Театральным кружок «Маска» как средство развития коммуникативном компетентности младших школьников
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
1.1 Сущность компетентности. Коммуникативная компетентность, её
структура 7
1.2 Особенности развития коммуникативной компетентности у младших
школьников 15
1.3. Возможности театрального кружка в развитии коммуникативной компетентности младших школьников 20
Выводы по I главе 25
2. ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Методическая организация исследования. Результаты констатирующего
эксперимента и их обсуждение 27
2.2. Программа развития коммуникативной компетентности младших школьников 36
Выводы по II главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ А 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
1. ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
1.1 Сущность компетентности. Коммуникативная компетентность, её
структура 7
1.2 Особенности развития коммуникативной компетентности у младших
школьников 15
1.3. Возможности театрального кружка в развитии коммуникативной компетентности младших школьников 20
Выводы по I главе 25
2. ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Методическая организация исследования. Результаты констатирующего
эксперимента и их обсуждение 27
2.2. Программа развития коммуникативной компетентности младших школьников 36
Выводы по II главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ А 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Современный этап развития нашего общества характеризуется глубокими экономическими и социальными преобразованиями. Поэтому необходимость ориентировать процесс обучения на формирование готовности личности к постоянно меняющимся запросам социума, к сотрудничеству с другими людьми на сегодняшний момент уже не вызывает сомнений. Однако, несмотря на постоянно растущую в обществе потребность в людях коммуникабельных, обладающих разносторонними знаниями, современная школа с существующим в ней набором форм и методов обучения не в должной степени способствует формированию коммуникативных умений школьников.
В учебных заведениях специально не учат общению, а жизнь показывает, что самостоятельно приобрести коммуникативную культуру удается далеко не каждому человеку. Именно из-за этого возникают проблемы, конфликты на межличностном, групповом и социальном уровнях. В результате образования у человека формируется целостное качество, позволяющее ему взаимодействовать с другими людьми. Это качество - коммуникативная культура человека, которая является одной из важных составляющих общей культуры человека. Формирование общей культуры, культуры общения, коммуникативной культуры продолжается непрерывно в течение всей жизни и деятельности человека.
Вопросам коммуникативной культуры в учебно-воспитательном процессе посвящены работы А.А. Бодалева, К.Я. Вазиной, В.В. Давыдова, В.А. Кан- Калика, И.С. Якиманского и др.
Проблема эффективной организации процесса формирования коммуникативных умений в ходе учебной деятельности нашла свое отражение в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Таковы работы Т.Н. Мальковской о коммуникативных аспектах руководства старшеклассников, А.В. Мудрика - о взаимодействии школьников и способах воспитательного влияния на них, В.В. Чечета - об особенностях общения родителей с детьми и др. В настоящее время важная роль в формировании коммуникативных умений отводится в психолого-педагогической литературе младшему школьному возрасту.
Успешность и интенсивность формирования коммуникативных умений зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе.
Отечественные ученые, определяя младший школьный возраст как важный этап социализации и развития коммуникативных умений, считают, что ключом к успешной деятельности, ресурсом эффективности и благополучия будущей жизни ребенка, является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетентность, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать.
Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика - актуальная задача образовательного процесса начальной школы. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативности индивида, в ФГОС ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию.
Сформировать коммуникативные умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.
Формирование данных умений видится нами как поэтапный процесс развития у младших школьников способности к речевому общению и умения слушать, на метапредметном уровне, включающем различные аспекты процесса речевого общения: чтение, слушание, письменная и устная речь, этика речевого общения.
В этом контексте общение и его значение для развития личности - важная проблема научных исследований.
Однако вопросы развития коммуникативной компетентности младших школьников в процессе игровой деятельности на наш взгляд изучены недостаточно. В связи с эти мы следующим образом сформулировали тему исследования: «Театральный кружок «Маска» как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников»
Цель исследования: разработка программы по развитию коммуникативной компетентности младших школьников.
Объект исследования: процесс развития коммуникативной компетентности у младших школьников.
