Введение 3
Глава 1. Психолого-педагогические основания диагностики познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов 6
1.1. Педагогическая диагностика: основные понятия 6
1.2. Структура познавательных универсальных учебных действий
обучающихся 5 - 6 классов 11
Глава 2. Реализация диагностики познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 - 6 классов на уроках математики 16
2.1. Педагогические условия диагностики познавательных
универсальных учебных действий обучающихся 5 - 6 классов на уроках математики 16
2.2. Основные способы и приемы диагностики познавательных
универсальных учебных действий обучающихся 5 - 6 классов на уроках математики 28
Заключение 40
Библиографический список 42
В настоящее время в обществе происходит переход к новому пониманию функции образовательного учреждения. Во главу угла образовательной деятельности ставится развитие способности обучающихся самостоятельно ставить образовательные цели, проектировать способы их реализации, контролировать и оценивать результаты в соответствии требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО). Образовательный процесс должен быть направлен на развитие способности к обучению. Ученик должен стать "архитектором и строителем" учебного процесса.
Достижение этой цели становится возможным через формирование и диагностику универсальных учебных действий, в частности познавательных. ФГОС ООО устанавливает требования к метапредметным результатам освоения учащимися основной образовательной программы, в том числе: межпредметным понятиям и универсальным образовательным действиям (регулятивным, познавательным, коммуникативным), умению использовать их в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности в планировании и осуществлении образовательной деятельности, организации образовательного взаимодействия с учителями и сверстниками, построении индивидуальной образовательной траектории.
Формирование этих результатов должно происходить в процессе изучения всех школьных предметов, в частности, математики, которая занимает особое место в школьном образовании. К настоящему времени существует достаточный опыт диагностики предметных результатов обучения, в том числе и математических.
Однако еще не достаточно изучены и разработаны методики диагностики метапредметных результатов обучения математике, к которым относятся и универсальные учебные действия.
Известно, что при обучении математике используются различные дидактические единицы. Среди этих дидактических единиц многие авторы
(Н.Я. Виленкин, Ю.М. Колягин, В.И. Крупич и др.) выделяют задания, в том числе сюжетные. Их исследование показывает роль этих задач в достижении различных образовательных целей (практико-ориентированных, связанных с жизнью и др.). Актуальность этих задач в настоящее время приобретает и другие аспекты, изучается возможность их использования для
формирования и диагностики познавательных универсальных учебных действий.
Объект исследования: процесс обучения математике в 5 - 6 классах.
Предмет исследования: диагностика уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся в процессе обучения математике в 5 - 6 классах.
Цель: разработать методику диагностики познавательных
универсальных учебных действий обучающихся 5 - 6 классов на уроках математики.
Гипотеза исследования: если в проверочные и контрольные работы на уроках математики включать специальные задания, ориентированные на использование обучающимися познавательных универсальных учебных действий, то это позволит реализовать диагностику уровня их сформированности.
В основе разработанного подхода к диагностике уровня формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся лежит концептуальная модель. Определены основные структурно-функциональные компоненты и сформулированы концептуальные основы разработки диагностического инструментария универсального педагогического поведения учащихся.
В работе представлен метод разработки надежной и эффективной системы заданий-тестов для диагностики уровня формирования познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов в процессе обучения математике. Полученные результаты могут быть распространены на другие дисциплины и другие предметные области, но требуют соответствующих корректировок.
В выпускной квалификационной работе подробно рассмотрены основные методы и методики диагностики и разработаны диагностические задачи. При изучении данной темы учитель может использовать разработанные задания на уроках математики. Отметим, что задачи разработки полностью соответствуют ФГОС нового поколения. В дальнейшем рекомендуется продолжить изучение данной темы и разработать диагностические задания по другим темам школьной программы. Разработка полного учебного плана позволит преподавателю дисциплины не только подготовить учеников к занятиям, но и обеспечить высокую степень усвоения изучаемого материала.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были решены все поставленные задачи:
• уточнен состав познавательных универсальных учебных действий обучающихся, которые целесообразно диагностировать на уроках математики в 5 - 6 классах;
• определены критерии и уровни сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5 - 6 классов;
• разработана совокупность специальных заданий, которые можно использовать для диагностики уровни сформированное™ познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов на уроках математики;
• разработан инструментарий определения уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий обучающихся 5-6 классов по результатам выполнения специальных заданий проверочных и контрольных работ по математике.
Тем самым была подтверждена принятая гипотеза исследования и достигнута его цель.