ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
|
Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Сущность адаптации к социальной среде в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к
условиям дошкольной образовательной организации 17
1.3. Особенности организации образовательной работы в дошкольной
образовательной организации 27
1.4. Педагогическая работа с родителями в период адаптации 35
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 44
2.1. Организация и методики исследования 44
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 49
2.3. Педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного
возраста к условиям дошкольной образовательной организации 52
2.4. Анализ результатов контрольного эксперимента 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
Приложения 68
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Сущность адаптации к социальной среде в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к
условиям дошкольной образовательной организации 17
1.3. Особенности организации образовательной работы в дошкольной
образовательной организации 27
1.4. Педагогическая работа с родителями в период адаптации 35
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 44
2.1. Организация и методики исследования 44
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 49
2.3. Педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного
возраста к условиям дошкольной образовательной организации 52
2.4. Анализ результатов контрольного эксперимента 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
Приложения 68
Проблема адаптации детей раннего возраста в изменившихся условиях введения Федерального государственного стандарта, появление новых форм обучения и воспитания дошкольников становится более чем актуальной.
Начало воспитания и образования ребенка; в дошкольном учреждении всегда сопровождается так называемым периодом адаптации этого ребенка к новым для него условиям существования.
Внимание к адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации связано с тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие (Д. Журавлев).
У каждого человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов, осуществляющая все приспособительные реакции. Любой вид адаптации человека осуществляется при участии этой системы, специфика которой определяется конкретными условиями и целью приспособительной деятельности (П.К. Анохин).
В рамках этой же системы осуществляется и социальная адаптация детей к дошкольному учреждению. Данная адаптация приводит к сдвигам на всех уровнях, во всех системах (Тонкова-Ямпольская Р.В., Шмидт-Кольмер Е., Атанасова-Вукова А.).
Для многих детей привыкание к дошкольной образовательной организации оказывается чрезвычайно трудным делом. Изменение образа жизни, смена домашней обстановки на сравнительно жесткий режим детского учреждения у многих детей вызывают отрицательные эмоции, страх, спад речевой активности и даже невротические реакции. У многих детей нарушаются сон, аппетит, они теряют в весе, также адаптационный стресс изменяет реактивность - защитные силы организма, и дети начинают часто болеть. При неблагоприятной адаптации привыкание ребенка к детскому саду может затягиваться на длительное время, а иногда он не может приспособиться совсем (Баркан А.И.).
Проблемой адаптации занимались следующие отечественные исследователи: Ф.Б. Березин, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, М.И. Лисина и др., и зарубежные исследователи: А. Адлер, Э. Берн, У. Джеймс, Г. Селье, Л. Филипс.
Изучением данной проблемы адаптации детей младшего дошкольного возраста занимались такие исследователи, как Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.Г. Голубева, А.И. Захаров, однако проблема адаптации к условиях дошкольной образовательной организации в разновозрастной группе практически не рассматривается.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации .
Объект исследования - процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования -педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Изучить факторы и особенности протекания адаптационного процесса детей младшего дошкольного возраста.
2. Изучить организацию педагогической работы детей младшего дошкольного возраста.
3. Изучить уровни адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
4. Разработать и реализовать педагогические условия, обеспечивающие благоприятную адаптацию детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
5. Проверить эффективность разработанных педагогических условий с помощью контрольного эксперимента.
Гипотеза исследования: предполагаем, что реализация следующих педагогических условий обеспечит благоприятное протекание адаптационного процесса детей младшего дошкольного возраста к дошкольной
образовательной организации
-организация предметно-развивающей среды;
-использование игровых технологий;
-организация взаимодействия с родителями детей при поступлении ребенка в дошкольную образовательную организацию;
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анкетирование, педагогическое наблюдение.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Начало воспитания и образования ребенка; в дошкольном учреждении всегда сопровождается так называемым периодом адаптации этого ребенка к новым для него условиям существования.
Внимание к адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации связано с тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие (Д. Журавлев).
У каждого человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов, осуществляющая все приспособительные реакции. Любой вид адаптации человека осуществляется при участии этой системы, специфика которой определяется конкретными условиями и целью приспособительной деятельности (П.К. Анохин).
В рамках этой же системы осуществляется и социальная адаптация детей к дошкольному учреждению. Данная адаптация приводит к сдвигам на всех уровнях, во всех системах (Тонкова-Ямпольская Р.В., Шмидт-Кольмер Е., Атанасова-Вукова А.).
Для многих детей привыкание к дошкольной образовательной организации оказывается чрезвычайно трудным делом. Изменение образа жизни, смена домашней обстановки на сравнительно жесткий режим детского учреждения у многих детей вызывают отрицательные эмоции, страх, спад речевой активности и даже невротические реакции. У многих детей нарушаются сон, аппетит, они теряют в весе, также адаптационный стресс изменяет реактивность - защитные силы организма, и дети начинают часто болеть. При неблагоприятной адаптации привыкание ребенка к детскому саду может затягиваться на длительное время, а иногда он не может приспособиться совсем (Баркан А.И.).
