Только Word
ВВЕДЕНИЕ
....31.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РАЗВИТИЯ ПОДВИЖНОСТИ ПОЗВОНОЧНОГО ОТДЕЛА У ОБУЧАЮЩИХСЯ В ШКОЛЕ.
8
1.1. Современное состояние развития подвижности позвоночного отдела у
обучающихся в школе 8
1.2. Значение развития подвижности позвоночного отдела для физического
развития и здоровья детей 16
1.3. Сенситивные периоды развития подвижности опорно-двигательного
аппарата у обучающихся в
школе 20
1.4. Современные практики развития подвижности позвоночного отдела у
обучающихся в школе 25
2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 34
2.1 Методы исследования 34
2.2 Организация исследования 37
3. КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА РАЗВИТИЕ
ПОДВИЖНОСТИ ПОЗВОНОЧНОГО ОТДЕЛА 41
3.1 Разработка специальных упражнений для развития подвижности позвоночного отдела у обучающихся 7 - 11 классов упражнений на уроках физической культуры 41
ВЫВОДЫ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Актуальность важное значение в процессе обучения детей в школе имеет физическое воспитание, на основе которого формируется физическое развитие и укрепляется здоровье. В тоже время, как показывает анализ научно-методической литературы, состояние здоровья и физическое развитие современных детей в школе находится на низком уровне. По данным центра здоровья детей при Российской академии медицинских наук, около 85% школьников имеют различные отклонения в состоянии здоровья, в том числе с заболеваниями позвоночного отдела. Как показывает статистика, уже с 7 класса у детей снижаются показатели подвижности позвоночного отдела, к 11 классу они становятся еще критичнее. В то же время, хорошая подвижность позвоночного отдела - один из показателей функционального состояния опорно-двигательного аппарата школьников.
При появлении дефектов осанки изменяется не только внешний вид ребенка, - возникают нарушения деятельности внутренних органов. Сутулость, впалая грудь, сниженная емкость легких, предрасположенность к простудным заболеваниям, быстрая утомляемость. В результате длительных нарушений осанки развиваются стойкие искривления позвоночника - сколиозы. Сколиоз и нарушение осанки являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств здоровья [15].
Осанка - привычное положение туловища в пространстве, поза, обусловленная конституционными, наследственными факторами, зависящая от тонуса мышц, состояния связочного аппарата, выраженности физиологических изгибов позвоночника [1].
Неправильное положение тела, связано с необходимостью длительного сохранения рабочей позы, односторонним отягощением мышц, слабостью и недоразвитием опорно-двигательного аппарата создает неблагоприятные условия для функционирования органов, и систем. Вред наносится, в частности, таким системам, как кровообращение, дыхание, пищеварение.
Гибкость - это способность человека выполнять различные движения с большой амплитудой. Является одним из пяти физических качеств человека. Она характеризуется степенью подвижности звеньев опорно-двигательного аппарата. Это качество влияет на работу всех систем органов, состояния опорно-двигательного аппарата, развитие гибкости способствует укреплению здоровья и сохранению молодости на долгое время, а также гибкость важна при выполнении многих двигательных действий в трудовой, повседневной жизни и в быту [5].
Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Упражнения на гибкость рассматриваются специалистами как одно из важных средств оздоровления, формирования правильной осанки, гармоничного физического развития. Внешнее проявление гибкости отражает внутренние изменения в мышцах, суставах, сердечно - сосудистой системе. Недостаточная гибкость приводит к нарушениям в осанке, возникновению остеохондроза, отложению солей, изменениям в походке. Недостаточная гибкость у людей занимающимися спортом приводит к травмам, а также к несовершенной технике.
Недостаточная подвижность в суставах ограничивает уровень проявления силы, отрицательно влияет на скоростные и координационные способности, снижает экономичность работы и часто является причиной повреждения связок и мышц. При некоторых движениях гибкость человека играет основополагающую роль. Но, к сожалению, многие ученики и педагоги в своей физкультурной и спортивной деятельности недооценивают значение гибкости. Воспитание гибкости имеет особое значение в целом для воспитания двигательных качеств и физического состояния людей, так же это ограничено возрастными рамками. Школьный возраст - важный период совершенствования двигательных умений, навыков и физических качеств. У детей школьного возраста подвижность в суставах увеличена, в дальнейшем она уменьшается. Обусловлено это тем, что с возрастом постепенно ухудшается эластичность мышечно-связочного аппарата, межпозвоночных дисков и другими морфологическими изменениями. Воспитание физических качеств способствует развитию физической и умственной работоспособности. Одним из важных физических качеств является гибкость, которая увеличивает подвижность позвоночного отдела у обучающегося.
