Введение 3
Глава I. Гендерные исследования как неотъемлемая часть современного культурно-антропологического подхода 16
Глава II. Салемский феномен в гендерной истории США 27
Глава III. Разработка элемента факультатива «Толерантность - путь к пониманию. Пьеса Артура Миллера в контексте внеклассного мероприятия» 38
III.I. Роль факультативов в процессе обучения истории 38
III.II. Пьеса Артура Миллера для реализации культурно-антропологического подхода в контексте Салемского инцидента 49
Заключение 55
Библиография 56
Приложения
С каждым годом в школьную методику внедряется все больше и больше новых программ, и методов для обучения детей. К сожалению, вместе с этим в большинстве случаев урезается программа и выпадают некоторые темы для изучения, которые ученикам было бы необходимо знать хотя бы поверхностно.
Из-за урезания некоторых тем, которые могут быть косвенно связаны с другими предметами, у учеников развиваются не все нужные компетенции, которые указываются во ФГОС. Примером может служить тема, представленная в нашей работе.
В этой работе мы коснемся темы Салемского инцидента и предоставим разработку программы факультатива по данной теме.
Поиски моделей содержания образования, создающих условия для развития личности, обучающихся и позволяющих обеспечить качество образования, является одной из актуальных задач современной педагогики.
Анализ стратегий становления образования на современном рубеже позволяет сделать вывод о том, что теория и практика существуют на стыке между понятием образования как передачи навыка и опыта и образовательной парадигмой становления личности, а поиск дидактических средств модернизации содержания образования связан с решением вопроса синтеза знаниево-стандартизированного и личностно-вариативного составных образования, с построением образовательной системы современного поколения, переводом системы образования в режим синергетического становления и усложнения, созданием синтетической теории изучения.
Это, в первую очередь, требует обратиться к антропологическому и культурологическому подходам как основным методологическим предпосылкам прогрессивной гуманистической образовательной парадигмы.
Антропологический подход базируется на принципе антропологического образования и воспитания. Его появление связано с переосмыслением основных взглядов и подходов в учебной сфере деятельности. Антропологический подход связан с переходом к гуманистической направленности воспитания и переориентации воспитательного процесса на личностный приоритет.
Культурологический подход определяет культурные закономерности развития образованности личности как человека. Культуры и механизмы обретения обучающимися ценностных ориентации и личных содержаний. Это «видение образования через призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде».
Мы рассматриваем культурно-антропологический подход как интегративную целостность, как специфическую форму обеспечения взаимосвязи, взаимопроникновения антропологического и культурологического подходов. Опора на него позволяет решать проблему образования как трансляции социокультурного опыта, с одной стороны, и развития личности обучающегося через усвоение содержания образования как компонента культуры - с другой.
Предпосылками становления названного подхода в педагогической науке являются:
• изменение стороны научного анализа проблем образования, детерминированных кризисными явлениями в социокультурной сфере и усложнением характера самого процесса образования, акцентуация его культурообразующих функций; видение обучающегося как главной цели и ценности образования;
• переосмысление методологических основ педагогики с позиций культуры, человека, личности.
Концептуальное ядро культурно-антропологического подхода составляет понимание образования как специфического способа преобразования природных задатков и возможностей человека, где важную роль играет система целеполагания и специфика содержания самого материала.
В его рамках содержание образования:
• центрировано на личности обучающегося, ее становлении, развитии, самореализации;
• имеет интегративный, жизнеобеспечивающий характер; ориентировано на ценности мировой, национальной и региональной культуры; соотносится с возрастными и индивидуальными возможностями обучающегося;
• не сводимо только к его научному компоненту, что зачастую присуще научному образованию, а дополняется субъектными смыслами: от значения к смыслу, от рационального через эмоциональное к духовному.
Неотъемлемой частью для этого подхода в нашем случае является гендерная тематика. Как уже говорилось выше, все дополняется смыслом от рационального к духовному сквозь эмоциональное. Это вполне актуально, потому что гендерный вопрос хорошо рассмотреть не только с точки зрения современного феминизма, а с его «зарождающейся стадии» на примере Салемского процесса.
