ТЕМА ИЗГОЙСТВА В ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ, ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЯВЛЕНИЕ ИЗГОЙСТВА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Психолого-педагогические аспекты темы изгойства 7
1.2. Эволюция темы изгойства в русской литературе
1.2.1. Традиции темы изгоя в художественных текстах XIX-XX вв 14
1.2.2. Образ изгоя в современной отечественной литературе 22
1.3. Тема буллинга в зарубежной литературе 43
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ИЗГОЙСТВА В ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
2.1. Подходы к изучению произведений о взаимоотношениях в школьном
коллективе в учебно-методической литературе 61
2.2. Система уроков внеклассного чтения в 5-9 классах 67
2.3. Методические рекомендации по изучению темы в старших классах 76
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
3.1. Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Р Брэдбери «Всё лето в
один день» 82
3.2. Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу А.В. Костюнина
«Рукавичка» 86
3.3. Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести В.В. Ледерман
Календарь ма(й)я» 90
3.4. Урок внеклассного чтения в 7 классе по повести А.И. Куприна «На переломе» («Кадеты») 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105
ГЛАВА 1. ЯВЛЕНИЕ ИЗГОЙСТВА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Психолого-педагогические аспекты темы изгойства 7
1.2. Эволюция темы изгойства в русской литературе
1.2.1. Традиции темы изгоя в художественных текстах XIX-XX вв 14
1.2.2. Образ изгоя в современной отечественной литературе 22
1.3. Тема буллинга в зарубежной литературе 43
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ ИЗГОЙСТВА В ПОДРОСТКОВО-ЮНОШЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
2.1. Подходы к изучению произведений о взаимоотношениях в школьном
коллективе в учебно-методической литературе 61
2.2. Система уроков внеклассного чтения в 5-9 классах 67
2.3. Методические рекомендации по изучению темы в старших классах 76
ГЛАВА 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
3.1. Урок внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Р Брэдбери «Всё лето в
один день» 82
3.2. Урок внеклассного чтения в 6 классе по рассказу А.В. Костюнина
«Рукавичка» 86
3.3. Урок внеклассного чтения в 6 классе по повести В.В. Ледерман
Календарь ма(й)я» 90
3.4. Урок внеклассного чтения в 7 классе по повести А.И. Куприна «На переломе» («Кадеты») 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 105
В социальной педагогике работа с изгоем как направление стало формироваться около ста лет назад. Уже тогда педагоги активно растущей системы образования в России обратили внимание, что в классах обязательно присутствует ученик, вызывающий негативное отношение своих одноклассников. Но социальные потрясения в российском обществе начала ХХ века не позволили более пристально изучить это явление. Однако феномен изгойства все больше развивался и давал о себе знать. На сегодняшний день вопрос буллинга (повторяющаяся агрессия к одному из членов коллектива) является одним из самых популярных в педагогике и психологии. Это большая психологическая и социальная проблема, которая не дает человеку в полной мере реализовать себя. Детская травля обычно имеет долгосрочные последствия. Жертвы постоянно чувствуют себя в опасности, страдают от низкой самооценки, склонны к депрессиям и разным видам зависимостей.
О важности решения проблемы буллинга в школах говорит и законопроект борьбы с травлей, вынесенный на рассмотрение депутатами Государственной Думы. Законопроект впервые вводит понятие «травли» и определяет его как «систематическое психологическое и/или физическое агрессивное поведение группы лиц или одного лица в отношении другого лица или лиц, осуществляемое в том числе с использованием электронных средств коммуникации» [Дергунова, 2022]. Законопроект предлагает ввести на общегосударственном уровне два важных инструмента:
1) Государственная программа профилактики травли. Это комплекс мероприятий, цель которых - создать систему предотвращения травли, повысить осведомленность о ней, обучить, как правильно и эффективно реагировать на буллинг, провести социальную адаптацию участников травли. Конечная цель программы - создать систему ценностей на основе взаимного уважения, эмпатии и взаимопомощи, развитие у учеников социальных навыков.
2) Единый стандарт профилактики травли. Он определяет общие требования к мероприятиям для предотвращения травли и к оценке психологической обстановки как в школе в целом, так и в конкретном классе в частности [URL: педсовет].
Проблема травли и изгойства в школьном коллективе активно освещается не только в юридической, но и в психолого-педагогической и художественной литературе.
