Только Word
Введение 3
Глава I Теоретический анализ влияния занятий плаванием на организм обучающихся младшей школы 8
1.1 Плавание как средство закаливания и укрепления организма 8
1.2 Возрастные и физические особенности организма обучающхся младшей
школы 20
1.3 Структура тренировочных циклов занятий плаванием обучающихся младшей школы и оценка их эффективности 24
Выводы по I главе 33
Глава II Организация и методы исследования 35
2.1 Методы исследования 35
2.2 Организация исследования 36
Выводы по II главе 38
Глава III Результаты экспериментальной работы 40
3.1 Исследование снижения заболеваемости в процессе занятий плаванием
обучающихся младшей школы 40
3.2 Определение функциональных проб с дозированной физической
нагрузкой на занятиях плаванием обучающихся младшей школы 44
3.3 Динамика изменения роста и массы тела у обучающхся младшей школы в
процессе занятий плаванием 55
Выводы по III главе 59
Заключение 61
Список литературы 63
Актуальность исследования обусловлена тем, что в последние годы ученики младшей школы стали чаще болеть. Современные дети менее активны и подвижны, чем дети советской школы. Вследствие чего они физически недостаточно развиты. По данным известного врача гигиениста А.Г. Сухарева, может быть признана такая величина суточной двигательной активности, которая полностью удовлетворяет биологическую потребность организма в движениях, соответствует функциональным возможностям и способствует укреплению здоровья детей дошкольного возраста. Исследованию двигательной активности и закаливания дошкольников и учащихся младших классов посвящено большое количество диссертационных работ. Различным особенностям сохранения здоровья ,закаливанию организма посвящены работы :JI.A. Абросимовой (1968), Р.А. Ахундова (1970), С.Г. Меринова (1972), Г.В. Сендек (1972), А.Г. Сухарева (1972), Д.М. Шептицкого (1972), Н.Т. Лебедевой (1973), Х.П. Лабодаевой (1975), Ю.Ю. Рауцкиса (1975), В.А. Шишкиной (1979), В.И. Никитина (1989) ; диссертация Т.Ю. Логвиной (1991) посвящена о организационно-методической направленности процесса сохранения здоровья детей средствами физической культуры, Л.В. Абдульмановой (1996) исследовалась методика физического воспитания и формирования основ безопасности у детей младшего школьного возраста.
Умение плавать относится к числу жизненно необходимых навыков. Плавание представляет собой одно из важнейших средств физического воспитания, благодаря чему оно входит в содержание программ физического воспитания дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений. Вместе с тем, данные Всероссийской Федерации Плавания [12] свидетельствуют о низком проценте детей, умеющих плавать (60% учеников 4-5-х классов российских школ не умеют держаться на поверхности воды) Оптимально организованная двигательная деятельность детей в условиях школы и семьи с использованием различных форм занятий физическими упражнениями способствует устранению учебной перегрузки, предупреждению утомляемости учащихся и восстановлению их работоспособности. [19]
Несмотря на попытки ряда исследователей (М.Г. Калугина, Н.В. Чертов , Ч.А. Дажы) по поиску наиболее эффективных средств, целенаправленно воздействующих на формирование техники движений в процессе обучения плаванию, желаемый результат пока не достигнут: учебный процесс занимает длительные сроки, достаточно высок процент детей, не освоивших навык плавания. Особенно актуально для детей младшего школьного возраста, поскольку в данном периоде происходит наиболее интенсивное формирование знаний, умений, навыков. С этим возрастом связано глобальное психическое новообразование - произвольность психических процессов и поведения, проявляющаяся в способности управлять своей умственной и двигательной деятельностью.
Выполнение плавательных действий, связанных с перемещением тела человека в водной среде, создает определенные трудности для восприятия собственных движений и управления ими. Успешное овладение двигательным действием в значительной степени зависит от того, насколько развита у ученика способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, насколько адекватны его двигательные представления. Практика показывает, что в процессе обучения дети в большинстве случаев имеют неверные представления об изучаемом движении. [19]
Проблематика исследования: насколько эффективны занятия плаванием как средство закаливания и укрепления организма детей младших классов?
Учитывая важность вышесказанного, сформулирована тема выпускной квалификационной работы «Занятия плаванием обучающихся младшей школы как средство закаливания и укрепления организма».
Объект исследования: Физическое воспитание школьников младших классов в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: Занятия плаванием как средство закаливания и укрепления организма в младшем школьном возрасте.
Цель исследования: теоретически обосновать влияние плавания на здоровье обучающихся младших классов и экспериментально доказать эффективность тренировочных циклов при занятиях плаванием обучающихся младшей школы.
Задачи исследования:
1. провести теоретический анализ научно-методичекой литератур и изучить практический опыт;
2. изучить особенности занятий плаванием обучающихся младшей школы как средства закаливания и укрепления организма;
3. проанализировать результаты экспериментальной работы по использованию занятий плаванием обучающихся младшей школы как средства закаливания и укрепления организма;
4. экспериментально доказать эффективность тренировочных циклов при занятиях плаванием обучающихся младшей школы, как средства закаливания и укрепления организма.
Гипотеза исследования: исследование влияния занятий плаванием на укрепление организма обучающихся младшей школы будет эффективным, если:
На теоретическом уровне:
• Осуществлен теоретический анализ проблемы влияния занятий плаванием на организм обучающихся младшей школы
• Изучены и учтены особенности занятий плаванием обучающихся младшей школы как средства закаливания и укрепления организма
На практическом уровне:
• Определены функциональные пробы с дозированной физической нагрузкой на занятиях плаванием обучающихся младшей школы
• Экспериментально доказана эффективность занятий плаванием, как средства закаливания и укрепления организма для обучающихся младшей школы.
