Диагностика познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 - 6 классов на уроках математики
|
Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основания диагностики познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов 6
1.1. Педагогическая диагностика: основные понятия 6
1.2. Структура познавательных универсальных учебных действий
обучающихся 5 - 6 классов 11
Глава 2. Реализация диагностики познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 - 6 классов на уроках математики 16
2.1. Педагогические условия диагностики познавательных
универсальных учебных действий обучающихся 5 - 6 классов на уроках математики 16
2.2. Основные способы и приемы диагностики познавательных
универсальных учебных действий обучающихся 5 - 6 классов на уроках математики 28
Заключение 40
Библиографический список 42
Глава 1. Психолого-педагогические основания диагностики познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов 6
1.1. Педагогическая диагностика: основные понятия 6
1.2. Структура познавательных универсальных учебных действий
обучающихся 5 - 6 классов 11
Глава 2. Реализация диагностики познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 - 6 классов на уроках математики 16
2.1. Педагогические условия диагностики познавательных
универсальных учебных действий обучающихся 5 - 6 классов на уроках математики 16
2.2. Основные способы и приемы диагностики познавательных
универсальных учебных действий обучающихся 5 - 6 классов на уроках математики 28
Заключение 40
Библиографический список 42
В настоящее время в обществе происходит переход к новому пониманию функции образовательного учреждения. Во главу угла образовательной деятельности ставится развитие способности обучающихся самостоятельно ставить образовательные цели, проектировать способы их реализации, контролировать и оценивать результаты в соответствии требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО). Образовательный процесс должен быть направлен на развитие способности к обучению. Ученик должен стать "архитектором и строителем" учебного процесса.
Достижение этой цели становится возможным через формирование и диагностику универсальных учебных действий, в частности познавательных. ФГОС ООО устанавливает требования к метапредметным результатам освоения учащимися основной образовательной программы, в том числе: межпредметным понятиям и универсальным образовательным действиям (регулятивным, познавательным, коммуникативным), умению использовать их в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности в планировании и осуществлении образовательной деятельности, организации образовательного взаимодействия с учителями и сверстниками, построении индивидуальной образовательной траектории.
Формирование этих результатов должно происходить в процессе изучения всех школьных предметов, в частности, математики, которая занимает особое место в школьном образовании. К настоящему времени существует достаточный опыт диагностики предметных результатов обучения, в том числе и математических.
Однако еще не достаточно изучены и разработаны методики диагностики метапредметных результатов обучения математике, к которым относятся и универсальные учебные действия.
Известно, что при обучении математике используются различные дидактические единицы. Среди этих дидактических единиц многие авторы
(Н.Я. Виленкин, Ю.М. Колягин, В.И. Крупич и др.) выделяют задания, в том числе сюжетные. Их исследование показывает роль этих задач в достижении различных образовательных целей (практико-ориентированных, связанных с жизнью и др.). Актуальность этих задач в настоящее время приобретает и другие аспекты, изучается возможность их использования для
формирования и диагностики познавательных универсальных учебных действий.
Объект исследования: процесс обучения математике в 5 - 6 классах.
Предмет исследования: диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся в процессе обучения математике в 5 - 6 классах.
Цель: разработать методику диагностики познавательных
универсальных учебных действий обучающихся 5 - 6 классов на уроках математики.
Гипотеза исследования: если в проверочные и контрольные работы на уроках математики включать специальные задания, ориентированные на использование обучающимися познавательных универсальных учебных действий, то это позволит реализовать диагностику уровня их сформированности.
Достижение этой цели становится возможным через формирование и диагностику универсальных учебных действий, в частности познавательных. ФГОС ООО устанавливает требования к метапредметным результатам освоения учащимися основной образовательной программы, в том числе: межпредметным понятиям и универсальным образовательным действиям (регулятивным, познавательным, коммуникативным), умению использовать их в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности в планировании и осуществлении образовательной деятельности, организации образовательного взаимодействия с учителями и сверстниками, построении индивидуальной образовательной траектории.
Формирование этих результатов должно происходить в процессе изучения всех школьных предметов, в частности, математики, которая занимает особое место в школьном образовании. К настоящему времени существует достаточный опыт диагностики предметных результатов обучения, в том числе и математических.
Однако еще не достаточно изучены и разработаны методики диагностики метапредметных результатов обучения математике, к которым относятся и универсальные учебные действия.
