Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1. Особенности развития речи детей в старшем дошкольном возрасте 7
1.2. Педагогические условия развития связной речи в старшем дошкольном
возрасте 14
Выводы по главе 1 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ 27
2.1. Организация исследования 27
2.2. Анализ результатов 30
2.3. Игровые упражнения как средство развития связной речи детей старшего
дошкольного возраста 33
Выводы по главе 2 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 53
ПРИЛОЖЕНИЯ 59
Одной из основных задач в работе современного дошкольного образовательного учреждения является развитие речи. Особую остроту проблема приобретает в связи с ростом нарушений речи у детей, что требует внедрения коррекционных и профилактических мероприятий по формированию детской речи. Вместе с тем, овладение речью должно стать одной из главных задач, решаемых в дошкольном образовании, поскольку возникающие трудности в дальнейшем могут негативно отразиться в жизни ребенка. Изучение родного языка - длительный и сложный процесс, который осуществляется постепенно. Его результаты невозможно увидеть сразу. Воспитатель должен помочь детям, научить не бояться временных неудач. Самое главное для ребенка - не останавливаться, не довольствоваться достигнутым результатом. Ребенок должен постоянно трудиться над усовершенствованием своих речевых возможностей. Задача
педагога - максимально облегчить дошкольнику этот путь, сделать его более рациональным и радостным [3].
Развитие речи - многоаспектный процесс, широко связанный с интеллектуальным развитием дошкольника. Развитие грамматического строя речи имеет общественную значимость. Через связную речь реализуется коммуникативная функция языка, она является высшей формой речи мыслительной деятельности, определяющей уровень интеллектуального развития дошкольника [8].
Проблемы, связанные с обучением и воспитанием детей, актуальны во все времена. Дошкольники с проблемами в развитии речи особенно нуждаются в помощи. Важно оказать ее до начала обучения в школе. Ведь роль речи в формировании ребенка как личности почти невозможно переоценить. Речь является не просто средством общения и передачи информации. Она также и средство мышления, орудие саморазвития.
Проблему формирования связной речи детей дошкольного возраста изучали такие исследователи, как М.М. Алексеева, Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, В.В. Гербова, Т.С. Комарова, Н.И. Кузина, Н.Н. Поддьяков, Б.И. Яшина и др. Монологическую и диалогическую речь, ее механизмы и особенности развития дошкольников изучали такие специалисты, как Р.Е. Левина, Е.И. Тихеева, А.П. Усова, Д.Б. Эльконин и др. Также онтогенезу речеобразования, психологической природе связной речи уделяли внимание педагоги и психологи Л.С. Выготский, В.К. Воробьева, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Т.Е. Филичева, Г.В.Чиркина, С.Н. Шаховская и др. Несмотря на широкое освещение в отечественной литературе, актуальность темы исследования обусловлена растущим количеством детей дошкольного возраста с различными нарушениями связной речи и необходимостью разработки эффективных подходов к формированию связной речи у старших дошкольников.
Важность и значимость исследований в этом направлении подтверждается наукой и практикой, в связи с этим тема данной работы всегда актуальна. Для того, чтобы эффективно развить у дошкольников связной речь, необходимо изучить особенности и методические аспекты работы по данному направлению.
У педагогов в настоящее время зачастую имеются трудности в организации занятий с дошкольниками по развитию речи. К этим проблемам можно отнести подбор адаптированных для детей произведений для работы, насыщение подходящей лексикой каждого занятия и др. В связи с тем, что методический потенциал не полностью реализован из-за перечисленных проблем, коррекционные занятия недостаточно эффективны.
Цель исследования: выявить результативность игровых упражнений в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами игровых упражнений.
Гипотеза исследования: игровые упражнения являются результативным средством развития связной речи при соблюдении следующих условий: игровые упражнения подобраны и применяются с учетом игровой мотивации, составления проблемных ситуаций и использования наглядности.
Задачи:
1. Раскрыть особенности развития связной речи детей в старшем дошкольном возрасте.
2. Выявить педагогические условия развития связной речи в старшем дошкольном возрасте.
3. Провести диагностику развития связной речи у старших дошкольников.
4. Составить программу по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности.
5. Описать результаты апробации программы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого- педагогической литературы по проблеме исследования, метод синтеза информации; тестирование.
База эксперимента: исследование выполнено на базе Детского сада города Красноярска. В данном исследовании испытуемые - 20 детей в возрасте 5-6 лет, из них 50% девочки и 50% мальчики.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении и систематизации информации по проблеме изучения особенностей развития речи детей старшего дошкольного возраста средствами игровых упражнений.
Практическая значимость исследования состоит в разработке и апробации программы по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста средствами игровых упражнений.
Структура выпускной квалификационной работы. Данная работа выполнена на 60 стр. и состоит из введения, двух глав, составляющих основную часть, заключения и списка использованной литературы....
Связная речь - это умение ребенка излагать свои мысли живо, последовательно, без отвлечения на лишние детали. Основные виды связной речи - это монологическая и диалогическая. В речи монологического типа ребенку необходимо говорить образно, эмоционально и при этом мысли должны быть сосредоточенными без отвлечения на детали.
