ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
1.1 Сущность компетентности. Коммуникативная компетентность, её
структура 7
1.2 Особенности развития коммуникативной компетентности у младших
школьников 15
1.3. Возможности театрального кружка в развитии коммуникативной компетентности младших школьников 20
Выводы по I главе 25
2. ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Методическая организация исследования. Результаты констатирующего
эксперимента и их обсуждение 27
2.2. Программа развития коммуникативной компетентности младших школьников 36
Выводы по II главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ А 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Современный этап развития нашего общества характеризуется глубокими экономическими и социальными преобразованиями. Поэтому необходимость ориентировать процесс обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другими людьми на сегодняшний момент уже не вызывает сомнений. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, обладающих разносторонними знаниями, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует формированию коммуникативных умений школьников.
В учебных заведениях специально не учат общению, а жизнь показывает, что самостоятельно приобрести коммуникативную культуру удается далеко не каждому человеку. Именно из-за этого возникают проблемы, конфликты на межличностном, групповом и социальном уровнях. В результате образования у человека формируется целостное качество, позволяющее ему взаимодействовать с другими людьми. Это качество - коммуникативная культура человека, которая является одной из важных составляющих общей культуры человека. Формирование общей культуры, культуры общения, коммуникативной культуры продолжается непрерывно в течение всей жизни и деятельности человека.
Вопросам коммуникативной культуры в учебно-воспитательном процессе посвящены работы А.А. Бодалева, К.Я. Вазиной, В.В. Давыдова, В.А. Кан- Калика, И.С. Якиманского и др.
Проблема эффективной организации процесса формирования коммуникативных умений в ходе учебной деятельности нашла свое отражение в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Таковы работы Т.Н. Мальковской о коммуникативных аспектах руководства старшеклассников, А.В. Мудрика - о взаимодействии школьников и способах воспитательного влияния на них, В.В. Чечета - об особенностях общения родителей с детьми и др. В настоящее время важная роль в формировании коммуникативных умений отводится в психолого-педагогической литературе младшему школьному возрасту.
Успешность и интенсивность формирования коммуникативных умений зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе.
Отечественные ученые, определяя младший школьный возраст как важный этап социализации и развития коммуникативных умений, считают, что ключом к успешной деятельности, ресурсом эффективности и благополучия будущей жизни ребенка, является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетентность, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать.
Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика - актуальная задача образовательного процесса начальной школы. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативности индивида, в ФГОС ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию.
Сформировать коммуникативные умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.
Формирование данных умений видится нами как поэтапный процесс развития у младших школьников способности к речевому общению и умения слушать, на метапредметном уровне, включающем различные аспекты процесса речевого общения: чтение, слушание, письменная и устная речь, этика речевого общения.
В этом контексте общение и его значение для развития личности - важная проблема научных исследований.
Однако вопросы развития коммуникативной компетентности младших школьников в процессе игровой деятельности на наш взгляд изучены недостаточно. В связи с эти мы следующим образом сформулировали тему исследования: «Театральный кружок «Маска» как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников»
Цель исследования: разработка программы по развитию коммуникативной компетентности младших школьников.
Объект исследования: процесс развития коммуникативной компетентности у младших школьников.
Предмет исследования: театральный кружок «Маска» как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников.
Гипотеза: использование специально организованного театрального кружка с включением игр, упражнений, заданий, направленных на развитие навыков общения, умения вести диалог, строить позитивные взаимоотношения с окружающими, умения понимать других людей, их чувства и настроения, будет способствовать развитию коммуникативной компетентности младших школьников.
Цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить психолого-педагогическую, научную периодическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностический комплекс для выявления уровня развития коммуникативной компетентности у младших школьников.
3. Определить уровни и критерии развития коммуникативной компетентности у младших школьников.
4. Описать особенности актуального развития коммуникативной компетентности у младших школьников.
5. Составить программу развития коммуникативной компетентности у младших школьников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение.
3. Тестирование.
4. Эксперимент.
5. Качественный и количественный анализ.
Исследование проходило на базе МКОУ «Нахвальская средняя общеобразовательная школа» с. Нахвальское Сухобузимского района. В эксперименте принимали участие младшие школьники в возрасте 9-10 лет, всего 15 человек.
Проблема коммуникации является одной из самых важных и сложных. Коммуникация рассматривается как процесс, условие осуществления разных форм жизнедеятельности человека, как средство достижения разных целей и удовлетворения разных потребностей, как самостоятельная деятельность. Выделение различных аспектов общения зависит от исходных теоретических позиций авторов и конкретных исследовательских задач.
В данной работе был проведен теоретический анализ понятий компетентность, коммуникативная компетентность, выявлены основные компоненты коммуникативной компетентности, дана характеристика уровней развития коммуникативной компетентности, дана характеристика младшего школьного возраста и перечислены особенности коммуникации в младшем школьном возрасте, охарактеризована внеучебная деятельность и ее роль в формировании коммуникативной компетенции младших школьников.
В нашем исследовании стояла цель - выявить эффективность развития коммуникативной компетентности младших школьников в процессе театральной деятельности.
Для достижения этой цели нами была проанализирована научная психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, рассмотрены различные точки зрения на проблему общения как отечественных, так и зарубежных авторов, исследованы особенности коммуникации младших школьников.
Опираясь на полученные знания, нами были подобраны методы диагностики уровня сформированности коммуникативной компетенции младших школьников и проведено экспериментальное исследование. Полученные результаты определили, что коммуникативная компетентность младших школьников сформирована недостаточно. Для развития коммуникативной компетенции мы предлагаем программу, где методом развития является театральный кружок.
1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект пресс, 2008. - с.137-303.
