Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование связи стиля семейного воспитания и компьютерной зависимости подростков 8
1.1 Психологические особенности подростков 8
1.2 Стили семейного воспитания подростков 19
1.3 Психологические особенности компьютерной зависимости
подростков 30
Выводы по Главе 1 40
Глава 2. Эмпирическое исследование связи стиля семейного воспитания и компьютерной зависимости подростков 42
Выводы по Главе 2 59
Заключение 60
Библиографический список 63
Приложения 67
Актуальность темы исследования
Проблема аддиктивного поведения в подростковом возрасте является одной из актуальных в настоящее время. Психологические причины, лежащие в основе аддиктивного поведения, требуют особого рассмотрения.
По мнению Б.И. Хасана, А.Е. Войскунского, Ц.П. Короленко, Ф.А. Саглам, в основе появления зависимых форм поведения лежат две причины. С одной стороны - это дефицит ресурсов человека по отношению к окружающей действительности, с другой стороны их избыточность по отношению к бедной среде и быстрая утрата самочувствия в освоенных ситуациях. На основе исследований авторы выделили три типа дефицитов ресурсов: дефициты самостоятельных форм поведения (умение
самостоятельно принимать решение, проявлять заботу о себе и других), дефицит эмоционально-волевой сферы (отсутствие эмоционального диапазона, категоричность эмоций), функциональные дефициты.
Авторы, изучающие данный возраст, выделяют его центральное новообразование - развитие «чувства взрослости» (К.Н. Поливанова, Д.Б. Эльконин, Т. В. Драгунова, Д. И. Фельдштейн др.). Молодые люди начинают претендовать на взрослость и, если эта претензия на взрослость не встречает никакого ответа, то она практически переходит в протестные формы поведения. У подростка появляется интерес к неизвестному, рискованному, запретному, стремление к риску и всевозможным пробам. В процессе таких проб у подростка происходит становление ценностей, но в то же время эти пробы могут стать основой для формирования аддиктивного поведения, поскольку всякий раз ситуация риска провоцирует актуализацию ресурсов и обнаружившийся их дефицит может приводить к поиску заместителей во вне или способов снятия возникающего в этих случаях напряжения.
Ведущей деятельностью в подростковом возрасте является общение со сверстниками и построение коммуникаций. Если в реальных условиях общения не происходит её удовлетворительное разворачивание, то это может привести к отчуждению, замыканию, маргинализации или появлению суррогатных форм, которые компенсируют реальную коммуникацию. В качестве суррогатных форм могут выступать виртуальные формы коммуникации, в том числе с использованием компьютера.
Спектр вариантов аддикций широкий. Если раньше рассматривалась почти исключительно зависимость от химических веществ (курение, наркозависимость, алкогольная зависимость, лекарственная зависимость, токсикомания), то в настоящее время кроме этих видов выделяют: нарушения пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды), религиозный фетишизм, трудоголизм, телемания, аддикция к трате денег, любовная аддикция и др. (А.Е.Войскунский, Е.В.Змановская, Ц.П.Короленко, Н.В. Дмитриева).
За последние десятилетия в фокусе исследователей появились такие формы зависимого поведения, как компьютерная и интернет-зависимость. Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально-психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются насущные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально-личностное развитие. Таким образом, люди уходят от решения различных проблем в своей жизни (С. В. Краснова, Н.Р. Казарян, В.С. Тундалева).
В настоящее время отмечается постоянное увеличение числа компьютерных пользователей среди подросткового возраста. Зачастую, погружаясь в виртуальный мир, они не могут ему сопротивляться, не имея необходимых психологических механизмов защиты. Большую опасность компьютерная зависимость представляет для детей «группы риска». Это категория детей в силу определенных причин своей жизни более других
категорий подвержена нетативным воздействиям. Опыт, вынесенный из собственной семьи, не всегда является положительным и полезным для этих детей.
Такие подростки, как правило, уже аддикты (токсикомания, алкоголизм, никотиновая зависимость и др.), что служит хорошей основой для еще более быстрого приобретения и развития новых форм зависимого поведения, в частности, компьютерной и Интернет - зависимости (Дроздикова-Зарипова А.Р., Валеева Р.А., Шакурова А.Р.).
С точки зрения подросткового возраста наиболее распространенными являются такие виды компьютерной зависимости, как зависимость от сетевых и персональных игр, виртуальные' знакомства, зависимость от общения в социальной сети. Главными особенностями коммуникации в сети являются: возможность в любой момент прекратить общение, возможность обманывать собеседников, преувеличивать, при всем этом не задумываться о последствиях. Такая форма компьютерной зависимости приводит к тому, что подростки начинают предпочитать виртуальное общение личному. Общение с другими людьми в настоящем отходит на второй план, а иногда может вообще сойти на нет.
Можно говорить о формировании предрасположенности к зависимым формам поведения с раннего детства под влиянием социальной ситуации развития, стиля семейного воспитания (типов детско-родительских отношений). Изучением проблематики стиля семейного воспитания и их влияние на развитие ребенка занимались как отечественные, так и зарубежные авторы И.М.Марковская, А.И.Захаров, В.В.Столин, А.Е.Личко, Э.Г.Эйдемиллер и др.).
А.Я.Варга, В.В.Столин определяют детско-родительские отношения как систему разнообразных чувств к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимание характера и личности ребенка, его поступков.
