Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Тема Великой Отечественной войны в системе внеклассного чтения учащихся 5-8 классов

Работа №154481

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы67
Год сдачи2021
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
9
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Специфика темы Великой Отечественной войны в отечественной литературе 7
1.1. Традиции темы войны в литературе XIX - XX веков 7
1.2. Изображение ВОВ в современной детской литературе 20
Глава 2. Изучение темы Великой Отечественной войны в процессе литературного образования учащихся 25
2.1 Подходы к теме ВОВ на уроках литературы в программной и учебно-методической литературе 25
2.2 Рекомендации по внеклассному чтению произведений на тему ВОВ в 5-8
классах 39
2.3. Методические разработки уроков внеклассного чтения 42
Заключение 54
Список литературы 58
Приложение А Биография Ю.Я. Яковлева 64
Приложение Б Биография Э.Н. Веркина

В данной работе нами будет рассмотрена отечественная литература для подростков на военную тематику, мы проследим, какое значение в формировании и становлении личности юного читателя занимают произведения о войне. Снижение интереса к чтению и изучению произведений военной классики, бесспорно, является актуальной проблемой сегодняшнего поколения. Причинами этого явления может быть переход общества к визуализации культуры в ее стремительном развитии.
Сегодня история о войне - это воспоминания и рассказы ветеранов, это история отдельных семей, в которых кто-то из родственников воевал. И крайне важно сохранить и пронести через поколения память о событиях Великой Отечественной войны. Сохранение памяти поколений об этих событиях сегодня обеспечивается рядом государственных мероприятий (например, Парад Победы, который ежегодно проводится 9 мая с 1945 г.). Необходимо отметить, что литература тоже способствует сохранению памяти о войне, так как книга не только рассказывает историю читателю, но и читатель сам может стать писателем и запечатлеть свою историю войны на страницах книги. Учитывая эти аспекты, формируется культурная память, память всего народа, где каждый человек способен внести свой вклад в формирование памяти.
К сожалению, ветеранов войны становится все меньше, а соответственно, уходит шанс перенять опыт у старшего поколения, а сохранение памяти в веках невозможно без восприятия опыта младшим поколением. Только ветераны войны могут достоверно рассказать, что происходило в те жестокие годы.
Проблема сохранения памяти о событиях Великой Отечественной войны является одной из ведущих проблем современной литературы о войне. Особенно важно сохранение памяти для школьников-подростков, так как необходимо развивать в детях качества, присущие нравственной личности, а также прививать интерес к чтению. К теме Великой Отечественной войны обращались такие детские писатели, как Ю.Я. Яковлев, А.Г. Алексин, В.П. Катаев, Л.А. Кассиль и др. В современной подростковой литературе традиции темы войны продолжены в творчестве Э.Н. Веркина, Ю.Я. Яковлевой и др.
В рамках школьной программы немного внимания уделяется изучению классических произведений на тему ВОВ для читателей-подростков, а произведения этой тематики современных авторов остаются без внимания. На наш взгляд, произведения Ю. Яковлева, А. Алексина, а также повесть современного автора Э. Веркина «Облачный полк» открывают широкие образовательные и воспитательные возможности в освоении темы войны подростками. Между тем названные нами произведения в методической науке не исследуются. Это определяет новизну и актуальность дипломной работы.
Объект исследования: военная тема в детской литературе.
Предмет исследования: процесс изучения произведений на военную тему в рамках уроков внеклассного чтения в 5-8 классах.
Цель исследования - представить возможности обращения к произведениям на тему Великой Отечественной войны на уроках внеклассного чтения в 5-8 классах.
Задачи исследования:
1. Обозначить традиции темы войны в отечественной детской литературе.
2. Выявить специфику раскрытия темы войны в современной детской литературе.
3. Определить подходы к изучению темы ВОВ в программной и учебно-методической литературе.