Исходя из вышесказанного, определим новизну нашей работы - в литературоведении и методической науке тема изгойства и буллинга исследована мало. Отдельные аспекты затрагивают специалисты в области детской литературы и составители школьных программ. Однако наблюдается отсутствие концептуальной системы подачи материала в школах и, как следствие, возникает проблема выбора текстов для рассмотрения и анализа с учениками.
Цель - разработать и теоретически обосновать систему школьного изучения темы изгойства в мировой подростково-юношеской литературе.
Цель реализуется решением следующих задач:
1. Рассмотреть понятие, причины, типологию изгойства как психологического и социального явления;
2. Выявить специфику темы подростка-изгоя в произведениях отечественной и зарубежной литературы;
3. Обозначить подходы к изучению произведений о взаимоотношениях в школьном коллективе в учебно-методической литературе;
4. Провести частичную апробацию разработанной системы изучения темы изгойства в процессе школьного литературного образования.
Объектом исследования являются произведения подростково-юношеской литературы, посвященные теме изгойства.
Предмет - система изучения текстов исследуемой тематики в 5-11 классах.
Художественным материалом исследования стали отечественные и зарубежные тексты. Русские: А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители», Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки», А. Куприн «Кадеты», В. Железников «Чучело», А. Богословский «Верочка», А. Костюнин «Рукавичка», О. Раин «Человек дейтерия», В. Ледерман «Календарь Ма(й)я», И. Лукьянова «Стеклянный шарик», Е. Некрасова «Калечина-Малечина», Е. Маликовой «Антисоциальный клуб», А. Олейников «Соня из 7 «Буээ», Н. Волкова «#КиринБлог», Н. Блок «Фото toples». Зарубежные: Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок», Ф. Мориак «Мартышка», Р. Брэдбери «Все лето в один день», С. Кинг «Кэрри», Д. Эшер «13 причин почему», Джоди Пиколт «19 минут», Анна Гавальда «35 кило надежды», Р. Дж. Паласио «Чудо», Ф. Бакман «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения».
Методы: сравнительно-сопоставительный, культурно-исторический, структурный, биографический, типологический, экспериментальный.
Методологическая база данного исследования - учебники детской литературы (И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева), исследования ученых- историков (Б.Д. Греков, М.Б. Свердлов и др.), статьи по психологии (А.В. Сперанский, А. Прокофьев, Л. Петрановская, К. Дьюкс, Д. Лэйн), научные работы по литературоведению (Е.А. Полева, Н.Е. Кутейникова и другие), школьные программы (В.Я. Коровина, Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.Г. Маранцман, Б.А. Ланин) и учебно-методическая литература (журналы «Литература» и «Литература в школе», приложение «Уроки литературы»), работы педагогов-практиков (Г.Г. Хакимова, В.В. Аникина, Н.В. Граблина и др.), а также толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой.
Научная новизна работы связана с предлагаемой нами системой уроков внеклассного чтения, классных часов, уроков проектной деятельности и обзорных уроков по современной литературе, которая опирается на произведения о взаимоотношениях в коллективе.
Данная магистерская диссертация имеет практическую значимость, представленные материалы могут быть использованы в школьной практике - на уроках внеклассного чтения, классных часах, внеурочных занятиях учителями-словесниками и библиотекарями. Также материал данного исследования может быть полезен студентам-филологам в рамках курсов по выбору, а также в преподавании учебной дисциплины «Детская литература».
Апробация работы проводилась в виде докладов с последующей публикацией в сборниках на Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» в КГПУ В.П. Астафьева (2021-2022), Красноярских краевых Рождественских образовательных чтениях (2021), Международной научно-практической конференции I, II, III «Воропановские чтения» (2020-2022), на Всероссийской с Международным участием научно-практической конференции «Детская книга в цифровую эпоху» в ТГПУ (2021), в форме уроков внеклассного чтения в 5-7 классах в МАОУ СШ №108 г. Красноярска (2020-2022), а также в виде публикации на Всероссийском педагогическом сообществе «Урок.РФ» (2021).
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении определяется актуальность разрабатываемой темы, обозначаются цель и задачи. Первая глава посвящена определению понятия «изгой», отечественным и зарубежным произведениям, поднимающим тему изгойства, буллинга и специфики раскрытия обозначенных тем в современной литературе. Во второй главе рассмотрены подходы к изучению произведений о взаимоотношениях в школьном коллективе и представлена система изучения темы изгойства на уроках внеклассного чтения. В третьей главе представлены разработки уроков внеклассного чтения для учащихся. В заключение работы подводятся итоги и делаются выводы. Список литературы включает более 70 источников.
