Только Word
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ . 9
1.1. Современное представление о существовании дидактических игр 9
1.2. Классификации и содержания дидактических игр в отечественных и
зарубежных исследованиях 18
1.3. Особенности организации дидактических игр на уроках английского
языка в общеобразовательной школе 26
ВЫВОД ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 35
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
РАЗРАБОТКЕ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИДАКИЧЕСКИХ ИГР В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 38
2.1. Влияние дидактических игр на развитие навыка говорения на уроках
иностранного языка в средней школе 38
2.2. Анализ опыта учителя по использованию дидактических игр на уроках
иностранного языка в средней школе 45
2.3 Разработка и апробация авторского методического обеспечения с применением дидактических игр для обучения иностранному языку в
средней школе 51
ВЫВОД ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 64
Заключение 67
Список использованных источников: 70
Приложения 74
В связи с ростом значимости роли межнационального общения, в современном мире существенно возрастает потребность в изучении иностранных языков для коммуникации различных культур, стран, народов. Иностранный язык в нашей стране изучается не только в общеобразовательных школах, но и в высших учебных заведениях, также в нашей стране иностранный язык является предметной областью, изучение которой полностью соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта.
Федеральный государственный образовательный стандарт включает следующие компетенции, которыми должны овладеть обучающиеся в процессе изучения иностранного языка: обучающиеся должны уметь участвовать в беседе/дискуссии на знакомую тему, осуществлять запрос информации, обращаться за разъяснениями, выражать свое отношение к высказыванию партнера, высказывать свое мнение по обсуждаемой теме (диалогическая речь); делать сообщения, содержащие наиболее важную информацию по теме/проблеме, кратко передавать содержание полученной информации; рассказывать о себе, своем окружении, своих планах, обосновывая свои намерения/поступки; рассуждать о фактах/событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; описывать особенности жизни и культуры своей страны и страны/стран изучаемого языка (монологическая речь) [ФГОС, 2011].
Все вышеперечисленные умения и навыки могут быть привиты школьникам в процессе обучения, однако, как показывает практика, с помощью традиционных методов обучения эти навыки прививаются обучающимся достаточно долго, поэтому для образования современных школьников требуются современные методы обучения.
При использовании на уроках игровых форм, в том числе и дидактических игр, прослеживается эффективное развитие различных умений у обучающихся: анализировать, сравнивать, обобщать изученные ими явления, а также развивается умение работы с лингвистической справочной литературой и т.д. [Конышева, 2008].
Одной из немаловажных целей обучения иностранному языку в средней школе является продолжение формирования коммуникативной компетенции [Бим, 2001]. После перехода в среднюю школу обучающиеся обладают элементарными коммуникативными навыками, которыми они овладели, будучи в начальной школе. Задача педагога помочь школьнику углубить его знания об иностранном языке: показать более сложные грамматические формы построения предложений, улучшить его навык говорения, обогатить его словарный запас. Немаловажно, что педагог должен объяснять материал на доступном для обучающихся средней школы уровне и языке [Ушницкая, 2016].
Предметными результатами изучения иностранного языка в средней школе являются: углубление и расширение представлений о нормах иностранного языка (фонетических, лексических, грамматических); умение грамотно строить предложения с использованием изученной ранее лексики и грамматики; умение структурировано строить тексты и грамотно составлять их пересказы [Сорокина, 1982], [Пассов, 2010].
Процесс овладения языком на данной ступени образования начинает приобретать интеллектуальный характер, поскольку после 10-11 лет мышление обучающегося переходит на стадию оперирования, т.е., подросток умеет осознанно пользоваться схемами (оперировать ими), анализировать и обобщать полученный им материал [Обухова, 1995]. Следует отметить, что школьники в этом возрасте более восприимчивы к принятию новой, более сложной для них информации о предмете, чем в начальной школе, и педагогам, владеющим предметом на высоком уровне, удается добиться хороших результатов на данном этапе обучения.
Главным помощником в обучении иностранному языку может стать не просто игра, а дидактическая игра....
В данной выпускной квалификационной работе раскрывается и уточняется понятие дидактическая игра. Дидактическая игра как метод обучения иностранному языку используется педагогами на уроках английского языка в общеобразовательном учреждении. Игре отводится важное место в процессе обучения, но зачастую плотный учебный план, который составляется учителями, построен на использовании традиционных методов обучения (учебная дискуссия, лекция, работа с учебником, традиционные письменные и устные упражнения) по требованиям Федерального государственного стандарта.