4. Сформулировать методические рекомендации по изучению произведений на тему ВОВ в процессе внеклассного чтения подростков и проиллюстрировать их разработками уроков для 5-6 классов.
Методы исследования: структурный, сравнительно-сопоставительный, анализ методических, педагогических и литературоведческих источников по проблеме, экспериментальный.
Практическая значимость данного исследования предполагает, что материал дипломной работы возможно использовать в рамках изучения дисциплины «Детская литература», а также в рамках научно-исследовательской деятельности учащихся и в процессе внеклассного чтения в школе, по результатам исследования был разработан комплекс методических и практических мероприятий, которые направлены на повышение интереса школьников 5-7 классов к изучению произведений о войне, а также устранение пробелов в школьной программе.
Методологической основой работы явились труды литературоведов и методистов: В.Я. Коровиной, О.А. Вакуровой, Н.Е. Кутейниковой, Т.Г. Мольковой, И.Н. Арзамасцевой, В.К. Сигова, С.Г. Леонтьевой, М.А. Рыбниковой и др.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Введение раскрывает актуальность выбранной темы, определяет цели и задачи исследования, его практическую значимость.
В первой главе рассматривается специфика темы войны в литературе XIX-XX вв. и современной детской литературе. Определяются традиции и новаторство в изображении Великой Отечественной войны в современной детской литературе (на примере повести Э. Веркина «Облачный полк»).
Во второй главе проводится анализ учебно-методической литературы на предмет представленности произведений на тему Великой Отечественной войны, методов и форм подачи учебного материала по данной теме в школе. Далее нами приведена специфика уроков внеклассного чтения в школе и составлен список рекомендуемой литературы для изучения в рамках уроков внеклассного чтения с учетом возрастных и психологических особенностей школьников. Представлены примеры уроков внеклассного чтения по произведениям о ВОВ классической и современной литературы.
В заключении подводятся итоги исследования, формируются окончательные выводы по заявленной теме, вносятся предложения по дополнению школьной программы произведениями классической и современной детской литературы на тему Великой Отечественной войны

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Определяя традиции раскрытия темы Великой Отечественной войны, необходимо отметить, что существует несколько периодов развития темы войны в отечественной литературе XIX - XX веков. Истоки темы Великой Отечественной войны в литературе представлены у Л.Н. Толстого и А. Гайдара (литература 30-х гг. XX в.). Идея - детям на войне не место. В детской литературе 40-х - 50-х гг. XX в. (В. Катаев) главная задача - показать героический подвиг, пример мужества и жертвенности. Герои произведений этого периода характерны для классической литературы о войне: герой-воин за справедливую и мирную жизнь. Объективно осмыслить военный опыт - художественная особенность литературы о войне 50-70-х гг. (В. Быков). Главное для лейтенантской прозы - показать нравственные проблемы, связанные с войной. Литература 70-80-х гг. (Ю.Я. Яковлев, А.Г. Алексин) характеризуется тем, что на первый план выходит идея сохранения памяти о Великой Отечественной войне и передача этого опыта из поколения в поколение. Герой этих произведений наделен всеми качествами, которыми обладает развитая личность: мужество, чувство долга перед Отечеством, любовь к родине и др.
Произведения классики о войне помогут формированию у ребенка качеств образованной, интеллигентной и развитой личности, такие как мужество, смелость, ответственность дисциплинированность, умение принимать решения и др.
Внимание писателей классической литературы о войне сосредоточено на взрослении и становлении личности юного героя в условиях суровой и жестокой действительности - это является традиционным аспектом для классической литературы о войне. Контраст между миром и войной показан посредством образов-символов, различного рода деталей.
Герои произведений о Великой Отечественной войне ради Победы готовы пожертвовать собственной жизнью. Самоотверженность и жертвенность - вот качества, присущие юным героям. Произведения пронизаны идеей сплоченности народа против захватчиков, невозможно достичь цели в одиночку, только объединившись вместе, люди способны победить врага.
