ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ 7 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ БИОЛОГИИ
1.1. Характеристика и структура познавательных приемов 7
1.2. Использование логических универсальных действий 17
на уроках общей биологии
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ 30 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ
2.1. Современное состояние исследуемой проблемы в практике 30 работы школы
2.2. Методические условия развития познавательных умений при 40 изучении общей биологии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
Как развивать познавательные приемы у учащихся на уроках биологии? Данная проблема считается актуальной у учителей, так как познавательные УУД являются необходимым условием для формирования умственных качеств личности. Также данная тема является современной, так с введением Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) произошли существенные изменения. Данный стандарт установил обязательное требование, учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при освоении программ основного общего образования. ФГОС ООО определил в качестве основных результатов обучения предметные, личностные и метапредметные универсальные учебные действия (УУД). Таким образом, обучение в школе направлено на формирование у них универсальных учебных действий, с помощью которых учащиеся могут продуктивно и самостоятельно учиться, то есть «уметь учиться».
Существует концепция развития универсальных учебных действий (УУД), которая разработана на основе системно - деятельностного подхода (Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина). В ней раскрываются закономерности формирования УУД у учащихся на разных этапах возрастного развития. Кроме того, подходы формирования УУД рассматривались такими учеными, как А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская, O.A. Карабанова.
В образовательных учреждениях в условиях модернизации образования и реализации новых ФГОС ООО на первый план выходит проблема формирования у обучающихся познавательных приемов, а значит и освоение ими универсальных учебных действий. С каждым годом требования к умственной деятельности учащихся непрерывно растут, а их способность усваивать и использовать полученные знания остается на довольно низком уровне. Развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «умственные способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа. Развивающие задания должны составлять систему, позволяющую формировать и развивать всё многообразие интеллектуальной деятельности учащегося. Поэтому так важно включать в структуру урока развивающие задания, основанные на содержании урока.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться.
Одним из ключевых учебных действий является умение развивать познавательные приемы, которые позволяют перерабатывать информацию и использовать в дальнейшем в удобном для субъекта формате. Формированию этого умения в школе уделяется внимание на разных предметах, в том числе на уроках биологии через составление таблиц, графиков, зарисовка объектов и схематизацию. Однако этот процесс носит стихийный характер, а также отсутствуют приемы целенаправленного развития данного умения.
Объект исследования: учебно - воспитательный процесс развития познавательных умений у учащихся при изучении общей биологии.
Предмет исследования: содержание и методические условия
формирования и развития познавательных приемов у обучающихся в разделе «Общая биология».
Гипотеза исследования: формирование и развитие познавательных приемов будет осуществляться, если
1) учащиеся будут знать сущность познавательных приемов, алгоритм их формирования;
2) использовать приемы, содержание которых можно изучить;
3) подобранны средства обучения, определены формы работы учащихся, а также методы и формы обучения.
...
В выпускной квалификационной работе мы представили анализ дидактической и методической литературы по исследуемой проблеме развития познавательных приемов обучающихся при изучении общей биологии.
Выявили состояние исследуемой проблемы в практике работы учителей биологии; определили методические условия, показали какие активные методы можно использовать на практике учителям биологии.
Только стимулируя познавательную деятельность учащихся, использование активных методов в учебном процессе способствует развитию познавательных приемов, углубляет знания учащихся по курсу общей биологии.
Выводы, сделанные по данной работе следующие:
1. Анализ психолого-педагогической и методической литературы
позволил установить, что необходимость развития познавательных приемов в образовательном процессе декларируется нормативно-правовыми
документами, а ее результативность подтверждается педагогами - практиками.
2. Проанализировали современное состояние исследуемой проблемы в практике работы школы, и определили, что уровень сформированности знаний и умений в осуществлении приемов мыслительной деятельности учащихся 9 В класса.
3. Выделили и определили методические условия для успешного развития познавательных умений при изучении общей биологии: анализ учебника, анализ КИМов, использовать сборник вопросов и разных заданий на развитие логических приемов, развивать познавательные приемы на каждом уроке, проводить мониторинг обучающихся.
Содержание данных нетрадиционных, активных форм работы связано с принципами: связь с программным материалом по предмету, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.
Можно сделать вывод, что использование нетрадиционных педагогических технологий на уроке способствует формированию универсальных учебных действий (УУД): личностные (развивается
познавательный интерес), регулятивные (способность проектировать, решать самостоятельно), познавательные (формируется мировоззрение, экологическое сознание), и коммуникативные (умение общаться, аргументировать и выслушивать других.)
Одними из самых значимых умений и навыков обучающегося, обеспечивающих ему успешность в учебной деятельности, являются умственные навыки. Постоянно тренируя их различными способами, учитывая психофизиологические особенности, мы развиваем умственные способности каждого ребёнка. Только в том случае, когда каждый урок каждого предмета станет уроком развития мышления и творчества, только тогда можно всерьёз говорить о создании условий для полноценного развития личности.
Таким образом, при использовании на уроках активных методов обучения, а также при соблюдении методических условий формируются познавательные УУД у учащихся при изучении общей биологии. Данная гипотеза подтвердилась.
1. Алексеев М.Ю., Золотова С.И. Применение новых технологий в образовании. Троицк, 2005. 62 с.
2. Андреева Н.Д. Методика обучения биологии в современной школе: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / Н. Д. Андреева, И. Ю. Азизова, Н. В. Малиновская; под ред. Н. Д. Андреевой.2-е изд., испр. и доп.М.: Издательство Юрайт, 2018. 300 с.
3. Андреева Н.Д., Азизова И.Ю., Малиновская Н.В. Новые подходы к обучению биологии в общеобразовательной школе в условиях ФГОС: учебное пособие. СПб.: Изд-во «Свое издательство», 2015. 299 с.
4. Арбузова Е.Н. Развитие критического мышления при обучении биологии. // Биология в школе. 2014. № 8. С. 29 - 35.
5. Асмолов А.Г. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителей. М.: Просвещение, 2010.159 с.
6. Бакланова С.Л. Логический опорный конспект в реализации ФГОС // Успехи современного естествознания. 2014. № 9-2. С. 188-188.
7. Барсукова Т.В., Сухлоев М.П. Разработка учебно-познавательных заданий по биологии на основе системно-деятельностного подхода [Электронный ресурс] / Т.В. Барсукова, М.П. Сухлоев // Биология в школе.
- 2022. №8. - С. 11-17.
8. Биология: учебник и практикум для среднего профессионального образования/ В.Н. Ярыгин [и др.]; под редакцией В.Н.Ярыгина.2-е изд. Москва: Издательство Юрайт, 2023.378с.
9. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. 205 с.
10. Борзова З.В., Дагаев А.М. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл). М: ТЦ «Сфера», 2005. 126с.
11. Безух К.Е. Активизация познавательной деятельности учащихся при обучении биологии / К.Е Безух // Открытый урок: методики, сценарии и примеры. 2012. №1. С. 6-21.
12. Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии. - М., 2006.
13. Галкина Е.А. Готовимся к ЕГЭ по биологии: учебное пособие для абитуриентов; Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2014.204 с.
14. Голикова Т.В., Галкина Е.А., Пакулова В.М. Методика обучения биологии в соответствии с требованиями ФГОС ВО и профессионального стандарта педагога: учебное пособие к выполнению лабораторно - практических занятий. Изд. 2-е испр. и доп. Красноярск. 2020. 150 с.
15. Голикова Т.В. Обучение учащихся приемам логического мышления на уроках биологии. Красноярск, 2012. 68 с.
... всего 40 источников