Введение 4
Глава I. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий обучающихся при изучении предмета «ОБЖ» посредством использования элементов исследовательской деятельности 8
1.1 Сущность универсальных учебных действий в контексте образовательного стандарта 8
1.2 Содержание учебно-методического комплекта «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов) 18
1.3. Характеристика педагогических условий формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках ОБЖ посредством использования элементов исследовательской деятельности 23
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию универсальных учебных действий у обучающихся на уроках ОБЖ посредством использования исследовательской деятельности 30
2.1. Выявление уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся на уроках ОБЖ 31
2.2 Проектирование исследовательской деятельности обучающихся в процессе формирования универсальных учебных действий 39
2.3 Анализ и обобщение результатов 44
Заключение 57
Библиографический список 60
Приложения 64
Важной задачей современного образования является освоение учащимися системой знаний и умений по учебным предметам, а также формирование совокупности универсальных учебных действий. За основу выбора и структурирования содержания образования, отбора приемов, методов и форм обучения должны быть взяты эти учебные действия.
Овладение универсальными учебными действиями происходит в рамках разных учебных предметов и, в итоге, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, в том числе самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться. В этом отношении универсальные учебные действия являются результатом образовательного процесса, а также условием усвоения компетентностей, знаний и умений.
Формирование универсальных учебных действий при изучении курса «ОБЖ» имеет немаловажное значение. При выполнении ряда педагогических условий на уроках можно сформировать у обучающихся все основные компоненты универсальных учебных действий.
Такие важные компоненты учебной деятельности, как целеполагание, планирование, саморегуляция, контроль, коррекция, оценка и прогнозирование являются составной частью универсальных учебных действий. Формирование этих действий - очень сложный и длительный процесс. Умение учиться, ставить цель и корректировать свою деятельность - залог будущих успехов.
Проблемой формирования универсальных учебных действий занимались многие исследователи, в том числе А.Г. Асмолов, М.И. Махмутов, Н.А. Федосова и др.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы нами была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уроках ОБЖ посредством элементов исследовательской деятельности.
Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках ОБЖ посредством использования элементов исследовательской деятельности
Актуальность данного исследования состоит в том, что задача формирования универсальных учебных действий (далее УУД) обучающихся является важной в современном процессе обучения. Внедрения новых образовательных технологий, одним из успешных вариантов повышения эффективности учебного процесса является внедрение учебно-исследовательской деятельности, позволяющей построить процесс обучения с учетом особенностей восприятия, памяти, интересов ребенка, что в свою очередь будет определять качество образовательного процесса.
Цель исследования - осуществление процесса формирования универсальных учебных действий у обучающихся в рамках предмета ОБЖ средствами исследовательской деятельности.
Объект исследования - универсальные учебные действия обучающихся, формируемые в рамках предмета ОБЖ
Предмет исследования - формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках ОБЖ посредством использования элементов исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: формирование универсальных учебных действий на уроках ОБЖ будет эффективным при реализации исследовательской деятельности обучающихся
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность универсальных учебных действий.
2. Провести анализ содержания учебно-методического комплекта «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов) с точки зрения формирования универсальных учебных действий у обучающихся
посредствам элементов исследовательской деятельности.
3. Охарактеризовать педагогические условия формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках ОБЖ.
4. Выявить уровень сформированности у обучающихся универсальных учебных действий.
5. Разработать и реализовать комплекс заданий по формированию универсальных учебных действий у обучающихся на уроках ОБЖ посредством исследовательской деятельности, проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания УМК «ОБЖ» М.П Фролов («Школа России»);
- методики диагностики уровня сформированности УУД у обучающихся на уроках посредствам использования элементов исследовательской деятельности ;
- опытно-экспериментальная работа и качественный анализ её результатов.
База исследования: МБОУ СОШ села Торгалыгский муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва».
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный комплекс заданий по формированию универсальных действий обучающихся на уроках ОБЖ может быть использован учителями.
Структура работы: Работа включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на урока ОБЖ посредством использования элементов исследовательской деятельности» раскрыта сущность универсальных учебных действий, проведен анализ содержания учебно-методического комплекта М.П Фролова «Основы безопасности жизнедеятельности» (система «Школа России») с точки зрения формирования УУД, охарактеризованы педагогические условия формирования УУД у обучающихся на уроках ОБЖ.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию универсальных учебных действий у обучающихся при изучении предмета «ОБЖ» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список использованной литературы состоит из 40 источников.