Раскрывая специфику современных произведений о войне (на примере повести Э. Веркина «Облачный полк»), отметим, что автор поднимает в произведении актуальные для современности проблемы: проблему сохранения памяти о событиях войны, проблему становления личности подростка в конфликте с жестокой действительностью. И в этом, как показывает исследование, автор не отступает от традиций классической литературы на военную тему.
Как и в произведениях классиков, главный герой обладает качествами, присущими высоконравственной личности: чувством долга перед Родиной, смелостью, жертвенностью.
Автор в своем произведении использует различные образы-символы (картина «Облачный полк» в доме у художника), запахи, звуки, чтобы читатель смог прочувствовать атмосферу войны, для того, чтобы показать реалистичность происходящего. Главные герои повести - дети-подростки, поэтому повесть «Облачный полк» будет понятна школьнику.
Э. Веркин выступает новатором в ряде аспектов. Для изображения картины войны в повести «Облачный полк» использует запахи и звуки. Так война пахнет мокрым кирпичом. И только запах маминых пирогов спасает героев в схватке с жестокой действительностью.
Также Э. Веркин использует форму повести-квеста. Автор ставит перед героями повести задачу, которую, непременно, нужно выполнить - победить любой ценой. Если рассматривать повесть с точки зрения квеста, то повествование - это постоянная смена событий, а герои, будучи их участниками, не знают, к чему это может привести.
В методической части нашей работы проводится анализ учебно- методической литературы с целью выявления представленности в ней произведений на военную тему и форм подачи материала.
Нами сделаны выводы о том, что в учебно-методической литературе данная тема представлена фрагментарно, что не дает ученикам полноценного освещения произведений на военную тему. Отсутствуют методические разработки по рассказам Ю.Я. Яковлева, А.Г. Алексина о войне и современной повести Э. Веркина «Облачный полк». В учебной программе В.Я. Коровиной изучение произведений о войне ограничивается стихотворными текстами. При изучении прозы внимание сосредоточено на образах героев произведения, что, по нашему мнению, не позволяет учащимся составить полную картину представленности военной темы в детской литературе. Тем не менее творческие задания и приемы изучения произведений, показанные в данных разработках, способствуют формированию у учащихся интереса к самостоятельному ознакомлению с произведениями на тему Великой Отечественной войны.
Нами предложены рекомендации по внеклассному чтению в 5-8 классах с учетом психологических, возрастных особенностей учащихся, а также их литературных интересов. Подкреплены данные рекомендации разработками уроков внеклассного чтения по произведениям Ю.Я. Яковлева «Алеша» и Э.Н. Веркина «Облачный полк» в 5 и 7 классах. Уроки даны с использованием метода проблемного урока, по нашему мнению, эта форма урока мотивирует учащихся на размышления и поиск ответов на вопросы. Работа в группах, по нашему мнению, является одной из наиболее важной для формирования у школьников коммуникативных способностей и умения отстаивать свою точку зрения, навыков работы в команде. Предложенные нами уроки заинтересуют учащихся в изучении произведений на тему Великой Отечественной войны на уроках в школе и самостоятельно.



1. Алексин А. «В тылу как в тылу», «Безумная Евдокия» и др. повести //
[Электронный ресурс], режим доступа:
https: //bookscafe.net/read/aleksin anatoliy-v tylu kak v tylu-1056.html#p1, - свободный - 7.05.2021
2. Вакурова О.А. Источниковедение литературной деятельности писателей
в годы Великой Отечественной войны [Электронный ресурс], режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/istochnikovedenie-literaturnoy-
deyatelnosti-pisateley-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny/viewer, свободный.
3. Веркин Э. Облачный полк / Э. Веркин. - М.: КомпасГид, 2019
[Электронный ресурс], режим доступа:
https://www.litmir.me/br/?b=245118&p=1, свободный - 23.04.2021
4. Ветловская О. В качестве исключения. Эдуард Веркин «Облачный полк».