О важности решения проблемы буллинга в школах говорит и законопроект борьбы с травлей, вынесенный на рассмотрение депутатами Государственной Думы. Законопроект впервые вводит понятие «травли» и определяет его как «систематическое психологическое и/или физическое агрессивное поведение группы лиц или одного лица в отношении другого лица или лиц, осуществляемое в том числе с использованием электронных средств коммуникации» [Дергунова, 2022]. Законопроект предлагает ввести на общегосударственном уровне два важных инструмента:
1) Государственная программа профилактики травли. Это комплекс мероприятий, цель которых - создать систему предотвращения травли, повысить осведомленность о ней, обучить, как правильно и эффективно реагировать на буллинг, провести социальную адаптацию участников травли. Конечная цель программы - создать систему ценностей на основе взаимного уважения, эмпатии и взаимопомощи, развитие у учеников социальных навыков.
2) Единый стандарт профилактики травли. Он определяет общие требования к мероприятиям для предотвращения травли и к оценке психологической обстановки как в школе в целом, так и в конкретном классе в частности [URL: педсовет].
Проблема травли и изгойства в школьном коллективе активно освещается не только в юридической, но и в психолого-педагогической и художественной литературе.
Исходя из вышесказанного, определим новизну нашей работы - в литературоведении и методической науке тема изгойства и буллинга исследована мало. Отдельные аспекты затрагивают специалисты в области детской литературы и составители школьных программ. Однако наблюдается отсутствие концептуальной системы подачи материала в школах и, как следствие, возникает проблема выбора текстов для рассмотрения и анализа с учениками.
Цель - разработать и теоретически обосновать систему школьного изучения темы изгойства в мировой подростково-юношеской литературе.
Цель реализуется решением следующих задач:
1. Рассмотреть понятие, причины, типологию изгойства как психологического и социального явления;
2. Выявить специфику темы подростка-изгоя в произведениях отечественной и зарубежной литературы;
3. Обозначить подходы к изучению произведений о взаимоотношениях в школьном коллективе в учебно-методической литературе;
4. Провести частичную апробацию разработанной системы изучения темы изгойства в процессе школьного литературного образования.
Объектом исследования являются произведения подростково-юношеской литературы, посвященные теме изгойства.
Предмет - система изучения текстов исследуемой тематики в 5-11 классах.
Художественным материалом исследования стали отечественные и зарубежные тексты. Русские: А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители», Л. Чарская «Записки маленькой гимназистки», А. Куприн «Кадеты», В. Железников «Чучело», А. Богословский «Верочка», А. Костюнин «Рукавичка», О. Раин «Человек дейтерия», В. Ледерман «Календарь Ма(й)я», И. Лукьянова «Стеклянный шарик», Е. Некрасова «Калечина-Малечина», Е. Маликовой «Антисоциальный клуб», А. Олейников «Соня из 7 «Буээ», Н. Волкова «#КиринБлог», Н. Блок «Фото toples». Зарубежные: Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок», Ф. Мориак «Мартышка», Р. Брэдбери «Все лето в один день», С. Кинг «Кэрри», Д. Эшер «13 причин почему», Джоди Пиколт «19 минут», Анна Гавальда «35 кило надежды», Р. Дж. Паласио «Чудо», Ф. Бакман «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения».
Методы: сравнительно-сопоставительный, культурно-исторический, структурный, биографический, типологический, экспериментальный.
Методологическая база данного исследования - учебники детской литературы (И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева), исследования ученых- историков (Б.Д. Греков, М.Б. Свердлов и др.), статьи по психологии (А.В. Сперанский, А. Прокофьев, Л. Петрановская, К. Дьюкс, Д. Лэйн), научные работы по литературоведению (Е.А. Полева, Н.Е. Кутейникова и другие), школьные программы (В.Я. Коровина, Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.Г. Маранцман, Б.А. Ланин) и учебно-методическая литература (журналы «Литература» и «Литература в школе», приложение «Уроки литературы»), работы педагогов-практиков (Г.Г. Хакимова, В.В. Аникина, Н.В. Граблина и др.), а также толковый словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой.
Научная новизна работы связана с предлагаемой нами системой уроков внеклассного чтения, классных часов, уроков проектной деятельности и обзорных уроков по современной литературе, которая опирается на произведения о взаимоотношениях в коллективе.