На основе теоретического анализа мы раскрыли значение понятия «проектно - исследовательская деятельность», «метод проектов» и «универсальные учебные действия» в педагогической науке. Анализ научной литературы позволил нам более качественно и продуктивно провести практическое исследование по формированию универсальных учебных действий у обучающихся с помощью метода проектов.
В ходе опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе мы выявили уровень сформированности УУД у обучающихся в опытной и контрольной группах и установили преобладание низкого и среднего уровней.
Ученики были включены в самостоятельный поиск решения проблемы, в поиск необходимой информации. Проектная деятельность сопровождалась конкретными задачами по работе с поисковыми системами - учащимся выдавались карточки с вопросами о родном селе, на которые необходимо было найти ответы. Результатом работы над всем комплексным проектом стал буклет с информацией о мире вокруг нас. Также ученики смастерили объемный макет села из подручных материалов на уроке технологии. Каждый этап работы включал рефлексию способов и условий действия каждого участника проекта.
В процессе контрольного эксперимента использован тот же диагностический инструментарий, что и в констатирующем эксперименте, что позволило получить оценку динамику формирования учебных действий у обучающихся.
В результате работы можем сделать вывод, что на начальном этапе эксперимента уровень сформированности универсальных учебных действий у большинства испытуемых находился на низком и среднем уровнях. В конце эксперимента, после проведения комплексного творческого проекта, на среднем и высоком уровнях.
Таким образом, проведенный нами эксперимент позволяет констатировать, что: метод проектов будет способствовать формированию универсальных учебных действий, если:
• учащиеся будут включены в самостоятельный поиск решения проблемы;
• проектная деятельность будет сопровождаться конкретными задачами по работе с поисковыми системами;
• результатом проектной деятельности будет продукт коллективной деятельности;
• каждый этап работы над проектом будет включать рефлексию способов и условий действия каждого участника проекта.
Следовательно, подтвердилась гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, т.е. метод проектов будет способствовать формированию универсальных учебных действий при вышеназванных условиях. Задачи реализованы, цель исследования достигнута.
В ходе своего исследования мы пришли к следующему выводу: исследовательская деятельность очень интересна для обучающихся. Это помогает им быть успешными не только на уроках, но и в жизни в целом. Развитие исследовательской деятельности у учащихся процесс управляемый. Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться новыми методами, давать возможность учащимся чаще высказываться. Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным. Проект - это уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьников, развития личности в целом. Для нас, несомненно, одно: обучение приемам работы разных видов способствует развитию самостоятельного мышления, тогда учащиеся на раннем этапе обучения отчетливо представляют структуру рассуждения, умеют приводить убедительные доказательства, располагать материал последовательно, связывая один аргумент с другим.
В работе была проанализирована методическая, педагогическая литература, труды выдающихся педагогов и психологов, традиционная и развивающая программы и методика работы с детьми, разработка проектов, которые могут быть использованы педагогами-практиками.
В заключение отметим, что самореализация учащихся в учебно-творческой деятельности должна быть организационно оформленной. Необходимо создавать благоприятные условия для самостоятельной творческой деятельности школьников, а также необходимо умело направлять эту деятельность.
1. Абаскалова, Н.П. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности в школе [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / Н.П. Абаскалова, Л.А. Акимова, С.В. Петров. - Новосибирск; М.: Арта, 2011. - 304 с
2. Байбородова, Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности [Текст]: методическое пособие / Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 272 с.
3. Беспалько,В.П. Теория учебника [Текст]: методическое пособие / Беспалько В.П. - М.: Педагогика,1988. - 160 с.
4. Брыкова, О.В. Проектная деятельность в учебном процессе [Текст] / О.В. Брыкова, Т.В. Громова. - М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.
5. Волков, Б.С. Психология младшего школьника [Текст]: учебное пособие / Б.С. Волков. - М.: Академический проект, 2005. - 208 с.
6. Каменский А.М. Психологические проблемы учебно-воспитательного процесса. - СПб, 1996.-94с.
7. Краля Н.А. Метод учебных проектов как средство активизации учебной деятельности учащихся: Учебно-методическое пособие / Под ред. Ю.П. Дубенского. - Омск: Изд-во ОмГУ, 2005. - 59 с.
