ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1. Понятие «нравственные качества личности» в психологопедагогической литературе 6
1.2. Особенности развития нравственных личностных качеств у детей
старшего дошкольного возраста 11
1.3. Возможности театрализованной деятельности в работе педагога дошкольной образовательной организации как средства развития нравственных качеств личности детей старшего дошкольного
возраста 17
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ
ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
2.1. Организация и методы исследования 24
2.2. Анализ результатов эмпирического исследования 25
2.3. Психолого-педагогическая работа по развитию нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе
организации театрализованной деятельности 29
2.4. Анализ эффективности проделанной работы 30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
ПРИЛОЖЕНИЯ 43
Современное общество переживает глобальный кризис в понимании нравственных качеств и морали. Общество утратило понимание этих понятий. Произошло отклонение моральных норм и правил, заметное падение стабильности нравственных убеждений и отношений, что приводит к неоправданным последствиям в нравственном воспитании детей и подростков. Наблюдается размытость критериев добра и зла, милосердия, сопереживания и др. [35].
Общепризнано, что личность начинает складываться в дошкольном детстве. У детей старшего дошкольного возраста появляются достаточно устойчивые психологические свойства, определяющие действия и поступки, которые позволяют отследить становление произвольности поведения.
Актуальной задачей в настоящее время является развитие нравственных качеств личности дошкольников: доброты, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности. Развитие нравственной сферы - важное условие становления личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственном отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование его жизненной позиции [21].
Театрализованная деятельность в детском саду предоставляет возможности нравственного развития ребенка. В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности.
Проблема исследования определяется противоречием между высоким потенциалом театрализованной деятельности в формировании и развитии нравственных качеств дошкольников и недостаточной разработанностью методов организации театрализованной деятельности с дошкольниками в условиях реализации требований ФГОС ДО.
Цель исследования: выявить возможности развития нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.
Задачи исследования:
1. изучить теоретические аспекты проблемы в психологопедагогической литературе: рассмотреть понятие «нравственные качества личности»; выявить особенности развития нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности;
2. подобрать методы и методики исследования;
3. провести эмпирическое исследование нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста;
4. разработать систему мероприятий на основе театрализованной деятельности по развитию нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста;
5. эмпирическим путем проверить эффективность проведенной работы.
Объект исследования: нравственные качества личности детей старшего дошкольного возраста (понимание переживаний других, проявление заботы; умение оценивать свое поведение и поведение других детей как положительное или отрицательное; умение прислушиваться к замечаниям и требованиям взрослого; вежливость и тактичность).
Предмет исследования: развитие нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования: театрализованная деятельность будет способствовать развитию нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста при условиях:
• проведения этических бесед с детьми, после просмотра театрализованных представлений, спектаклей;...
Сопоставляя результаты исследования с выдвинутой предварительно рабочей гипотезой, можно констатировать, что главные задачи работы удалось реализовать.
Нами были определены основные теоретические подходы по проблеме развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
Кроме этого был осуществлен подбор методик для исследования уровня развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста и применен в нашем исследовании.
Экспериментальным путем мы доказали, что нравственные качества, такие как доброта, щедрость, трудолюбие, правдивость детей старшего дошкольного возраста сформированы недостаточно, поэтому предложенный нами комплекс мероприятий на основе театрализованной деятельности способствует развитию этих качеств. Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.
Проблема нравственного воспитания дошкольников связана, с четырьмя положениями: общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности; каждый день на неокрепший интеллект и чувства ребенка обрушивается множество разнообразных источников воздействия, как позитивного, так и негативного характера; само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку; знание нравственных норм, важно еще и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих его людей. Ребенок рано начинает познавать нравственную сторону жизни людей. Его интересуют вопросы «что такое хорошо и что такое плохо», он обращает внимание на свои нравственные качества, которые позволяют ему войти во взрослое и детское сообщества.
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический Проект, 2001. 704 с.
2. Аверин В.А. Психология детей и подростков. М. 2008.
3. Актуальные вопросы нравственного и эстетического воспитания. Сб.ст. /Под ред. Э.В. Бурмакина. Томск: ТГУ, 1982.
4. Алябьева Е. А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. М.: просвещение, 2003. С. 34
5. Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1999.
6. Асмолов А.Г. Психология личности. М. 1995.
7. Бариленко Н.В. Становление взаимоотношений у старших дошкольников в совместной деятельности//Вопросы психологии. 1988. N 4. 46-54 с.
8. Белановская О.В. Диагностика и коррекция самосознания дошкольников. Минск, 2004.
9. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников возраста. Вопросы психологии. 2011.
10. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989.
11. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М. 2008.
12. Болотова А.К. Развитие самосознания личности: временной аспект // Вопросы психологии. 2006. N 1. 38-45 с.
13. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования
личности в детстве: Норма и отклонения. - М.: Педагогика, 1990 г.
14. Буре Р. С., Островская Л.Ф. «Воспитатель и дети». М., 2005г.
15. Васина Е. Н. Новый прием и средство развития самосознания ребенка. // Школьные технологии. 2006. N 5. 32-41с....51