Известно, что при обучении математике используются различные дидактические единицы. Среди этих дидактических единиц многие авторы
(Н.Я. Виленкин, Ю.М. Колягин, В.И. Крупич и др.) выделяют задания, в том числе сюжетные. Их исследование показывает роль этих задач в достижении различных образовательных целей (практико-ориентированных, связанных с жизнью и др.). Актуальность этих задач в настоящее время приобретает и другие аспекты, изучается возможность их использования для
формирования и диагностики познавательных универсальных учебных действий.
Объект исследования: процесс обучения математике в 5 - 6 классах.
Предмет исследования: диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся в процессе обучения математике в 5 - 6 классах.
Цель: разработать методику диагностики познавательных
универсальных учебных действий обучающихся 5 - 6 классов на уроках математики.
Гипотеза исследования: если в проверочные и контрольные работы на уроках математики включать специальные задания, ориентированные на использование обучающимися познавательных универсальных учебных действий, то это позволит реализовать диагностику уровня их сформированности.
В основе разработанного подхода к диагностике уровня формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся лежит концептуальная модель. Определены основные структурно-функциональные компоненты и сформулированы концептуальные основы разработки диагностического инструментария универсального педагогического поведения учащихся.
В работе представлен метод разработки надежной и эффективной системы заданий-тестов для диагностики уровня формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике. Полученные результаты могут быть распространены на другие дисциплины и другие предметные области, но требуют соответствующих корректировок.
В выпускной квалификационной работе подробно рассмотрены основные методы и методики диагностики и разработаны диагностические задачи. При изучении данной темы учитель может использовать разработанные задания на уроках математики. Отметим, что задачи разработки полностью соответствуют ФГОС нового поколения. В дальнейшем рекомендуется продолжить изучение данной темы и разработать диагностические задания по другим темам школьной программы. Разработка полного учебного плана позволит преподавателю дисциплины не только подготовить учеников к занятиям, но и обеспечить высокую степень усвоения изучаемого материала.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были решены все поставленные задачи:
• уточнен состав познавательных универсальных учебных действий обучающихся, которые целесообразно диагностировать на уроках математики в 5 - 6 классах;
• определены критерии и уровни сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 - 6 классов;
• разработана совокупность специальных заданий, которые можно использовать для диагностики уровни сформированное™ познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов на уроках математики;
• разработан инструментарий определения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов по результатам выполнения специальных заданий проверочных и контрольных работ по математике.
Тем самым была подтверждена принятая гипотеза исследования и достигнута его цель.
В работе представлен метод разработки надежной и эффективной системы заданий-тестов для диагностики уровня формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике. Полученные результаты могут быть распространены на другие дисциплины и другие предметные области, но требуют соответствующих корректировок.
В выпускной квалификационной работе подробно рассмотрены основные методы и методики диагностики и разработаны диагностические задачи. При изучении данной темы учитель может использовать разработанные задания на уроках математики. Отметим, что задачи разработки полностью соответствуют ФГОС нового поколения. В дальнейшем рекомендуется продолжить изучение данной темы и разработать диагностические задания по другим темам школьной программы. Разработка полного учебного плана позволит преподавателю дисциплины не только подготовить учеников к занятиям, но и обеспечить высокую степень усвоения изучаемого материала.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были решены все поставленные задачи:
• уточнен состав познавательных универсальных учебных действий обучающихся, которые целесообразно диагностировать на уроках математики в 5 - 6 классах;
• определены критерии и уровни сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 - 6 классов;
• разработана совокупность специальных заданий, которые можно использовать для диагностики уровни сформированное™ познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов на уроках математики;
• разработан инструментарий определения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов по результатам выполнения специальных заданий проверочных и контрольных работ по математике.
Тем самым была подтверждена принятая гипотеза исследования и достигнута его цель.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-Х КЛАССОВ ПО БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Развитие познавательных универсальных учебных действий обучающихся с использованием учебных заданий в процессе обучения математике
Магистерская диссертация, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДОКАЗАТЕЛЬСТВУ ТЕОРЕМ
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7-9 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «КОМБИНАТОРИКА»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ НА ПОСТРОЕНИЕ В 7-9 КЛАССАХ
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - Оценочная деятельность обучающихся как фактор формирования универсальных учебных действий на уроках технологии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2018 - Задачи на доказательство по алгебре и началам математического анализа как средство формирования познавательных универсальных учебных действий старшеклассников
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РЕШЕНИЮ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2022





