Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности применения игровых технологий обучения для развития творческих способностей обучающихся на уроках ОБЖ 7
1.1. Развитие творческих способностей школьника 7
1.2. Сущность понятий «игра» и «игровые технологии» 12
1.3. Особенности применения игровой деятельности на уроках ОБЖ для развития творческих способностей учащихся 18
Глава 2. Организация и методы исследования 28
2.1. Методы исследования 28
2.2. Организация исследования 31
Глава 3. Применение результатов исследования игровых технологий обучения для развития творческих способностей обучающихся в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности 40
3.1. Анализ первоначальных результатов исследования 40
3.2. Анализ контрольных результатов исследования 41
Заключение 45
Библиографический список (список информационных источников) 50
Приложение 53
Игра - это культурный феномен. При правильном использовании игры она выполняет многие функции: педагогическую, коммуникативную, эстетическую, этическую и пр. [4].
Актуальность исследования. За последние годы в педагогических сферах возрастает интерес к игре, как особому виду человеческой деятельности и это объяснимо, потому что идет активный поиск, вызванный потребностью открыть такие виды организации учебной деятельности на уроке, которые обеспечили бы и высокую эффективность преподавания а также, гармоничность развития личности. Иногда игры на уроках ОБЖ отсутствуют. Это часто происходит потому, что по таким играм и технологиям их использования просто нет доступных методических разработок, хотя включение игровых элементов в урок иногда наблюдается, например: составление сценариев, устное словесное рисование, викторины и пр.
Цель игрового обучения - обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. Это уроки-соревнования, конкурсы, викторины и т. п.
Игровые технологии на уроках ОБЖ можно применять на всех этапах школьного обучения. Правильный выбор игр позволяет их использовать на различных типах уроков: от изучения нового материала до уроков обобщения и систематизации знаний [2].
Игровая деятельность на уроках ОБЖ используется в следующих случаях:
1) В качестве самостоятельных технологий для освоения темы и даже раздела учебного предмета. К примеру, для закрепления, систематизации и обобщения полученных знаний по различным разделам курса ОБЖ: урок- игра «Дорожные знаки» для учащихся 5-6 классов; интеллектуальные игры типа «Счастливый случай», «Брейн-ринг», «Звездный час» и др.
2) Как элементы более широкой технологии.
При проведении проблемного урока ОБЖ можно воспользоваться ролевыми играми, где учащимся раздаются роли «Эксперта», «Хранителя времени», «Почемучки» и др.
3) В качестве технологии урока или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля).
4) Как технология внеклассной работы. В качестве примера может послужить проведение разных сетевых игр по ОБЖ, проведение военно-спортивной игры «Зарница» и др.
Результативность применения игровых технологий на уроках ОБЖ будет зависеть, во-первых, от частого их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр вместе с обычными дидактическими упражнениями. К примеру, в решении проблемы развития познавательной активности нужно считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ученика. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т.д. Составление программ таких игр - забота каждого учителя [7].
Процесс творческого развития школьников на уроках ОБЖ имеет большое значение. Активность и творческие способности школьника во время занятий «Основы безопасности жизнедеятельности» выполняют важную задачу - подготовки к безопасной жизнедеятельности. Для этой цели применяются разные методические приемы и средства обучения.
Игровая деятельность выступает как деятельность, в которой происходит формирование предпосылок к переходу умственных действий на новый, более высокий этап.
Цель исследования: рассмотреть особенности использования игровых технологий обучения для развития творческих способностей обучающихся в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» и применить полученные результаты в учебной деятельности.
Исходя из поставленной цели были определены следующие задачи:
1) Изучить научно-методическую литературу по теме исследования.
2) Рассмотреть теоретические особенности применения игровых технологий обучения для развития творческих способностей обучающихся на уроках ОБЖ.
3) Разработать план уроков по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с применением игровых технологий.
4) Провести исследование уровня развития творческих способностей учащихся на уроках ОБЖ с применением игровых технологий на начало и конец периода исследования.
Объект исследования - игровая технология обучения в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
Предмет исследования - развитие творческих способностей учащихся 8 классов.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей учащихся при изучении школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» будет более эффективным, если на уроках ОБЖ будут применяться игровые технологии.
При написании ВКР были использованы следующие методы исследований:
1) Анализ научно-методической литературы по теме выпускной работы, изучение действующих учебников и программ.
2) Наблюдение, теоретический и эмпирический анализ.
3) Опытно-экспериментальная работа, включенное наблюдение, тестирование и анкетирование.
4) Статистическая обработка полученных данных.
База эксперимента: Прокопьевская средняя общеобразовательная школа № 45 Кемеровской области. Дипломная работа выполнялась в течение 2016-2018 гг.
Практическая значимость - результаты исследований могут быть использованы учителями ОБЖ в качестве методических рекомендаций при проведении занятий, направленных на развитие творческих способностей учащихся 8 классов.
Структура: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Жизнедеятельность - это сложный процесс создания человеком условий для своего развития и существования, взаимосвязанный с окружающей природной средой и социальной реальностью. Современное общество живет и действует как бы в двух взаимосвязанных мирах - в мире социума, сообщества людей и в мире природы. Оба эти мира очень тесно взаимодействуют между собой.