Выявление причин нарушения подвижности позвоночного отдела является одной из главных задач по контролю на уроках физической культуры. В связи с этим я считаем тему в настоящий момент актуальной. Это связано не только с ростом данной патологии, но и с тем, что она является предрасполагающим фактором к возникновению соматических заболеваний. Правильная осанка имеет не только эстетическое значение, но и является необходимым условием для нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов, то есть является одним из показателей состояния здоровья людей. Формирование правильной осанки важно в целях повышения работоспособности и гармонизации функций систем организма.
Таким образом, необходимость разработки специализированных комплексов упражнений поддержания и развития подвижности позвоночного отдела и является актуальностью.
Объект исследования: физическое воспитание обучающихся в школе.
Предметом исследования: комплексы специальных упражнений для развития и поддержания позвоночного отдела у обучающихся 7 и 11 классов на уроках физической культуры.
Цель исследования: обосновать и разработать комплексы специальных упражнений для развития подвижности позвоночного отдела у обучающихся 7 и 11 классов на уроках физической культуры, проверить их результативность в педагогическом эксперименте....
1. Гибкость характеризуется степенью подвижности звеньев опорнодвигательного аппарата и способностью выполнять движения с большой амплитудой. Для развития гибкости, важно учитывались возрастные и индивидуальные особенности детей.
2. В комплекс упражнений для развития подвижности позвоночного отдела у школьников экспериментальной группы были включены специальные упражнения. Упражнения включают в себя работу разгибатели позвоночника и широчайшие мышцы. Они обеспечивают динамику — выгибание спины вверх. Прямую и косую мышцу живота — поддерживает спину в прогибе, формирует упор, который статически удерживает прогиб.
3. В ходе проверки обнаружено, что увеличение результатов произошло и в контрольной, и в экспериментальной группах. Но разработанный комплекс упражнений является все-таки более эффективным, так как различия в тестах между контрольной и экспериментальной группами в конце эксперимента достоверны, следовательно, этот комплекс более эффективен. Таким образом, задачи, поставленные в начале нашего исследования, были выполнены, гипотеза подтверждена.
Практическая значимость: Практическая значимость работы заключается в разработке комплексов специальных упражнений развития и поддержания подвижности позвоночного отдела обучающихся, которые можно рекомендовать в практику физического воспитания детей в школе
1. Алексеев, В.В. Коррекция морфофизиологического состояния у продуктивных животных в биогеохимических условиях Присурья и Засурья Чувашии; Казань - М., 2008. - 256 с
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебное пособие / Б.А. Ашмарин. - Москва, 1990. - 365 с.]
3. Бобырь А.И., Никитин В.В. Дефанотерапия нарушений осанки и сколиоза. - Уфа, 1999.
4. Большая медицинская энциклопедия. - М.: АСТ, 2007. - 736с.
5. Бумарскова, Н. Н. Комплексы упражнений для развития гибкости. Учебное пособие / Н.Н. Бумарскова. - М.: МГСУ, 2015. - 128 с.
6. Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей. - М., 1996.
7. Велитченко В.К. Физкультура для ослабленных детей. - М.: ФиС, 1999.
8. Волков, М.В. Детская ортопедия: учебное пособие / М.В. Волков, В.Д. Дедова. - Москва, 2010. -213 с.
9. Гришин Т.В., Никитин С.В. Методы профилактики нарушений осанки у детей в общеобразовательных школах //Вестник гильдии протезистов-ортопедов, 2000, № 3, с. 38-42.
10. Евсеев С.П., Шипицина Л.М. Частные методики адаптивной физической культуры. - М. Советский спорт, 2004.
11. Епифанов, В.А. Лечебная физическая культура / В.А. Епифанов. - Москва: Гэотар-мед, 2012. -210 с
12. Калб, Т.Л. Проблемы нарушения осанки и сколиозов у детей. Причины возникновения, возможности диагностики и коррекции / Т.Л. Калб. - Тула, 2001. - 420 с.
13. Калюжнова, И.А. Лечебная физкультура / И.А. Калюжнова. - Ростов- на-Дону: Феникс, 2008. - 349 с.
14. Каптелин А.Ф. Восстановительное лечение: (лечебная физкультура, массаж и трудотерапия) при травмах и деформациях опорнодвигательного аппарата. - М.: Медицина, 1999.
15. Котешева И.К. Оздоровительная методика при Сколиозе. — М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2002 — 240 с....40