Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРИЕМОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ

Работа №154410

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

биология

Объем работы57
Год сдачи2023
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ 7 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
1.1. Характеристика и структура познавательных приемов 7
1.2. Использование логических универсальных действий 17
на уроках общей биологии
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ 30 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ
2.1. Современное состояние исследуемой проблемы в практике 30 работы школы
2.2. Методические условия развития познавательных умений при 40 изучении общей биологии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 54

Как развивать познавательные приемы у учащихся на уроках биологии? Данная проблема считается актуальной у учителей, так как познавательные УУД являются необходимым условием для формирования умственных качеств личности. Также данная тема является современной, так с введением Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) произошли существенные изменения. Данный стандарт установил обязательное требование, учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при освоении программ основного общего образования. ФГОС ООО определил в качестве основных результатов обучения предметные, личностные и метапредметные универсальные учебные действия (УУД). Таким образом, обучение в школе направлено на формирование у них универсальных учебных действий, с помощью которых учащиеся могут продуктивно и самостоятельно учиться, то есть «уметь учиться».
Существует концепция развития универсальных учебных действий (УУД), которая разработана на основе системно - деятельностного подхода (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина). В ней раскрываются закономерности формирования УУД у учащихся на разных этапах возрастного развития. Кроме того, подходы формирования УУД рассматривались такими учеными, как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, O.A. Карабанова.
В образовательных учреждениях в условиях модернизации образования и реализации новых ФГОС ООО на первый план выходит проблема формирования у обучающихся познавательных приемов, а значит и освоение ими универсальных учебных действий. С каждым годом требования к умственной деятельности учащихся непрерывно растут, а их способность усваивать и использовать полученные знания остается на довольно низком уровне. Развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «умственные способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа. Развивающие задания должны составлять систему, позволяющую формировать и развивать всё многообразие интеллектуальной деятельности учащегося. Поэтому так важно включать в структуру урока развивающие задания, основанные на содержании урока.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
Одним из ключевых учебных действий является умение развивать познавательные приемы, которые позволяют перерабатывать информацию и использовать в дальнейшем в удобном для субъекта формате. Формированию этого умения в школе уделяется внимание на разных предметах, в том числе на уроках биологии через составление таблиц, графиков, зарисовка объектов и схематизацию. Однако этот процесс носит стихийный характер, а также отсутствуют приемы целенаправленного развития данного умения.
Объект исследования: учебно - воспитательный процесс развития познавательных умений у учащихся при изучении общей биологии.
Предмет исследования: содержание и методические условия
формирования и развития познавательных приемов у обучающихся в разделе «Общая биология».
Гипотеза исследования: формирование и развитие познавательных приемов будет осуществляться, если
1) учащиеся будут знать сущность познавательных приемов, алгоритм их формирования;
2) использовать приемы, содержание которых можно изучить;
3) подобранны средства обучения, определены формы работы учащихся, а также методы и формы обучения.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В выпускной квалификационной работе мы представили анализ дидактической и методической литературы по исследуемой проблеме развития познавательных приемов обучающихся при изучении общей биологии.
Выявили состояние исследуемой проблемы в практике работы учителей биологии; определили методические условия, показали какие активные методы можно использовать на практике учителям биологии.
Только стимулируя познавательную деятельность учащихся, использование активных методов в учебном процессе способствует развитию познавательных приемов, углубляет знания учащихся по курсу общей биологии.
Выводы, сделанные по данной работе следующие:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы
позволил установить, что необходимость развития познавательных приемов в образовательном процессе декларируется нормативно-правовыми
документами, а ее результативность подтверждается педагогами - практиками.
2. Проанализировали современное состояние исследуемой проблемы в практике работы школы, и определили, что уровень сформированности знаний и умений в осуществлении приемов мыслительной деятельности учащихся 9 В класса.
3. Выделили и определили методические условия для успешного развития познавательных умений при изучении общей биологии: анализ учебника, анализ КИМов, использовать сборник вопросов и разных заданий на развитие логических приемов, развивать познавательные приемы на каждом уроке, проводить мониторинг обучающихся.
Содержание данных нетрадиционных, активных форм работы связано с принципами: связь с программным материалом по предмету, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.
Можно сделать вывод, что использование нетрадиционных педагогических технологий на уроке способствует формированию универсальных учебных действий (УУД): личностные (развивается
познавательный интерес), регулятивные (способность проектировать, решать самостоятельно), познавательные (формируется мировоззрение, экологическое сознание), и коммуникативные (умение общаться, аргументировать и выслушивать других.)
Одними из самых значимых умений и навыков обучающегося, обеспечивающих ему успешность в учебной деятельности, являются умственные навыки. Постоянно тренируя их различными способами, учитывая психофизиологические особенности, мы развиваем умственные способности каждого ребёнка. Только в том случае, когда каждый урок каждого предмета станет уроком развития мышления и творчества, только тогда можно всерьёз говорить о создании условий для полноценного развития личности.
Таким образом, при использовании на уроках активных методов обучения, а также при соблюдении методических условий формируются познавательные УУД у учащихся при изучении общей биологии. Данная гипотеза подтвердилась.


1. Алексеев М.Ю., Золотова С.И. Применение новых технологий в образовании. Троицк, 2005. 62 с.
2. Андреева Н.Д. Методика обучения биологии в современной школе: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. Д. Андреева, И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская; под ред. Н. Д. Андреевой.2-е изд., испр. и доп.М.: Издательство Юрайт, 2018. 300 с.
3. Андреева Н.Д., Азизова И.Ю., Малиновская Н.В. Новые подходы к обучению биологии в общеобразовательной школе в условиях ФГОС: учебное пособие. СПб.: Изд-во «Свое издательство», 2015. 299 с.
4. Арбузова Е.Н. Развитие критического мышления при обучении биологии. // Биология в школе. 2014. № 8. С. 29 - 35.
5. Асмолов А.Г. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2010.159 с.
6. Бакланова С.Л. Логический опорный конспект в реализации ФГОС // Успехи современного естествознания. 2014. № 9-2. С. 188-188.
7. Барсукова Т.В., Сухлоев М.П. Разработка учебно-познавательных заданий по биологии на основе системно-деятельностного подхода [Электронный ресурс] / Т.В. Барсукова, М.П. Сухлоев // Биология в школе.
- 2022. №8. - С. 11-17.
8. Биология: учебник и практикум для среднего профессионального образования/ В.Н. Ярыгин [и др.]; под редакцией В.Н.Ярыгина.2-е изд. Москва: Издательство Юрайт, 2023.378с.
9. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 205 с.
10. Борзова З.В., Дагаев А.М. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл). М: ТЦ «Сфера», 2005. 126с.
11. Безух К.Е. Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении биологии / К.Е Безух // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. 2012. №1. С. 6-21.
12. Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии. - М., 2006.
13. Галкина Е.А. Готовимся к ЕГЭ по биологии: учебное пособие для абитуриентов; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014.204 с.
14. Голикова Т.В., Галкина Е.А., Пакулова В.М. Методика обучения биологии в соответствии с требованиями ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога: учебное пособие к выполнению лабораторно - практических занятий. Изд. 2-е испр. и доп. Красноярск. 2020. 150 с.
15. Голикова Т.В. Обучение учащихся приемам логического мышления на уроках биологии. Красноярск, 2012. 68 с.
... всего 40 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