Создавая условия для существования, удовлетворяя свои потребности, человек воздействует на окружающий мир, тем самым вызывая его противодействие (биологическое, физическое, химическое, социальное и т. д.). Поэтому можно сказать, что любая сфера человеческой жизнедеятельности является потенциально опасной, так как сопряжена с вмешательством в эти взаимосвязанные миры и не всегда предсказуемой реакцией их на это вмешательство.
Поиск новых форм и приемов изучения основ безопасности жизнедеятельности в наше время - явление закономерное, необходимое, поскольку в современной школе, современном обществе, каждый человек будет учиться и работать опираясь на своих приоритеты, максимально используя особенности своей личности.
Наиболее результативно прививаются учащимся мотивы, направленные к соблюдению норм и правил безопасного поведения на улице, в школе, дома, на природе, а также - на производстве и в обществе, через общее образование на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности».
Содержание курса включает практику и теории защиты и безопасного поведения человека в повседневной жизни и в различных чрезвычайных и опасных ситуациях. Тематическими линиями содержания образовательной области ОБЖ служат: защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях, основы здорового образа жизни, основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи, основы защиты Отечества, современный комплекс проблем безопасности.
Формирование системы знаний о безопасной жизнедеятельности осуществляется в процессе воспитания и обучения в семье, в школе, в дошкольных учреждениях. Однако наиболее интенсивно данный процесс осуществляется в ходе преподавания в общеобразовательной школе курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Система таких знаний обосновывается учеными-методистами, реализуется в виде методических пособий для учителей, учебников, учебных программ. В соответствии с моделью таких знаний, изложенных в учебно-методических материалах, во внеклассной работе, на школьных уроках.
Рассматривая понятие игры как средства обучения можно сделать следующие выводы:
1) игра - эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;
2) правильно организованная с учётом специфики материала игра помогает учащимся выработать речевые умения и навыки, тренирует память.
3) игра развивает внимание и познавательный интерес к предмету, стимулирует умственную деятельность учащихся;
4) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
5) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
Применить полученные результаты в учебной деятельности показало, что на уроках ОБЖ создаются условия, благоприятствующие творчеству. Их развитие происходит в учебной деятельности, в которой ученик выражает свое отношение к ней. Чтобы школьный урок основ безопасности жизнедеятельности облечь в игровую форму используется множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:
1) доступность для учащихся данного возраста;
2) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Отличительная черта игровой деятельности на уроках ОБЖ - активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, потому что в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Эффективность развития творческих способностей школьников на уроке «Основы безопасности жизнедеятельности» связана с правильной, четкой постановкой задач. При постановке задач следует исходить из содержания тематического плана, состав учащихся, учитывать результаты предыдущего урока и сложность освоения нового материала, их подготовленность. Количество намечаемых задач определяется возможностям и их реализации на одном занятии.
В практической части ВКР было проведено исследование, целью которого стало - изучить динамику развития творческих способностей учащихся посредством применения игровых технологий в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности».
Педагогический эксперимент был организован и проведен в рамках учебного процесса. В эксперименте приняли участие учащиеся 8 А и 8 Б класса МБОУ СОШ № 45 Соответственно, учащиеся 8 А класса составили контрольную группу, а учащиеся 8 Б класса - экспериментальную группу.
На первом этапе осуществлялся теоретический анализ методической и психолого-педагогической литературы, проводилось наблюдение и теоретическое обобщение опыта работы школ по воспитанию учащихся в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности», определена база исследования и проведены первоначальные наблюдения.
На втором этапе выявлялись и систематизировались виды и формы игровых технологий, осуществлялась проверка разработанных мероприятий, разрабатывались и внедрялись в учебный процесс формы и методы организации игровой деятельности на уроках ОБЖ.
На третьем этапе проверялась общая гипотеза исследования, проводилось контрольное наблюдение за развитием творческих способностей учащихся посредством применения игровых технологий на уроках ОБЖ.
В конце сентября 2017 года было проведено первое наблюдение за исходным уровнем развития творческих способностей учащихся 8 классов на уроках ОБЖ. Проанализировав полученные данные, можно с уверенностью сказать, что исходный уровень развития творческих способностей учащихся 8 классов находится на низком уровне как в контрольной, так и в экспериментальной группе - 51 и 55 % соответственно.
В период с сентября по март 2018 года учащиеся 8 А класса МБОУ СОШ № 45 занимались по курсу ОБЖ в соответствии со школьной программой в виде семинаров, а в экспериментальном 8 Б классе занятия проводились в игровой форме. Они включали различные нетрадиционные формы дидактических игр, сюжетно-ролевые игры, работу с индивидуальными карточками, моделирование ситуаций, развлечения, игры- эксперименты, минутки безопасности, тематические мероприятия. В конце марта 2018 года было проведено повторное исследование уровня творческих способностей учащихся для определения прироста. По итогам повторного наблюдения были получены следующие результаты: сравнение показателей начального и итогового наблюдения показало прирост уровня развития творческих способностей в обеих группах. Однако, в экспериментальной группе, после проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» с использованием игровых технологий показатель уровня творческих способностей учащихся вырос значительнее, нежели у учащихся контрольной группы, занимающихся по стандартной системе обучения курсу ОБЖ. Таким образом, в конце исследования уровень развития творческих способностей учащихся экспериментальной группы составил следующие соотношения: высокий уровень отмечен у 51% учащихся группы, средний уровень - у 33 % учащихся, низкий уровень уменьшился на 39% и составил в конце исследования 16 %.
