Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №154429

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы84
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Только Word
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1. Понятие игровых умений детей дошкольного возраста 6
1.2. Динамика игровых умений в период дошкольного детства 12
1.3. Педагогические условия развития игровых умений детей среднего
дошкольного возраста 18
Выводы по главе 1 24
ГЛАВА 2. ДИНАМИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ИГРОВЫХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 25
2.1. Характеристика группы и описание методики исследования, анализ
результатов исследования 25
2.2. Формирующий эксперимент 35
2.3. Оценка результативности действий 45
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 62

Игра является одним из самых важных видов деятельности ребенка дошкольного возраста. В игре ребенок сам пытается научиться тому, чего он еще не умеет, во время игры происходит его общение со сверстниками, развиваются творческие способности, нравственные качества. По мнению Д.Б. Эльконина, игра является ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста [36].
Именно игра определяет развитие ребёнка, утверждал Л.С. Выготский, ребенок постоянно играет, он - «существо играющее, но его игра имеет большой смысл. Она точно соответствует его возрастным особенностям и интересам и включает в себя такие элементы, которые приводят к появлению нужных навыков и умений» [6, с. 59].
В пункте 2.7 Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) игра определяется, как «инструмент для организации деятельности ребёнка, его многогранного развития в социально- коммуникативной, речевой, познавательной, художественно-эстетической и физической образовательных областях» [34, с. 6].
Содержание игровой деятельности во многом зависит от возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, оно определяется задачами и целями программы дошкольного образования, что отражено в ФГОС ДО.
Для успешного освоения игровой деятельности у детей необходимо развивать игровые умения - имеющийся у ребенка способ построения игры, а также возможность использовать в игре различные способы её продолжения. У ребенка также надо развивать запас знаний и впечатлений, чем он богаче, тем лучше для формирования игровых способностей, а также необходимо обучать его владеть языком игры - игровыми действиями в различных формах.
Только при этих условиях игра может стать важным условием всестороннего развития личности ребёнка. Развитие игровых умений и навыков детей дошкольного возраста - важнейшая задача работы педагогов в детском саду [37].
Вопросы развития игровой деятельности и игровых умений детей отражены в работах Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева, А.П. Усовой, Е.И. Касаткиной, Н.Я. Михайленко и др.); другие исследователи определяют особенности, место и значение применения различных видов игр в образовательно-воспитательном процессе (С.Л. Новосёлова, Е.И. Щербакова, З.М. Богуславская и др.).
Однако несмотря на большое количество научных работ, особенности развития игровых умений детей среднего дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного учреждения изучены недостаточно полно, этим объясняется выбор темы исследования.
Цель исследования: выделить и реализовать педагогические условия развития игровых умений детей среднего дошкольного возраста.
Объект исследования: игровая деятельность детей среднего
дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия развития игровых умений детей среднего дошкольного возраста.
Задачи исследования.
1. Изучить понятие игровые умения в психолого-педагогической литературе.
2. Выделить педагогические условия развития игровых умений детей среднего дошкольного возраста.
3. Провести исследование игровых умений детей среднего
дошкольного возраста.
4. Реализовать педагогические условия и проверить их результативность.
Гипотеза: развитие игровых умений детей среднего дошкольного возраста будет результативным при создании следующих педагогических условий:
• обогащать и регулярно обновлять предметно-развивающую среду;
• развивать общение между детьми в игре и творческую активность детей;
• использовать методы прямого и косвенного руководства игрой....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе анализа психолого-педагогической литературы в соответствии с темой и целью исследования были выполнены следующие задачи. Изучены основные понятия исследования, установлено, что для успешного овладения игрой у детей должны быть сформированы игровые умения - преобладающий у ребенка способ построения игры и потенциальная возможность использовать различные способы. А. П. Усова научно обосновала необходимость постоянного обучения ребёнка игре в виде ежедневных занятий. Чтобы освоить необходимые игровые умения, ребенок должен иметь богатый запас знаний и впечатлений, а также свободно оперировать всеми элементами сюжета, владеть языком игры - игровыми действиями в разнообразных формах. Для этого в детском саду должна проводиться систематическая и последовательная работа педагогов.
Рассмотрена динамика игровых умений детей среднего дошкольного возраста. В среднем дошкольном возрасте формируются такие игровые умения, как умение принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевую речь, вступать в ролевое взаимодействие с партнером-сверстником, творчески использовать способы условного выполнения действий с сюжетными игрушками и предметами-заместителями, предлагать игровые задачи друг другу, договариваться о том, каким образом можно совместно их решить; умение менять речевое поведение в зависимости от ситуации игры.
Выявлены педагогические условия развития игровых умений детей среднего дошкольного возраста. Нами были также раскрыты педагогические условия, которые способствуют эффективному формированию игровых умений детей среднего дошкольного возраста. К ним относятся условия для возникновения и развертывания игр детей (обогащение жизненного и игрового опыта детей; изменение и насыщение предметно-игровой среды); условия для развития общения между детьми в игре и творческой активности детей (введение игровых проблемных ситуаций, побуждающих дошкольников к общению в игре и ролевому поведению; отказ от регламентации игры, поощрение игровой импровизации детей, постепенный переход детей к самостоятельной игре).
Проведено исследование игровых умений детей среднего дошкольного возраста, для этой цели была выбрана диагностика развития игровых умений на основе методики Р.Р. Калининой. Исследование было организовано на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения г. Красноярска №ХХ общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей. Диагностика проводилась в сентябре 2019 года. Для исследования были выбраны две группы, в которых было по 20 детей. В ходе исследования дети были разделены на малые группы по 4-5 человек. В течение месяца детям предлагалось поиграть самостоятельно в игру «День рождения куклы Кати», вслед за этим проводились наблюдения за поведением дошкольников во время игры. Наблюдения оценивались в соответствии с критериями методики. Диагностический лист для оценки игровых умений детей средней группы приводится в приложении.
На основании первичной диагностики был сделан вывод, что игровые умения детей по различным критериям не совсем соответствуют их возрастной категории (4-5 лет). В первой группе только 25% детей показали высокий результат, во второй группе только 20% детей. В ходе исследования было установлено, что некоторые дети не всегда могут распределять роли самостоятельно, часто бывают конфликты. Игровые действия не всегда многообразны, часто используется монологическая речь, а не диалог. Дети испытывают трудности при подборе игрушек- заместителей, предпочитают использовать реальные предметы. Не всегда следуют логике игровых действий, используют уже привычный ход игры и не вносят существенных изменений в ход сюжета. Также некоторые дети отказывались выполнять правила игры, на замечания реагировали с обидой и могли совсем выйти из игры.
Исходя из полученных результатов, нами был сделан вывод, что необходимо проведение практической работы в группе по повышению уровня развития игровых умений детей среднего дошкольного возраста. В ходе дальнейшего исследования дети-участники диагностики были разделены на экспериментальную и контрольную группу с примерно равными результатами первичной диагностики (списки детей и результаты первичной диагностики приведены в приложении А).
Был организован формирующий эксперимент в форме опытно­практической работы по развитию игровых умений детей среднего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры. Опытно­практическая работа проводилась в период с октября 2019 года по март 2020 г., в ней приняли участие дети среднего дошкольного возраста - участники первой диагностики, экспериментальной группы и контрольной группы, в которой велись обычные занятия.
На первом этапе проведения опытно-практической работы по развитию игровых умений детей среднего дошкольного возраста подбирался необходимый методический и практический материал. Для организации опытно-практической работы нами использовались материалы работ Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой; Е.В. Зворыгиной и Н.Ф. Комаровой; С.Л. Новосёловой; Е.О. Смирновой, В.М. Холмогоровой, Н.А. Самоукиной, Т.Г. Тристапшон, Е.И. Щербаковой и др. На основании этих работ были подобраны сюжетно-ролевые игры (см. в приложении Г), составлен перспективный план игровой деятельности (см. таблицу 7).
Также на первом этапе была подготовлена соответствующая предметно-игровая среда. Для проведения игр подбиралось оборудование и игрушки, которые обогащали личный опыт детей, развивали познавательную активность, самостоятельность, инициативу. Был оборудован игровой уголок, большую помощь в изготовлении атрибутов для игры, игровых материалов оказывали родители воспитанников. Атрибуты для игр и предметы-заместители, строительный материал для сюжетно-ролевых игр были разложены по коробкам с названием игры и картинкой по ее теме, чтобы дети имели возможность самостоятельно подбирать соответствующий игровой материал по своим интересам. Обустроенное детьми игровое пространство сохранялось до тех пор, пока дети проявляли интерес к данной игре. На втором и третьем этапе формирующего эксперимента проводилась игровая деятельность с детьми экспериментальной группы: игра в малых группах по 3-5 человек; игра по 2-3 человека, в некоторых случаях индивидуальная игра детей (например, постройка игровых сооружений из строительного материала).....


