Творчество Виктора Цоя в контексте XX-го века (материалы школьного элективного курса)
|
Введение 4
Глава 1. Поэзия Виктора Цоя в социально-культурном контексте
1.1. Характеристика социального и культурного положения в стране
«перестроечного» периода 6
1.2. Рок-культура в контексте русской жизни 80-х гг 9
1.3. История рок-группы «Кино» 16
1. 4. Социокультурная позиция в рок-поэзии Виктора Цоя 19
Глава 2. Своеобразие поэтического мира Виктора Цоя
2.1. Тематика и проблематика поэзии Виктора Цоя 22
2.2. Концепты и образ лирического героя 24
2.3. Основные мотивы и образы в рок-поэзии В. Цоя 27
2.4. Образы воды (дождя) и огня (света) 30
2.5. Образ звезды 32
2.6 Образы дня и ночи 35
2.7 Образ города и дома 37
2.8. Мотив тоски и печали 39
2.9. Мотив дороги (зова и ухода) 40
2.10. Мотив войны (борьбы) 41
2.11. Мотив любви 42
Заключение 44
Список литературы 46
Элективный курс 50
Приложение
Глава 1. Поэзия Виктора Цоя в социально-культурном контексте
1.1. Характеристика социального и культурного положения в стране
«перестроечного» периода 6
1.2. Рок-культура в контексте русской жизни 80-х гг 9
1.3. История рок-группы «Кино» 16
1. 4. Социокультурная позиция в рок-поэзии Виктора Цоя 19
Глава 2. Своеобразие поэтического мира Виктора Цоя
2.1. Тематика и проблематика поэзии Виктора Цоя 22
2.2. Концепты и образ лирического героя 24
2.3. Основные мотивы и образы в рок-поэзии В. Цоя 27
2.4. Образы воды (дождя) и огня (света) 30
2.5. Образ звезды 32
2.6 Образы дня и ночи 35
2.7 Образ города и дома 37
2.8. Мотив тоски и печали 39
2.9. Мотив дороги (зова и ухода) 40
2.10. Мотив войны (борьбы) 41
2.11. Мотив любви 42
Заключение 44
Список литературы 46
Элективный курс 50
Приложение
В выпускной квалификационной работе рассматривается социокультурный контекст, художественные особенности и тематика творчества музыканта и поэта Виктора Цоя.
Актуальность исследования. Постоянный интерес слушателей на протяжении многих лет к творчеству Виктора Цоя и других музыкантов, представителей рок-поэзии 80-х - 90-х, привел к необходимости адаптации этого материала для школьного изучения. О творчестве Виктора Цоя и рок - культуре вообще существует ряд исследований (статей), которые зачастую не носят литературоведческого характера (Житинский А.Н., Дидуров А.А.). Актуальность работы обусловлена необходимостью восполнить определенный пробел в учебно-методических пособиях и элективных курсах.
Методологическая база исследования - работы Забродина Г. Д., Козницкой Б. А., Доманского Ю.В.
Объект исследования - поэтическое творчество Виктора Цоя.
Предмет исследования - темы, мотивы и образы, определенные социальным и культурным дискурсом
Цель работы - осуществить комплексный анализ творчества Виктора Цоя в культурно-историческом контексте.
Задачи исследования:
1) изучить научную литературу по проблеме исследования;
2) выявить социальный и культурный контекст, послуживший тематическим источником песенных текстов Виктора Цоя;
3) определить проблематику песенных текстов Виктора Цоя;
4) систематизировать материалы, связанные с творчеством Виктора Цоя с целью их обобщения и методического использования в школьном преподавании.
Источники исследования - песенные тексты рок-группы «Кино».
Методы и приемы исследования: описательный, сопоставительный, метод сплошной выборки и интермедиальный анализ.
Практическая значимость. Материалы могут быть использованы в школьном преподавании, а так же предназначены для широкого круга лиц, заинтересованных этой темой.
Апробация выпускной квалификационной работы. Доклад на основе выпускной квалификационной работы был представлен на XIX Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» в работе секции «Русская литература XX-XXI века» в 2018 году.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (41 наименование), разработки элективного курса, одного приложения и аудиодиска.
