Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1. Сущность адаптации к социальной среде в психолого-педагогической
литературе 6
1.2. Особенности адаптации детей младшего дошкольного возраста к
условиям дошкольной образовательной организации 17
1.3. Особенности организации образовательной работы в дошкольной
образовательной организации 27
1.4. Педагогическая работа с родителями в период адаптации 35
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 44
2.1. Организация и методики исследования 44
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 49
2.3. Педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного
возраста к условиям дошкольной образовательной организации 52
2.4. Анализ результатов контрольного эксперимента 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
Приложения 68
Проблема адаптации детей раннего возраста в изменившихся условиях введения Федерального государственного стандарта, появление новых форм обучения и воспитания дошкольников становится более чем актуальной.
Начало воспитания и образования ребенка; в дошкольном учреждении всегда сопровождается так называемым периодом адаптации этого ребенка к новым для него условиям существования.
Внимание к адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации связано с тем, что, являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие (Д. Журавлев).
У каждого человека существует специальная функциональная система адаптационных механизмов, осуществляющая все приспособительные реакции. Любой вид адаптации человека осуществляется при участии этой системы, специфика которой определяется конкретными условиями и целью приспособительной деятельности (П.К. Анохин).
В рамках этой же системы осуществляется и социальная адаптация детей к дошкольному учреждению. Данная адаптация приводит к сдвигам на всех уровнях, во всех системах (Тонкова-Ямпольская Р.В., Шмидт-Кольмер Е., Атанасова-Вукова А.).
Для многих детей привыкание к дошкольной образовательной организации оказывается чрезвычайно трудным делом. Изменение образа жизни, смена домашней обстановки на сравнительно жесткий режим детского учреждения у многих детей вызывают отрицательные эмоции, страх, спад речевой активности и даже невротические реакции. У многих детей нарушаются сон, аппетит, они теряют в весе, также адаптационный стресс изменяет реактивность - защитные силы организма, и дети начинают часто болеть. При неблагоприятной адаптации привыкание ребенка к детскому саду может затягиваться на длительное время, а иногда он не может приспособиться совсем (Баркан А.И.).
Проблемой адаптации занимались следующие отечественные исследователи: Ф.Б. Березин, А.А. Бодалев, Л.И. Божович, М.И. Лисина и др., и зарубежные исследователи: А. Адлер, Э. Берн, У. Джеймс, Г. Селье, Л. Филипс.
Изучением данной проблемы адаптации детей младшего дошкольного возраста занимались такие исследователи, как Н.М. Аксарина, В.Г. Алямовская, Л.Г. Голубева, А.И. Захаров, однако проблема адаптации к условиях дошкольной образовательной организации в разновозрастной группе практически не рассматривается.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментальным путем проверить эффективность педагогических условий адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации .
Объект исследования - процесс адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования -педагогические условия адаптации детей младшего дошкольного возраста к дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. Изучить факторы и особенности протекания адаптационного процесса детей младшего дошкольного возраста.
2. Изучить организацию педагогической работы детей младшего дошкольного возраста.
3. Изучить уровни адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
4. Разработать и реализовать педагогические условия, обеспечивающие благоприятную адаптацию детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
5. Проверить эффективность разработанных педагогических условий с помощью контрольного эксперимента.
Гипотеза исследования: предполагаем, что реализация следующих педагогических условий обеспечит благоприятное протекание адаптационного процесса детей младшего дошкольного возраста к дошкольной
образовательной организации
-организация предметно-развивающей среды;
-использование игровых технологий;
-организация взаимодействия с родителями детей при поступлении ребенка в дошкольную образовательную организацию;
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анкетирование, педагогическое наблюдение.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Поступление ребенка в дошкольную организацию полностью изменяет условия и уклад его жизни. К их числу относятся: структурированный режим дня, предъявляемые требования к поведению ребенка, активизация контактов ребенка со сверстниками, непривычная пространственная обстановка, а также совершенно иной стиль общения педагога с ребенком.