8. Лоскутова, Н.А. Упражнения, игры для развития логического мышления [Текст] / Н.А. Лоскутова // Дидактические игры. Начальная школа. - 2005. - № 4 - С. 80-82.
9. Малов-Гра, А.Г. Тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности: 8 класс: к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности: 8 класс» (М.П. Фролов [и др.]; ред. Ю.Л. Воробьев) [Текст]: методическое пособие / А.Г. Малов-Гра. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 286 с.
10. Махмутов, М.И. Организация проблемного обучения [Текст] / М.И. Махмутов // Организация проблемного обучения. - М.: Педагогика,1997. - С.108-109.
11. Методика оценки сформированности универсальных учебных действий [Текст]: Методическое пособие / Под ред. М. П. Воюшиной, Е. П. Суворовой. - СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2015. - С. 85-87.
12. Методический семинар-практикум «Педагогические приемы формирования УУД на уроках в средней школе» [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://festival.1september.ru/articles/637118/ - Дата обращения 25.05.2017 11.31.03.
13. Организация учебно - исследовательской деятельности учащихся в образовательном учреждении./ сост. И. В. Зверева. - Волгоград: ИТД "Корифей". - 112 с.
14. Основы безопасности жизнедеятельности [Текст]: 10 класс: поурочные планы по учебнику А.Т. Смирнова, Б.И. Мишина, В.А. Васнева / авт.-сост. В.А. Шкенев. - Волгоград: Учитель, 2007. - 238 с.
15. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов вузов - М.:АРКТИ,2005.- 112 с.
16. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении [Текст]: пособие для учителей и студентов педагогических вузов / Н.Ю. Пахомова. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2009. - 112 с
17. Подолян, Ю.П. Тематическое и поурочное планирование по основам безопасности жизнедеятельности: 9 класс: к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности: 9 класс» (М.П.Фролов [и др.]; ред. Ю.Л. Воробьев) [Текст]: методическое пособие / Ю.П. Подолян. - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. - 270 с.
18. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров [Текст] / Под ред.Е.С. Полаг. - М., Академия, 2007. - 272 с.
19. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: Пособие для учителя. - М., 2008. - 192 с.
20. Романовская, М.Б. Метод проектов в учебном процессе [Текст]: методическое пособие / М.Б. Романовская. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006. - 160 с.
21. Савенков А.И. Игры, дающие старт исследовательской деятельности. //Директор школы, 2004, №1, с46-50.
22. Савенков А.И. Исследования на дому. Методические рекомендации // Исследовательская работа школьников, 2002, №1 с.34-45, №2 с.73-78.
23. Светенко, Т.В. Учебный проект в школе. Книга для учителей / Т.В. Светенко. - Псков, 2000. - 28с.
24. Семенова Н.А.Исследовательская деятельность учащихся. Начальная школа.№2.2007.- с.45
25. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.
26. Соколова Т.Е. Информационная культура младшего школьника: Учебно-методическое пособие (Вып.1-5). - Самара: Издательство “Учебная литература”, 2007.
27. Сюсюкина, И.Е. Инновационная оценочная деятельность как фактор формирования системы универсальных учебных действий младших школьников [Текст] // Начальная школа плюс до и после. - 2010. - №1. - С. 81-86.
28. УМК «Основы безопасности жизнедеятельности» (5-11 кл.) / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников и др.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в ред. Приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) [электронный ресурс] - режим доступа http .минобрнауки .рф/документы/922.
30. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования от 17 мая 2012 [электронный ресурс] - режим доступа ййр.Минобрнауки.рф/документы/2365.
31. Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно - ориентированного образования». «Народное образование» - 2003г. с.58-64.
32. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст] / А.В. Хуторской // Учебное пособие. - 2-е изд. перераб. - М.: Высшая школа, 2007. - С. 256-260.
33. Хуторской, А.В. Современная дидактика [Текст] / А.В. Хуторской // Учебное пособие. - 2-е изд. перераб. - М.: Высшая школа, 2007. - С. 256-260.
34. Цукерман, Г.А. Оценка без отметки [Текст] / Г.А. Цукерман, С.И. Шияновская, В.А. Миндракова // Оценка без отметки. - Москва-Рига: Эксперимент, 1999. - С. 98-101.