Чаще всего Салемский инцидент воспринимается как настоящая казнь ведьмами, что прочно укрепилась в головах людей, не сильно разбирающихся в этой теме. На самом деле этот процесс идеальный пример для того, чтобы наглядно показать гендерные отношения в такое непростое время.
Также, примем во внимание, что гендерный вопрос изучается в школе очень поверхностно и больше всего на него наслаивают проблему феминизма. Причем в достаточно извращенной форме, если брать во внимание то, то в наш век передовых технологий феминизм больше рассматривается как «привилегия, чтобы подчеркнуть свои привилегии».
Данный вопрос лучше осветить с точки зрения культурно - антропологического подхода, в момент его «латентной» стадии, в нашем случае - Салемский инцидент 1692 года.
Почему это так необходимо? Культурно-антропологический подход позволяет рассмотреть какой-либо вопрос или проблему с разных сторон. Примем во внимание то, что суд над Салемскими ведьмами имеет много вопросов, несостыковок, следовательно, это огромный пласт для реализации культурно-антропологического подхода. Между тем, хотим отметить, что культурно-антропологический подход позволяет показать школьнику возможность и способы изучения социальных феноменов с точки зрения науки, при этом сохраняя интерес и удивляя нас многогранностью темы. Если разбирать суд над Салемскими ведьмами именно через культурно¬антропологический вопрос, то в итоге мы получаем межпредметные связи между историей и обществознанием:
1. История ранней Америки;
2. Гендерный вопрос в его «латентной стадии»;
3. Актуальность вопроса массовой истерии;
В нашем случае для разработки элемента факультатива применятся пьеса Артура Миллера «Суровое испытание» из которого следует следующее:
4. Ознакомление с памятником художественной литературы, по которому сделано две экранизации и три театральных постановки.
Статус женщины в мире постоянно был не таким же, как у противоположного пола.
Какая роль отведена американкам в жизни общества? Ответить на данный вопрос очень принципиально, из-за того, собственно, что общественный прогресс, по образному выражению К. Маркса, «может быть точно измерен по социальному положению прекрасного пола...»6 Другими словами, изучая положение американской женщины, мы можем лучше разобраться в остросоциальных процессах, происходящих в Соединенных Штатах Америки.
Кроме того, данный период в истории Америки может помочь понять ряд современных проблем, наподобие сексизма, расизма, фанатизма, демонстрируя, как и почему все это развивается. Не из-за решений, на которые решаются люди, или из-за тайной работы всемогущего божества или «природы человека» - или каких-то других форм навязанной участи.
Вместе с этим, в данной работе мы разберем эволюцию гендерных отношений, проведем отличие между «полом» и «гендером». Этим мы дадим понять целесообразность применения гендерного подхода в изучении Салмеского инцидента.
Школьный возраст лучше подходит для изучения истории через конкретных деятелей и людей:
• Только посредствам изучения личности, можно понять какие ценности присутствовали в определенном обществе и соответственно кого считали кумиром;
• Именно в этом возрасте лучше усваивается «человеческая» сторона истории.
Культурно-антропологический подход обеспечивает более детальный и глубокий подход в изучении истории. Данный подход в изучении истории дает возможность изучения человека в истории и культуре в контексте общечеловеческих ценностей. Он представляет собой межпредметную интеграцию. Следовательно, обучающимся нужно дать знания, которые исходят из целого комплекса социально-гуманитарных наук и вооружить его ценностно-практическим опытом, погрузить в деятельность творчества. В данном случае история будет считаться системообразующим предметом - МХК, литература и обществознание выступят как вспомогательные дисциплины, способствующие расширению, дополнению материала.
Центральное место в данном подходе занимает концепция человека, о чем уже говорилось выше.
Объект работы - Культурно-антропологический подход.
