Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ

Работа №154424

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы102
Год сдачи2016
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВЛИЯНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ 10
1.1 Психологические барьеры как предмет психолого­педагогического анализа 10
1.2 Становление педагогов в профессиональной
деятельности 20
1.3 Особенности психологических барьеров и изучение их
проявлений в профессиональной деятельности начинающих педагогов 29
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 36
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ БАРЬЕРОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ 37
2.1 Описание базы исследования 37
2.2 Исследование наличия психологических барьеров у
начинающих педагогов города Абакана 42
2.3 Реализация модели преодоления психологических барьеров в
профессиональной деятельности начинающих педагогов 58
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 93
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 94
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 96

Актуальность исследования. В современных постоянно изменяющихся условиях жизни педагог в своей профессиональной деятельности сталкивается с напряженными ситуациями и трудностями. Это приводит к тому, что многие из них испытывают состояние стресса, а это, в свою очередь, напрямую влияет на результаты профессиональной деятельности. К указанным трудностям относятся, в том числе, психологические барьеры, которые влияют не только на профессиональную деятельность педагога и ее результаты, но и на нервно-психическое состояние учителя. Учителям довольно часто приходится испытывать напряжённое состояние, бороться с психологическими барьерами, препятствующими полноценной деятельности. Это проявляется как состояние напряжения, стресса, дискомфорта и является отклонением от нормального режима функционирования. Барьеры в педагогической деятельности могут выражаться в неадекватном поведении, в особенностях установления и нарушения контакта с людьми, уровне психологического комфорта, эмоциональном самочувствии, творческой пассивности.
Как показывают исследования, психологический барьер является развивающимся социально-психологическим образованием, его параметры заметно изменяются в пространстве и во времени. На разных этапах профессиональной деятельности учителя наблюдаются существенные изменения в интенсивности выраженности барьера напряженных психических состояний. Критическими моментами в генезисе развития этих состояний являются напряженные условия профессиональной деятельности в период адаптации до 2-х лет работы в школе, когда происходит раскрытие личностного смысла деятельности. Психологические барьеры формируются и укрепляются как система защиты от травмирующих факторов, угрожающих положительной самооценке человека.
Актуальность исследования психологических барьеров в профессиональной деятельности учителя обусловлена необходимостью повышения уровня профессионализма педагогов, развитием способности противостоять многочисленным трудностям, встающим перед ними, находить выход из кризисных ситуаций, способностью предлагать нестандартные решения, постоянно осуществлять контроль своей деятельности и поведения.
Степень изученности проблемы
Анализ научной литературы показывает, что для решения данной задачи созданы научные предпосылки. Психологические барьеры исследовались в работах Р.С. Немова, Н.А. Подымова, В.И. Антонюка, Р.М. Грановской и др. Проблемы профессионального становления педагогов были предметом научных работ Е.А. Климова, Л.М. Митина, Э.Ф. Зеер, которые выделили важные факторы, влияющие на профессиональное становление педагога. В исследованиях таких авторов, как М.М. Рубинштейн, С.М. Фридман, М. Гельман, М.В. Соколов, приводятся наиболее существенные для педагогической деятельности требования, касающиеся различных сфер деятельности учителя. Систематизация трудностей в педагогической деятельности дана Н.В. Кузьминой.
Анализ научной литературы и изучение практики деятельности начинающих педагогов в образовательном учреждении позволил выделить противоречия между:
• потребностью общества в педагоге, способном активно преодолевать трудности адаптации к профессиональной деятельности и недостаточной изученностью особенностей преодоления им психологических барьеров, препятствующих выполнению данной деятельности;
• потенциалом по преодолению начинающим педагогом психологических барьеров и отсутствием системы работы с данной категорией педагогов в образовательном учреждении.
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: каковы особенности проявления начинающими педагогами психологических барьеров в профессиональной деятельности.
Данная проблема определила направление научного поиска и тему исследования: Психологические барьеры в профессиональной деятельности начинающих педагогов.
Цель исследования: заключается в теоретическом обосновании и изучении экспериментальным путем влияния психологических барьеров на профессиональное становление начинающих педагогов.
Объект исследования: профессиональная деятельность начинающих педагогов.
Предмет исследования: особенности проявления психологических барьеров у начинающих педагогов в профессиональной деятельности.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что психологические барьеры (коммуникативные, познавательные,
эмоциональные, профессиональные) начинающих педагогов имеют отличительные особенности по сравнению с другими категориями педагогов и влияют на профессиональную деятельность (негативный субъективный статус, снижение или полная утрата трудоспособности, стресс и т.п.).
Задачи исследования:
1 Выявить сущность и содержание понятия «психологические барьеры».
2 Раскрыть особенности структуры и проявления психологических барьеров в профессиональной деятельности начинающих педагогов.
3 Изучить наличие психологических барьеров у начинающих педагогов в профессиональной деятельности и выделить особенности их проявления по сравнению с другими категориями педагогов.
4 Разработать модель и рекомендации по преодолению психологических барьеров начинающими педагогами.
Теоретико-методологическая основа исследования:
• деятельностный подход, обусловливающий особенности исследования психологических барьеров в профессиональной деятельности начинающих педагогов (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн);
• системный подход (A.A. Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина), определяющий принципы системности, активности, развития, единства сознания и деятельности;
• основные теоретические положения о влиянии психологических барьеров на профессиональную деятельность педагогов: Н.А. Подымова, Л.С. Подымовой, Л.С. Подымаловой, Е.Н. Ермолаевой, Л.Д. Столяренко, Г.Д. Бабушкина, В.И. Григорьева, Б.Д. Парыгина, В.Х. Шакурова, Р.С. Немова, С.Л. Рубенштейна, Б.Ф. Ломова, Г.С. Никифорова.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Трудности, с которыми сталкиваются в своей деятельности начинающие педагоги, включают, в том числе, психологические барьеры. Критическим моментом в развитии этих психических состояний является период профессиональной адаптации до 2-х лет работы в школе, когда в напряженных условиях профессиональной деятельности происходит становление личностного смысла таковой.
Проведенный анализ научной литературы показал, что психологические барьеры исследовались в работах Р.С. Немова, Н.А. Подымова, В.И. Антонюка Р.М. Грановской и др. Проблемам профессионального становления педагогов также уделялось внимание в работах Е.А. Климова, Л.М. Митина, Э.Ф. Зеер и др.
Изучение практики деятельности начинающих педагогов в образовательном учреждении позволил выделить противоречия между потребностью общества в педагоге, способном активно преодолевать трудности адаптации к профессиональной деятельности и недостаточной изученностью особенностей преодоления им психологических барьеров, препятствующих выполнению данной деятельности и потенциалом по преодолению начинающим педагогом психологических барьеров и отсутствием системы работы с данной категорией педагогов в образовательном учреждении.
В ходе эмпирического исследования было выявлено наличие психологических барьеров, связанных с применением инноваций, и барьеров общения у начинающих педагогов на фоне высокого уровня нервно­психического напряжения.
Целью разработанной модели преодоления психологических барьеров начинающими педагогами было обеспечение условий, способствующих преодолению психологических барьеров начинающими педагогами через овладение знаниями о психологических барьерах в профессиональной деятельности, проведение тренинговых занятий и применение методов эмоционального воздействия для снижения рисков утомляемости, стресса, невротических и психосоматических расстройств, а также обеспечения положительного влияния на их профессиональную деятельность.
Повторная диагностика выявленных проблем показала, что содержательный блок модели преодоления психологических барьеров для данной категории педагогов сформирован таким образом, что позволил снизить антиинновационные барьеры и улучшить значения показателей коммуникативных навыков у начинающих педагогов.
Материалы исследования могут быть использованы психологическими службами образовательных учреждений для работы с начинающими педагогами, что положительно скажется на результатах их профессиональной деятельности и эмоциональном состоянии, а также будет соответствовать целям современного образования.


Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в
системе высшего педагогического образования: учеб, пособие. М.: Просвещение, 1990. 141 с.
2. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования (Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии и практического освоения учителем): монография. СПб., 1997. 153 с.
3. Антонюк В.И. Опыт исследования социально-психологических проблем системных нововведений: автореф.т дис. канд.филос.наук. -М., 1975. 22 с.
4. Бабушкин Г. Д. Социальная психология. Омск: Тара, 2000. 154 с.
5. Бадоев Т.Л. Динамика мотивов трудовой деятельности. Проблемы индустриальной психологии. Ярославль: ЯрГУ, 1979. 179 с.
6. Божович Л.И. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М., 1995. 201 с.
7. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно­ориентированного образования. Ростов н/Д.: Изд-во Ростовского пед. ун-та, 2000. 352 с.
8. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: учеб. для вузов / Н.В. Бордовская, С.И. Розум. СПб.: Питер, 2013. 621 с.
9. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М.: Педагогика, 1987. 184 с.
10. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подход в образовании. М.: Логос, 2009. 336 с.
11. Внедрение достижений педагогики в практику школы / Под ред. В.Е. Гурмана. М.: Педагогика, 1981. 221 с.
12. Гершунский, Б.С. Философия образования. М.: Флинта. 1998. 432 с.
13. Грановская P.M., Крижанская Ю.С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб.: OMS, 1994. 192 с
14. Ермолаева Е.Н. Фрустрация как социально-психологический феномен: дис.канд. психол. Наук. М., 1993. 153 с.
15. Замфир К. Удовлетворённость трудом. М.: Политиздат, 1983. 143 с....84


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