Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты проблемы развития мотивов профессионального самоопределенияобучающихся 9-х классов 5
1.1. Психолого-педагогические особенности обучающихся 9-х классов 5
1.2 Профессиональное самоопределение как психолого-педагогический
феномен 10
1.3 Развитие мотивов профессионального самоопределения обучающихся 9-х
классов 15
Вывод по главе 1 21
Глава II. Эмпирическое исследование развития мотивов профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов 22
2.1 Организация и методы исследования 22
2.2 Разработка и реализация программы «Развитие мотивов профессионального
самоопределения обучающихся 9-х классов» 24
Вывод по главе 2 39
Заключение 40
Список использованных источников 42
В нашем мире относительно недавно появилось большое множество новых разнообразных профессий. Еще лет тридцать назад с выбором профессии в школе у детей не было особых проблем, да, потому что и выбирать особо не приходилось.
На сегодняшний день у школьников стоит трудный выбор на кого пойти учиться после школы. В современном мире дети легко могут ошибиться с выбором профессии. Детям, не углубляющимся, в содержание профессии очень сложно сделать выбор. Выбирать профессию следует не только по красивому названию, но и по характеристикам, по своим личным качеством. В выборе профессии мало одного «хочу», нужно четко понимать своё «могу».
В настоящее время занятия по профориентации очень популярны в школах. От качества проведённого занятия по профориентации зависит выявление возможных талантов у некоторых детей, что помогает в будущем направить их в нужное русло. Выбор профессии - это одно из важных решений человека, от данного выбора зависит его будущее, да и будущее всей страны в целом.
К сожалению, зачастую данный выбор делается без должного обдумывания, в подростковом возрасте на выбор профессии чаще влияет сиюминутное желание, а то и вовсе нереализованные мечты родителей. Многие дети полагаются на собственную интуицию, не обращая внимание на свои возможности, на трудность выбранной профессии. Многие подростки сейчас считают, что сама профессия не главное, что учиться вовсе не обязательно, а зарабатывать можно и в интернете. Другая часть школьников выбирает первый попавшийся университет и идут туда учиться, не зная никакого внутреннего содержания, не зная кем они выйдут из университета, сколько они будут зарабатывать. В своей жизни я не раз слышала истории о том, что человек идет учиться на «профессию мечты», но через какое-то время понимает, что не справляется с данной нагрузкой, да и вообще ему это не нравится. Главными задачами профориентации является ознакомление подрастающего поколения с множеством профессий; знакомство с современным рынком труда; помощь в осознании трудностей, которые могут появиться из-за неправильного выбора будущего профессионального места обучения; главное, помочь осознать свои желания и трезво оценить свои возможности.
Объект исследования: процесс профессионального самоопределения.
Предмет исследования: особенности развития мотивов профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов
Цель исследования: выявить условия развития мотивов профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов.
Задачи:
1. Охарактеризовать содержание и сущность понятия «мотивы профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов».
2. Провести эмпирическое исследование по выявлению уровня развития мотивов профессионального самоопределения девятиклассников.
3. Разработать и реализовать программу, направленную на развитие мотивов профессионального самоопределения обучающихся 9-х классов.
4. Оценить эффективность реализованной программы.
Гипотеза: разработанная программа «программа изучения условий мотивов выбора профессии обучающихся 9-х классов» будет являться эффективным способом успешного профессионального самоопределения, если девятиклассники в собственной деятельности смогут ознакомиться с основными принципами выбора профессии, познакомиться с особенностями современного рынка труда, узнать свои личностные и интеллектуальные особенности, способности и интересы.
Методы исследования:
-Теоретические - анализ литературы.
-Практические:
1. Е.М. Павлютенков «Определение основным мотивов выбора профессии».
2. Методика А.К. Лукина «события жизни».
3. Е.А. Климов «Определение типов будущей профессии».
База исследования: МБОУ СОШ №9, г. Красноярск, ул. Устиновича,40.
Проблема профессионального самоопределения в школе остается актуальной в настоящее время. К сожалению, зачастую данный выбор делается без должного обдумывания, в подростковом возрасте на выбор профессии чаще влияет сиюминутное желание, а то и вовсе нереализованные мечты родителей.
