ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
1.1. Сущность понятия «здоровьесберегающие технологии» 8
1.2. Виды здоровьесберегающих технологий 17
1.3. Здоровьесберегающие технологии на уроках по физической
культуре в 7 классах 28
Выводы по первой главе 36
Глава 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В 7 КЛАССАХ
2.1. Анализ использования здоровьесберегающих технологий на
занятиях физической культурой в 7 классе 38
2.2. Применение роуп-скиппинга для улучшения когнитивных
функций и показателей уровня физического развития обучающихся в 7 классах 45
2.3 Анализ результативности применения технологии роуп- скиппинга на уроках по физической культуре в 7 классах 49
Выводы по второй главе 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 75
Актуальность. Все более очевидным становится существенное ухудшение здоровья обучающихся, которое связано, прежде всего, с возрастанием объема и усложнением учебной нагрузки, недостатком двигательной активности, неправильным питанием детей, наличием частых стрессов, а также их несоблюдением гигиенических требований в организации учебного процесса. Состояние здоровья молодого поколения является важнейшим показателем благополучия общества и государства.
В последние годы появилось понятие «здоровьесберегающие образовательные технологии». Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить обучающимся возможность сохранения здоровья за период обучения в образовательном учреждении, сформировать у него необходимые для этого знания, научить использовать полученные знания в современной жизни. Данные технологии направлены на укрепление, сохранение, а также формирование здоровья обучающихся. В самом общем виде под
здоровьесберегающими технологиями понимают все те психологопедагогические технологии, методы и программы, направленные на
воспитание у обучающихся культуры здоровья, формирования представлений о здоровье как ценности и их мотивацию на ведение здорового образа жизни. Здоровьесберегающие технологии способствуют рациональной организации учебного процесса таким образом, чтобы он соответствовал возрастным, половым, индивидуальным особенностям обучающихся, а также гигиеническим требованиям [16].
Актуальность проблемы здоровьесбережения обусловлена, с одной стороны, первостепенностью ее как общенациональной проблемы и тем, что в системе ценностей российских образовательных учреждений здоровье пока еще не является важнейшей, с другой. Поэтому основная задача педагогов и руководителей - обучить детей и взрослых (педагогов и родителей) способам сохранения своего здоровья, создав специальную систему работы - и собственную, и в образовательном учреждении - по здоровьесбережению.
Цель работы: теоретическое обоснование применения
здоровьесберегающих технологий на занятиях по учебному предмету «Физическая культура» в 7 классах и опытно-экспериментальная проверка их результативности.
Объект исследования: образовательный процесс на занятиях по учебному предмету «Физическая культура» в основной школе.
Предмет исследования: здоровьесберегающие технологии на занятиях по учебному предмету «Физическая культура» в 7 классе.
Гипотеза: использование здоровьесберегающих технологий на уроках по физической культуре в 7 классе будет успешным, если отбор здоровьесберегающих технологий осуществляется с учетом:
1) возрастных особенностей обучающихся;
2) применение здоровьесберегающих технологий осуществляется целенаправленно и систематически
3) в структуру занятия включаются здоровьесберегающие мероприятия.
Задачи исследования:
1. Проанализировать проблему использования здоровьесберагющих технологий в образовательном процессе в школе.
2. Выявить современные здоровьесберегюащие технологии, применяемые на уроках по физической культуре.
3. Внедрить в содержание уроков по физической культуре в 7 классе современные здоровьесберегающие технологии с учетом возрастных особенностей обучающихся.
4. Экспериментальным путем доказать положительное влияние внедрения здоровьесберегающих технологий в содержание уроков по физической культуре, на показатели не только общей физической
подготовленности, но и на показатели когнитивных функций обучающихся 7
классов.
Теоретико-методологическая основа исследования: труды О.В. Петрова по разработке теории здоровьесбережения; теория и практика личностно-ориентированного образования Е.В. Бондаревской; исследования о двигательной активности ребенка В.Г. Алямовской и Л.Д. Глазыриной; разработки по системе мониторинга состояния здоровья школьников Ю.А. Афонькиной.
Методы исследований: теоретические (теоретический анализ
психолого- педагогической литературы по проблеме исследования, анализ педагогического опыта), эмпирические (анкетирование, педагогический эксперимент количественный и качественный анализ данных).
Практическая значимость: в работе экспериментальным путем доказана эффективность использования технологии роуп-скиппинга на уроках по физической культуре в 7 классах
Положения, выносимые на защиту:
1. Внедрение технологии роуп-скиппинга в содержание занятий по физической культуре обучающихся 7 классов позволит повысить у обучающихся уровень физической подготовленности, а также показатели когнитивных функций обучающихся, таких как (эффективность работы, психическая устойчивость).
2. Отбор для использования на занятиях по физической культуре здоровьесберегающих технологий должен осуществляться с учетом возрастных особенностей занимающихся.
3. В структуру учебных занятий должны быть включены здоровьесберагающие мероприятия.
Научная новизна: заключается в уточнении сущности понятия «здоровьесберагающие технологии», выявлении и обосновании отбора здоровьесберегающей технологии с учетом возрастных особенностей обучающихся 7 классов.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Материалы исследования использовались при проведении опытно- экспериментальной работы на базе МАОУ СШ 150 им В.С. Молокова....
В ходе проведения исследований решены следующие задачи:
1. Проанализированы вопросы использования здоровьесберагющих технологий в образовательном процессе в школе нами было установлено, что здоровьесберегающие технологии учат детей жить без конфликтов. Обучают укреплять, сохранять свое и ценить чужое здоровье. Эти технологии прививают им принципы здорового образа жизни, усиливают мотивацию к обучению. Учителя в тесной взаимосвязи с учениками, родителями, медицинскими работниками, практическими психологами, социальными педагогами и социальными работниками, всеми теми, кто заинтересован в сохранении и укреплении здоровья детей, способны создать здоровьесберегающую образовательную среду.