Одновременное интенсивное воздействие этих и других вышеперечисленных факторов влечет за собой стрессовую для ребенка ситуацию, обуславливающую необходимость которая специального сопровождения со стороны значимых взрослых. В противном случае возможны невротические реакции: капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.
Именно поэтому необходима целенаправленная организация жизни младшего дошкольника в дошкольной организации, которая обусловила бы к адекватное и безболезненноепривыкание ребенка к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
С поступлением ребенка в дошкольную организацию и изменением привычных условий возникает необходимость установления новых контактов с окружающими его людьми, изменения привычных поведенческих форм. Изменение окружающей среды выражается во встрече с незнакомыми людьми: взрослыми и большим числом сверстников, и в несовпадении домашних приемов обращения и воспитания в детском саду. Эти и многие другие факторы влекут за собой негативные изменения во всех жизненных сферах - эмоциональном состоянии, нарушении аппетита, затруднения общения и других поведенческих реакций.
Выполненный теоретический анализ позволил сформировать гипотезу, 63
согласно которой, успешному протеканию адаптационного процесса детей младшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации будут способствовать специально созданные условия, к которым мы отнесли следующие:
1. Организация предметно-развивающей среды.
2. Использование игровой технологии в образовательной деятельности.
3. Организация взаимодействия с родителями детей при поступлении в дошкольную образовательную организацию.
После реализации педагогических условий в экспериментальной группе можно констатировать следующую положительную динамику:
• негативное эмоциональное состояние сменилось преобладанием положительным эмоциональным состоянием, в течение дня дошкольники веселы, жизнерадостны, подвижны, активны, преобладает хорошее настроение, спокойны.
• если на констатирующем этапе исследование преобладали нарушения социальных связей, то после реализации психолого-педагогических рекомендаций младшие дошкольники имеют много друзей, охотно играют с детьми, некоторые дети сдержаны, старается быть рядом со взрослым..
Таким образом, можно говорить об эффективности педагогических условий адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организации.
1. Адаптация / Крысько В. Г. Словарь-справочник по социальной психологии. - СПб.: Питер, 2003. -С.7
2. Аркин Е. А. Дошкольный возраст. -М., 1988.
3. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М.: Смысл, 2002. - 136 с.
4. Баданика Л. А. Организация адаптации родителей к детскому саду //Дошкольное воспитание. 2007. - № 5.
5. Балл Г. А. Понятие адаптации и её значения для психологии личности / Балл Г.А. // Вопросы психологии. - 1989.- №1.- С.10-12.
6. Березин В. Ф. Психическая адаптация и тревога// Психические состояния. Хрестоматия / Сост. Л.В. Куликов - СПб., 2000. -С. 175-181.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование. -М.: Академия, 2010. - 218 с.
8. Большакова Л. К. О работе с детьми младшего дошкольного возраста в период адаптации к ДОУ / Дошкольное воспитание. - 2007.- № 5
9. Волков Б. С., Волкова Н. В. Детская психология в вопросах и ответах. - М.: Сфера, 2002 - 256 с.
10. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до шести. М., 1996.
11. Гвоздев А. Н. Вопросы изучения детской речи. [Текст]: учебное пособие/А.Н.Гвоздев - М.: Просвещение 2008
12. Герасимова Л. Д. Проблема адаптации детей в дошкольном учреждении // Фестиваль педагогических идей [Электронный ресурс]: http://festival.1 september.ru/articles/632096/
13. Гриценко В. В. Теоретические основы исследования социальнопсихологической адаптации личности/группы в новой социо- и этнокультурной среде //Проблемы социальной психологии личности. - Саратов: Издательство
14. Двойнова А. Ф. Система работы с педагогами, воспитанниками и их родителями в адаптационный период // Справочник старшего воспитателя. - 2009. - № 9. - С. 61-68.
15. Доронова Т. Н. Адаптация ребенка к ДОУ: новые подходы //Обруч. -
2006. - № 5....44