Многие дети полагаются на собственную интуицию, не обращая внимание на свои возможности, на трудность выбранной профессии. Многие подростки сейчас считают, что сама профессия не главное, что учиться вовсе не обязательно, а зарабатывать можно и в интернете. Другая часть школьников выбирает первый попавшийся университет и идут туда учиться, не зная никакого внутреннего содержания, не зная кем они выйдут из университета, сколько они будут зарабатывать.
Старшеклассникам очень трудно сделать столь ответственный выбор, на это влияют не только педагоги и родители, а также возрастные изменения, с которыми старшеклассники сталкиваются на определенном этапе жизни.
На первом этапе мы изучили теоретический материал, затем методический материал по данной теме. В качестве мониторинга результатов была взята методика Е.М. Павлютенкова «определение основных мотивов выбора профессии», которая при первичной диагностике показала следующие результаты:
• 5 человек: материальные.
• 4 человека: Престижные.
• 4 человека: Утилитарные.
• 3 человека: Моральные.
• 2 человека: Социальные.
• 2 человека: Творческие.
• 1 человек: Эстетические.
• 0 человек: Связанные с содержанием труда.
Рефлексия со старшеклассниками, после получения результатов, дала понять, что результаты не точные, подростки отвечали неуверенно, не понимая, о чем идет речь, постоянно задавали вопросы. Большая часть подростков в процессе беседы постоянно говорили, что еще не определились с выбором будущей профессии, поэтому не могли точно ответить на суждения в методике.
Было решено реализовать программу, для погружения в мир профессий, рассказать какие навыки нужны для работы в той или иной сфере, научить самопрезентации, помочь определиться с выбором будущего высшего учебного заведения. Результатом успешного прохождения программы стало вторичное прохождение методики Е.М. Павлютенкова «определение основных мотивов выбора профессии». Вторичное исследование показало следующие результаты:
• 4 человек: материальные.
• 4 человека: Престижные.
• 2 человека: Утилитарные.
• 1 человека: Моральные.
• 4 человека: Социальные.
• 2 человека: Творческие.
• 1 человек: Эстетические.
• 3 человек: Связанные с содержанием труда.
В этот раз у старшеклассников больше не возникало вопросов, связанных с мотивами. Результаты получились более точные, все девятиклассники были согласны с ними. Старшеклассники оставили положительные отзывы о занятиях.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: Учеб. Пособие для студ. Вузов.З-е изд., испр. [Текст] /Г.С. Абрамова. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.
2. Ананьина, Е. В. Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению // Человек. Спорт. Медицина. 2016.
3. Арон, И.С. Мотивационная готовность к профессиональному самоопределению подростков с особыми социальными ситуациями развития // Сб. Гуманитарное основание социального прогресса. Россия и современность. Сб. ст. Международной научно-практической конференции / Под ред. В. С. Белгородского и др. - 2016.
4. Байтингер О. Е. Психологические детерминанты переживания будущего как проблемы в юношеском возрасте: Дис ... канд. Психол. Наук / О. Е. Байтингер. СПб., 2006
5. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь.
— М., 2002. С. 224-225
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды. 2-е изд., стереотип. / Под редакцией Д. И. Фельдштейна. Москва- Воронеж 1997.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: 2013
8. Большая советская энциклопедия / Под. Ред. А.М. Прохорова. — М.: Сов. Энциклопедия, 1976
9. Возрастная и педагогическая психология / од ред. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. -М.: Издат-во Педагогическое общество России, 2003
10. Врублевская, М. М. Профориентационная работа в школе: Методические рекомендации/ М.М. Врублевская, О.В. Зыкова. - Магнитогорск: МаГУ, 2004 Грибанов В.П. Соотношение основных интересов школьников подростков и их влияние на жизненное самоопределение. Автореф. дис. канд.пед. наук. Новосибирск, 2012.
11. Грецов, А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога/ А. Г. Грецов. - СПб: Питер, 2009.
12. Деянова А.В., Юрьева Г.П. / Педагогические условия эффективности
профессионального самоопределения старшеклассников // Концепт. 2018. №5. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/pedagogicheskieusloviya-
effektivnosti-professionalnogo-samoopredeleniya-starsheklassnikov
13. Жулина, Г.Н., Василенко Ю. А. Психологическая готовность подростков к профессиональному самоопределению // Всероссийская научнопрактическая конференция Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. 2013.
14. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов н/Д,
2006.
15. Климов, Е. А. Твоя будущая профессия / Е.А. Климов. - М., 1994.
... всего 33 источника