Только Word
РЕФЕРАТ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-
АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 12
1.1. Профессиональное самоопределение подростков как
междисциплинарный феномен: основные характеристики 12
1.2. Психолого-акмеологический подход к проблеме профессионального
самоопределения 29
1.3. Содержание и направления сопровождения профессионального
самоопределения подростков 40
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 55
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ 57
2.1 Организация и методики исследования 57
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования профессионального
самоопределения подростков 63
2.3. Методические рекомендации психологической службе образования по организации психолого-акмеологического сопровождения подростков ... 75
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 115
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 117
Приложение 124
Актуальность темы исследования обусловлена потребностями общества и системы образования в разработке проблем профессиональной ориентации подростков. Современное сложное состояние общества порождает такие условия выбора профессии, к которым не готовы выпускники школ и учебных заведений, в том числе и морально,
психологически. С другой стороны, нельзя не учитывать сложный
социокультурный и экономический контекст жизни подростков. На профессиональную ориентацию подростков оказывают влияние
региональные, демографические, социально-стратификационные факторы, которые в значительной степени обусловливают и конкретизируют реальность их жизненной ситуации, определяющую выбор профессии (А.И. Гражданкин, А.Г. Левинсон, P.M. Сельцер, B.C. Собкин),
Психологи и педагоги, работающие с подростками, отмечают большую зависимость от родителей и инфантилизм молодежи при выборе профессии (Г.Х. Воронова, JI.E. Курнешова, Н.В. Прусова, Е.С. Романова).
Профессиональное самоопределение- это избирательное отношение индивида к миру разнообразия профессий как в целом, так и к конкретно выбранной профессии (Е.А.Климов, Н.И. Крылов, Е.Ю. Пряж-никова, Н.С Пряжников).
Сегодня недостаточно уделяют внимания психолого-педагогическим проблемам организации помощи этому процессу и самим подросткам, хотя важность такой помощи не отрицают ни психологи, ни сами подростки, ни родители.
Малоизученными остаются проблемы коррекции профессиональной ориентации подростков, оказания им психолого-акмеологической помощи в этом вопросе. Особую актуальность приобретает проблема изучения психолого-акмеологического сопровождения профессиональной ориентации в подростковом возрасте.
Проблема профессиональной ориентации подростков можно представить несколькими направлениями изучения:
• мира профессий и получение знания об особенностях каждой профессии с целью выбора профессии (профессиональная пропаганда, профессиональная ориентация молодежи, профессиональная консультация) (П.Р. Атутов, A.A. Вайсбург, В.В. Чебышева, Е.А. Шумилин);
• параметров, влияющих на профессиональное самоопределение, условий и факторов, влияющих на профессиональное развитие и формирование мотивов деятельности (Н.Д. Боровикова, Н.В. Галкина, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Сафин);
• профессиональной направленности (профессиональных интересов, отношения к профессии, профессиональных намерений, профессиональной культуры) (И.Е. Безрученко, Ю.Н. Кулюткин, А.К. Маркова, А.П. Сейтешев);
• соответствия личности учащегося требованиям профессии (профессиональная идентификация) (М.И. Дьяченко, О.В. Москаленко, A.A. Сорокин).
Отсюда, несмотря на интерес исследователей к проблеме процесса психолого-акмеологического сопровождения профессионального
самоопределения подростков выявило ряд противоречий:
• между потребностью подростка в адекватно сформированной профессиональной самоопределения и невозможностью учета комплекса психолого-акмеологического сопровождения данного процесса;
• необходимостью оптимизации процесса психолого-акмеологического сопровождения профессионального самоопределения подростков и неразработанностью технологий оптимизации данного процесса.
Поэтому важно изучить психолого-акмеологическое сопровождение профессионального самоопределения подростков, выявить потенциал, методы и средства внедрения этого процесса.
Данные противоречия определили проблему исследования: каковы условия психолого-акмеологического сопровождения профессионального
самоопределения подростков. Этим обусловлена актуальность темы
диссертации.
Цель исследования: разработать психолого-акмеологическое
сопровождение профессионального самоопределения подростков.
Объект исследования: профессиональное самоопределение
подростков.
Предмет исследования: формы и методы психолого-акмеологического сопровождения профессионального самоопределения подростков.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что профессиональное самоопределение подростков может быть успешным, если осуществить психолого-акмеологическое сопровождение профессионального самоопределения подростков, заключающееся в организации и проведении тренинговых занятий на основе профориентационных игр.
В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой определены задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблемы профессионального самоопределение подростков.
2. Изучить психолого-акмеологический подход к проблеме
профессионального самоопределения.
