Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ИХ СИБЛИНГОВОЙ ПОЗИЦИИ В СЕМЬЕ 7
1.1. Понятие «общение» и «коммуникация» в педагогике и психологии . 7
1.2. Особенности коммуникативных умений детей старшего
дошкольного возраста 11
1.3. Понятие «сиблиниги» и «сиблинговые позиции» в научных
исследованиях 18
1.4. Специфика коммуникативных умений детей старшего дошкольного
возраста, имеющих разные сиблинговые позиции в семье 20
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 24
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С УЧЕТОМ ИХ СИБЛИНГОВОЙ ПОЗИЦИИ В
СЕМЬЕ 25
2.1. Организация и методы исследования 25
2.2. Результаты исследования коммуникативных умений детей старшего
дошкольного возраста, имеющих разные сиблинговые позиции в семье 26
2.3 Система педагогической работы по развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с учетом их сиблинговой
позиции в семье 33
2.4. Изучение эффективности системы педагогических мероприятий.. .37
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 50
Общение - это одна из важных составляющих жизни ребенка, и в зависимости от того, насколько он обладает способами общения и будет зависеть его успешность в процессе взросления. Проблема развития общения со сверстниками детей в дошкольном возрасте всегда привлекала внимание педагогов психологов. Еще в 30-е годы Ж. Пиаже обратил научный интерес к сверстникам, как к важному фактору и необходимому условию психологического и социального развития ребенка, содействующему содействие разрушению эгоцентризма.
В настоящее время возрастает интерес ученых и специалистов в обдасти дошкольного образования к изучению коммуникативных умений детей. Отмечается, что современные дошкольники имеют затруднения в общении со сверстниками, дети увлечены гаджетами, что мешает полноценному общению друг с другом. Данные вопросы освещены в исследованиях А.Г. Зверинцева, Г.Г. Почепцова, В.А. Спивак, М.А. Василик, Ф.И. Шаркова и др.
Особый интерес представляет общение ребенка с братьями и сестрами в одной семье (сиблингами).
Согласно статистике 2017 г. число многодетных семей в России за шесть лет выросло на 25%. Так, в начале 2017 года число многодетных семей в России составило 1 млн. 566 тыс., что на 25% больше показателей последней переписи населения (1млн.250 тыс. семей; Всероссийская перепись населения состоялась в 2010 году). Около 100 тыс. российских семей воспитывают пять - семь детей, а 929 семей - 11 детей и более [7].
Описывая ситуацию изученности проблемы относительно к дошкольному возрасту, можно установить, что в психолого-педагогической литературе многие аспекты формирования коммуникативных умений остаются не исследованными. Следовательно, не в полной мере раскрыты критерии коммуникативных умений, содержание и показатели их сформированное™ у детей дошкольного возраста, неоднозначна последовательность включения дошкольников в процесс их формирования, формы организации деятельности детей вне занятий. Рассмотренные и изученные нами исследования позволяют выделить противоречие между признанием значимости коммуникативных умений в воспитании личности ребенка как субъекта коммуникативной деятельности и неразработанностью методического инструментария развития данных умений, соответственно требованиям государственного стандарта дошкольного образования.
Таким образом, выше сказанное противоречие позволяет определить проблему исследования: как в современном дошкольном учреждении сообразно с обозначенной в педагогике и психологии ролью общения в развитии личности дошкольника сделать развитие формирования коммуникативных умений более успешным, соответствующий требованиям практики?
В современных исследованиях педагогами и психологами уделяется недостаточно внимания проблеме коммуникативных умений детей, имеющих разные сиблинговые позиции в семье. В то же время данная сфера взаимоотношений дошкольника имеет очень большое влияние на развитие его коммуникативных умений с окружающими.
В зависимости теоретической и практической значимости настоящей проблемы была определена тема выпускной квалификационной работы: «Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с учетом их сиблинговой позиции в семье».
Следовательно, необходимо исследовать проблему коммуникативных умений детей со сверстниками, имеющих разные сиблинговые позиции в семье.
Цель исследования: выявить возможности развития
коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с учетом их сиблинговой позиции в семье в условиях дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы в педагогической литературе.