Для старшего дошкольного возраста характерен резкий скачок в развитии у детей связной речи. Они становятся активными участниками речевого процесса, совершенствуют диалогическую и монологическую речь, без затруднений пересказывают содержание любимой сказки либо разговор родственников. Рассказывая о чем-либо, дошкольники пробуют составлять сложные предложения, употребляют эпитеты и фразеологические обороты. Важно следить за тем, правильно ли ребёнок подбирает нужные словоформы, ставит ударения, употребляет новые слова.
Игра - это ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, определяющая главные изменения в психике. Внутри нее происходит развитие психических процессов, подготавливающих переход ребенка к новой, высшей ступени его становления как личности. Значительный опыт накапливается ребенком в игре. Из своего опыта ребенок черпает представления, которые он связывает со словом. Игра и труд являются сильнейшими стимулами для проявления детской самодеятельности в области языка; они должны быть в первую очередь использованы в интересах развития речи детей. С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в памяти. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол.
Большую ценность представляют дидактические игры и многократно повторяющиеся упражнения. Они различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя.
База эксперимента: Данное исследование выполнено на базе Детского сада города Красноярска. В данном исследовании испытуемые - 20 детей в возрасте 5-6 лет, из них 50% девочки и 50% мальчики.
В основе методики исследования уровня развития речи детей старшего дошкольного возраста лежат задания Р.И Лалаевой, В.К. Воробьевой, И.Н. Лебедевой, В.П. Глухова, которые были переработаны и предложены детям в качестве материалов для обследования связной речи.
По итогам констатирующего эксперимента выявлено, что большинство испытуемых (90%) обладают уровнем развития связной речи ниже среднего. У них не сформировано представление о связном сообщении как едином речевом целом. Ребенок воспринимает на слух только часть текста, не может выделить смысловые звенья, много отвлекается. Выбирает правильный вариант, но не обосновывает свой выбор (наугад) или отождествляет предлагаемый набор слов с рассказом. При выполнении задания с продолжением рассказа по заданному началу или пересказе текста рассказ лишь частично соответствует изображаемой ситуации; имеются искажения смысла; пропущено большое количество смысловых звеньев (более 2-3). Не раскрыты временные и причинно-следственные отношения. Имеется лишь воспроизведение отдельных фрагментов ситуации без определения их взаимоотношений. Отсутствует смысловая целостность. Рассказ очень краткий, не закончен, в нем пропущено более трех необходимых для понимания предложений. Полученные результаты выявили необходимость проведения специальной работы, направленной на развитие у детей старшего дошкольного возраста связной речи средствами игровой деятельности.
Цель программы: Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста. Сроки освоения программы: 2 месяца (8 недель). Объем учебного времени: 16 часов. Форма обучения: занятие. Режим занятий: 2 занятия в неделю.
После проведения программы по формированию у детей старшего дошкольного возраста связной речи нами была осуществлена повторная диагностика уровня развития связной речи у старших дошкольников. Методики для диагностики использовались те же, что и на констатирующем этапе исследования.
Как показал контрольный этап эксперимента, значимые различия выявлены по всем параметрам в экспериментальной группе. Так, количество испытуемых с уровнем развития связной речи выше среднего выросло на 1% (с 0). Количество же испытуемых с низким уровнем развития связной речи, напротив, снизилось на 30% (с 30% до 0%). В контрольной же группе результаты не изменились.
Полученные результаты косвенно доказывают результативность разработанной нами программы по развитию у детей старшего дошкольного возраста связной речи средствами игровых упражнений.
1. Абраменкова В.В. Игра формирует душу ребенка // Мир психологии. 2013. № 4. 45 с.
2. Акулова Е.Ф. Дидактическая игра как форма организации условий освоения понятийных отношений в старшем дошкольном возрасте: Автореферат дис. ...канд. пед. наук. М., 2013. 21 с.
3. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2014. 400 с.
4. Алексеева М.М., Ушакова 0.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях. М., 2013. 204 с.
5. Арушанова А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника. М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2014. 311 с.
6. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. СПб.: Детство-пресс,
2012. 211 с.
7. Богуш А.М. Обучение правильной речи в детском саду. М.: Дана,
2012. 212 с.
8. Бородич А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2012. 255 с.
9. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Учеб. Пособие. М.: АСТ: Астрель: Транзиткнига. 2016. 158 с.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь. Психологические исследования. М.: Эксмо, 2013. 323 с.
11. Гавриш Н.В. Развитие речетворческой деятельности в дошкольном детстве // Педагогическое образование и наука. 2013. № 12. С. 17-21.
12. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М.: Просвещение, 2012. 365 с.
13. Гербова В.В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. М.: Просвещение, 2013. 110 с.
14. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. М.: АРКТИ, 2014. 168 с.
15. Городилова Г.Г. Обучение речи и технические средства. М.: Русский язык, 2012. 403 с....75