ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВОПРОСОВ РАЗВИТИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И МАТЕРИНСКОГО
ОТНОШЕНИЯ 6
1.1. Понятие «память» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Особенности развития памяти у детей среднего дошкольного
возраста 12
1.3. Материнское отношение и его типы 21
1.4. Влияние типа материнского отношения на познавательные процессы
детей дошкольного возраста 27
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 1 34
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЛИЯНИЯ
МАТЕРИНСКОГО ОТНОШЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 36
2.1. Организация и методы исследования 36
2.2. Анализ результатов исследования 39
2.3. Рекомендации педагогам по работе с матерями 48
ВЫВОД ПО ГЛАВЕ 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 61
Материнство является базовым жизненным предназначением, важным состоянием и значительной социально-психологической функцией каждого человека. Качество этих проявлений, их социально-психологические и педагогические последствия имеют непреходящее значение. Характер родительства отражается на детях, обеспечивает их личное счастье. Можно утверждать, что будущее общества - это сегодняшнее состояние родительства.
В современных исследованиях материнство как психосоциальный феномен изучается в двух основных направлениях: как обеспечение развития ребенка и как личностной сферы женщины.
Роль матери в формировании личности ее ребенка огромна. Уже в процессе внутриутробного развития происходит закладывание основ психики, те эмоции, которые переживает в это время мать, плод чувствует, у него на подсознательном уровне начинает формироваться собственное отношение к окружающему пространству. Негативные эмоции и стрессы отрицательно отражаются на ребенке. Материнские отношения для ребенка являются очень важными. Они отвечают за формирование многих полезных навыков, умений и в целом воспитательное и образовательное формирование. Во время беременности складывается база для последующего развития новорожденного. После рождения к основным этапам развития добавляются такие стадии как познание мира с помощью личного опыта и подражания.
В дошкольном возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основания впервые назвать ребенка личностью, хотя, конечно, личностью, еще не вполне сложившейся, но способной к дальнейшему развитию и совершенствованию.
Особое место в процессе личностного развития занимает любовь к ребенку матери и его отношения с матерью. Удовлетворение всех потребностей ребенка осуществляется через мать, в ней источник всех его радостей, чувства защищенности и эмоционального благополучия. Тем самым создается гуманистическая, человеческая направленность в формировании личности, и основы ее закладываются в дошкольные годы.
Необходимым условием для развития интеллектуальных способностей ребёнка дошкольного возраста является память, от развития которой строятся другие познавательные функции и качества личности. Память лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков.
Изучению различных аспектов памяти были посвящены работы крупнейших отечественных психологов Л.С. Выготского, П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьева, А.Р. Лурия, А.А. Смирнова и др. Изучению типов материнского отношения посвящены работы таких авторов как А.Я. Варга, Столин Г.Г. Филиппова, В.И. Брутман, И.Ю. Хамитова и др.
Цель исследования: изучение влияния материнского отношения на развитие памяти детей среднего дошкольного возраста.
Объектом исследования является материнское отношение.
Предмет исследования - влияние материнского отношения на развитие памяти детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности развития памяти у детей среднего дошкольного возраста;
2. Проанализировать особенности влияния материнского отношения на развитие памяти ребенка;
3. Провести эмпирическое исследование влияния материнского отношения на развитие памяти детей среднего дошкольного возраста;
4. Разработать методические рекомендации для педагогов по работе с матерями....
Память - это способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта. Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности. Память изменяется с возрастом и поддается тренировке. Большое влияние на память человека оказывает направленность деятельности, осуществляемой при запоминании и воспроизведении. Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения. В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается: в различной скорости запоминания; в прочности сохранения; в легкости воспроизведения.
В среднем дошкольном возрасте преобладает непроизвольная память. У детей 4-5 лет значительно изменяется содержание двигательной памяти. Движения становятся сложными, включают несколько компонентов. В этом возрасте у ребёнка появляются и начинают развиваться процессы преднамеренного запоминания и припоминания. Развитие процессов памяти в среднем дошкольном возрасте приводит к увеличению объёма запоминаемого ребёнком материала.
Материнское отношение - это сложное, системно организованное качество поведения матери, являющееся результатом взаимодействия многочисленных мотивационных отношений. Среди них наиболее значимыми являются: совокупность ранее сложившихся у матери установок и ценностных ориентаций, прежде всего, в отношении ребенка; особенности сложившейся структуры личности матери или ее отдельных черт личности, опосредствующие появление у нее тех или иных установок и ориентаций; наконец, система мотивационных отношений как результат конкретных способов
взаимодействия, осуществляющихся как ситуативный двусторонний контакт, обусловленный актуальным состоянием ребенка и актуальным состоянием матери и оказывающий влияние на исходные установки матери.
