ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОБЩЕНИЯ
ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1. Понятие общения в психолого-педагогической литературе 7
1.2. Значение общения в жизни ребенка дошкольного возраста 10
1.3. Особенности общения детей старшего дошкольного возраста ...13
1.4. Игровая деятельность и ее возможности для развития общения
детей старшего дошкольного возраста 18
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ
ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1.Организация исследования 23
2.2. Анализ результатов 26
2.3. Психолого-педагогические рекомендации по развитию общения
детей дошкольного возраста в процессе игровой деятельности 29
2.4. Анализ эффективности проделанной работы 32
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 38
ПРИЛОЖЕНИЯ
Жизнь каждого человека немыслима без взаимодействия с другими людьми. Одной из важнейших человеческих потребностей является потребность в общении. Именно оно наполняет смыслом наши действия и поступки. Самые тяжелые переживания человека связаны с одиночеством, отверженностью или непонятостью другими людьми. А наиболее радостные и светлые чувства — любовь, признание, понимание — рождаются в отношениях с другими. Общение — это главное условие и основной способ существования человека. Только в общении и во взаимодействии с другими людьми человек может почувствовать и понять самого себя, найти свое место в обществе .
С. Л. Рубинштейн писал: «...первейшее из первых критерий жизни человека - это иной человек. Отношение к иному человеку, к людям сочиняет главную ткань человечной жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его отношений к иным людям; с ними соединено основное содержание психической, внутренней жизни человека. Отношение к другому является центром духовно-нравственного развития личности и во многом описывает нравственную важность человека».
Огромную роль общение играет в детстве. Для маленького ребенка его общение с другими людьми, будь то взрослые или сверстники, — это главное условие формирования его личности, его дальнейшего развития .
Детство - это особый период в жизни ребенка, когда он взрослеет и начинает входить в социальный мир взрослых, приобретая при этом свойства и качества зрелой личности .
Дошкольный возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи .
Общение возникает ранее других процессов и присутствует во всех видах детской деятельности. Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом. При недостаточном общении темп развитие психических процессов замедляется .
Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте сравнительно молодая, но весьма актуальная. Ее родоначальником, как и почти всех остальных проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Кроме того, концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами: В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, М. И. Лисиной, Г.М. Андреевой Б. Спока, супругов Х. и М. Харлау, А.Кимпински, У. Хартапа, Б. Коутса, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности .
И на сегодняшний день проблеме развития у дошкольников навыков общения уделяется огромное внимание. Согласно ФГОС ДО, содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми. Для этого ФГОС предполагает решение таких задач, как развитие свободного общения со взрослыми и детьми, развитие всех компонентов устной речи детей и практическое овладение воспитанниками нормами речи.
Актуальность исследования обусловлена тем, что развитие общения ребенка дошкольного возраста является фундаментом для дальнейшего становления его личности и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, поведение, мировоззрение, дела и поступки, взаимоотношения с окружающими людьми.
Тема исследования: «Развитие общения детей старшего дошкольного возраста через игровую деятельность».
Цель исследования: изучение влияния игровой деятельности на развитие общения детей старшего дошкольного возраста.
...
Итак, подводя результат всей работы, хочется отметить, что поставленные нами задачи были выполнены в полном объеме: проанализирована психолого-педагогическая и методическая литература по проблеме исследования, раскрыто понятие общения, выявлены пути и средства его развития, изучены особенности, средства и формы развития общения детей старшего дошкольного возраста, изучена специфика игровой деятельности в работе педагога дошкольной образовательной организации с детьми дошкольного возраста, подобран диагностический инструментарий для изучения уровня развития общения детей старшего дошкольного возраста, эмпирическим путем изучен уровень общения детей, разработана и реализована система психолого-педагогических мероприятий на основе игровой деятельности, направленная на развитие общения детей старшего дошкольного возраста, а так же выявлена эффективность проделанной работы.
Общение - одна из форм человеческого взаимодействия, благодаря которой, по словам К. Маркса, люди «как физиологически, так и духовно создают друг друга...». Вся жизнь человека проходит в общение с иными людьми. Новорожденный не будет человеком в полном значении этого слова, если он станет расти вне человеческого общения. В любом возрасте человек не может быть без взаимодействия с иными людьми: человек - социальное существо.
Рассмотрев мнение общения можно выделить главные свойства: целенаправленность, взаимодействие с целью достижения всеобщего итога.
На динамику содержания общения обращают особенный интерес отечественные ученые в частности А. Г. Рузская и Н. И. Ганощенко. Изменяется надобность в общении от младшего дошкольного возраста к старшему, от потребности в доброжелательном интересе и игровом сотрудничестве - к старшему дошкольному возрасту с его нуждами не лишь в доброжелательном интересе, но и в переживании. Потребность общения дошкольника неразрывно связана со специфическими мотивами и средствами общения в конкретном возрасте. Условием развития личности является вероятность самовыражения и самоутверждения, какие есть в настоящих группах.
Общим же во взглядах изучений разрешено отметить последующее неопровержимое и поддержанное в той или другой мере утверждение: дошкольный возраст - особенно серьезный период в воспитании, так как является возрастом начального развития личности ребенка. В это время в общение ребенка со сверстниками появляются достаточно трудные взаимоотношения, значимым образом действующие на формирование его личности.
Нами была организована работа по развитию общения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками. В итоге проведения исследовательских методик мы получили данные, обнаруживающие, что общение со сверстником оказывает специфическое воздействие на формирование ребенка. На практике мы удостоверились в том, что контакты детей со сверстниками наиболее ясно эмоционально насыщены. В них нет места твердым нормам и правилам, какие нужно соблюдать, общаясь со взрослыми. Современные дети в общении со сверстниками наиболее раскованы, чаще проявляют инициативу и творчество, взаимодействуют в разных объединениях и видах деятельности. Получая от сверстника поддержку в самых непредсказуемых играх и затеях, ребенок более полно реализует свою оригинальность, детскую непосредственность, что приводит тотчас к неожиданным открытиям в себе и окружающем мире и доставляет детям огромное удовольствие. На формирование контактов с другими детьми в дошкольном возрасте воздействуют нрав деятельности и присутствие умений для ее исполнения. В общении с сверстниками дети получают новейшие яркие воспоминания, в общих играх более много довольствуется их надобность в энергичности, развивается эмоциональная и речевая сферы.
...