Данная магистерская диссертация имеет практическую значимость, представленные материалы могут быть использованы в школьной практике - на уроках внеклассного чтения, классных часах, внеурочных занятиях учителями-словесниками и библиотекарями. Также материал данного исследования может быть полезен студентам-филологам в рамках курсов по выбору, а также в преподавании учебной дисциплины «Детская литература».
Апробация работы проводилась в виде докладов с последующей публикацией в сборниках на Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» в КГПУ В.П. Астафьева (2021-2022), Красноярских краевых Рождественских образовательных чтениях (2021), Международной научно-практической конференции I, II, III «Воропановские чтения» (2020-2022), на Всероссийской с Международным участием научно-практической конференции «Детская книга в цифровую эпоху» в ТГПУ (2021), в форме уроков внеклассного чтения в 5-7 классах в МАОУ СШ №108 г. Красноярска (2020-2022), а также в виде публикации на Всероссийском педагогическом сообществе «Урок.РФ» (2021).
Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. Во введении определяется актуальность разрабатываемой темы, обозначаются цель и задачи. Первая глава посвящена определению понятия «изгой», отечественным и зарубежным произведениям, поднимающим тему изгойства, буллинга и специфики раскрытия обозначенных тем в современной литературе. Во второй главе рассмотрены подходы к изучению произведений о взаимоотношениях в школьном коллективе и представлена система изучения темы изгойства на уроках внеклассного чтения. В третьей главе представлены разработки уроков внеклассного чтения для учащихся. В заключение работы подводятся итоги и делаются выводы. Список литературы включает более 70 источников.
Таким образом, в магистерской диссертации были рассмотрены понятие, причины и типология изгойства как психологического и социального явления. Мы выяснили, что термин «изгойство» изначально был связан с обозначением людей Древней Руси, вышедших из своего социального положения, но с течением времени это понятие оторвалось от первоначального значения, в наши дни оно обозначает определенный социально-психологический тип человека. Причиной изгойства, по мнению отечественных и зарубежных ученых, является какая-то особенность, которую не принимает коллектив - болезнь, черта характера, принадлежность к какой-либо социальной прослойке, бедность или, наоборот, материальная обеспеченность. Говоря о типологии изгойства, вслед за А.В. Сперанским, выделяем три группы детей-изгоев - изгой-клоун, изгой-белая ворона и изгой-антагонист.
В работе выявлены традиции темы подростка-изгоя в произведениях отечественной литературы. Данная тема прослеживается уже в XIX веке в сказочной повести Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители», далее мы видим коллектив изгоев в «Кадетах» Александра Куприна и девочку-изгоя в «Записках маленькой гимназистки» Лидии Чарской (начало XX века), центральной эта тема является в повестях «Чучело» Владимира Железникова и «Верочка» Андрея Богословского (вторая половина XX века). Опыт зарубежных авторов в изображении героя-изгоя представлен следующим корпусом текстов - сказка «Гадкий утёнок» Х.К. Андерсена, повесть «Мартышка» Ф. Мориака, рассказ «Всё лето в один день» Р. Брэдбери, роман «Кэрри» Стивена Кинга.
Помимо этого, мы определили традиционные и новаторские черты в раскрытии темы изгойства в современной литературе. Рассматриваемая тема получает новое звучание. Опираясь на традиции предшествующей литературы - изображения героя-изгоя, физическая слабость и внешняя непривлекательность как причина отверженности, мотивы раскаяния «угнетателей» - современные писатели, с одной стороны, предлагают реальные пути решения намеченных проблем - дружба, увлечения, любовь, семья, обретение внутренней силы и свободы. На этом основаны русские тексты О. Раина, В. Ледерман, А. Олейникова, Е. Маликовой, Н. Волковой, Н. Блок, Е. Некрасовой. С другой стороны, изображают, к каким трагическим последствиям может привести пережитое в детстве унижение и насколько внутренне разрушительными оказываются детские обиды, если перенести их во взрослую жизнь. Об этом свидетельствуют тексты А. Костюнина и И. Лукьяновой. Зарубежные тексты аналогично русским демонстрируют либо пути решения проблем («35 кило надежды» А. Гавальда, «Чудо» Р. Паласио и «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения» Ф. Бакмана), либо трагизм последствий пережитых унижений («13 причин почему» Д. Эшер, «19 минут» Д. Пиколт»).