Актуальность исследования. Постоянный интерес слушателей на протяжении многих лет к творчеству Виктора Цоя и других музыкантов, представителей рок-поэзии 80-х - 90-х, привел к необходимости адаптации этого материала для школьного изучения. О творчестве Виктора Цоя и рок - культуре вообще существует ряд исследований (статей), которые зачастую не носят литературоведческого характера (Житинский А.Н., Дидуров А.А.). Актуальность работы обусловлена необходимостью восполнить определенный пробел в учебно-методических пособиях и элективных курсах.
Методологическая база исследования - работы Забродина Г. Д., Козницкой Б. А., Доманского Ю.В.
Объект исследования - поэтическое творчество Виктора Цоя.
Предмет исследования - темы, мотивы и образы, определенные социальным и культурным дискурсом
Цель работы - осуществить комплексный анализ творчества Виктора Цоя в культурно-историческом контексте.
Задачи исследования:
1) изучить научную литературу по проблеме исследования;
2) выявить социальный и культурный контекст, послуживший тематическим источником песенных текстов Виктора Цоя;
3) определить проблематику песенных текстов Виктора Цоя;
4) систематизировать материалы, связанные с творчеством Виктора Цоя с целью их обобщения и методического использования в школьном преподавании.
Источники исследования - песенные тексты рок-группы «Кино».
Методы и приемы исследования: описательный, сопоставительный, метод сплошной выборки и интермедиальный анализ.
Практическая значимость. Материалы могут быть использованы в школьном преподавании, а так же предназначены для широкого круга лиц, заинтересованных этой темой.
Апробация выпускной квалификационной работы. Доклад на основе выпускной квалификационной работы был представлен на XIX Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» в работе секции «Русская литература XX-XXI века» в 2018 году.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы (41 наименование), разработки элективного курса, одного приложения и аудиодиска.
В результате проделанной работы мы приходим к выводу, что рок-культура явление сложное и неоднородное. Этому феномену посвящены работы исследователей Доманского Ю.В. «Тексты смерти русского рока», Забродина Г. Д. «Рок: искусство или болезнь?», Козницкой Б. А. «Чужое слово в поэтике русского рока», Смирнова И. «Время колокольчиков. Жизнь и смерть русского рока».
Явление рок-музыки претендует на роль властителя дум, оно сродни театру и литературе. В такой своей ипостаси «рок-музыка стремится стать духовным документом своего времени, она призывает молодого человека задуматься о жизни, - и в этом ее важная социальная функция». Рок - культура требует особого изучения, как того требовал Золотой век, серебряный и бронзовый. Она развивается по своим законам, что-то отвергая, что-то наследуя. Рок-поэзия как неотъемлемая часть этой культуры также требует изучения. И такое изучение уже началось: исследуются законы рок - поэзии, вырабатываются методы анализа, анализируется творчество отдельных рок-поэтов, проводятся сопоставления и аналогии с другими поэтами. Мы проследили черты поэтики в творчестве Виктора Цоя, лидера рок-группы «Кино». И обнаружили устойчивые образы дождя и света, ночи и дня, звезды, города и дома. Мы рассматривали творчество Цоя не только как социальный протест, и не только как музыкальную публицистику, а попытались проникнуть в бытийное содержание его песен. В результате анализа были выявлены неоромантические черты поэтики текстов песен В. Цоя. Были проанализировали основные романтические мотивы: одиночества, судьбы, дороги, двоемирия, тоски и любви. Исследователи говорят об эволюции лирического героя от простого бездельника к романтику и до воина, служителя своей Звезде, достойного свободы и бессмертия. Кроме того, обозначили основные художественные средства, используемые Цоем - это антиномичность, символизация жизни, контраст символов, простота (примитивизм) языка. Выявили темы пути, зова-ухода, одиночества, освобождения. Сам В. Цой не отрицает своей романтичности, поэтому очень часто в его песнях появляется романтический антураж: ночь, гроза, звезды, дождь. Его герой, это воин в черном плаще, который никогда не смириться с обыденностью, будет стремиться к идеалу. В его песнях звучит также свойственный романтикам революционный порыв - «дальше действовать будем мы!». Песни Виктора Цоя стали выражением потребностей молодого поколения, его максимализма, противостояния взрослым, переживаний в любви. Некоторые пробуждали в них интерес к своему духовному развитию, к оценке окружающего мира, призывали к действию. Таким образом, мы обнаружили связь рок-поэзии Виктора Цоя с эпохой 80-х и 90-х (социальные мотивы), а так же определили черты, характерные для поэзии в самом широком смысле и значении (вечные темы - одиночества, жизни и смерти, любви).