2. Подобрать методы и методики исследования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
3. Экспериментально изучить коммуникативные умения старших дошкольников, имеющих разные сиблинговые позиции в семье (единственный, старший, младший ребенок).
4. Разработать систему педагогических мероприятий по развитию коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с учетом их сиблинговой позиции в семье, в условиях дошкольной образовательной организации.
5. Изучить эффективность проведенной работы.
Объект исследования: коммуникативные умения.
Предмет исследования: развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста с учетом их сиблинговой позиции в семье.
Гипотеза исследования: Система педагогической работы,
включающая: проведение комплекса коммуникативных игр с детьми, с учетом их сиблинговой позиции, предполагающим: развитие умения согласовывать свои действия с действиями сверстника - у единственных детей в семье; развитие инициативности - у старших детей; умения поддерживать положительный эмоциональный фон общения - у младших детей; а также работа с родителями по ознакомлению со способами организации общения и взаимодействия сиблингов в семье - является эффективным средством развития коммуникативных умений детей.
Методы исследования: анализ научной литературы; наблюдение, педагогический эксперемент.
Методики исследования: наблюдение за общением дошкольников со сверстниками (Е.О. Смирновой и В.М. Холмогоровой); Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман)....
В ходе исследования было выявлено, что интерес к изучению общения и коммуникативных умений детей постепенно возрастал и в настоящее время коммуникативные умения детей изучается многими ученными. Педагогами и психологами уделяется недостаточно внимания к детям, имеющим разные сиблинговые позиции в семье. В то же время данная сфера имеет очень большое влияние на развитие коммуникативных умений детей.
В процессе исследования были решены поставленные задачи: изучено понятие «коммуникативные умения» в педагогической и психологической науке, рассмотрены особенности коммуникативных умений в старшем дошкольном возрасте; проанализированы понятия «сиблинги» и «сиблинговые позиции»; выявлено влияние порядка рождения в семье на порядок коммуникативных умений ребенка со сверстниками; рассмотрены методы и методики исследования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста; экспериментально исследованы особенности коммуникативных умений старших дошкольников со сверстниками;на основе полученных данных сделаны выводы.
Решение указанных задач позволило подтвердить гипотезу о том, что система педагогической работы, включающая в себя проведение комплекса коммуникативных игр для детей старшего дошкольного возраста с учетом их сиблинговой позиции в семье, а также работа с родителями по ознакомлению со способами организации общения и взаимодействия сиблингов в семье является эффективным средством развития коммуникативных умений детей.
Разумеется, наша работа не решила проблему формирования коммуникативных умений старших дошкольников, поэтому работу по формированию коммуникативных умений старших дошкольников необходимо продолжать.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М., 1998. 251 с.
2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. Сборник. Издательство «Феникс», 1998.
3. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников»: учебное пособие для студентов высших и средних учебных заведений пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: издательский центр «Академия», 2000. 372 с.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект-Пресс, 2016. 363 с.
5. Арушанова А.Г Развитие коммуникативных способностей дошкольника: Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 2011. 80 с.
6. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 1999. 253 с.
7. Астахов П. Число многодетных семей в России за шесть лет
выросло на 25%. [Электронный ресурс] // Опора государства: сетевая статья. 2017 URL: https://russian.rt.com/russia/article/372844-chislo-mnogodetnyh-
semei-rossiya (дата обращения:25.09.2017).
8. Афонькина Ю.А., Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологи. М., 1995. 291 с.
9. Батуева Г. М. Коммуникативные задачи как средство формирования коммуникативных умений у младших школьников. Калининград, 2007. 191 с.
10. Бодалев. А.А. Личность и общение: Избранные труды. М.:
Педагогика, 2001.270 с.
11. Болотина Л.Р., Баранов С.П., Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2 -е изд., испр. и доп. М.: Академический Проект; Культура, 2005.
12. Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко В. Олма-пресс. 2006. 389 с.
13. Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003. 96 с.
14. Василик М.А. Основы теории коммуникации: учебник. М.:
Гардарики, 2006. 615 с.
15. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика - Пресс, 1999. 345 с....64