2. Андриенко Е.В. Развитие коммуникативной компетентности учащихся в профильном обучении.// Педагогическая наука и образование. - 2010. - №11.- С.30-35.
3. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. - М.: «Первое сентября», 2000.
4. Булыгина Л.Н. О формировании коммуникативной компетенции школьников/ Л.Н. Булыгина/ Вопросы психологии. - 2010. - № 2. - С.149.
5. Вебер Н.П. Набор умений для формирования коммуникативной компетенции обучающихся.// Справочник заместитель директор. - 2011. - №4. - С.11-12.
6. Волков Б. С, Волкова Н. В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педагогическое общество России, 2003. - 240 с.
7. Выготский Л.С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В.Давыдова.- М.: Педагогика-Пресс, 2002.- С. 263-269.
8. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. — М.: Педагогическое общество России, 2003. - 512 с.
9. Ганелин Е.Р. Программа обучения детей основам сценического искусства «Школьный театр».http://www.teatrbaby.ru/metod_metodika.htm
10. Гейхман Л.К. Коммуникативная компетентность
профессионала.//Профессиональное образование, 2006 г.
11. Генералова И. А. Театр в школе: история вопроса и современная ситуация.// Начальная школа: плюс-минус. - 2008. - № 5. - С. 84.
12. Генералова И.А. Театр. Учебное пособие для дополнительного образования. 3-й класс. - М.: Баласс, 2012. - 48 с., ил.
13. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.
Методические рекомендации для учителя 2-4 классы. - М.: Баласс, 2010. - 160с.
14. Г енералова И.А. Программа курса «Театр» для начальной школы Образовательная система «Школа 2100» Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа (Под научной редакцией Д.И. Фельдштейна). М.: Баласс, 2008.
15. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения).
16. Далингер Н.В. Рабочая программа «Маленький театр» по внеурочной деятельности. 2015. - 16 с.
17. Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. Москва, 2005 г, с.124-135.
18. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе: Театральное обучение школьников I-XI классов. М., 1990.
19. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности.// Начальная школа плюс До и После. - 2011. - №4. - С.78-83.
20. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия/. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. - 2004.
21. Иванов Д.А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании/ Д.И. Иванов. - М.: Чистые пруды, 2007
22. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. Учебно-методическое пособие. - М.: АПКиПРО, 2006.
23. Иванова И. Ю. Формирование коммуникативных навыков у первоклассников во внеурочной деятельности.// Начальная школа. - 2013. - №2. - С.57 - 59.
24. Кабдолова К.Л. Формирование компетенций как необходимое условие повышения качества образования.//Открытая школа, 2004, с.45-47.
25. Калдыбаев С.К., Омурзакова Ч.Ш. Уровни социально-коммуникативной компетентности учащихся // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 5-1. - С. 20-23.
26. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности школьника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп. и перераб.- СПб.: Издательство "Речь", 2002. - 160 с.
27. Карелин А.А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо, 2007. - 416 с.
28. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2015. - 448 с.
29. Козлова А.В. Исследование особенностей развития
коммуникативной компетентности в младшем школьном возрасте // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2016. - № 2. - С. 148-152.
30. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. «Театрализованные игры в школе»/ «Воспитание школьников» библиотека журнала. Выпуск 14 - М.: Школьная пресса, 2000.
31. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи: учебное пособие. - 2015. - 224 с.
32. Максимова А.А. Развитие коммуникативных умений младших школьников в сюжетно-ролевых играх А.А. Максимова Начальная школа. - 2005.- №1.- С.30-34
33. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 320 с.
34. Мухина В.С. Возрастная психология /В.С. Мухина. - М.:
Просвещение, 1998.- С.228.
35. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 9-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.
36. Пассов Е.И. Портрет коммуникативности. // Коммуникативная методика, 2002. - № 1. - С. 50-51.
37. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. «Театрализованные игры в детском саду»/ дошкольное воспитание и обучение, приложение к журналу «Воспитание школьников». Выпуск 12 - Москва, «Школьная пресса», 2000.
38. Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии / П.И. Пидкасистый, Ж.С. Хайдаров. - М.: РПА, 1996.- С.80.
39. Похмельных А.А. Образовательная программа «Основы театрального искусства». youthnet.karelia.ru/dyts/programs/2009/o_tea.doc
40. Психология человека от рождения до смерти. Полный курс психологии развития. Под редакцией члена-корреспондента РАО А.А. Реана - СПб.: «прайм - ЕВРОЗНАК», 2005. - 416 с. - (Серия «Психологическая энциклопедия»).
41. Сальникова С.А. Ключевые компетенции в современном образовании/ С.А.Сальникова //Начальная школа плюс до и после, №12. -М.: Красная звезда, 2011. - С.37-41.
42. Скурат Г.Г Детский психологический театр развивающая работа с детьми и подростками. - СПб: Речь, 2007. - 144с.
43. "Театральное воспитание младших школьников в
общеобразовательной школе". Методическое пособие для учителей. - Тула, МОУДОВ РМК, 2001.- 56 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.
45. Хузеева Г. Диагностика и развитие коммуникативной
компетентности детей младшего школьного возраста: психолого-педагогическая служба сопровождения ребенка. - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2014. - 80 с.
46. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные
стандарты.// Интернет-журнал "Эйдос". - 2002. - 23 апреля.
http://eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
47. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельно
сти дошкольников и младших школьников.: Программа и репертуар. -
М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2003. - 160 с.
48. Шкуричева Н. Я хочу учиться вместе. Совместная деятельность младших школьников как средство развития их коммуникативной компетентности.// Начальная школа. Приложение к г. «Первое сентября». - 2011. - №13. - С.37-41.