В методическом аспекте тема рок-поэзии слабо представлена. Мы попытались адаптировать имеющиеся материалы по творчеству рок-поэтов и Виктора Цоя в частности. В работе представлен элективный курс, который рассчитан на 17 часов и включает в себя разные формы занятий (лекции, семинары, творческие мастерские). Цель этого курса - способствовать созданию духовного мира человека и условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и продвижении своих творческих возможностей и помочь ученику составить представление о художественном мире песенных текстов Цоя, поэтических образах, проблематике и эстетических позициях автора. Интерпретируя прочитанные тексты в отрыве от музыкального сопровождения и сопоставляя свои суждения с оценками специалистов, в конечном итоге, ученик сможет ориентироваться в темах и образах, представленных поэтом.
Материалы курса, как и все содержание представленной работы, имеет практическое значение и может способствовать культурному восприятию творчества Виктора Цоя современными подростками.
Явление рок-музыки претендует на роль властителя дум, оно сродни театру и литературе. В такой своей ипостаси «рок-музыка стремится стать духовным документом своего времени, она призывает молодого человека задуматься о жизни, - и в этом ее важная социальная функция». Рок - культура требует особого изучения, как того требовал Золотой век, серебряный и бронзовый. Она развивается по своим законам, что-то отвергая, что-то наследуя. Рок-поэзия как неотъемлемая часть этой культуры также требует изучения. И такое изучение уже началось: исследуются законы рок - поэзии, вырабатываются методы анализа, анализируется творчество отдельных рок-поэтов, проводятся сопоставления и аналогии с другими поэтами. Мы проследили черты поэтики в творчестве Виктора Цоя, лидера рок-группы «Кино». И обнаружили устойчивые образы дождя и света, ночи и дня, звезды, города и дома. Мы рассматривали творчество Цоя не только как социальный протест, и не только как музыкальную публицистику, а попытались проникнуть в бытийное содержание его песен. В результате анализа были выявлены неоромантические черты поэтики текстов песен В. Цоя. Были проанализировали основные романтические мотивы: одиночества, судьбы, дороги, двоемирия, тоски и любви. Исследователи говорят об эволюции лирического героя от простого бездельника к романтику и до воина, служителя своей Звезде, достойного свободы и бессмертия. Кроме того, обозначили основные художественные средства, используемые Цоем - это антиномичность, символизация жизни, контраст символов, простота (примитивизм) языка. Выявили темы пути, зова-ухода, одиночества, освобождения. Сам В. Цой не отрицает своей романтичности, поэтому очень часто в его песнях появляется романтический антураж: ночь, гроза, звезды, дождь. Его герой, это воин в черном плаще, который никогда не смириться с обыденностью, будет стремиться к идеалу. В его песнях звучит также свойственный романтикам революционный порыв - «дальше действовать будем мы!». Песни Виктора Цоя стали выражением потребностей молодого поколения, его максимализма, противостояния взрослым, переживаний в любви. Некоторые пробуждали в них интерес к своему духовному развитию, к оценке окружающего мира, призывали к действию. Таким образом, мы обнаружили связь рок-поэзии Виктора Цоя с эпохой 80-х и 90-х (социальные мотивы), а так же определили черты, характерные для поэзии в самом широком смысле и значении (вечные темы - одиночества, жизни и смерти, любви).
В методическом аспекте тема рок-поэзии слабо представлена. Мы попытались адаптировать имеющиеся материалы по творчеству рок-поэтов и Виктора Цоя в частности. В работе представлен элективный курс, который рассчитан на 17 часов и включает в себя разные формы занятий (лекции, семинары, творческие мастерские). Цель этого курса - способствовать созданию духовного мира человека и условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и продвижении своих творческих возможностей и помочь ученику составить представление о художественном мире песенных текстов Цоя, поэтических образах, проблематике и эстетических позициях автора. Интерпретируя прочитанные тексты в отрыве от музыкального сопровождения и сопоставляя свои суждения с оценками специалистов, в конечном итоге, ученик сможет ориентироваться в темах и образах, представленных поэтом.
Материалы курса, как и все содержание представленной работы, имеет практическое значение и может способствовать культурному восприятию творчества Виктора Цоя современными подростками.



