Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Мышление как процесс познавательного развития 7
1.2. Мышление детей младшего дошкольного возраста 12
1.3. Дидактическая игра как средство психического развития детей 16
Выводы по главе 1 23
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ 27
2.1. Описание экспериментальной выборки и методик исследования 27
2.2. Результаты диагностики мышления детей младшего дошкольного
возраста 32
2.3. Комплекс дидактических игр по развитию мышления детей младшего
дошкольного возраста 40
Выводы по главе 2 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 63
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Актуальность исследования определена тем, что система дошкольного образования в числе приоритетных задач решает вопрос умственного развития детей, направленного на оптимизацию их мышления, как составной части всестороннего развития личности дошкольника.
Советский и российский психолог А.В. Брушлинский дал следующее определение мышлению: «Мышление - социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, т. е. процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы [17].
Изучением вопроса развития и формирования мышления занимались многие выдающиеся психологи и педагоги, в их числе В.В. Давыдов [4], Р.С. Немов [21], Ж. Пиаже [28], Е.И. Рогов [32], Л.С. Выготский [4], С.А. Рубинштейн [28].
Дошкольное детство является важнейшим периодом в жизни каждого ребенка. Происходит становление личностной, эмоционально-нравственной сферы, закладываются основы самосознания, образуются основные предпочтения. Этот период сензитивен для развития когнитивной сферы, формируются основные психические процессы: мышление, восприятие, воображение, внимание, память, речь. Быстрым темпом идет накопление знаний и представлений, понятий, благодаря которым ребенок начинает использовать в своей мыслительной деятельности интеллектуальные операции, формируются основы логического мышления.
Совершенствуясь, мышление способствует развитию у ребенка таких личностных качеств как инициативность, изобретательность, предприимчивость, самостоятельность и быстрота в принятии решений. Развитие мышления младших дошкольников выступает не только
предпосылкой эффективного усвоения детьми новых представлений, но и являясь условием творческого преобразования имеющихся у детей навыков, способствует саморазвитию личности.
Целенаправленное воздействие на умственное развитие ребенка, по мнению З.И. Калмыковой, уже в младшем дошкольном возрасте позволяет создать основу для успешного обучения: формировать качества ума, влияющие на «выбор признаков, существенных для решения проблемы, уровень их обобщенности, широту применения новых знаний, быстроту, легкость их усвоения, темп продвижения в обучении» [15, с. 5].
Основным средством достижения поставленной задачи становится дидактическая игра, выступающая средством познания окружающего мира. Изучением и методикой проведения дидактических игр занимались такие педагоги, как В.Н. Аванесова [1], А.Н. Давидчук [7], Б.И. Хачапуридзе [36;37] и многие другие. В исследованиях А.Н. Давидчук [7], О.В. Дыбиной [10] утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определились структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. Ведущей деятельностью дошкольников определяется игра, по мнению следующих ученых: Л.С. Выготского [4], С.А. Рубинштейна [28].
Таким образом, специально организованная взрослым с целью обучения и предложенная ребенку в игровой форме, дидактическая игра стимулирует умственную активность детей. В качестве ведущей деятельности она позволяет выделять и отражать различные стороны жизни, в том числе взаимодействие между взрослыми и сверстниками, приобретение знаний об окружающей действительности и закономерностях ее существования. В дидактической игре происходит обогащение и усложнение практики, что способствует освоению средств и способов мыслительной деятельности, являющимися главным достижением младших дошкольников в познавательной сфере. Взаимосвязи между познавательными процессами начинают осознаваться ребенком и приобретают произвольный, управляемый характер. На их основе у дошкольников складываются обобщенные представления о различных явлениях действительности, формируется мировоззрение.
В числе приоритетных задач дошкольного образования стоит вопрос умственного развития детей, направленного на оптимизацию их мышления, как составной части всестороннего развития личности дошкольника.
Целенаправленное воздействие на умственное развитие ребенка уже в младшем дошкольном возрасте позволяет создать основу для успешного обучения. Влияние оказывается на становление личностной, когнитивной, эмоционально-нравственной сферы. Происходит образование основных предпочтений, закладываются основы самосознания. Совершенствуясь, мышление способствует развитию у ребенка личностных качеств, являясь условием творческого преобразования имеющихся у детей навыков, что благоприятствует саморазвитию личности.
Основным средством достижения поставленной задачи становится дидактическая игра, выступающая средством познания окружающего мира. В дидактической игре происходит обогащение и усложнение практики, что способствует освоению средств и способов мыслительной деятельности, являющимися главным достижением младших дошкольников в познавательной сфере.
