ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ
ВОЗРАСТЕ 8
1.1 Проблема мотивации в отечественной и зарубежной
литературе 8
1.2 Психологическая характеристика младшего подросткового
возраста 15
1.3 Средства развития учебной мотивации в младшем подростковом
возрасте 29
Выводы по главе 1 36
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО
РАЗВИТИЮ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
МЛАДШЕМ ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 39
2.1 Определение диагностического инструментария 39
2.2 Констатирующий эксперимент 43
2.3 Реализация комплекса занятий по повышению мотивации в учебной
деятельности в младшем подростковом возрасте 46
2.4 Контрольный эксперимент и анализ его результатов 49
Вывод по главе 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Проблема развития мотивации учения в младшем подростковом возрасте остается актуальной и социально значимой в настоящее время. Обучение в школе является обязательным и неотъемлемым условием для полноценной жизни человека. Чтобы люди могли усвоить социальный опыт, им необходимо проявлять желание и активность. Поэтому, при поступлении в школу, родителям и учителям, работающим с детьми, важно, чтобы дети были мотивированы учиться.
Развитие мотивации — это неотъемлемая часть воспитания учащихся и формирования их мотивационной сферы. Изучение мотивации позволяет определить ее текущий уровень, а также потенциальные перспективы и зоны развития для каждого ученика и класса в целом.
Развитие мотивационной сферы у обучающегося играет важнейшую роль для успешности в учебной деятельности. Наличие у ребёнка положительных мотивов для хорошего выполнения предъявляемых школой требований заставляет его проявлять активность в отборе и запоминании необходимой информации. При низком уровне учебной мотивации наблюдается снижение школьной успеваемости.
Да, действительно, отечественные педагоги и психологи внесли значительный вклад в изучение проблемы развития мотивации учения. Вот краткая информация о некоторых из них:
1. Василий Александрович Сухомлинский (1918-1970) был выдающимся советским педагогом, который придал большое значение формированию мотивации учения у школьников. Он разработал и внедрил общепедагогические положения, включающие индивидуальный подход к каждому ученику, создание психологического комфорта в классе, активное привлечение интереса к учебной деятельности и воспитание гуманистических ценностей.
2. Михаил Алексеевич Данилов (1930-2008) был известным российским психологом и педагогом. Он активно занимался исследованием мотивации учения и разработал методику психологического сопровождения учебной деятельности. Данилов придавал важность взаимодействию между учителем и учеником, созданию стимулирующей учебной среды и активной мотивации ученика через постановку целей и поддержку его достижений.
3. Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979) был выдающимся советским психологом и одним из основателей деятельностного подхода в психологии. Он разработал теорию деятельностного происхождения мотивации, согласно которой мотивация основана на потребностях и целях, связанных с деятельностью человека.
4. Любовь Ивановна Божович (1906-1981) была известным советским психологом, работавшим в области возрастной психологии и психологии личности. Ее работы посвящены исследованию мотивации учебной деятельности, в том числе в контексте психологического климата класса, индивидуального подхода к каждому ученику и созданию ситуации успеха для развития мотивации.
5. С.Л. Рубинштейн, К. Левин, Д.К. Маккеланд и А. Маслоу — это зарубежные психологи, чьи работы также оказали влияние на изучение мотивации и строения мотивационной сферы личности. Их теоретические исследования включают в себя аспекты мотивации, потребностей и иерархии мотивов.
Работы этих ученых и педагогов представляют ценный вклад в понимание и развитие мотивации учения школьников и мотивационной сферы личности.
...
Целью нашей дипломной работы являлось изучение развития мотивации учебной деятельности в младшем подростковом возрасте; разработка и реализация комплекса по повышению мотивации учебной деятельности в младшем подростковом возрасте.
Мы считаем, что мы полностью реализовали поставленную перед нами цель, так как решили все задачи нашего дипломного исследования.
Первой задачей нашей работы выступало изучение понятия «Учебная мотивация» и выявление проблемы мотивации в отечественной и зарубежной литературы.
Мы раскрыли понятие «Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика».