Методы исследования, используемые в дипломной работе:
• изучение психолого-педагогической и методической литературы по проблеме;
• тестирование уровня развития физических способностей;...
В ходе теоретического анализа, было выяснено, что плавание бла
готворно действует на опорно-двигательный аппарат, улучшая осанку, делая фигуру спортивной и стройной, укрепляя абсолютно все мышцы, делая суставы гибким. Плавание также способно предупредить и скорректировать начинающиеся нарушения телосложения (нарушение осанки, плоскостопие, лишний вес). Проанализировав научно - методическую литературу, были выявлены наиболее подходящие методики по определению наиболее отличающихся жизненных показателей у учащихся младших классов (рост, вес, ЧСС, УОК). Итак, в результате теоретического анализа мы выяснили, занятий плаванием на организм человека оказывается разностороннее положительное воздействие.
2. Былы изучены особенности занятий плаванием обучающихся младшей школы, как средства закаливания и укрепления организма и необходимо отметить, что плавание, безусловно, является эффективным средством закаливания, повышения устойчивости к простудным заболеваниям и воздействию низких температур.
К тому же, происходящие изменения в крови повышают защитные свойства ее иммунной системы, увеличивая сопротивляемость инфекционным и простудным заболеваниям. Рассмотрев оздоровительное воздействие занятий плавания на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную системы, безусловно, необходимо отметить, что кроме этого плавание является эффективным средством закаливания, повышения устойчивости к простудным заболеваниям и воздействию низких температур.
3. Были проанализированы результаты экспериментальной работы по использованию занятий плаванием обучающихся младшей школы как средства закаливания и укрепления организма. В ходе эксперимента анализ полученных результатов показал, что у испытуемых экспериментальной группы достоверно улучшились показатели в уровне развития жизненных показателей, по сравнению с испытуемыми контрольной группы.
Были проведены контрольные замеры, описанные выше, позволяющие оценить динамику показателей роста, ЧСС, веса, УОК и МОК у детей младшего школьного возраста: у занимающихся плаванием они значительно лучше, даже в динамике года в возрастах от 8 до 13 лет. Разница в показателях, в среднем на 20-30 % выше.
Исследование позволило выявить особенности закаливания и укрепления организма, физического, нервно психического развития, эмоционального и иммунного статуса, у занимающихся детей плаванием.
4.Было экспериментально доказано, что высока эффективность использования занятий плаванием, как средство закаливания и укрепления организма для обучающихся младшей школы. Установлено, что регулярные занятия плаванием повышают функциональные возможности сердца и делают его работу более экономичной. Сделаны замеры заболеваемости общими заболеваниями, острыми ,ОРВИ и травм. Была вычислена зависимость, коэффициент которой, говорит о том, что дети занимающиеся плаванием болеют всеми видами заболеваний в 3,3 раза меньше. Было установлено, что в результате занятий плаванием, на организм человека оказывается разностороннее положительное воздействие.
В ходе исследования была доказана положительная динамика развития детей школьного возраста благодаря занятиям плаванию, исходя из предложенных исследований и заключения, данная выпускная квалификационная работа рекомендуется в качестве экспериментальной базы, для применения на тестовой группе классов на уровне региона.
1. Адашкявичене Э.И. Плавание. - Сборник статей: Физкультура и спорт, 1992, 16-19 с.
2. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания: пособие для учителя / Б. А. Ашмарин. - М.: Академия, 2001. -235 с.
3. Акимова Е.Б., Кошкина Т.В. Внеклассные спортивно-массовые мероприятия, как средство повышения мотивации к занятиям физической культурой // Молодой ученый. — 2016. — №7.3. — с. 1-2.
4. Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания / Б. А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 2010. - 235 с.
5. Ашмарин, Б.А. Теория и методики физического воспитания: Учеб.для фак. физ. культ. пед. ин-тов / Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина. - М.: Просвещение, 2010. - 287 с.
6. Бердинков, Г.И. - Массовая физическая культура в ВУЗе: Учебное пособие / Г.И. Бердинков. - М.: Высшая школа, 2014.-240 с.
7. Булах И.М. Плавание: от рождения до школы. - Мн.: Полымя, 1991106 с.
8. Булыгина, Т.М. Словарь терминов и понятий тестологии / Т.М. Булыгина. - М.: МГУП, 2000. - 160 с.
9. Баталова, A.M. Влияние занятий плаванием на физическое развитие детей / А.М.Вагапова, А.И.Зиятдинова // Материалы Всероссийской научнопрактической конференции "Формирование физической культуры и культуры здоровья, учащихся в условиях модернизации образования". - Елабуга,2018.- 52-54 с.
10. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания : учебник / А. А. Васильков. - Ростов н/Д : Феникс, 2013. - 381 с.
11. Васильев B.C. Обучение детей плаванию. - М.: Физкультура и спорт, 1989 - 40 с.
12. Всероссийская Федерация Плавания.- [Электронный ресурс]:
URL:https://russwimming.ru/data/statyi/jjvhsdrian.html (дата обращения
03.02.2020).
13. Грачев, О.К. Физическая культура / О.К. Грачев. - М: ИКЦ «МарТ», 2005 - 464 с.
14. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания
и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.; Издательский центр
«Академия», 2002. - 288с.
15. Инясевский К.А., Никитский Б.Н. Тренировка пловца. Пособие для тренеров. С.: - П. 2012 - 135с.....49