Далее мы провели анализ школьных программ и учебно-методической литературы, чтобы выявить, какие тексты предлагаются для изучения со школьниками на обозначенную тему, а также рекомендации учителей- практиков по проведению уроков внеклассного чтения, затрагивающих образ ребенка-изгоя. Результаты работы показали, что изучение темы изгойства представлено эпизодически в учебно-методических комплексах разных авторов. Попытки педагогов-практиков разработать уроки внеклассного чтения по данной проблематике не носят системного характера. Выбор текстов, предлагаемый учителями для рассмотрения образа подростка-изгоя, невелик.
Опираясь на результаты анализа, нами была разработана система уроков внеклассного чтения для учащихся 5-9 классов, куда вошли тексты с тематикой изгойства, описанные в первой главе выпускной работы. Система уроков была основана на таких принципах, как: учет возрастных особенностей; разноплановость текстов; воспитательный аспект произведений и психотерапевтическая функция; связь с основным учебным материалом и календарная приуроченность; учет специфики уроков внеклассного чтения. Разработанная нами система сделана с опорой на программу по литературе, которая выпущена под редакцией В.Я. Коровиной. В старшей школе характерна преемственность в рамках проектной деятельности учащихся или на обзорных уроках современной литературы.
Представленная нами система уроков имеет предметные и метапредметные результаты. Предметным результатом системы является поэтапное формирование представлений подростка о специфике раскрытия темы изгойства в мировой литературе (круг авторов, темы, жанры, ключевые идеи, художественные особенности). Метапредметные: гармоничное и всестороннее развитие личности, формирование познавательного интереса, способность и готовность к обучению и самостоятельному чтению, умение воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. Чтение и обсуждение подобных произведений формирует толерантность, учит видеть чужую боль, быть милосердным, уметь сопереживать и сочувствовать.
Система уроков разработана в помощь учителю и направлена на разрешение проблем изгойства и буллинга в школьном коллективе. «Образ ребенка и подростка в преподавании литературы - едва ли не главная проблема. В педагогике и сегодня метод «примера» остается одним из важнейших, проблема эстетического, нравственно-эстетического идеала никуда не исчезла» [Минералова, 2016]. Правильно преподнесенный учителем метод «примера», о котором говорит И.Г. Минералова, будет способствовать становлению личности подростка, докажет ему, что он в мире не один и покажет выход из сложившихся, на первый взгляд, непреодолимых ситуаций.
В работе мы представили конспекты уроков внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Р. Брэдбери «Всё лето в один день», в 6 классе по рассказу А. Костюнина «Рукавичка» и по повести В. Ледерман «Календарь ма(й)я», в 7 классе по повести А. Куприна «Кадеты». Произведения представляют различные аспекты раскрытия темы изгойства: мотив осознания своего проступка в рассказе «Всё лето в один день»; трагическое изображение и мотив раскаяния гонителя в рассказе «Рукавичка»; преодоление изгойства с помощью дружбы в повести «Календарь ма(й)я»; драматизация темы и переход из класса изгоя в класс угнетателей в повести «Кадеты».
Отметим, что интерес к текстам современной литературы и мотивация к чтению возникают у подростков за счет узнаваемости проблем и желания найти ответы на интересующие вопросы. Поведенческая модель главных героев произведений является ориентиром для школьника, благодаря которому подросток не остается один на один со своими проблемами, а получает некое руководство по выходу из сложных жизненных ситуаций.
В работе выявлены традиции темы подростка-изгоя в произведениях отечественной литературы. Данная тема прослеживается уже в XIX веке в сказочной повести Антония Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители», далее мы видим коллектив изгоев в «Кадетах» Александра Куприна и девочку-изгоя в «Записках маленькой гимназистки» Лидии Чарской (начало XX века), центральной эта тема является в повестях «Чучело» Владимира Железникова и «Верочка» Андрея Богословского (вторая половина XX века). Опыт зарубежных авторов в изображении героя-изгоя представлен следующим корпусом текстов - сказка «Гадкий утёнок» Х.К. Андерсена, повесть «Мартышка» Ф. Мориака, рассказ «Всё лето в один день» Р. Брэдбери, роман «Кэрри» Стивена Кинга.