2. Проведенный теоретический анализ научной и методической литературы показал, что актуальность проблемы здоровьесбережения обусловлена, с одной стороны, первостепенностью ее как общенациональной проблемы и тем, что в системе ценностей российских образовательных учреждений здоровье пока еще не является важнейшей, с другой. Поэтому основная задача педагогов и руководителей - обучить детей и взрослых (педагогов и родителей) способам сохранения своего здоровья, создав специальную систему работы - и собственную, и в образовательном учреждении - по здоровьесбережению.
3. Выявлены современные здоровьесберегающие технологии, применяемы на уроках по физической культуре. Учителя максимально использует игровые моменты, аудио- и видеоаппаратуру для демонстрации интересных материалов. Среди форм проведения уроков часто встречаются такие, как уроквикторина, урок-соревнование, урок-путешествие и так далее. Использование компьютерных технологий позволяет повысить заинтересованность учащихся, а также улучшить качество восприятия материала. На уроках физической культуры уделяют особое внимание организации здоровьесберегающих факторов. Контрольные испытания, задания, тестирования и т.д. должны лишь давать исходную (и текущую) информацию для разработки индивидуальных заданий, суть которых - учащийся должен в каждый очередной период времени продвинуться дальше, что и подтвердит следующее тестирование.
4. Внедрение в содержание уроков по физической культуре в 7 классе современной здоровьесберагющей технологии роуп-скиппинг позволило повысить моторную плотность уроков до 70-80%. В уроке использовалось большое количество разнообразных упражнений, они не требовали длительных объяснений (5-6%), упражнения были доступны всем ученикам, независимо от их физической подготовленности, ожидание очереди в таком уроке составило 4-5% во время проведения эстафеты со скакалками. Учащиеся получали строго дозированную, адресную нагрузку. Осуществлялся дифференцированный подход для сильных и для слабых учеников. ЧСС в уроке повышалась постепенно, резких перепадов ЧСС во время проведения урока не наблюдалось.
5. Внедрение элементов роуп-скиппинга является эффективным. Их применение позволяет в довольно короткий промежуток времени повысить уровень развития общей физической подготовленности. Также в ходе проведения педагогического эксперимента нами экспериментальным путем была доказана эффективность использования роуп-скиппинга и на показатели когнитивных функций, что выражается в приросте показателей по тесту Шульте. В экспериментальной группе нам удалось добиться более очевидного прироста результатов, чем в контрольной группе.
6. Внедрение технологии роуп-скиппинга в содержание уроков по физической культуре в 7 классе учитывает возрастные особенности данного возраста, так как упражнения на скакалке позволяют развивать, такие физические качества как, скоростные качества, скоростно-силовые качества и скоростную выносливость, а данный возраст является сенситивным для их развития.
1. Адамский, Н. В. Цели и задачи физкультурного образования школьников России и стран Европы / Н.В. Адамский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - №2. - С. 17-19.
2. Адольф, В.А. Горизонты и границы современного образования / В.А. Адольф // CREDEL EXPERTO: транспорт, общество, образование, язык. - 2018. - №3. - С. 186-196.
3. Адольф, В.А. Проблемы воспитания физической культуры в условиях цифровизации общества / В.А. Адольф // Воспитания школьников. - 2019. - №1. - С. 3-7.
4. Ахметзянова, Н.М. Интеграция общего и дополнительного образования на основе организации деятельности школьного спортивного клуба: автореф. дис. на соиск. учен.степ. канд. пед. наук / Н.М. Ахметзянова.- Москва, 2011. - 24 с.
5. Андреева, И.Г. Теоретические основы формирования культуры здоровья младших школьников / И.Г. Андреева // Вестник академии детско- юношеского туризма и краеведения. - 2017. - №2. - С. 93-97.
6. Андрееева, И.Г. Федеральный государственный образовательный стандарт как теоретическая основа формирования культуры здоровья / И.Г. Андреева // Вестник академии детско-юношеского туризма и краеведения.- 2018. - №4. - С. 83-87.
7. Андреева, И.Г. Формирование культуры здоровья на основе интегрального взаимодействия естественнонаучного и гуманитарного образования в начальной школе / И.Г. Андреева // Вестник академии детско- юношеского туризма и краеведения. - 2016. - №8. - С. 71-79.
8. Алиева, М.П. Формирование компетентности родителей в области здоровьесбережения младших школьников / М.П. Алиева. - Автореферат дисс. ... канд. ... пед. ... наук. - Калининград, 2017. - 31 с.
9. Актуальные проблемы реализации здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве (школа-вуз) материалы Всероссийской научно-практической конференции /РостГМУ. - Ростов н/Д.: АкадемЛит ТМ (Издатель ИП Ковтун С.А.), 2018. - 236 с.
10. Байбородова, С.В. Внедрение здоровьесберегающих технологий во внеурочную деятельность начальной школы / С.В. Байбородова // Вопросы науки и образования. - 2018. - №4. - С. 88-93.
11. Бальсевич, В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 1996. - №1. - С. 23-25.
12. Бальсевич, В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физ. культуры, 2000. -274 с.: ил.
13. Беспалова, С.С. Отношение молодежи к здоровому образу жизни / С.С. Беспалова // Студенческий научный форум. - 2016. - №10. - С. 71-75.
14. Виленский, М.Я. В44 Физическая культура : учебник / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - 2-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2016. - 214 с.
15. Виленская Т.Е. Теория и технология здоровьесбережения в процессе физического воспитания детей среднего школьного возраста: автореф. дис. на соиск. учен. степ. доктора. пед. наук.- Краснодар, 2007. - 21 с....61