Предмет работы - тема суда над салемскими ведьмами в контексте реализации культурно-антропологического подхода во внеурочной деятельности.
Целью нашей работы является разработка элемента программы внеурочного факультатива по теме Салемского инцидента.
Данная цель будет решаться посредством следующих задач:
1. Изучить предпосылки формирования гендерных отношений Америки нового времени через роль женщины в конце XVII века;
2. Рассмотреть Салемский инцидент как проявление «латентной» стадии изменения характера гендерных отношений в Америке;
3. Обратиться к истории «женского вопроса» в культуре Америки;
4. Обобщить и систематизировать материал по применению данной темы во внеурочной деятельности;
5. Разработка факультативного занятия с внедрением культурно-антропологического подхода.
Гендерная история, и роль женщины в жизни общества всегда интересовала людей. Сегодня, когда феминизм третей волны наступает с новой силой, на свет выходит все больше и больше новых сведений о казни Салемских ведьм в 1692 году.
Для написания работы, нам было необходимо изучить литературу и источники по истории Салемской инквизиции, теоретическую литературу по гендерному подходу и учебно-методическую литературу по гендерному подходу.
Мы использовали архивы салемского дела, представленные на официальном сайте штата Массачусетс, по делу о Салемском инциденте . Мы сделали перевод документов, на которых были написаны приговоры и обвинения свидетелей. Вместе с этим, был проведен анализ, чтобы рассмотреть в каком порядке происходил судебный процесс - начиная от ареста и заканчивая казнью, если все-таки судья выносил смертный приговор.
Что касается литературы по истории Салемских ведьм, то тут есть несколько точек зрения на причину массовой казни людей в Салеме. Большинство склоняется к тому, что это было просто массовой истерий, что было отражено в трудах Григулевича , Тарновского и Сперанского . Также, есть теории, объясняющие произошедшее с медицинской точки зрения, указывая на возможность отравлением спорыньей - грибком, который поражает
больные посевы и вызывает летаргический энцефалит, и поэтому дочь и племянница местного священника вели себя так странно - непонятные крики, выворачивание рук и ног - симптомы летаргического энцефалита. Данная точка зрения была выдвинута американским историком Питером Грандом в 2015 году.
Большинство вышеперечисленных работ, а именно труды Григулевича , Тарновского и Сперанского , описывают процессы с середины XV в. по начало XVIII в., то есть в период её полномасштабного характера, однако, нам интересен только конец XVII века в Новой Англии, где в 1692 году начался самый кровавый период в истории штата Массачусетс. Авторы касаются Салемского инцидента поверхностно, но этого достаточно для того, чтобы разобраться о характере этой инквизиции
Научной литературы на русском языке практически нет, но есть сайты, на которых выставлены источники по этому делу - показания свидетелей, приговоры и письменные признания виновных. Рассмотрение этой темы очень перспективно с точки зрения гуманитарных наук в целом, так как исследование ведовства популярно в научно-исследовательской среде.
В художественной и публицистической литературе тоже есть разные точки зрения на то, что происходило в Салеме 1692 года. Кэтрин Хоу автор книги «Книга таинств Деливеренс Дейн» вообще утверждала, что все, что было в Салеме было основано на сексизме, в чем принципе несложно согласиться. Как утверждает Кэтрин, нельзя сбрасывать со счетов и «феминистский» аспект. Жертвами салемской охоты на ведьм были в основном женщины.
Как ни странно, но все же существуют и работы, которые обличали ведьм.
Некоторые авторы писали о существовании реальных ведьм в Салеме. Но стоит сказать, что большинство из них — это художественная литература. Цикл произведений «Тайный круг» авторства Лизы Дж. Смит. Знаменитый писатель Стивен Кинг тоже отметился в этом деле, и в 1975 году издал книгу «Салемов удел», но почему-то главным злом выступили вампиры, а не ведьмы.