3. Разработать модель психолого-акмеологического сопровождения профессионального самоопределения подростков.
4. Провести эмпирическое исследование профессионального
самоопределения подростков.
5. Разработать методические рекомендации по психолого- акмеологическому сопровождению профессионального самоопределения подростков.
Теоретико-методологическая основа исследования:
- принципы системности, активности, развития, единства сознания и деятельности; специальные и конкретные методологические принципы
акмеологии: субъекта деятельности (A.A. Деркач, Е.А. Климов, Н.В.
Кузьмина);...
Следует подчеркнуть, что именно акмеологическая составляющая вносит в содержание профессионального самоопределения подростка тот оптимизирующий эффект, который необходим ему в условиях трансформации российского общества. Раскроем данный вывод в положениях, вытекающих из материалов исследования:
1. Выбор профессии, профессиональное самоопределение - важнейший жизненный акт молодого человека. Ключевой вопрос экзистенции, взаимодействие “человек - мир”.
Инновационный вклад акмеологии в этот процесс следует подчеркнуть специально. Это определяется тем, что цель профессионального самоопределения не просто профессиональное ориентирование, а становление подростка в качестве самостоятельного (авторского) субъекта самоопределения.
Путь (этапы) профессионального самоопределения: познание “мира профессий”, “требований и возможностей того или итого типа профессий, осознание условий среды, социально-экономического статуса тех или иных профессий, требований “рынка труда”.
2. Выделяют методы профориентационной работы. Основанием
группировки методов выступают типы задач, решаемые в процессе психологической поддержки подростка. Отсюда: 1) информационно
справочные, просветительские методы; 2) диагностические методы; 3) методы морально-эмоциональной поддержки; 4) методы принятия решения и построения перспектив профессионального развития.
Акмеология как наука и практика вносит в процесс профессионального самоопределения подростка новое качество:
- введение в контекст жизненного и профессионального
самоопределения понятие “АКМЕ. Через это - энергетический импульс - толчок активности самоопределения подростка (придание этой активности стратегического, неадаптивного, надситуативного характера);
• изменение взгляда на учебную деятельность, учебные предметы. Включение результатов учебной деятельности в содержание ресурсов достижения жизненного идеала;
• интерес к качествам личности подростка как активного, эффективно действующего субъекта (не “что?” есть “психика” как в психологии, а “как?” используется психика” как в акмеологии...);
Акмеологическое содержание таким образом оптимизирует профориентационную работу и придает профессиональному
самоопределению подростка характер выбора не просто профессии, а профессионально-личностного жизненного пути.
1. Акмеологический словарь. Под общей ред. A.A. Деркача - М.: РАГС, 2004.
2. Анищева Л.И. Акмеологические механизмы преобразования педагогического руководства в многоуровневой системе среднего профессионального образования - Воронеж: ВГГТГК, 2003.
3. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и
конструирование миров. Психолог - Психопедагог - Психоисторик. - Москва — Воронеж, 1996, с.519; он же: Психология личности. Принципы
общепсихологического анализа. - М: 2001, с.401.
4. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. - М: 1988.
5. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. — М.: Совершенство, 1997. — 299 с.
6. Блинов Я.В. Синергетика профессионально-личностного самоопределения. Акмеология: Личностное и ггрофессиональное развитие. М.:РАГС, 2004.67-71с.
7. Богданов Е.Н, Зазьгкин В.Г. Введение в акмеологию. Калуга: КГПУ им. Циажовского, 2000. 96с.
8. Борисова Е.М. Профессиональное самоопределение: личностный аспект: Автореф. дис.... док. психол. наук. - М., 1995. - 34 с.
9. Борисова ЕМ, Гуревич КМ Психологическая диагностика в школьной профориентации /Вопросы психол. № 1 1988. С.77-82.
10. Боронова ГХ, Прусова НВ. Психология труда - М:Эксмо, 2009.246с.
11. Буягас ТМ Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопр. психол. № 2. 2002.С.28-39.
12. Валитов МС. Особенности профессиональной консультации подростков. /Вопросы психол. № 6.1984. С. 60-68.
13. Водзинская В.В. Ориентация на профессии / В.В. Водзинская; Молодежь и труд. М.: Молодая гвардия, 1970. С.79-100.
14. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание жизненного поля личности старшего подростка//Мир психологии и психология в мире. — 1995 - № 3.
15. Гинзбург М.Р. Психологическое содержание личностного
самоопределения. / М.Р. Гинзбург; Вопросы психологии. 1994. № 3. С. 43- 52....80