Проблемой адаптации занимались следующие отечественные исследователи: Ф.Б. Березин, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, М.И. Лисина и др., и зарубежные исследователи: А. Адлер, Э. Берн, У. Джеймс, Г. Селье, Л. Филипс.
Изучением данной проблемы адаптации детей младшего дошкольного возраста занимались такие исследователи, как Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.Г. Голубева, А.И. Захаров, однако проблема адаптации к условиях дошкольной образовательной организации в разновозрастной группе практически не рассматривается.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации .
Объект исследования - процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования -педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Изучить факторы и особенности протекания адаптационного процесса детей младшего дошкольного возраста.
2. Изучить организацию педагогической работы детей младшего дошкольного возраста.
3. Изучить уровни адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
4. Разработать и реализовать педагогические условия, обеспечивающие благоприятную адаптацию детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
5. Проверить эффективность разработанных педагогических условий с помощью контрольного эксперимента.
Гипотеза исследования: предполагаем, что реализация следующих педагогических условий обеспечит благоприятное протекание адаптационного процесса детей младшего дошкольного возраста к дошкольной
образовательной организации
-организация предметно-развивающей среды;
-использование игровых технологий;
-организация взаимодействия с родителями детей при поступлении ребенка в дошкольную образовательную организацию;
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анкетирование, педагогическое наблюдение.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Поступление ребенка в дошкольную организацию полностью изменяет условия и уклад его жизни. К их числу относятся: структурированный режим дня, предъявляемые требования к поведению ребенка, активизация контактов ребенка со сверстниками, непривычная пространственная обстановка, а также совершенно иной стиль общения педагога с ребенком.
Одновременное интенсивное воздействие этих и других вышеперечисленных факторов влечет за собой стрессовую для ребенка ситуацию, обуславливающую необходимость которая специального сопровождения со стороны значимых взрослых. В противном случае возможны невротические реакции: капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.
Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в дошкольной организации, которая обусловила бы к адекватное и безболезненноепривыкание ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
С поступлением ребенка в дошкольную организацию и изменением привычных условий возникает необходимость установления новых контактов с окружающими его людьми, изменения привычных поведенческих форм. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних приемов обращения и воспитания в детском саду. Эти и многие другие факторы влекут за собой негативные изменения во всех жизненных сферах - эмоциональном состоянии, нарушении аппетита, затруднения общения и других поведенческих реакций.
Выполненный теоретический анализ позволил сформировать гипотезу, 63
согласно которой, успешному протеканию адаптационного процесса детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации будут способствовать специально созданные условия, к которым мы отнесли следующие:
1. Организация предметно-развивающей среды.
2. Использование игровой технологии в образовательной деятельности.
3. Организация взаимодействия с родителями детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию.
После реализации педагогических условий в экспериментальной группе можно констатировать следующую положительную динамику:
• негативное эмоциональное состояние сменилось преобладанием положительным эмоциональным состоянием, в течение дня дошкольники веселы, жизнерадостны, подвижны, активны, преобладает хорошее настроение, спокойны.
• если на констатирующем этапе исследование преобладали нарушения социальных связей, то после реализации психолого-педагогических рекомендаций младшие дошкольники имеют много друзей, охотно играют с детьми, некоторые дети сдержаны, старается быть рядом со взрослым..
Таким образом, можно говорить об эффективности педагогических условий адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Одновременное интенсивное воздействие этих и других вышеперечисленных факторов влечет за собой стрессовую для ребенка ситуацию, обуславливающую необходимость которая специального сопровождения со стороны значимых взрослых. В противном случае возможны невротические реакции: капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.
Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в дошкольной организации, которая обусловила бы к адекватное и безболезненноепривыкание ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
С поступлением ребенка в дошкольную организацию и изменением привычных условий возникает необходимость установления новых контактов с окружающими его людьми, изменения привычных поведенческих форм. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних приемов обращения и воспитания в детском саду. Эти и многие другие факторы влекут за собой негативные изменения во всех жизненных сферах - эмоциональном состоянии, нарушении аппетита, затруднения общения и других поведенческих реакций.
Выполненный теоретический анализ позволил сформировать гипотезу, 63
согласно которой, успешному протеканию адаптационного процесса детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации будут способствовать специально созданные условия, к которым мы отнесли следующие:
1. Организация предметно-развивающей среды.
2. Использование игровой технологии в образовательной деятельности.
3. Организация взаимодействия с родителями детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию.
После реализации педагогических условий в экспериментальной группе можно констатировать следующую положительную динамику:
• негативное эмоциональное состояние сменилось преобладанием положительным эмоциональным состоянием, в течение дня дошкольники веселы, жизнерадостны, подвижны, активны, преобладает хорошее настроение, спокойны.
• если на констатирующем этапе исследование преобладали нарушения социальных связей, то после реализации психолого-педагогических рекомендаций младшие дошкольники имеют много друзей, охотно играют с детьми, некоторые дети сдержаны, старается быть рядом со взрослым..
Таким образом, можно говорить об эффективности педагогических условий адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДЕТСКОГО САДА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016 - Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к
дошкольной образовательной организации
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - Подвижная игра как средство адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольному образовательному учреждению
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогические условия адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4680 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022





