Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках ОБЖ по средствам использования элементов исследовательской деятельности
|
Введение 4
Глава I. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий обучающихся при изучении предмета «ОБЖ» посредством использования элементов исследовательской деятельности 8
1.1 Сущность универсальных учебных действий в контексте образовательного стандарта 8
1.2 Содержание учебно-методического комплекта «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов) 18
1.3. Характеристика педагогических условий формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках ОБЖ посредством использования элементов исследовательской деятельности 23
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию универсальных учебных действий у обучающихся на уроках ОБЖ посредством использования исследовательской деятельности 30
2.1. Выявление уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся на уроках ОБЖ 31
2.2 Проектирование исследовательской деятельности обучающихся в процессе формирования универсальных учебных действий 39
2.3 Анализ и обобщение результатов 44
Заключение 57
Библиографический список 60
Приложения 64
Глава I. Теоретические основы формирования универсальных учебных действий обучающихся при изучении предмета «ОБЖ» посредством использования элементов исследовательской деятельности 8
1.1 Сущность универсальных учебных действий в контексте образовательного стандарта 8
1.2 Содержание учебно-методического комплекта «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов) 18
1.3. Характеристика педагогических условий формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках ОБЖ посредством использования элементов исследовательской деятельности 23
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию универсальных учебных действий у обучающихся на уроках ОБЖ посредством использования исследовательской деятельности 30
2.1. Выявление уровня сформированности универсальных учебных действий у обучающихся на уроках ОБЖ 31
2.2 Проектирование исследовательской деятельности обучающихся в процессе формирования универсальных учебных действий 39
2.3 Анализ и обобщение результатов 44
Заключение 57
Библиографический список 60
Приложения 64
Важной задачей современного образования является освоение учащимися системой знаний и умений по учебным предметам, а также формирование совокупности универсальных учебных действий. За основу выбора и структурирования содержания образования, отбора приемов, методов и форм обучения должны быть взяты эти учебные действия.
Овладение универсальными учебными действиями происходит в рамках разных учебных предметов и, в итоге, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, в том числе самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться. В этом отношении универсальные учебные действия являются результатом образовательного процесса, а также условием усвоения компетентностей, знаний и умений.
Формирование универсальных учебных действий при изучении курса «ОБЖ» имеет немаловажное значение. При выполнении ряда педагогических условий на уроках можно сформировать у обучающихся все основные компоненты универсальных учебных действий.
Такие важные компоненты учебной деятельности, как целеполагание, планирование, саморегуляция, контроль, коррекция, оценка и прогнозирование являются составной частью универсальных учебных действий. Формирование этих действий - очень сложный и длительный процесс. Умение учиться, ставить цель и корректировать свою деятельность - залог будущих успехов.
Проблемой формирования универсальных учебных действий занимались многие исследователи, в том числе А.Г. Асмолов, М.И. Махмутов, Н.А. Федосова и др.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы нами была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уроках ОБЖ посредством элементов исследовательской деятельности.
Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках ОБЖ посредством использования элементов исследовательской деятельности
Актуальность данного исследования состоит в том, что задача формирования универсальных учебных действий (далее УУД) обучающихся является важной в современном процессе обучения. Внедрения новых образовательных технологий, одним из успешных вариантов повышения эффективности учебного процесса является внедрение учебно-исследовательской деятельности, позволяющей построить процесс обучения с учетом особенностей восприятия, памяти, интересов ребенка, что в свою очередь будет определять качество образовательного процесса.
Цель исследования - осуществление процесса формирования универсальных учебных действий у обучающихся в рамках предмета ОБЖ средствами исследовательской деятельности.
Объект исследования - универсальные учебные действия обучающихся, формируемые в рамках предмета ОБЖ
Предмет исследования - формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках ОБЖ посредством использования элементов исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: формирование универсальных учебных действий на уроках ОБЖ будет эффективным при реализации исследовательской деятельности обучающихся
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность универсальных учебных действий.