В большинстве современных исследований выделяют три типа материнского отношения: адекватный, тревожно-амбивалентный,
эмоционально-отстраненный. Отечественные исследователи А.Я. Варга и В.В. Столин выделяют следующие типы родительского отношения:
«Принятие-отвержение», «Кооперация», «Симбиоз», «Авторитарная
гиперсоциализация», «Маленький неудачник».
Тип материнского отношения является важным фактором, оказывающим влияние на развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста. Так, недостаточное принятие ребенка, чрезмерная фиксация на успехах, игнорирование его интересов и потребностей могут привести к личностному и социальному неблагополучию в будущем.
Принятие и любовь, кооперация с ребенком, поддержка его самостоятельности являются важными условиями развития познавательных способностей дошкольников. Уважение к личности, тактичное направление поступков ребенка с помощью бесед и разъяснений, а также предоставление ему достаточной самостоятельности стимулирует развитие познавательных процессов.
В экспериментальной части работы описано исследование, которое проводилось на базе МБДОУ детский сад пгт. Черемушки. В исследовании приняли участие 20 детей среднего дошкольного возраста и матери данных детей от 27 до 38 лет.
Первый этап исследования (сентябрь - декабрь 2016 г.) - заключался в диагностике, направленной на изучение родительского отношения мам к своим детям и уровня развития памяти детей среднего дошкольного возраста.
Второй этап исследования (январь - март 2017 г.) заключался в
разработке методических рекомендаций педагогам по работе с матерями.
Цель: исследование особенностей влияния материнского отношения на развитие памяти детей среднего дошкольного возраста и разработка методических рекомендаций педагогам по работе с матерями.
В процессе исследования использовались следующие методики. Для выявления особенностей родительского отношения мам к своим детям был использован тест-опросник родительского Я.А. Варга, В.В. Столина. Для выявления уровня развития памяти детей среднего дошкольного возраста были исследованы слуховая и зрительная виды памяти при помощи методик «10 слов» и «10 предметов» Т.Д. Марцинковской.
Таким образом, было определено, что в опрошенной нами группе мам чаще всего встречается тип родительского отношения «Принятие» (35%). Это говорит о том, что данным мамам нравится ребенок таким, какой он есть. Они уважают индивидуальность ребенка, симпатизируют ему, стремятся проводить много времени вместе с ребенком, одобряют его интересы и планы.
Тип родительского отношения мам «Кооперация» встречается реже (20%). Мамы с данным типом отношений к своему ребенку заинтересованы в делах и планах ребенка, стараются во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Мама высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Она поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Мама доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
Тип «Симбиоз» встречается еще реже - 20%, мама стремится к
симбиотическим отношениям с ребенком. Мама ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Она постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ей кажется маленьким, беззащитным.....
1. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. и др. Дошкольник: развитие. Воспитателям и родителям. Ярославль: Академия, 2016. 89 с.
2. Васильева И.В. Практикум по психодиагностике. М.: Владос, 2014. 376 с.
3. Васильева И.В. Психодиагностика: учебное пособие. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. 252 с.
4. Венгер А.Л. Психологическое консультирование и диагностика: практическое руководство. М.: Генезис, 2001. Ч.1.160 с.
5. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: Норма, 2011. 234 с.
6. Веракса А.Н. Развитие памяти дошкольников. Современное дошкольное образование. М.: «Мозаика-Синтез», 2008. С. 46-54.
7. Волосова Е. Развитие ребенка дошкольного возраста. М.: Инфра-М, 2010. 344 с.
8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.
9. Гамезо М. В., Домашенко И. А. Атлас по психологии: Информ.- метод. пособие к курсу «Психология человека». М.: Педагогическое общество России, 2001. 276 с.
10. Гонина О.О. Психология дошкольного возраста. Учебник и практикум. 1-е изд. - Прикладной курс. М.: Юрайт, 2015. 465 с.
11. Гонина О.О. Психология: краткий курс лекций для бакалавров. М.: ООО «Издательство Спутник+», 2014. 102 с.
12. Гульянц, Э. К. Детско-родительские отношения как фактор развития личности ребёнка / Э. Гульянц. Г. Широкова // Индивидуальные и стилевые характеристики личности: Сборник научных статей. Ростов н/Д, 2013. 275 с.
13. Детская практическая психология / Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: Просвет, 2011. 287 с.
14. Детская психодиагностика / Ред. сост. Л. Д. Столяренко. Ростов н/Д.: Феникс, 2013. 384 с.
15. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 464 с....41