Вопрос влияния дидактической игры на развитие мышления детей 3-4 лет, использование ее функционала педагогами в образовательном процессе недостаточно раскрыт в настоящее время.
Нами была поставлена цель, выделены задачи, объект, предмет и гипотеза исследования.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы было выявлено, что мышление - это познавательный психический процесс опосредованного и обобщённого отражения действительности в её существенных связях и отношениях. Мышление представлено мыслительными операциями: анализом, синтезом, классификацией, сравнением, обобщением, установлением причинно-следственных связей. Главными особенностями 58
мышления, по определению В.В. Давыдова, считаются: обобщенное и опосредованное отражение действительности, связь с практической деятельностью, неразрывная связь с речью, наличие проблемной ситуации и отсутствие готового ответа.
В дошкольном возрасте выделяют следующие виды мышления: в младшем дошкольном возрасте мышление детей развивается от восприятия к наглядно-действенному (3-4 года), затем к наглядно-образному (5-6 лет) и словесно-логическому мышлению (6-7 лет). Развитие мыслительных операций начинается на стадии наглядно-действенного мышления и происходит во всех видах деятельности ребенка. Способность использовать мыслительные операции является показателем развития мышления дошкольника. Все формы мышления взаимосвязаны, они не исключают использование ранее приобретенных.
У младших дошкольников отмечают особенности мышления, выделенные Ж. Пиаже. Эгоцентризм выражается в скрытой умственной позиции [28]. Согласно Л.Ф. Обуховой, феномен «трансдукция» означает качественное своеобразие детской логики и речи, определяемое как переход от частного к частному, минуя понятия общего характера [21;22].
Для всестороннего и психического развития детей современные педагоги выделяют дидактическую игру. По мнению О.С. Исаевой, дидактическая игра - это игра, специально создаваемая взрослым в целях воспитания и обучения детей [8]. Дидактическая игра стимулирует умственную активность детей. В основе умственного развития ребенка лежит процесс мышления.
Таким образом, дидактическая игра способствует развитию мышления. Развиваются все психические процессы, происходит развитие умственных операций, формируются основы логического мышления, появляется способность к рассуждениям, получают дальнейшее развитие все формы мышления. Согласно исследованиям В.Н. Аванесовой [1], происходит расширение практических ориентировок....
1. Аванесова В.Н. Дидактические игры / Под ред. Н.Н. Поддьякова, В.Н. Аванесовой. М. : Просвещение, 1981. 345 с.
2. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика: курс лекций. М-во образования и науки Российской Федерации, ФГБОУ ВПО "Магнитогорский гос. ун-т". Магнитогорск : Изд-во Магнитогорского гос. ун-та, 2011. 162 с.
3. Бакулина М. Дидактические игры, упражнения и загадки для детей
младшей группы. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskie-igry- uprazhnenija-i-zagadki-dlja-detei-mladshei-grupy.html (дата обращения:
10.08.2019).
4. Выготский Л. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. М.: АСТ : Астрель, 2010. 671 с.
5. Галяутдинова З.А. Психологические особенности творческого
мышления личности [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования ns.portal.ru URL: https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-
nauki/library/2012/07/12/psikhologicheskie-osobennosti-tvorcheskogo-myshleniya (дата обращения: 10.10.2019).
6. Голецыова О. Игры в детском саду. М.: Просвещение, 2017. 113с.
7. Давидчук А.Н. Дидактическая игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие. М.: Сфера, 2013. 58 с.
8. Дошкольная педагогика/ Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой: учебн. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Дошкол. педагогика и психология». М.: Просвещение, 1983. 546 с.
9. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 3-е изд. М.: СПб. : Техническая книга, 2007. 358 с.
10. Дыбина О.В. Ознакомление дошкольников с предметным миром. М.: Педагогическое общество России, 2008.118 с
11. Зайцева Е.В., Карпова Э.В. Нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста // Молодой ученый. 2019. № 9.1. С. 88-90.
12. Запорожец А.В., Луков Г.Д. О развитии рассуждения у ребенка младшего возраста // Культурно-историческая психология. 2007. Том 3. № 1. С. 101-108.
13. Зотова И.В., Колпакова А.Н. Особенности социальнокоммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет // Проблемы Науки. 2018. №6. С. 92-94.
14. Игра дошкольника. Л.А. Абрамян и др. / Под ред.
С.Л. Новоселовой. М. : Просвещение, 2009. 284 с.
15. Калмыкова 3.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: 2011. 345 с....42