[Электронный ресурс] режим доступа: https://freyja-
vanadis.livejournal.com/39865.html,- свободный. 08.04.2021
5. Детская литература: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / И. Н.Арзамасцева, С.А. Николаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 576 с.
6. Детская литература: учебник для вузов / под научной редакцией В.К. Сигова. - Москва: Издательство Юрайт, 2019.- 532 с.
7. Зверева Т.В. «Облачный полк» Эдуарда Веркина: между фотографией и картиной // Уральский филологический вестник. 2016. №3. С 216-222
8. Карпунина Т.Н. Урок литературы «Мы читаем книги о войне» //
[Электронный ресурс], режим доступа:
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/02/10/urok-literatury-my-chitaem-knigi-o-voyne,свободный - 13.06.2021
9. Катаев В. Сын полка // [Электронный ресурс], режим доступа: https://ruslit.traumlibrary.net/book/kataev-syn-polka/kataev-syn-polka.html,- свободный - 07.04.2021
10. Книга «Краденый город» - Юлия Яковлева - Блокада детскими глазами//
[Электронный ресурс], режим доступа:
https://otzovik.com/review 7715291.html,свободный - 23.04.2021
11. Коровина В.Я., Литература 5 класс в двух частях / В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: «Просвещение», 2013.
12. Коровина В.Я. Литература 6 класс в двух частях / В.Я. Коровина, В.П. Полухина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин. - М.: «Просвещение», 2012.
13. Коровина В.Я., Литература 7 класс в двух частях / В.Я. Коровина. - М.: «Просвещение», 2007.
14. Костина О.А. Урок внеклассного чтения в 7 и 8 классах «Война и дети»
(по повести «Иван» В.О. Богомолова // [Электронный ресурс], режим доступа: https://multiurok.ru/files/urok-vnieklassnogho-chtieniia-v-7-i-8-
klassakh-voi.html,свободный - 06.06.2021
15. Кузнецов С. «Там только грязь и кровь». О книге Эдуарда Веркина
«Облачный полк»// [Электронный ресурс], режим доступа: http://family.booknik.ru/articles/chto-by-pochitat/tam-tolko-gryaz-i-krov/, - свободный - 07.04.2021
16. Кузнецова А.Н. Урок внеклассного чтения «Великая Отечественная
война в произведениях писателей» // [Электронный ресурс], режим доступа: https://infourok.ru/urok-vneklassnogo-chteniya-velikaya-
otechestvennaya-voyna-v-proizvedeniyah-pisateley-1062988.html,свободный - 13.06.2021
17. Кутейникова Н.Е. Навигатор по современной отечественной детско- подростковой и юношеской литературе: методические рекомендации (стр. 3-55) / Н.Е. Кутейникова. - М.: «МАЭСТРО ПлаТинум», 2017. - 158 с.
18. Леонтьева С.Г. Литература пионерской организации: идеология и поэтика// Диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Тверь, 2006.
19. Ликальтер А. «Мы победили великое зло» Интервью с Эдуардом
Веркиным - автором лучшей современной книги о войне для подростков [Электронный ресурс], режим доступа:
http://family.booknik.ru/articles/chto-by-pochitat/my-pobedili-velikoe-zlo/,свободный - 6.04.2021
20. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. В.Я. Коровиной 5-9 классы [Электронный ресурс], режим доступа: https://prosv.ru/data/assistance/51/371454b5-e839-11e0-85ca-001018890642.pdf,свободный - 6.05.2021.
21. Майофис, М., Как читать «Сына полка», Arzamas [Электронный ресурс], режим доступа:https://arzamas.academy/mag/445-syn polka,- свободный - 8.05.2021.
22. Маранцман В.Г. Литература 5-9 классы // [Электронный ресурс], режим доступа:https: //www.sinykova.ru/biblioteka/maranz lit 5-9 kl/1. html# 1 kl, - свободный, 03.06.2021
23. Медведева Е. Юлия Яковлева «Ленинградские сказки»//[Электронный ресурс], режим доступа:https://kaknado.su/blog/dosug/deti-3-6/yuliya-yakovleva-leningradskie-skazki/2/, - свободный, 23.04.2021.