2. Провести анализ содержания учебно-методического комплекта «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов) с точки зрения формирования универсальных учебных действий у обучающихся
посредствам элементов исследовательской деятельности.
3. Охарактеризовать педагогические условия формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках ОБЖ.
4. Выявить уровень сформированности у обучающихся универсальных учебных действий.
5. Разработать и реализовать комплекс заданий по формированию универсальных учебных действий у обучающихся на уроках ОБЖ посредством исследовательской деятельности, проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания УМК «ОБЖ» М.П Фролов («Школа России»);
- методики диагностики уровня сформированности УУД у обучающихся на уроках посредствам использования элементов исследовательской деятельности ;
- опытно-экспериментальная работа и качественный анализ её результатов.
База исследования: МБОУ СОШ села Торгалыгский муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва».
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный комплекс заданий по формированию универсальных действий обучающихся на уроках ОБЖ может быть использован учителями.
Структура работы: Работа включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на урока ОБЖ посредством использования элементов исследовательской деятельности» раскрыта сущность универсальных учебных действий, проведен анализ содержания учебно-методического комплекта М.П Фролова «Основы безопасности жизнедеятельности» (система «Школа России») с точки зрения формирования УУД, охарактеризованы педагогические условия формирования УУД у обучающихся на уроках ОБЖ.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию универсальных учебных действий у обучающихся при изучении предмета «ОБЖ» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список использованной литературы состоит из 40 источников.
Овладение универсальными учебными действиями происходит в рамках разных учебных предметов и, в итоге, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, в том числе самостоятельную организацию процесса усвоения, то есть умение учиться. В этом отношении универсальные учебные действия являются результатом образовательного процесса, а также условием усвоения компетентностей, знаний и умений.
Формирование универсальных учебных действий при изучении курса «ОБЖ» имеет немаловажное значение. При выполнении ряда педагогических условий на уроках можно сформировать у обучающихся все основные компоненты универсальных учебных действий.
Такие важные компоненты учебной деятельности, как целеполагание, планирование, саморегуляция, контроль, коррекция, оценка и прогнозирование являются составной частью универсальных учебных действий. Формирование этих действий - очень сложный и длительный процесс. Умение учиться, ставить цель и корректировать свою деятельность - залог будущих успехов.
Проблемой формирования универсальных учебных действий занимались многие исследователи, в том числе А.Г. Асмолов, М.И. Махмутов, Н.А. Федосова и др.
В ходе изучения психолого-педагогической и методической литературы нами была выявлена проблема отбора и характеристики педагогических условий формирования универсальных учебных действий у обучающихся на уроках ОБЖ посредством элементов исследовательской деятельности.
Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках ОБЖ посредством использования элементов исследовательской деятельности
Актуальность данного исследования состоит в том, что задача формирования универсальных учебных действий (далее УУД) обучающихся является важной в современном процессе обучения. Внедрения новых образовательных технологий, одним из успешных вариантов повышения эффективности учебного процесса является внедрение учебно-исследовательской деятельности, позволяющей построить процесс обучения с учетом особенностей восприятия, памяти, интересов ребенка, что в свою очередь будет определять качество образовательного процесса.
Цель исследования - осуществление процесса формирования универсальных учебных действий у обучающихся в рамках предмета ОБЖ средствами исследовательской деятельности.
Объект исследования - универсальные учебные действия обучающихся, формируемые в рамках предмета ОБЖ
Предмет исследования - формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках ОБЖ посредством использования элементов исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: формирование универсальных учебных действий на уроках ОБЖ будет эффективным при реализации исследовательской деятельности обучающихся
В соответствии с целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть сущность универсальных учебных действий.
2. Провести анализ содержания учебно-методического комплекта «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.П. Фролов) с точки зрения формирования универсальных учебных действий у обучающихся
посредствам элементов исследовательской деятельности.