Предмет исследования: театральный кружок «Маска» как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников.
Гипотеза: использование специально организованного театрального кружка с включением игр, упражнений, заданий, направленных на развитие навыков общения, умения вести диалог, строить позитивные взаимоотношения с окружающими, умения понимать других людей, их чувства и настроения, будет способствовать развитию коммуникативной компетентности младших школьников.
Цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить психолого-педагогическую, научную периодическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностический комплекс для выявления уровня развития коммуникативной компетентности у младших школьников.
3. Определить уровни и критерии развития коммуникативной компетентности у младших школьников.
4. Описать особенности актуального развития коммуникативной компетентности у младших школьников.
5. Составить программу развития коммуникативной компетентности у младших школьников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение.
3. Тестирование.
4. Эксперимент.
5. Качественный и количественный анализ.
Исследование проходило на базе МКОУ «Нахвальская средняя общеобразовательная школа» с. Нахвальское Сухобузимского района. В эксперименте принимали участие младшие школьники в возрасте 9-10 лет, всего 15 человек.
В учебных заведениях специально не учат общению, а жизнь показывает, что самостоятельно приобрести коммуникативную культуру удается далеко не каждому человеку. Именно из-за этого возникают проблемы, конфликты на межличностном, групповом и социальном уровнях. В результате образования у человека формируется целостное качество, позволяющее ему взаимодействовать с другими людьми. Это качество - коммуникативная культура человека, которая является одной из важных составляющих общей культуры человека. Формирование общей культуры, культуры общения, коммуникативной культуры продолжается непрерывно в течение всей жизни и деятельности человека.
Вопросам коммуникативной культуры в учебно-воспитательном процессе посвящены работы А.А. Бодалева, К.Я. Вазиной, В.В. Давыдова, В.А. Кан- Калика, И.С. Якиманского и др.
Проблема эффективной организации процесса формирования коммуникативных умений в ходе учебной деятельности нашла свое отражение в исследованиях отечественных и зарубежных ученых. Таковы работы Т.Н. Мальковской о коммуникативных аспектах руководства старшеклассников, А.В. Мудрика - о взаимодействии школьников и способах воспитательного влияния на них, В.В. Чечета - об особенностях общения родителей с детьми и др. В настоящее время важная роль в формировании коммуникативных умений отводится в психолого-педагогической литературе младшему школьному возрасту.
Успешность и интенсивность формирования коммуникативных умений зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе.
Отечественные ученые, определяя младший школьный возраст как важный этап социализации и развития коммуникативных умений, считают, что ключом к успешной деятельности, ресурсом эффективности и благополучия будущей жизни ребенка, является коммуникативная компетенция. Коммуникативная компетентность, как одна из важнейших характеристик личности, проявляется в способности личности к речевому общению и умении слушать.
Именно младший школьный возраст чрезвычайно благоприятен для овладения коммуникативными навыками в силу особой чуткости к языковым явлениям, интереса к осмыслению речевого опыта, общению. Следовательно, развитие коммуникативной компетенции ученика - актуальная задача образовательного процесса начальной школы. В качестве обязательных умений, обеспечивающих коммуникативности индивида, в ФГОС ставятся задачи формирования у выпускника начальной школы умения слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию.
Сформировать коммуникативные умения, значит, научить школьника задавать вопросы и четко формулировать на них ответы, внимательно слушать и активно обсуждать рассматриваемые проблемы, комментировать высказывания собеседников и давать им критическую оценку, аргументировать свое мнение в группе, а также способность выражать собеседнику эмпатию, адаптировать свои высказывания к возможностям восприятия других участников коммуникативного общения.
Формирование данных умений видится нами как поэтапный процесс развития у младших школьников способности к речевому общению и умения слушать, на метапредметном уровне, включающем различные аспекты процесса речевого общения: чтение, слушание, письменная и устная речь, этика речевого общения.
В этом контексте общение и его значение для развития личности - важная проблема научных исследований.
