Введение 3
1 Особенности развития выносливости в процессе физического
воспитания школьников 6
1.1 Физическое воспитание детей среднего школьного возраста 6
1.2 Общая характеристика выносливости 9
1.3 Особенности развития выносливости у обучающихся среднего
школьного возраста 14
1.4 Развитие общей выносливости у обучающихся среднего школьного
возраста средствами лыжной подготовки 20
Вывод по 1 главе 28
2 Организация и методы исследования 29
2.1 Организация исследования 29
2.2. Методы исследования 30
2.3 Методика развития общей выносливости обучающихся обучающихся
среднего школьного возраста средствами лыжной подготовки 32
3 Результаты исследования 37
3.1 Уровень развития общей выносливости обучающихся среднего
школьного возраста 37
3.3 Экспериментальное обоснование методики развития общей
выносливости обучающихся среднего школьного возраста средствами лыжной подготовки 45
Выводы 51
Практические рекомендации 53
Список использованной литературы 54
Приложения 61
Актуальность исследования. Школьные годы - период стремительного развития всех физиологических систем растущего организма человека . В связи с этим, в период обучения в школе особое внимание уделяется процессу физического воспитания подрастающего поколения. В рамках уроков физической культуры в школе перед учителями стоит ряд задач, к которым относится в первую очередь процесс гармоничного физического развития и формирование устойчивого интереса школьников к занятиям физической культурой и спортом .
Процесс физического воспитания школьников это развитие у обучающихся всех физических качеств, к которым относится выносливость. Высокий уровень развития выносливости у школьников свидетельствует о хорошем уровне состояния сердечно-сосудистой и дыхательных систем .
Развитие выносливости важно при жизнедеятельности растущего организма, поскольку взаимосвязано с выполнением любых физических упражнений и действий. Основной задачей при развитии выносливости у детей среднего школьного возраста является, создание условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания школьников .
В школьной программе, на сегодняшний день, отведен большой блок физических упражнений направленных именно на развитие выносливости у школьников. К таким упражнениям относятся кроссовая подготовка, ходьба, беговые упражнения, в некоторых случаях плавание, особое место отведено лыжному спорту, в связи с климатическими особенностями проживания.
Лыжная подготовка относятся к видам физической активности, результат которой напрямую зависит от уровня развития непосредственно выносливости. Соответственно развитие этого физического качества является главной задачей в физическом воспитании школьников средствами лыжного спорта .
Актуальность заключается в недостаточной изученности аспектов развития выносливости у детей среднего школьного возраста средствами лыжного спорта.
Объект исследования - процесс физического воспитания детей среднего школьного возраста.
Предмет исследования - предполагается что, развитие общей выносливости детей среднего школьного возраста на уроках физической культуры средствами лыжного спорта.
Гипотеза исследования - развитие общей выносливости обучающихся среднего школьного возраста на уроках физической культуры по лыжной подготовке будет эффективным, если: рассмотреть анатомо-физиологические особенности развития и подобрать оптимальные средства и методы развития общей выносливости у обучающихся среднего школьного возраста.
Цель исследования - разработка и экспериментальная проверка поурочного планирования развития общей выносливости детей среднего школьного возраста средствами лыжной подготовки.
Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
1. Рассмотреть анатомо-физиологические особенности развития детей среднего школьного возраста, выявить особенности физического воспитания, раскрыть средства физического воспитания детей среднего школьного возраста.
2. На основании результатов тестирования подобрать оптимальный комплекс средств и методов развития общей выносливости детей среднего школьного возраста.
3. Опытно-экспериментальным путем выявить эффективность поурочного планирования развития общей выносливости детей среднего школьного возраста средствами лыжного спорта.
В работе использованы следующие методы исследования:
1. Теоретический анализ научно-методической и специальной литературы.
2. Контрольные испытания.
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения разработанного поурочного плана учителями физической культуры для повышения уровня общей выносливости детей среднего школьного возраста.
1. Анализ научно-методической литературы по физическому воспитанию школьников позволяет сделать вывод, что развитие выносливости имеет важные образовательные, оздоровительные и воспитательные функции, содействует совершенствованию двигательной деятельности, улучшает физическую подготовленность, повышает функциональные показатели, формирует морально-волевые качества учащихся. Развитие выносливости у обучающихся среднего школьного возраста, объясняется большой двигательной активностью, началом интенсивного полового созревания и связанного с ним быстрого прироста показателей физического развития.
Для развития общей выносливости чаще используют равномерный метод, но т.к. непрерывная, монотонная работа требует много времени и сопряжена с определёнными трудностями психологического и физического характера, для развития общей выносливости можно использовать методы: повторный, переменный, интервальный и игровой методы, не снижая эффективность развития выносливости на уроках физического воспитания в школе.