Изучив психолого-педагогическую литературу отечественных психологов, показывает, что в настоящее время накоплены данные, как для уточнения некоторых исходных позиций, так и для дальнейшего более широкого и глубокого исследования проблем мотивации. Наиболее полно разработанной и доведенной до завершения, является теория деятельностного происхождения мотивационной сферы человека, предложенная А.Н. Леонтьевым.
В зарубежных исследованиях изучению мотивов уделяется большое внимание. Выполнены многочисленные теоретические и экспериментальные работы по вопросам побуждений поведения человека и животных. Разработка вопросов мотивации ведется интенсивно в различных областях психологической науки с применением различных методов (Д.К. Маккеланда, Г. Олпорт в своей книге «Личность», Теория мотивации Э. Даффи, Д. Берлайн разработал сложную систему мотиваций).
Таким образом, общепринятой, единой, полностью удовлетворительной классификации мотивов и её иерархической структуры на сегодняшний день нет. Исследователи по-разному понимают, что такое мотив, и, кроме того, изначально имеют разные научные подходы к решению этой проблемы.
Вторая задача нашей дипломной работы заключалась в изучении психолого-педагогической характеристики младшего подросткового возраста.
Согласно периодизации психического развития Д.Б. Эльконина: «...подростковый возраст охватывает возрастной диапазон от 10-11 до 13-15 лет и характеризуется по следующим показателям: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности, психологические новообразования, кризис психического развития.».
Социальная ситуация развития в этом возрасте характеризуется следующими особенностями: у подросток появляются новые ценностные ориентации; ведущую роль теперь занимают сверстники, меняется отношение к школе.
По мнению Эльконина: «.ведущая деятельность подростков - общение со сверстниками (интимно-личностное общение). Относительно самостоятельной областью жизни в начале подросткового возраста является общение, осознанные эксперименты со своим отношением к другим людям.».
Новообразованиями данного возраста являются: чувство взрослости; развитие самосознания, формирование идеала личности; склонность к рефлексии; интерес к противоположному полу, половое созревание; повышенная возбудимость, частая смена настроения; особое развитие волевых качеств; потребность в самоутверждении и самосовершенствовании, в деятельности, имеющей личностный смысл; самоопределение.
...
1. Акулина Н.Н. Влияние общего интеллекта и мотивации на успешность усвоения знаний / Ананьевские чтения - СПб: Питер, 2015. 496 с.
2. Асеев В.Г. Мотивация учебной деятельности и формирование личности. - М.: Мысль, 2006. 297 с.
3. Бадалян Р.С. Формирование учебной мотивации. [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/103767 (дата обращения: 12.03.2023)
4. Баженюк 3.С. Диагностика особенностей мотивации учебной деятельности школьников младшего подросткового возраста / Методические рекомендации. 2014. 40 с.
5. Вартанова И.И. К проблеме мотивации учебной деятельности / Вартанова И.И. // Вестник МГУ. Сер.4. Психология, 2011. №4. С. 33 - 41
6. Виды мотивов и мотивации учебной деятельности [Электронный ресурс] URL: http://svetlana.pro/reader / 40.html (дата обращения: 12.03.2023)
7. Возрастная и педагогическая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов. / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л.Б. Ительсон и др. / Под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 2003. 288 с.
8. Возрастная психология: детство, отрочество, юность: хрестоматия / сост. и науч. ред. В. С. Мухина, А. А. Хвостов. №7. Москва: Академия, 2008. 623 с.
9. Выготский Л.С. Вопрос детской психологии. - М., 2002. 424 с.
10. Выготский Л.С. Проблема возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии, 2014. №2. С. 34-48
11. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: ИЛЛ, 2011. 214 с.
12. Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии // [Электронный ресурс] URL:http://www.ipras.ru. (дата обращения: 12.03.2023)
13. Г улеватый В.Л. Пути повышения мотивации обучения / Г улеватый В.Л. Винница, 2016. 215 с.
14. Давыдов В.В. Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования - М.: Издательский Центр «Академия». 2017. 480 с.
15. Зинченко В.П. Психологическая педагогика. - Самара: изд-во СГПУ, 2011. 431 с.
... всего 49 источников