Отсюда можно сделать вывод о том, что применение на уроках ОБЖ игровых технологий способствует лучшему развитию творческих способностей учащихся.
1. Айзман, Р.И. Безопасность жизнедеятельности: практикум / Р.И. Айзман, С.В. Петров, Н.С. Шуленина. - Новосибирск: «АРТА», 2013. - 288с.
2. Андреева, Е. Применение инновационных технологий на уроках ОБЖ / Е. Андреева // ОБЖ, 2003. - № 4. - С. 54-59.
3. Анисимов, В.В. Формы обучения и организации учебного процесса в школе: учеб. для вузов / В.В. Анисимов. - М.: Просвещение, 2014. - 574 с.
4. Анисимов, В.В Общие основы педагогики: учеб. для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. - М.: Просвещение, 2013. - 587 c.
5. Антюхин, Э. Концепция воспитания безопасности жизнедеятельности / Э. Антюхин // Основы безопасности жизни, 2015. - № 9. - С. 40-42.
6. Бабанский, Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе / Ю.К. Бабанский. - М.: Просвещение, 2010. - 410 с.
7. Байбородова, Л.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: метод. пособие / Л.В. Байбородова, Ю.В. Индюков. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 272 с.
8. Белов, С.В. Безопасность жизнедеятельности / С.В. Белов. - М.: Высшая школа, 2009. - 308 с.
9. Бордовский, Г.А. Управление качеством образовательного процесса / Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапеции. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2011. - 359 с.
10. Винокурова, Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей / Н.К. Винокурова. - М.: Аст-Пресс, 2009. - 127 с.
11. Гинецинский, В.И. Современные образовательные технологии: учебное пособие / В.И Гинецинский. - М.: Изд-во КноРус, 2009. - 432 с.
12. Грани педагогики безопасности: материалы всероссийской научной конференции, Екатеринбург, 29 апреля 2011 г. / Под ред. В.В. Гафнера. - Екатеренбург: ГОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2011. - 134 с.
13. Зотова, А.М. Учебные игры на уроках и их роль в развитии личности учащегося / А.М. Зотова // Обучение в школе, 2014. - № 7. - С. 63¬64.
14. Кульневич, С.В. Совсем необычный урок: практ. пос. для учителей, студентов средн. и высших пед. уч. зав. / Т.П. Лакоценина. - Ростов-на-Дону:Изд-во «Учитель», 2011. - 217 с.
15. Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания: учебное пособие для школьных психологов и педагогов / О.В. Лишин. - М.: Институт практической психологии, 2002. - 464 с.
16. Лук, А.Н. Психология творчества / А.Н. лук. - М.: Наука, 1999. -
233 с.
17. Малинина, И.А. Применение активных методов обучения как одно из средств повышения эффективности учебного процесса / И.А. Малинина //Молодой ученый, 2011. - №11. - С. 166-168.
18. Малышева, Г.И. Пусть урок будет интересным / Г.И. Малышева // Воспитание школьников, 2006. - № 9. - С. 27-31.
19. Мельникова, Н.Ф. Педагогические основы обучения безопасности жизедеятельности / Н.Ф. Мельникова // ОБЖ: основы безопасности жизни, 2016. - № 4. - С. 9-13.
20. Нестеров, И.А. Безопасность жизнедеятельности: практикум / И.А. Нестеров, И.В. Никитин, Р.Я. Хамидуллин. - М.: ММИЭИФП, 2012. - 138 с.
21. Панфилова, А.П. Игровое моделирование в деятельности педагога / А.П. Панфилова. - М.: Академия, 2005. - 297 с.
22. Петров, С.В. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности: учебное пособие / Р.И. Айзман, С.В. Петров, А.В. Тимкин, В.М. Ширшова. - Новосибирск: АРТА, 2011. - 208 с.
23. Петрусинский, В.В. Искусство общения в играх / В.В. Петрусинский. - М.: Владос, 2007. - 200 с.
24. Просандеев, А. Педагогические условия эффективного обучения ОБЖ / А. Просандеев, А. Попков // ОБЖ: основы Безопасности Жизни, 2015.- № 6. - С. 44-48.
25. Титов, С.В. Тематические игры по ОБЖ: методическое пособие для учителя / С.В. Титов, Г.И. Шабаева. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 176 с.
26. Тронева, Л.Ф. Использование современных технологий на уроках ОБЖ / Л.Ф. Тронева // ОБЖ: основы Безопасности Жизни, 2014. - № 8. - С.11-16.
27. Хуторский, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения / А.В. Хуторский. - М.: Сфера, 2014. - 248 с.