В учебно-методической литературе, внедрение культурно-антропологического подхода еще в новинку специалистам, но есть такие специалисты, которые предлагают уже внедрять его для обучения, как, например, Бермус, Запесоцкий и Сериков. Бермус Александр Григорьевич, в своей статье «Контекст и структура парадигрмального подхода в современной теории образования», говорит, что советская система образования прочно закрепилась в школах, но времена когда СССР противостоял Западу давно прошли, и поэтому необходимо внедрить новый подход для обучения, чтобы осветить одну тему под разными углами.
Таким образом, культурно-антропологический подход еще не достиг большой популярности, и мы не располагаем достаточным количеством теоретических работ, представляющих разные трактовки и подходы.
В литературе по гендерному вопросу можно выделить лишь точку зрения. Она ссылается на то, что в абсолютный патриархат был всегда. Даже в столь новой стране, как Америка. На это указывает труд Ольги Кирьяновой «Американская женщина вчера и сегодня: иллюзия на продажу».
Е.Н.Каменская, в своей работе «Гендерный подход в педагогике» утверждает, что в настоящее время появилась необходимость выработать цельную концепцию гендерного образования выявить пути и механизма формирования гендерной культуры в российском обществе.
Нам стоит разобраться, как и когда начали вводить гендерный подход в образование. Более подробный разбор гендерной литературы будет произведен в первой главе нашей работы. Прогресс не стоит на месте, и мы предоставим на основе этого разработку элемента факультатива.
Салемская инквизиция в курсе школьной истории не рассматривается. Мы предполагаем, что данную историю можно предложить для проведения внеклассного мероприятия в теме о толерантности.
Стоит заметить, что упоминание о Салемской инквизиции упоминается в теме:
Западноевропейская колонизация «новых земель». Есть абзац, где говорится о первом поселении англичан в Новом Свете (Джеймстаун). Также, отдельно рассказывается о основании колонии Новый Плимут, местоположение которого было севернее Джеймстауна, поясняют что английские пуритане — это основатели Америки - «отцы-пилигримы». И мельком затрагивается тема об инквизиции 1692 года.
В рамках школьного курса по обществознанию, можно сослаться на такие темы как:
1. Что главное в человеке. В контексте данной темы рассказывается о моральных качествах человека, таких как толерантность, справедливость и советь. Для нашей темы это очень хороший потенциал.
2. Человек культурный. В данной теме идет речь о культуре человека в целом. О его достижениях на протяжении всей истории, о опять-таки моральных качествах и можно также привести пример о том, без каких качеств человек не может быть справедливым, и привести пример из истории. Тоже касается нашей темы.
3. Моральный выбор - это ответственность. Речь идет о совести, долге и как правильно поступить человеку в сложившейся ситуации. В данной теме нет ответа на вопрос «как правильно», дается ответ на вопрос «как нужно для себя».
Стоит сказать, что наша разработка будет направлена на детей 8-10 классов (13-17 лет). Для такого возраста как раз необходимо узнать и разобраться в таком явлении как толерантность, а также о «антиподах» - сексизм, фанатизм и угнетение по гендерному признаку.
Что касается учебно-методической разработки, то мы представим вашему вниманию разработку программы части факультатива, посвященному толерантности.
Во ФГОС История относится к общественно -научным предметам и должны обеспечить формирование мировоззренческой сферы обучающихся, понимание основных принципов жизни общества, формирование важнейших культурно-исторических ориентиров, развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять свое отношение к ней. Для изучения пуританизма данные требования подходят хорошо.
Также, данная тема относится к обществознанию. Точно также, как и история, во ФГОС обществознание является общественно-научным предметом. Оно должно обеспечить формирование у обучающихся личностных представлений об основах российской гражданской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям. Одно из основных, что напрямую касается нашей темы - это приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения задач в области социальных отношений, адекватных возрасту обучающихся, межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, возрастов и социальных групп.
