Только Word
Введение 3
Глава I. Свадебный обряд и свадебная поэзия в научном дискурсе 5
1.1 История изучения свадебного обряда 5
1.1.1 История публикаций свадебного обряда 5
1.1.2 История изучения свадебного обряда и поэзии 7
1.2 Различные подходы к изучению жанров свадебного фольклора 10
1.2.1 Жанровые признаки величальных песен 14
1.2.2 Жанровые признаки корильных песен 18
1.2.3 Простейшие жанровые типы свадебной поэзии 21
1.2.4 Жанровые признаки лирических песен 23
Глава II. Жанровый состав свадебного обряда Бирилюсского района 28
2.1 Лирические песни свадебного обряда Бирилюсского района 28
2.1.1 Лирические свадебные песни, имеющие тесную связь с обрядовым
моментом 28
2.1.2 Лирические свадебные песни, связанные со всем процессом свадьбы 44
2.2 Факультативные жанры свадебного обряда Бирилюсского района 53
2.2.1 Величальные и корильные песни свадебного обряда
Бирилюсского района 53
Заключение 58
Библиографический список 59
Приложение А 62
Каждый народ имеет свои вековые традиции и обычаи, являющиеся не только основополагающими чертами, определяющими весь образ мыслей, стиль жизни и само будущее того или иного народа, но и главным связующим мостом между многими поколениями. Сколько стран и народов - столько и различных обрядов, обычаев, которые отличаются идейной направленностью, своего рода философией, смысловым и эмоциональным содержанием. У русского народа существует множество традиций, которые насчитывают не одну сотню лет.
Свадьба - очень важный момент в жизни человека. Это ритуал, важное событие и праздник. Она является началом новой семейной жизни двух людей. Конечно, обряды и обычаи, характерные для предсвадебного периода, а также самой свадьбы, не всегда были одинаковыми. Постепенно идя из глубины веков, эти обряды и обычаи трансформировались, некоторые из них и вовсе исчезли.
Русская культура имеет обширный пласт свадебных обычаев и обрядов, которые получили свое разнообразие благодаря широкой области расселения русских и многочисленным региональным вариациям. Знание истории ритуала бракосочетания, а также свадебной поэзии помогает лучше понять культуру своего народа и глубже вникнуть в ритуальные действия, совершать их осмысленно.
Цель исследовательской работы - исследовать жанровый состав и особенности свадебной поэзии Бирилюсского района.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
1. Проследить историю изучения свадебного обряда;
2. Изучить теоретические работы о жанрах свадебной поэзии;
3. Выявить особенности, каждого песенного жанра;
4. Выявить жанровый состав свадебных песен Бирилюсского района;
Актуальность работы заключается в следующем: во второй половине 20 в. создано множество работ о жанрах свадебной обрядности (В.И. Жекулина «Поэзия свадебного обряда Новгородского края», В.П. Федорова «Свадьба старообрядцев Южного Зауралья: взаимосвязи поэзии и обряда», Т.Н.
Владимирова «Русский свадебный фольклор: итоги и проблемы изучения» и т.д.). Данная работа входит в этот состав и является источником новой информации. Однако свадьба претерпевает различные изменения: мировоззренческого, структурного, идеологического характера. Поэтому исследование свадебного обряда и свадебных песен подобного рода представляется нам весьма своевременным.
Новизна - при наличии большого количества описаний свадебного обряда, свадебная обрядность и жанровой состав свадьбы Бирилюсского района рассматривается впервые.
Объект исследования - свадебные песни Бирилюсского района.
Предмет исследования - жанровый состав свадебной поэзии Бирилюсского района.
Практическая значимость работы заключается в том, что ее материал может быть использован:
1) на уроках в общеобразовательных организациях;
3) на практических занятиях в образовательных организациях высшего образования;
4) в качестве основы для реконструкции свадебного обряда;
Работа состоит из введения, двух глав, материалов для практического применения, заключения, списка библиографических источников.
В главе I рассматривается история изучения и публикаций свадебного обряда русского народа, различные подходы к изучению жанров в параллели с различными подходами изучения свадебной обрядности. Основное внимание уделяется работам Ю.Г. Круглова, К.В. Чистова, Т.А. Бернштам, В.Я. Проппа, Н.И. Кравцова.
В главе II анализируется жанровый состав свадебных песен Бирилюсского района. Особое внимание уделяется занимаемому песней месту в свадебном обряде, её художественным и исполнительским особенностям.
В заключении обобщаются результаты исследования и представляются выводы, актуальные для дальнейшей разработки проблемы.
Проанализировав 67 свадебных песен, можно утверждать, что жанровый состав традиционного свадебного обряда Бирилюсского района неоднороден. В нем четко можно выделить лирические свадебные песни двух типов (связанные со всем процессом свадьбы и связанные с определённым обрядовым моментом), корильные и величальные песни.