1. Акулова О.А. Театрализованные игры в детском саду. М.: Мозаика-синтез, 2014. 87с.
2. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. М.: ФОРУМ, 2015. 144 с.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Академия, 2014. 275 с.
4. Венгер Л.А. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2015. 127с.
5. Виноградова Н.А. Методическая работа в ДОУ: эффективные формы и методы. М.: Перспектива, 2014. 278 с.
6. Выготский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Высшая школа, 2015. 482 с.
7. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-синтез, 2016. 169 с.
8. Диагностика игровых умений у детей дошкольного возраста: методическое пособие/сост. Т. А. Криволесова. Николаевск-на-Амуре, 2017. 119 с.
9. Еникеев М. И. Психологический энциклопедический словарь. М.: Проспект, 2015. 560 с.
10. Зворыгина Е. В., Комарова Н. Ф. Особенности формирования игровой деятельности детей в средней группе // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Мозаика-синтез, 2015. 185 с.
11. Калиниченко А. В., Микляева Н. В. Развитие игровой деятельности дошкольников: методическое пособие. М.: Айрис-пресс, 2014. 213 с.
12. Касаткина Е. И. Игра в жизни дошкольника. М.: Дрофа, 2016. 176 с.
13. Леонтьев А. Н. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2015. 368 с.
14. Михайленко Н. Л. Как играть с ребенком. М.: Обруч, 2016. 140с.
15. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду: пособие для воспитателя. М.: ГНОМ и Д, 2014. 96 с....37


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