Также в данной работе был использовано произведение драматурга Артура Миллера. Пьеса Артура Миллера «Суровое испытание» М., 2002 г. Артур Миллер написал свою пьесу не только с исторической точки зрения. Он проводил аналогии со своим временем. Во время написания «Сурового испытания» особый размах приобрело движение маккартизма, когда начинались репрессии по отношению к людям, якобы настроенным против США. Автор дал четко понять, что данные проблемы будут актуальны всегда.
Наша работа будет разделена на три части.
В первой главе мы рассмотрим внедрение гендерного вопроса в культурно-антропологический подход. Проведем небольшой анализ того как гендерный вопрос внедрился в школьную программу и рассмотрим гендерные отношения в Новое время.
Во второй, мы покажем, как проходил сам Салемский инцидент, какая в Салеме царила социальная организация, и как она сменилась, когда в Салеме обнаружили ведьм.
В последней главе мы предоставим разработку элемента факультативной программы по пьесе Артура Миллера. Предоставим концепт занятий, вопросов. Раскроем цель и покажем, как будет важен этот факультатив для учеников.
Мы надеемся дать обоснованную оценку Салемской инквизиции- одному из важнейших инцидентов в истории США.
Апробация работы. Близкой к нашей теме работа была опубликована статья «Ведьмы и ведовство Салема в творчестве Артура Миллера» на VI Всероссийской научно-практической конференции «История и политика в искусстве» (г. Красноярск, 2020 г.)
Роль женщины в Америке XVII века была не слишком велика. Женщина живущая почти что на таких же правах как и черная рабыня с одним исключением, не могла быть свободной. Заниматься продажей, или голосовать она не могла. Лишь к концу XVII века какая-то часть смогла добиться относительной свободы: дамы занимались торговлей, хозяйничали на больших фермах и прекрасно со всем этим справлялись, то есть прямо покушались на мужские прерогативы, что в среде пуритан воспринималось крайне болезненно. Вполне вероятно, что именно это и могло послужить началом охоты на Салемских ведьм, так как богобоязненность пуритан трактовала полное послушание женщин, перед своими мужьями или мужчинами.
«Женский вопрос» в культуре Америки всегда был больным местом. Как уже говорилось выше, в самом начале женщины вообще не имели прав.» Но ответ на него стоит искать не в нашем времени, и не с конца XIX - начала XX вв. Истоки этого вопроса кроются гораздо глубже, с момента прибытия колонистов в Новый свет. Женщины верили в обещания красивой жизни в Новом свете, и мы смеем утверждать, что именно отсюда и взялись истоки об «идеальной американской жене» и «настоящей американской мечте». В дальнейшем стоит разобрать этот вопрос уже более узко, так как это большой пласт для дальнейшей разработки внеклассного мероприятия.
Внедрение гендерного подхода в образование дало новый рывок для разработки и появления новых методик. Культурно-антропологический подход — это новая возможность посмотреть на исторические события и реалии под другим углом. В нашем случае рассмотрение Салемского инцидента через пьесу Артура Миллера, проводя параллели с нашим временем (через гендерный подход) и также аллюзия на момент написания и издания книги.
Культурно-антропологический подход в наше время еще не до конца внедрен и изучен. Как мы уже говорили выше, для нас было важно внедрить, гендерный вопрос в культурно-антропологический подход. Новизна подхода очень хороша, для гендерного вопроса. И подход новый и вопрос еще не полностью изучен в нашей стране.
Но как мы уже говорили, подход является интересным для изучения не обычной и «пресной» истории через зубрежку и чтения параграфов из учебников. Мы предлагаем изучение темы через нетрадиционный подход и метод - культурно-антропологический подход через пьесу Артура Миллера. И речь идет не только о чтении пьесы и постановке ее на факультативе, можно развить и предложить посмотреть отрывок из экранизации или театральную постановку. Книга и фильм не содержат сцен жестокости, они очень гуманны, но показывают весь ужас, который происходил в то время. И именно культурно¬антропологический подход помогает реализовать все, что было заложено в книге. Как уже говорилось выше - этот подход помогает изучить вопрос со всех сторон. Следует принять это во внимание. Салемский инцидент — это не только казнь ведьм, которых не было. Это проблема гендерного вопроса. И мы это смогли показать.