3. Охарактеризовать педагогические условия формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках ОБЖ.
4. Выявить уровень сформированности у обучающихся универсальных учебных действий.
5. Разработать и реализовать комплекс заданий по формированию универсальных учебных действий у обучающихся на уроках ОБЖ посредством исследовательской деятельности, проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
- анализ содержания УМК «ОБЖ» М.П Фролов («Школа России»);
- методики диагностики уровня сформированности УУД у обучающихся на уроках посредствам использования элементов исследовательской деятельности ;
- опытно-экспериментальная работа и качественный анализ её результатов.
База исследования: МБОУ СОШ села Торгалыгский муниципального района «Улуг-Хемский кожуун Республики Тыва».
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанный комплекс заданий по формированию универсальных действий обучающихся на уроках ОБЖ может быть использован учителями.
Структура работы: Работа включает введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Во введении обоснована актуальность темы, степень ее разработанности, сформулированы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, определена его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на урока ОБЖ посредством использования элементов исследовательской деятельности» раскрыта сущность универсальных учебных действий, проведен анализ содержания учебно-методического комплекта М.П Фролова «Основы безопасности жизнедеятельности» (система «Школа России») с точки зрения формирования УУД, охарактеризованы педагогические условия формирования УУД у обучающихся на уроках ОБЖ.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию универсальных учебных действий у обучающихся при изучении предмета «ОБЖ» описана организация и методика опытно-экспериментальной работы, проведен анализ ее результатов.
В заключении подведены итоги исследования и сформулированы выводы.
Список использованной литературы состоит из 40 источников.
На основе теоретического анализа мы раскрыли значение понятия «проектно - исследовательская деятельность», «метод проектов» и «универсальные учебные действия» в педагогической науке. Анализ научной литературы позволил нам более качественно и продуктивно провести практическое исследование по формированию универсальных учебных действий у обучающихся с помощью метода проектов.
В ходе опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе мы выявили уровень сформированности УУД у обучающихся в опытной и контрольной группах и установили преобладание низкого и среднего уровней.
Ученики были включены в самостоятельный поиск решения проблемы, в поиск необходимой информации. Проектная деятельность сопровождалась конкретными задачами по работе с поисковыми системами - учащимся выдавались карточки с вопросами о родном селе, на которые необходимо было найти ответы. Результатом работы над всем комплексным проектом стал буклет с информацией о мире вокруг нас. Также ученики смастерили объемный макет села из подручных материалов на уроке технологии. Каждый этап работы включал рефлексию способов и условий действия каждого участника проекта.
В процессе контрольного эксперимента использован тот же диагностический инструментарий, что и в констатирующем эксперименте, что позволило получить оценку динамику формирования учебных действий у обучающихся.
В результате работы можем сделать вывод, что на начальном этапе эксперимента уровень сформированности универсальных учебных действий у большинства испытуемых находился на низком и среднем уровнях. В конце эксперимента, после проведения комплексного творческого проекта, на среднем и высоком уровнях.
Таким образом, проведенный нами эксперимент позволяет констатировать, что: метод проектов будет способствовать формированию универсальных учебных действий, если:
• учащиеся будут включены в самостоятельный поиск решения проблемы;
• проектная деятельность будет сопровождаться конкретными задачами по работе с поисковыми системами;
• результатом проектной деятельности будет продукт коллективной деятельности;
• каждый этап работы над проектом будет включать рефлексию способов и условий действия каждого участника проекта.
Следовательно, подтвердилась гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, т.е. метод проектов будет способствовать формированию универсальных учебных действий при вышеназванных условиях. Задачи реализованы, цель исследования достигнута.