Проанализировав специальную литературу было выявлено следующее: дидактические игры не имеет четко сформулированной классификации. Отечественные и зарубежные ученые занимались изучением дидактических игр как метода обучения иностранному языку. Они выделяли разные классификации, одной из классификаций является классификация по аспектам изучения иностранного языка.
В соответствии с этой классификацией выделяются 2 группы игр.
К первой группе относятся игры, которые связаны с аспектами изучения иностранного языка (грамматические, лексические, фонетические, орфографические).
Другая группа игр включает в себя «творческие» игры, которые направлены на развитие творческого мышления школьников (игры-загадки, игры-путешествия, т.д).
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы показал, что процесс обучения иностранному общению на начальном этапе изучения языка в средней школе является одним из основополагающих процессов обучения иностранному языку, причем основное внимание сосредоточено на языке как на средстве коммуникации.
Рассмотрев условия влияния проведения игр на уроках иностранного языка на формирование навыков речевого общения школьников, был сделан следующий вывод: на этапе углубления знаний и обучения иностранному языку основной упор делается на развитие понимания у школьников разговорного английского и закладываются основы правильного произношения: распознавание и употребление более сложных слов и построение осложненных структур. Задача учителя при помощи дидактической игры создать для обучающихся ситуацию общения, которая по своему строению будет схожа с ситуацией в реальной жизни. Это поможет обучающимся не только изучить иностранный язык, но и научит их использовать и правильно строить диалоги, свою монологическую речь. Создание на уроке комфортной для работы атмосферы поможет учителю вовлечь каждого школьника в изучение иностранного языка, и говорению на нем.
Использование дидактических игр на уроках иностранного языка является одним из самых эффективных методов обучения, поскольку их психолого-педагогической основой является игровая деятельность, которая вносит большой вклад в психическое развитие личности. Использование игровых методов на уроках иностранного языка в средней школе способствует появлению активного познавательного интереса школьников. На таких уроках удаётся достичь разных целей, а именно: осуществить контроль, знаний, умений и навыков обучающихся; обеспечить рабочую атмосферу, серьезное отношение школьников к уроку; все обучающиеся комфортно себя чувствуют, поскольку в процессе игры они находятся в постоянном взаимодействии друг с другом; растёт популярность предмета и становится всё больше желающих изучать иностранный язык. В игре появляется мотивация к изучению иностранного языка и улучшается качество знаний.
Несмотря на осведомленность учителей-предметников по
иностранному языку о методе обучения — дидактическая игра, плотный учебный график не дает возможности для использования дидактических игр на каждом уроке иностранного языка. Поскольку использование на постоянной основе уроков с применением дидактических игр может сделать учебный процесс для обучающихся развлечением, и они будут отказываться от уроков, которые построены с использованием традиционных методов....
1. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта основного общего образования». Москва: Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", № 9, 28.02.2011.
2. Апальков В. Г. «Английский язык. Рабочая программа. 5-9 классы» /
B. Г. Апальков. М.: Просвещение, 2015.
3. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2010. 159 с.
4. Афанасьева О. В. Английский язык. Книга для чтения. VI класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений и школ с углубленным изучением английского языка / О.В. Афанасьева, И.В. Михеева. М.: Просвещение, 2012. 123 с.
5. Безруких М. С. Психофизиологические основы эффективной
организации учебного процесса // Здоровье детей (приложение к «Первому сентября»). М., 2006. 42 с.
6. Бим И. Л. Некоторые актуальные проблемы современного обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. М., 2001.— С. 1218.
7. Битяева М. В. Психолого-педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начального в среднее звено // Управление школой. М., 2002. — С. 23-27.
8. Бочарова Л. Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения. // Иностранные языки в школе. М., 1996.—
C. 10-11.
9. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: ACT: Астрель: ЛЮКС, 2005. 670 с.
10. Газман О. С., Харитонова Н. Е. В школу-с игрой. М.: Просвещение, 1991. 96 с.
11. Деркач А. А., Зазыкин В. Г. Акмеология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2003. 256 с.
12. Зимняя И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. 2-е изд. М.: Логос, 2005. 382 с.
13. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь / Г. М. Коджаспирова. М .: Academia, 2005. 173 с.
14. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранному языку. СПб.: КАРО, Мн.: Издательство «Четыре четверти», 2008. 175 с.
15. Ливингстоун К. «Ролевые игры в обучении иностранным языкам». М.: Высшая школа, 1988. 215 с....49