Наша разработка элемента факультатива создана с целью формирования мировоззренческой сферы обучающихся, понимания основных принципов жизни общества. Сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять свое отношение к ней, обеспечить формирование к толерантности, приверженности ценностям. Лучше этому поспособствовать прибегнуть не к самым стандартным способам и методам. Именно поэтому лучше всего подходит культурно-антропологический подход, и также разбор произведения известного драматурга.
Салемский инцидент до сих пор является ярким проявлением античеловечности в истории США. Все началось с небольшой шалости девочек, а закончилось кровопролитием тридцати человек. Самое ужасное в этой истории то, что взрослыми мужчинами, у которых в руках была реальная власть, манипулировали маленькие девочки, которые просто хотели защитить себя. Это действительно было изменением гендерных отношений, так как обвинение выносили девочки, но «правосудие» вершили через руки властей.
Как уже говорилось несколько раз, пьеса Артура Миллера «Суровое испытание» послужила нам хорошим источником, для выявления некоторых задач и вопросов. Вместе с тем, именно она легла в разработку программы факультатива, который представлен выше.
Пьеса «Суровое испытание» была опубликована в 1953 году и почти сразу же была признана антиамериканской, не потому что там показывалось злое патриархальное общество, во главе с больным фанатиком, хотя, косвенно так и было.
В 1950-х годах в Америке вспыхнуло движение Маккартизма, где любой удивленный взгляд или вопрос расценивался как коммунистический и антиамериканский. Арутр Миллер дал понять, проблема которая затрагивается в его работе будет всегда, даже при обществе с «настоящей американской мечтой». Драматург просто провел параллели между пуританским городом Салемом XVII века и тем временем, в котором возникла идея об этой пьесе.
Казалось бы, два разных мира: первый, где женщины лишь могли мечтать о своих правах и власти, и второй - где только-только зарождается феминизм второй волны. Две абсолютно противоположных реальности, но как же хорошо вышита красной нитью параллель.
Именно это мы и показали в нашей разработке внеклассного факультатива. Сейчас совершенно другое время. Прогресс не стоит на месте, появилось множество течений борьбы женщин за свои права, но вместе с тем, аллюзия и параллель с пьесой «Суровое испытание» может и будет повторяться.
Наша цель показать детям, что толерантность необходима в наше время, именно сейчас, когда такие параллели видны очень отчетливо. Становясь толерантным к человеку, чьи взгляды немного отличаются от твоих, эта параллель становится менее видной.
1. A Brief History of the Salem Witch Trials / Краткая история
Салемских ведьм [Электронный ресурс] Закрытие суда - Режим доступа: https://www.smithsonianmag.com/history/a-brief-history-of-the-salem-witch-
trials-175162489/ - Загл. с экрана.
2. Артур Миллер, Суровое испытание М., 2003 г., 318 с.
3. Боголюбов Л.Н. Обществознание 7 класс. «Обществозание» М., 2010 г., с. 216;
4. Кодификация РФ. Действующее законодательство Россиейской Федерации [Электронный ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. Приказ министерства образования и науки Российский федерации — URL: https://rulaws.ru/acts/Prikaz-Minobrnauki- Rossii-ot-06.10.2009-N-373/- Загл.с.экрана (дата обращения 16.09.2019)
5. ТГПУ им. Л.Н.Толстого [Электронный ресурс] // Концепция нового учебно-методического комплекса по всемирной истории— URL: http://tsput.ru/his_seminar/progect.pdf- Загл.с.экрана (дата обращения 16.09.2019)
6. Никитин. А.Ф. Обществознание 8 класс. «Обществознание» М., 2011г., 257с.;
7. Юдовская А.Я. Всеобщая история 7 класс. «Всеобщая история нового времени 1500-1800гг», М., 2017г., 351с.;
Список литературы:
1. History of Massachusetts / История штата Массачусетс [Электронный ресурс] / Мэри Уоррен: Забавная девушка превратилась в обвиняемую ведьму - Режим доступа: http://historyofmassachusetts.org/mary-warren/- Загл. с экрана.