В ходе своего исследования мы пришли к следующему выводу: исследовательская деятельность очень интересна для обучающихся. Это помогает им быть успешными не только на уроках, но и в жизни в целом. Развитие исследовательской деятельности у учащихся процесс управляемый. Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться новыми методами, давать возможность учащимся чаще высказываться. Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным. Проект - это уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьников, развития личности в целом. Для нас, несомненно, одно: обучение приемам работы разных видов способствует развитию самостоятельного мышления, тогда учащиеся на раннем этапе обучения отчетливо представляют структуру рассуждения, умеют приводить убедительные доказательства, располагать материал последовательно, связывая один аргумент с другим.
В работе была проанализирована методическая, педагогическая литература, труды выдающихся педагогов и психологов, традиционная и развивающая программы и методика работы с детьми, разработка проектов, которые могут быть использованы педагогами-практиками.
В заключение отметим, что самореализация учащихся в учебно-творческой деятельности должна быть организационно оформленной. Необходимо создавать благоприятные условия для самостоятельной творческой деятельности школьников, а также необходимо умело направлять эту деятельность.
В ходе опытно-экспериментальной работы на констатирующем этапе мы выявили уровень сформированности УУД у обучающихся в опытной и контрольной группах и установили преобладание низкого и среднего уровней.
Ученики были включены в самостоятельный поиск решения проблемы, в поиск необходимой информации. Проектная деятельность сопровождалась конкретными задачами по работе с поисковыми системами - учащимся выдавались карточки с вопросами о родном селе, на которые необходимо было найти ответы. Результатом работы над всем комплексным проектом стал буклет с информацией о мире вокруг нас. Также ученики смастерили объемный макет села из подручных материалов на уроке технологии. Каждый этап работы включал рефлексию способов и условий действия каждого участника проекта.
В процессе контрольного эксперимента использован тот же диагностический инструментарий, что и в констатирующем эксперименте, что позволило получить оценку динамику формирования учебных действий у обучающихся.
В результате работы можем сделать вывод, что на начальном этапе эксперимента уровень сформированности универсальных учебных действий у большинства испытуемых находился на низком и среднем уровнях. В конце эксперимента, после проведения комплексного творческого проекта, на среднем и высоком уровнях.
Таким образом, проведенный нами эксперимент позволяет констатировать, что: метод проектов будет способствовать формированию универсальных учебных действий, если:
• учащиеся будут включены в самостоятельный поиск решения проблемы;
• проектная деятельность будет сопровождаться конкретными задачами по работе с поисковыми системами;
• результатом проектной деятельности будет продукт коллективной деятельности;
• каждый этап работы над проектом будет включать рефлексию способов и условий действия каждого участника проекта.
Следовательно, подтвердилась гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, т.е. метод проектов будет способствовать формированию универсальных учебных действий при вышеназванных условиях. Задачи реализованы, цель исследования достигнута.
В ходе своего исследования мы пришли к следующему выводу: исследовательская деятельность очень интересна для обучающихся. Это помогает им быть успешными не только на уроках, но и в жизни в целом. Развитие исследовательской деятельности у учащихся процесс управляемый. Нужно одновременно приучать учащихся пользоваться новыми методами, давать возможность учащимся чаще высказываться. Только в этом случае развивающий эффект обучения будет максимальным. Проект - это уникальное дидактическое средство развития, воспитания, обучения школьников, развития личности в целом. Для нас, несомненно, одно: обучение приемам работы разных видов способствует развитию самостоятельного мышления, тогда учащиеся на раннем этапе обучения отчетливо представляют структуру рассуждения, умеют приводить убедительные доказательства, располагать материал последовательно, связывая один аргумент с другим.
В работе была проанализирована методическая, педагогическая литература, труды выдающихся педагогов и психологов, традиционная и развивающая программы и методика работы с детьми, разработка проектов, которые могут быть использованы педагогами-практиками.
В заключение отметим, что самореализация учащихся в учебно-творческой деятельности должна быть организационно оформленной. Необходимо создавать благоприятные условия для самостоятельной творческой деятельности школьников, а также необходимо умело направлять эту деятельность.
Подобные работы
- Формирование универсальных учебных действий обучающихся 8 класса на уроках основ безопасности жизнедеятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2021