Помимо этого, мы определили традиционные и новаторские черты в раскрытии темы изгойства в современной литературе. Рассматриваемая тема получает новое звучание. Опираясь на традиции предшествующей литературы - изображения героя-изгоя, физическая слабость и внешняя непривлекательность как причина отверженности, мотивы раскаяния «угнетателей» - современные писатели, с одной стороны, предлагают реальные пути решения намеченных проблем - дружба, увлечения, любовь, семья, обретение внутренней силы и свободы. На этом основаны русские тексты О. Раина, В. Ледерман, А. Олейникова, Е. Маликовой, Н. Волковой, Н. Блок, Е. Некрасовой. С другой стороны, изображают, к каким трагическим последствиям может привести пережитое в детстве унижение и насколько внутренне разрушительными оказываются детские обиды, если перенести их во взрослую жизнь. Об этом свидетельствуют тексты А. Костюнина и И. Лукьяновой. Зарубежные тексты аналогично русским демонстрируют либо пути решения проблем («35 кило надежды» А. Гавальда, «Чудо» Р. Паласио и «Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения» Ф. Бакмана), либо трагизм последствий пережитых унижений («13 причин почему» Д. Эшер, «19 минут» Д. Пиколт»).
Далее мы провели анализ школьных программ и учебно-методической литературы, чтобы выявить, какие тексты предлагаются для изучения со школьниками на обозначенную тему, а также рекомендации учителей- практиков по проведению уроков внеклассного чтения, затрагивающих образ ребенка-изгоя. Результаты работы показали, что изучение темы изгойства представлено эпизодически в учебно-методических комплексах разных авторов. Попытки педагогов-практиков разработать уроки внеклассного чтения по данной проблематике не носят системного характера. Выбор текстов, предлагаемый учителями для рассмотрения образа подростка-изгоя, невелик.
Опираясь на результаты анализа, нами была разработана система уроков внеклассного чтения для учащихся 5-9 классов, куда вошли тексты с тематикой изгойства, описанные в первой главе выпускной работы. Система уроков была основана на таких принципах, как: учет возрастных особенностей; разноплановость текстов; воспитательный аспект произведений и психотерапевтическая функция; связь с основным учебным материалом и календарная приуроченность; учет специфики уроков внеклассного чтения. Разработанная нами система сделана с опорой на программу по литературе, которая выпущена под редакцией В.Я. Коровиной. В старшей школе характерна преемственность в рамках проектной деятельности учащихся или на обзорных уроках современной литературы.
Представленная нами система уроков имеет предметные и метапредметные результаты. Предметным результатом системы является поэтапное формирование представлений подростка о специфике раскрытия темы изгойства в мировой литературе (круг авторов, темы, жанры, ключевые идеи, художественные особенности). Метапредметные: гармоничное и всестороннее развитие личности, формирование познавательного интереса, способность и готовность к обучению и самостоятельному чтению, умение воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. Чтение и обсуждение подобных произведений формирует толерантность, учит видеть чужую боль, быть милосердным, уметь сопереживать и сочувствовать.
Система уроков разработана в помощь учителю и направлена на разрешение проблем изгойства и буллинга в школьном коллективе. «Образ ребенка и подростка в преподавании литературы - едва ли не главная проблема. В педагогике и сегодня метод «примера» остается одним из важнейших, проблема эстетического, нравственно-эстетического идеала никуда не исчезла» [Минералова, 2016]. Правильно преподнесенный учителем метод «примера», о котором говорит И.Г. Минералова, будет способствовать становлению личности подростка, докажет ему, что он в мире не один и покажет выход из сложившихся, на первый взгляд, непреодолимых ситуаций.
В работе мы представили конспекты уроков внеклассного чтения в 5 классе по рассказу Р. Брэдбери «Всё лето в один день», в 6 классе по рассказу А. Костюнина «Рукавичка» и по повести В. Ледерман «Календарь ма(й)я», в 7 классе по повести А. Куприна «Кадеты». Произведения представляют различные аспекты раскрытия темы изгойства: мотив осознания своего проступка в рассказе «Всё лето в один день»; трагическое изображение и мотив раскаяния гонителя в рассказе «Рукавичка»; преодоление изгойства с помощью дружбы в повести «Календарь ма(й)я»; драматизация темы и переход из класса изгоя в класс угнетателей в повести «Кадеты».
Отметим, что интерес к текстам современной литературы и мотивация к чтению возникают у подростков за счет узнаваемости проблем и желания найти ответы на интересующие вопросы. Поведенческая модель главных героев произведений является ориентиром для школьника, благодаря которому подросток не остается один на один со своими проблемами, а получает некое руководство по выходу из сложных жизненных ситуаций.