2. Salem Witch Trails. Documentary archive and transcription project / Библиотека и архивы Салмеского дела [Электронный ресурс] - Важные люди в истории Салемского суда - Режим доступа: http://salem.lib.virginia.edu/people?group.num=&mbio.num=mb30- Загл. С экрана.
3. The University of Kansass // Универститет Канзаса [Электронный ресурс] / Интервью с Питером Грандом о новых сообщениях и фактах Салемского дела - Режим досутпа: https://idrh.ku.edu/profile/peter-grund- Загл. с экрана.
4. Арутюнян М.Ю. Гендерные отношения в семье // Семья, гендер, культура. - М., 1997.
5. Батлер Дж. Гендерное беспокойство // Антология гендерных исследований. М., 2000.
6. Белозёрова М.В. «Салемские ведьмы в научной и художественной литературе» // Курсовая работа, Красноярск, 2018г. 31с. Режим Доступа - URL:http://elib.kspu.ru/document/30309(Дата обращения 04.06.2020)
7. Бендас Т.В. Гендерная психология. - СПб: Питер, 2009. - 431 с.
8. Берн Ш. Гендерная психология. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. - С. 256. 320 с.
9. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для
студентов пед. институтов по спец. № 2121 “Педагогика и методика нач. обучения”, - М.В. Матюхина, Т.С. Михальчик, Н.Ф.Прокина и др.; Под ред. М.В.Гамезо и др. - М.: Просвещение, 1984. - 256с
10. Де Бовуар С. Второй пол. В 2 т./ Пер. с франц./ Под общ.ред. С.Г.Айвазовской. - СПб, 1987. - Т.1
11. Дж. Барр Колдовство в Салеме 1602-1706 гг. М., 2003г. - 167 с.
12. История и политика в искусстве: материалы IV Всероссийской научно- практической конференции для школьников, студентов и аспирантов. Красноярск, 24 апреля 2020 г. [Электронный ресурс] (в печати)/ отв. ред. Е. С. Меер; ред. кол. - Электрон. дан. /Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2020.
13. Кирьянова Ольга, Американская женщина вчера и сегодня: (Иллюзии на продажу) М., 1988 г.
14. Клецина И.С. Гендерная социализация. - СПб., 1997.
15. Краснова И.С., Гудович И.С. Специфика гендерного подхода в анализе современных российских реалий // Вестник Воронежского госуниверситета. Серия «Гуманитарные науики». - 2006. - № 1.
16. Методика преподавания литературы: Уебник для студентов педагогических институтов по специальности №2102 «Русский язык и литература» Под ред. З.Я.Рез Очерки по метоодике: пособие для учителя - 4 изд.испр., - М: Просвещение, 1985. - 288с
17. Рыбникова М.А. Очерки по методике: Пособие для учителя. - 4 изд., испр., - М.: Просвещение, 1985. -.288с.
18. Севостьянов Г.Н. История США. В 4 т. - 1983г. - 2972с.
19. Согрин В.В. История США. Учебник - М., 2019г., 600с
20. Сперанский Н.В., Ведьмы и ведовство М., 1906 г., 202с.
21. Тарновский Вольфганг, Ведьмы М., 1994 г., 196с.
22. Уэст К., Зиммерман Д. Создание гендера // Основы гендерных исследований: Хрестоматия. - М., 2000.
23. Хоф Р. Возникновение и развитие гендерных исследований // Пол, гендер, культура; под ред. Э.Шоре и К.Хайдер. - М.: РГГУ, 1999. - С.24¬43.
24. Шустова Л.П. Подготовка педагогов к гендерному образованию и воспитанию детей // Современный проблемы науки и образования. - 2009. - № 2. - С. 98-100.