Однако вопросы развития коммуникативной компетентности младших школьников в процессе игровой деятельности на наш взгляд изучены недостаточно. В связи с эти мы следующим образом сформулировали тему исследования: «Театральный кружок «Маска» как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников»
Цель исследования: разработка программы по развитию коммуникативной компетентности младших школьников.
Объект исследования: процесс развития коммуникативной компетентности у младших школьников.
Предмет исследования: театральный кружок «Маска» как средство развития коммуникативной компетентности младших школьников.
Гипотеза: использование специально организованного театрального кружка с включением игр, упражнений, заданий, направленных на развитие навыков общения, умения вести диалог, строить позитивные взаимоотношения с окружающими, умения понимать других людей, их чувства и настроения, будет способствовать развитию коммуникативной компетентности младших школьников.
Цель предполагает решение следующих задач:
1. Изучить психолого-педагогическую, научную периодическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать диагностический комплекс для выявления уровня развития коммуникативной компетентности у младших школьников.
3. Определить уровни и критерии развития коммуникативной компетентности у младших школьников.
4. Описать особенности актуального развития коммуникативной компетентности у младших школьников.
5. Составить программу развития коммуникативной компетентности у младших школьников.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Наблюдение.
3. Тестирование.
4. Эксперимент.
5. Качественный и количественный анализ.
Исследование проходило на базе МКОУ «Нахвальская средняя общеобразовательная школа» с. Нахвальское Сухобузимского района. В эксперименте принимали участие младшие школьники в возрасте 9-10 лет, всего 15 человек.
Проблема коммуникации является одной из самых важных и сложных. Коммуникация рассматривается как процесс, условие осуществления разных форм жизнедеятельности человека, как средство достижения разных целей и удовлетворения разных потребностей, как самостоятельная деятельность. Выделение различных аспектов общения зависит от исходных теоретических позиций авторов и конкретных исследовательских задач.
В данной работе был проведен теоретический анализ понятий компетентность, коммуникативная компетентность, выявлены основные компоненты коммуникативной компетентности, дана характеристика уровней развития коммуникативной компетентности, дана характеристика младшего школьного возраста и перечислены особенности коммуникации в младшем школьном возрасте, охарактеризована внеучебная деятельность и ее роль в формировании коммуникативной компетенции младших школьников.
В нашем исследовании стояла цель - выявить эффективность развития коммуникативной компетентности младших школьников в процессе театральной деятельности.
Для достижения этой цели нами была проанализирована научная психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, рассмотрены различные точки зрения на проблему общения как отечественных, так и зарубежных авторов, исследованы особенности коммуникации младших школьников.
Опираясь на полученные знания, нами были подобраны методы диагностики уровня сформированности коммуникативной компетенции младших школьников и проведено экспериментальное исследование. Полученные результаты определили, что коммуникативная компетентность младших школьников сформирована недостаточно. Для развития коммуникативной компетенции мы предлагаем программу, где методом развития является театральный кружок.
В данной работе был проведен теоретический анализ понятий компетентность, коммуникативная компетентность, выявлены основные компоненты коммуникативной компетентности, дана характеристика уровней развития коммуникативной компетентности, дана характеристика младшего школьного возраста и перечислены особенности коммуникации в младшем школьном возрасте, охарактеризована внеучебная деятельность и ее роль в формировании коммуникативной компетенции младших школьников.
В нашем исследовании стояла цель - выявить эффективность развития коммуникативной компетентности младших школьников в процессе театральной деятельности.
Для достижения этой цели нами была проанализирована научная психолого-педагогическая литература по проблеме исследования, рассмотрены различные точки зрения на проблему общения как отечественных, так и зарубежных авторов, исследованы особенности коммуникации младших школьников.
Опираясь на полученные знания, нами были подобраны методы диагностики уровня сформированности коммуникативной компетенции младших школьников и проведено экспериментальное исследование. Полученные результаты определили, что коммуникативная компетентность младших школьников сформирована недостаточно. Для развития коммуникативной компетенции мы предлагаем программу, где методом развития является театральный кружок.