24. Миннулина З.М. Урок внеклассного чтения по произведениям В. Быкова
о войне // [Электронный ресурс], режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/09/12/urok-vneklassnogo-chteniya-po-proizvedeniyam-v-bykova-o, свободный - 13.06.2021.
25. Молькова Т.Г., Исследовательская работа по литературе «У войны не детское лицо» [Электронный ресурс], режим доступа: https://kopilkaurokov.ru/literatura/prochee/issliedovatiel-skaia-rabota-po-litieraturie-u-voiny-nie-dietskoie-litso,- свободный.
26. Орлова М. «Дети ворона» («Ленинградские сказки»), Юлия Яковлева// [Электронный ресурс], режим доступа:https://esquire.ru/letters/156733-detskie-knigi-na-vzroslye-temy-kniga-pervaya-deti-vorona-yulii-yakovlevoy-cikl-leningradskie-skazki/#part0,свободный - 23.04.2021.
27. Осмоловская И.Ю. Лейтенантская проза /Осмоловский М.В.
[Электронный ресурс], режим доступа:
http://mosliter.ru/ruslit/20vek/lejtenantskaya proza/, свободный - 20.05.2021
28. Печерская А.Н. Дети - герои Великой Отечественной войны. - М.: 2005.
29. Резникова А. 10 лучших детских книг о войне // [Электронный ресурс], режим доступа:https://www.pravmir.ru/10-luchshih-detskih-knig-o-voyne/,свободный, 03.06.2021.
30. Рыбникова М.А. Очерки по методике литературного чтения //
[Электронный ресурс], режим доступа:
http: //el ib. gnpbu.ru/textpage/download/html/?book=rybnikova ocherki-po-metodike-literaturnogo 1963&bookhl,свободный - 13.06.2021
31. Сапожникова С. О книге Эдуарда Веркина «Облачный полк»// Уроки истории XX век. [Электронный ресурс], режим доступа: https://urokiistorii.ru/article/51672,- свободный, 08.04.2021.
32. Сергеева Н. Юлия Яковлева. Краденый город: 1941 год // Звезда. 2017. №3.
33. Смирнова О.В. Дети и война в отечественной литературе //
[Электронный ресурс], режим доступа:
https://www.prigorok.com/index.php/39-secarticles/catdifferent/74-rtchildwar,- свободный, 24.04.2021.
34. Фунтикова О.В., «Уроки доброты и милосердия» (по рассказам Ю.
Яковлева) [Электронный ресурс], режим доступа:
https://infourok.ru/konspekt-uroka-uroki-dobroty-i-miloserdiya-po-rasskazam-yu-yakovleva-4355661.html, - свободный.
35. Хотеев Я. Ленинградские сказки // [Электронный ресурс], режим
доступа: http://litclubbs.ru/articles/4870-leningradskie-skazki.html, -
свободный, 23.04.2021.
36. Храпкова О.В. «В детях стараюсь разглядеть...» (Урок внеклассного чтения по рассказу Ю. Яковлева «Багульник») [Электронный ресурс], режим доступа:https://urok. 1 sept.ru/статьи/501241/, - свободный.
37. Шмелева И.В. «Уроки жизни в рассказе Юрия Яковлева «Рыцарь Вася»
[Электронный ресурс], режим доступа:
https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2019/07/14/konspekt-uroka-uroki-zhizni-v-rasskaze-yuriya-yakovleva-rytsar,- свободный.
38. Яковлев Ю.Я. Позавчера была война [Электронный ресурс], режим доступа:https://www.litmir.me/br/?b=23 5353&p=2, - свободный.
39. Яковлева Ю.Ю. Краденый город / Ю.Ю. Яковлева - М.: Самокат, 2019. - 424 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