Обзор истории публикаций и изучения свадебного обряда и поэзии показывает, как происходило смещение от отдельного изучения свадебной поэзии к рассмотрению её в обрядовом контексте. Наблюдаются попытки создания классификаций обрядовых песен (обрядовой лирики), которые создаются на основе филологического направления.
Изучив теоретические работы и выявив признаки каждого песенного жанра удалось определить жанровый состав песенного фольклора традиционной Бирилюсской свадьбы. В Бирилюсской свадьбе выделены песни в количестве 31 шт., которые приурочены к определённому обрядовому моменту, 17 песен, которые сопровождают весь свадебный процесс, 6 величальных песен, 13 корильных песен. В составе Бирилюсской свадьбы отсутствуют песни заклинательные.
Поэтическое содержание пяти жанров свадебных песен, в зависимости от их функций, строго своеобразно. Это выясняется довольно определенно при исследовании основных его компонентов. В свадебных песнях объект изображения в каждом жанре различен. Ярким показателем жанровой специфики свадебных песен является их композиционное строение. Пожалуй, это один из самых несомненных определителей специфики того или иного жанра.
Представить анализируемый материал будет уместно в методическом аспекте. Подготовив урок по литературе по программе В.Я.Коровиной для 8-го класса на тему «Лирическая свадебная обрядовая песня как жанр народной поэзии» можно познакомить учащихся с народной обрядовой лирикой на региональном материале.
1. Агренева-Славянская, О.Х. Описание русской крестьянской свадьбы Текст. /О.Х. Агренева-Славянская.-М.: Тверь, 1887-1889. — Т.1-3.
2. Аникин, В.П. Возникновение жанров в фольклоре (к определению понятия жанра и его признаков) / В.П. Аникин // Русский фольклор. Специфика фольклорных жанров / АН СССР, ИРЛИ, отв. ред. В.Е. Гусев. - М.,Л.: Наука, 1966. - Т. 10. - 357 с. - (Русский фольклор). - С. 28-42.
3. Аникин, В. П. Календарная и свадебная поэзия: Учебное пособие по курсу «РУНТ» для студ заоч. филолог, фак. гос. ун-в Текст. / В.П. Аникин. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1970. - 122 с.
4. Балашов Д. М., Марченко Ю. И., Калмыкова Н. И. Русская свадьба. — М.: Современник, 1985. — 402 с.
5. Владимирова, Т. Н. Русский свадебный фольклор: Итоги и проблемы изучения: автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.09 / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М. А. Шолохова. - Москва, 2003. - 44 с.
6. Григорьева, А. Б. Свадьба Среднего Притоболья: поэзия и обряд: автореферат дис. ... кандидата филологических наук : 10.01.09 /[Место защиты: Челяб. гос. ун-т]. - Челябинск, 2008. - 24 с.
7. Гура А. В. Брак и свадьба в славянской народной культуре: семантика и символика. — М.: Индрик, 2012. — 936 с. — (Традиционная духовная культура славян. Современные исследования). — ISBN 978-5-91674-150-6.
8. Гура, A.B. Соотношение и взаимодействие акционального и вербального кодов свадебного обряда Текст. / A.B. Гура // Славянский и балканский фольклор. Вып.10.: Семантика и прагматика текста. — М., 2006. С. 268-279.
9. Жекулина, В.И. Русская свадьба в публикациях 1980-х г. Текст. / В.И.
Жекулина // Русский фольклор: Материалы и исследования. Т XXV. -Л., 1989. -С.206-211.
10. Жекулина, В.И. Художественная специфика контаминации вариантов лирических свадебных песен (по материалам Новгородской области) Текст.
/ В.И. Жекулина // Вопросы поэтики литературных жанров. Сборник научных статей. Вып. 1. - Л., 1976. - С. 73-79
11. Зорин Н. В. Русский свадебный ритуал. — М.: Наука, 2004. — 248 с. — (Ин-т этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая). — ISBN 5-02010262-8.
12. Зырянов, И.В. Типы свадебных причитаний Текст. / И.В. Зырянов // Фольклор и литература Урала. Пермь, 1977. - Вып. 4. - С. 3-24.
13. Колесницкая, И.М. Простейшие типы русских народных свадебных песен Текст. / И.М. Колесницкая // Русский народный свадебный обряд: Исследования и материалы / Под ред. К.В. Чистова и Т.А. Бернштам. J1.: Наука. Ленингр. отд., 1978. - С.106-121.
14. Колпакова, Н.П. Лирика русской свадьбы Текст. / Н.П. Колпакова. — Л.: Наука, 1973.-324 с.
15. Кравцов, Н.И. Система жанров русского фольклора / Н.И. Кравцов // Кравцов Н.И. Проблемы славянского фольклора. - М., 1972....32