Актуальность данной проблемы, повсеместность использования компьютеров, в том числе и для обучения и развлечения детей практически любого возраста обусловила выбор нашей темы: «Связь стиля семейного воспитания и компьютерной зависимости подростков»....
Анализ психологической литературы по проблеме исследования показал, что для подростка особую значимость приобретает мнение группы ровесников, родители и педагоги остаются для него референтной (значимой) стороной. Больше всего взрослеющим детям хотелось бы видеть близких взрослых друзьями, и при уважительном отношении со стороны родителей и педагогов подростки проявляют ответное уважение и понимание.
Стиль семейного воспитания определяет уровень личностного развития ребенка, степень его успешности и благополучия. В современной психологии выделяют несколько стилей семейного воспитания: демократический, либеральный, авторитарный, попустительский. Специфика стилей семейного воспитания в контексте психологии межличностных отношений заключается в том, что они характеризуются сильной эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя. Рассматривая литературу, можно увидеть, достаточно объемную феноменологию родительских отношений (позиций), стилей семейного воспитания, а также их следствий (Захаров А.И., Личко А.Е., Эйдемиллер Э.Г., Варга А.Я.).
Аддиктивное поведение связано с желанием человека уйти из реальной жизни путем изменения состояния своего сознания. Компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддитивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности, обыденности, обязанностей и проблем. Компьютерные технологии и компьютерные игры становятся все более доступными и разнообразными, что способствует увеличению людей страдающих компьютерной зависимостью и зависимостью от Интернета. В настоящее время компьютерной зависимости больше всех подвержены дети и подростки. Существует множество причин и факторов, по которым дети стремятся уйти в виртуальный мир. Этими причинами могут стать постоянные конфликты между родителями, эмоционально-психологическое напряжение в семье, недостаток общения с родителями, сверстниками и одноклассниками.
Эмпирическое исследование связи стиля семейного воспитания и компьютерной зависимости подростков: Основным замыслом нашей работы было исследование связи стиля семейного воспитания и компьютерной зависимости подростков. В нашем исследовании мы отталкивались от предположения о том, что на уровень компьютерной зависимости подростков оказывает влияние на выбор стиля семейного воспитания. Подростки в меньшей мере испытывали безопасность, принятие и тепло со стороны родителей, исходя из этого, в их опыте отсутствуют основания для построения продуктивной коммуникации в реальной жизни. Подростки ищут формы получения безопасности, и такой формой может оказаться компьютерная зависимость, которая, в свою очередь является суррогатной и безопасной для построения общения.
Наше исследование включало в себя три этапа: исследование риска компьютерной зависимости у подростков, выявление особенностей представления детско-родительских отношений у подростков с риском компьютерной зависимости с помощью опросника и проективной методики.
В качестве испытуемых в нашем исследовании выступали 20 испытуемых- подростков 8го класса. В конечном исследовании принимали участие подростки с высоким уровнем риска компьютерной зависимости и подростки с низким уровнем риска компьютерной зависимости. По данным исследованных методик удалось увидеть, что подростки с риском компьютерной зависимости переживают отсутствие сотрудничества и совместной деятельности с родителями, отсутствие осведомленности родителя о делах и интересах подростка, отмечают давление со стороны родителей и неудовлетворенность отношениями с ними. У подростков с компьютерной зависимостью преобладают следующие стили семейного воспитания: либеральный (3
испытуемых), авторитарный (1 испытуемый), попустительский (1 испытуемый)....
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология Текст. : учеб. пособие // Г.С. Абрамова - Екатеринбург, 2009. - 678 с.
2. Авдуевская (Белинская) Е.П., Баклушинский С.А. Особенности социализации подростка в условиях быстрых социальных изменений // Ценностнонормативные ориентации старшеклассника. Труды по социологии образования. Том Ш. Выпуск ТУ. - М., 2008. - С. 118-132.
3. Адлер А. Воспитание детей, взаимодействие полов// А. Адлер. - Ростов н/Д,
2009. -256 с.
4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. // Под ред. Д.И. Фельдпггейна М.-Воронеж: 2006. - 352 с.
5. Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребёнка.//Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога. - М.: Изд-во АПНСССР, 2007.
6. Варга А.Я. Введение в системную семейную психотерапию. М: Агито-центр,
2009. - 182 с.
7. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. - М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2009. - 160 с.
8. Василюк Ф.Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций. - М., 2007. - 200 с.
9. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы зависимости от интернета // Психологический журнал. - 2011. - №. - С. 90-00.
10. Войскунский А.Е. Феномен зависимости от интернета: гуманитарные
исследования в интернете //под ред. А.Е. Войскунского. - М., «Можайск- Терра», 2006.
11. Выготский Л.С.. Педология подростка. - М. изд. БЗО при педфаке 2-го МГУ,
2010. - 172с.
12. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова JI.M. Возрастная и педагогическая
психология: Учеб.пособие для студентов всех специальностей
педагогических вузов. - М.: Педагогическое общество России, 2008. - 512 с.
13. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии - 2010. - №2. - С. 186 - 187.
14. Гордон Т.Р.Е.Т. Повышение родительской эффективности. - Екатеренбург: АРД ЛТД, 2007. - 150с.
15. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи. - М.: Знание, 2009. - 40с....51