стиле общения находят выражение: особенности коммуникативных возможностей педагога; сложившийся характер взаимоотношений педагога и воспитанников; творческая индивидуальность педагога.
Самое широкое распространение получила классификация стилей предложенная К. Левином: авторитарный, попустительский и
демократический.
Стиль общения педагога оказывает влияние на развитие тревожности детей младшего школьного возраста. Это было подтверждено нами при проведении эмпирического исследования на базе городского социально­реабилитационного центра для несовершеннолетних - «Росток», города Красноярска.
Нами были протестированы 4 воспитателя социально­реабилитационного центра, с целью выявления предпочтения ими того или иного стиля педагогического общения, мы использовали методики:
1. Методика «Стиль педагогического общения учителей» (А.Б.Майский и Е.Г.Ковалева). 2. «Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя» (В.П.Симонов).
Кроме этого нами был определен уровень тревожности младших школьников с помощью методик: Личностная шкала проявления тревожности (Дж. Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова), и Диагностика школьной тревожности (опросник Филлипса.)
У младших школьников, воспитывающихся у педагога с авторитарным стилем педагогического общения преобладает высокий уровень тревожности. Воспитанники испытывают страх перед проверкой знаний, затруднения и страх в общении с воспитателем и высокий уровень потребности в самовыражении.
У младших школьников, воспитывающихся у педагога с
демократическим стилем общения, преобладает средний уровень тревожности. Воспитанники в меньшей степени испытывают страх перед проверкой знаний, у них меньше затруднений и страха в общении с воспитателем, но при этом более низкая потребность в самовыражении.
В соответствии с данными результатами, нами предложена программа тренингов, для воспитателей и младших школьников с высоким уровнем тревожности. Для коррекции высокого уровня тревожности составлена программа, направленная на сплочение группы и выработку правил поведения в группе, развитие представлений о ценности другого человека и самого себя, развитие коммуникативных навыков, осознание проблем в отношении с людьми, формирование положительных стратегий взаимодействия, а так же приобретения навыка деятельности в конфликтной ситуации, осознание мотивов межличностных отношений, повышение представлений о собственной ценности и на развитие уверенности в собственных силах. Программа для воспитателей состоит из двух циклов: «Воспитатель-группа» и «Воспитатель-воспитанник». Педагогический тренинг для воспитателей направлен на развитие у них таких профессионально важных качеств, как эффективный индивидуальный стиль профессиональной деятельности, умение успешно общаться с коллегами по работе и руководством центра, воспитанниками и их родителями, а также с членами своей семьи. Тренинг помогает выработать и такие качества, как позитивное отношение к ребенку, эмоциональное принятие младшего школьника, коммуникативные средства развивающего общения с ним, способы эффективной саморегуляции.


1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. М.: Академия, 1995. 496 с.
2. Аракелов Н., Шишкова Н. Тревожность: методы ее диагностики и коррекции // Вестник МУ, сер. Психология. 1998. № 1. С. 18-24.
3. Аракелов Н.Е., Лысенко Е.Е. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. 1997. № 2. С. 34 - 38.
4. Астапов В.М. Регуляторные функции тревоги в целесообразной деятельности человека. Методологические проблемы оснований науки. Киев, 1986. 336 с.
5. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. // Психологический журнал. 1992. № 5. С. 111 - 117.
6. Бакеев В.А. Экспериментальные исследования психологических механизмов внушаемости. М.: Наука, 1970. 177 с.
7. Бернс Эрик. Развития Я-концепции и воспитание. / Пер. с англ., М.: Прогресс, 1986. 442 с.
8. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. / Пер. с англ. и вступительная статья А.Б.Хавина Э.: КСП, 1996. 243 с.
9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (психологическое исследование), М.: Просвещение, 1968. 235 с.
10. Волков Е.М. Трудные дети или трудные родители? М.: Профиздат, 1992. 96 с.
11. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. М.: Союз, 1997. 443 с.
12. Габдрева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии. СПб.:СПбМАПО Тонус. 2000. № 4. С. 29-34.
13. Имеладзе И.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте. / Психологичские полседования.Тбилиси.:Мецнисреба, 1960. 157 с.
14. Клюева Н. В. Касаткина Ю. В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль.: Академия развития, 1996. 240 с.
15. Козлова Е.В. Тревога как одна из основных проблем,
возникающих у ребенка в процессе социализации. // Теоретические и прикладные проблемы психологии. Сборник статей. Ставрополь, 1997. 16-20
с....45


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