2. Разработанный поурочный план развития выносливости средствами лыжной подготовки, в соответствии с которым проводились занятия в экспериментальной группе, имеет ряд преимуществ, поскольку предложенные методы при проведении уроков просты в исполнении, а также являются эффективными при развитии общей выносливости. Мы постарались максимально разнообразить учебный процесс школьников, что привело к увеличению интереса к занятиям физической культурой.
Поурочное планирование является очень удобным описанием средств и методов развития выносливости поскольку дает четкое представление как обучающемуся, так и учителю физической культуры о планировании учебного процесса.
3. Анализ результатов эксперимента показал, что за время педагогического эксперимента в уровне развития выносливости произошли положительные сдвиги, как в контрольной группе, так и в экспериментальной группе. Однако, прирост показателей в экспериментальной группе выше, чем в контрольной группе. Прирост результатов экспериментальной группы носит более выраженный характер. В тесте «6-тиминутный бег» показатели к окончанию эксперимента улучшились, у мальчиков в контрольной группе на
19,1 м, в экспериментальной группе на 261,4 м, В тесте «6-тиминутный бег» показатели к окончанию эксперимента улучшились у девочек в контрольной группе на 12,7 м, в экспериментальной группе на 148 м,.
В тесте «12-тиминутный бег» показатели к окончанию эксперимента также улучшились, у мальчиков в контрольной группе на 29,6 м, в экспериментальной группе на 184,1 м, у девочек в контрольной группе на 25,8 м, в экспериментальной группе на 113,7 м..
В тесте «Бег на лыжах на 3км (мин.)» показатели к окончанию эксперимента улучшились, у мальчиков в контрольной группе на 0,89 мин, в экспериментальной группе на 1,77 мин, у девочек в контрольной группе на 1,08 мин, в экспериментальной группе на 1,66 мин.
Таким образом, разработанный поурочный план развития общей выносливости обучающихся среднего школьного возраста средствами лыжной подготовки, эффективней применяемой в контрольной группе программы, основанной на применении только равномерного метода развития выносливости. Следовательно, учителя физической культуры могут применять равномерный, повторный, переменный и игровой методы развития общей выносливости на уроках лыжной подготовки не снижая эффективности процесса развития общей выносливости у школьников.
1. Анаркулов, Х. Учет анатомо-физиологических и гендерных особенностей школьников 11- 12 лет при занятиях физической культурой / Х. Анаркулов, Аскапов П. // Alatoo academic studies. 2017. № 1. - С. 317 - 325.
2. Аникина, Т.А. Физиологические основы высшей нервной деятельности детей и подростков / Т.А. Аникина, А.В. Крылова. Казань, 2014. - 69 с.
3. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: учеб. для студентов фак. физ. Культуры / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов. - М.: Просвещение, 2010. - 287 с.
4. Баёва, Н. А. Анатомия и физиология детей школьного возраста: Учебное пособие / Н.А. Баёва, О.В. Погадаева. - Омск: СибГУФК, 2013. - 56 с.
5. Бархаев Б. П. Педагогическая психология: учеб. пособие / Б. П. Бархаев. - СПб.: Питер, 2007.- 448 с.
6. Безруких, М.М. Возрастная физиология. Физиология развития ребенка: учеб. пособие / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер.- М.: Академия, 2002.- 416 с.
7. Богачев, А.Н. Возрастная динамика состояния функциональных резервов школьников с различным уровнем здоровья и двигательной активности / А.Н. Богачев, Л.Б. Осадшая, И.Б. Грецкая // // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - С. 115 - 119.
8. Вайцеховский, С.М. Книга тренера / С.М. Вайцеховский. - М.: Физкультура и спорт, 2011.- 488 с.
9. Валеология, физвоспитание, спорт. Физическое воспитание учащихся 5-7- х классов. - М.: Физкультура в школе, 2003. - № 4. - С. 49-56.
10. Васильева, В.С. Последовательность обучения способам передвижения на лыжах / В.С. Васильева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2017. № 1 (46). С. 19-23.
11. Велькин, В.Б. Развитие выносливости у учащихся старшего школьного возраста на основе комплексного использования организационных форм физического воспитания в школе / В.Б. Велькин // В сборнике: Инновационные тенденции развития системы образования Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 214-217.
12. Видякин, М.В. Система лыжной подготовки детей и подростков: конспекты занятий / М.В. Видякин. - Волгоград: Учитель, 2008.- 172 с.
13. Германов, Г.Н. Классификационный подход и теоретические представления специального и общего в проявлениях выносливости / Г.Н. Германов, И.А. Сабирова, Е.Г. Цуканова: Ученые записки, 2014.- 250 с.
14. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учеб. пособ. / Е.Н. Гогунов.- М.: Академия, 2011.- 224 с.
15. Дробинская, А. О. Анатомия и возрастная физиология : учебник для бакалавров / А. О. Дробинская. — Москва : Издательство Юрайт, 2014. — 527 с
... всего 62 источника